Тема: Химия-наукао веществах, их свойствах и превращениях
Задачи:
— сформировать понятие о химии, как науке о веществах и их превращениях;
— обозначить понятие «вещество», «свойства веществ», «физическое тело»,«физические свойства веществ»;
— способствовать развитию умений сравнивать, делать выводы;
— показать значение химии в жизни человека
Мотивацияи целеполагание:
Начинаем с вопроса «Что нам известно о химии». В процессе беседы выясняем, чтоже известно учащимся о химии. Другая часть беседы посвящена вопросу «Химия внашей жизни».
Химия играет в жизни человека огромную роль. Мы не можем обойтись без того, чтодает нам химия. Наша задача – выяснить, что является предметом изучения химии.
Изучениенового материала:
Вы знакомитесь с новым предметом – химией, которая играет огромную роль в жизнисовременного человека, как в его быту, так и в промышленности. Что же такоехимия? Что является предметом изучения химии?
Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Давайтепосмотрим на рис. 3. Это – физические тела. Их объединяет одно свойство – всеони сделаны из стекла. Стекло и является веществом. Поэтому можно сделатьвывод, что вещество – это то, из чего состоят физические тела.
Вам уже известно, что некоторые вещества состоят из молекул. Такие какмолекула углекислого газа, молекула воды, а такие вещества как алмаз или песок,состоят из атомов.
Представьте, атомы настолько малы, что на человеческом волосе их поместитьсянесколько миллиардов. Однако видов атомов всего 114. Определенный вид атомовназывается химическим элементом.
Из таких вот отдельных изолированных атомов состоят такие вещества как ксенон,аргон, неон, криптон, гелий. Их еще называют благородными или инертными газами,потому что их атомы не соединяются друг с другом и почти не соединяются с атомами другими химических элементов.
Посмотрите, атомы водорода могут существовать поодиночке (рис. 4а), могут соединятьсяв молекулы по два атома (рис. 4б), а могут соединяться с другими атомами, как вмолекуле воды они соединены с кислородом (рис. 4в).
Таким образом, если вещество состоит из атомов одного вида, то оно называетсяпростым. А если вещество состоит из атомов разных химических элементов, то ононазывается сложным или химическим соединением. Вы уже знакомы – это молекулаводы – Н2О.
Все вещества отличаются друг от друга своими свойствами. Запомните, чтосвойства – это признаки, по которым вещества отличаются друг от друга.
Следует различать физические и химические свойства веществ. С химическимисвойствами мы познакомимся позже. А сейчас необходимо запомнить, как описывать физические свойствам вещества: это
1. Агрегатноесостояние (вспомните, их три: газообразное, жидкое и твердое)
2. Указатьцвет
3. Запах(есть или нет)
4. Твердость(описывается по шкале Мооса)
5. Плотность(больше или меньше единицы)
6. Ткипения и плавления (эти данные указаны в таблицах в учебнике)
7. Электропроводностьи теплопроводность (в основном это свойство характерно для металлов)
8. Растворимостьв воде (т.е. растворяется вещество или не растворяется в воде)
9. Атакже пластичность, ковкость (это свойство тоже характерно в основном дляметаллов)
Зная различные свойства веществ, человек может использовать их с пользой длясебя. Рассмотрим пример использования алюминия.
Благодаря легкости и прочности его используют в самолето- и ракетостроении,легкость и хорошую электропроводность алюминия используют для изготовления электрическихпроводов, его теплопроводность и неядовитость – при изготовлении алюминиевойпосуды, неядовитость и пластичность дает возможность применять алюминий дляизготовления фольги, а такое его свойство, как способность гореть ослепительнымпламенем позволят его использовать при производстве бенгальских огней.
Обобщениеи систематизация знаний:
1. «Ловиошибку»
Прослушайтепредложения и, если заметили ошибку, поднимите правую руку.
А. Вода – этовещество без цвета, запаха и со сладким вкусом.
Б. Сера – твердое,желтое вещество, притягивающееся магнитом.
В. Железо – этовещество темно-серого цвета, притягивающееся магнитом и не проводящееэлектрический ток.
2. «Дополнипредложение»
Любой предмет,нас окружающий, это …, которое состоит из …, которое имеет …, которые бывают …и …. Химия – это наука о …, их … и …
Закрепление:
Тест-самоконтроль
1. Любойпредмет, нас окружающий – это:
а)физическое тело; б) вещество.
2. Стеклянная ваза, стеклянный стакан, стеклянная колба – это:
а) тела;б) вещества.
3. Вещество– это:
а) то, ичего состоит физическое тело;
б) любойпредмет нас окружающий.
4. В каком изпредложений, приведенных ниже, речь идет о стекле как о физическом теле?
а) онразбил оконное стекло; б) ваза сделана из стекла.
5. Свойствавещества – это:
а)признаки, по которым вещества отличаются друг от друга;
б) цветвещества.
6. Укажитефизическое свойство воды:
а) водалегко испаряется; б) вода разлагается на водород и кислород при пропусканиичерез нее электрического тока.
7. Укажитевещество, которому соответствуют следующие свойства: серебристо-серое,электропроводное, притягивается магнитом.
а) железо;б) алюминий.
Решитекроссворд:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Представленная информация была полезной? ДА 59.46% НЕТ 40.54% Проголосовало: 1157 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
1 – любой предмет,нас окружающий;
2 – то, из чегосостоят физические тела;
3 – признаки, покоторым вещества сходны или отличаются друг от друга;
4 – свойства,которые мы можем описать сами у веществ;
5 – свойства,которые мы не можем сами описать с помощью органов чувств;
6 – наука овеществах и их превращениях.
Ответы: 1 –физическое тело; 2 – вещество; 3 – свойства; 4 – физические; 5 – химические; 6– химия.
Рефлексияи подведение итогов:
— Как высчитаете, узнали ли вы сегодня что-то новое и полезное для себя?
Какова роль химиив нашей жизни?
Домашнеезадание:
I уровень:§ 2, упр. 6,8,9;
II уровень: тоже+ изготовить газету-стенд «Химия в нашей жизни», сравнить серу и медь по всемфизическим характеристикам.