Урок литературного чтения
И.А.Крылов «Мартышка и очки»
ЦЕЛЬ:
-продолжитьзнакомить учащихся с баснями И. А. Крылова;
— расширятьпредставление учеников о басне;
— учить детейнаходить скрытый смысл, заключенный в басне;
— развиватьмышление, речь учащихся ;
— воспитание морально нравственных качеств у учащихся, стремлениек знаниям, критичность мышления.
Ход урока
I. Организационный момент
-Послушайте небольшую историю. (учитель читает текст )
На ночном небе светят ярко звёзды.Когда наступает утро, небо становится светлым, голубым. Выходит доброе ирадостное Солнышко. Его любят все люди, все звери, все птицы, все деревья ицветы. А вокруг Солнца проплывают белые пушистые Облака.
Однажды утром Солнышко нанебе не появилось. Облака перестали улыбаться и играть. Одно Облако удивилось исказало: «Куда же подевалось Солнышко?» А второе Облако очень испугалось и всёвремя говорило: «Как страшно без Солнышка! Я боюсь! Я боюсь!» Нахмурилосьтретье Облачко, сдвинуло свои бровки и стало ругаться. От этого и другое Облакорасстроилось, загрустило так сильно, что даже заплакало: «Кап – кап!» Пошёлсильный дождь. А самое маленькое Облачко было спокойное, оно всех успокаивало:«Не бойтесь, не грустите и не злитесь! Солнышко обязательно появится, и мыснова с вами будем играть и веселиться, надо только всегда думать о хорошем!»
-Каковаглавная мысль этого теста?
Делайтедобро, помогайте друг другу, думайте о хорошем, у вас всё получится.
II. Речевая разминка ( слайд 2)
Сидитмартышка на вышке,
Бросаетоттуда шишки.
-читаемтекст ( внутренняя речь)
-прочитайте шёпотом, быстро
-прочитайте эти слова и отругайте мартышку
— атеперь похвалите мартышку
III. Проверка домашнего задания.
— Скакой сказкой познакомились?
— Ктоавтор?
-Какой герой сказки у вас вызвал положительные эмоции? Почему?
— Коговы считаете отрицательным героем? Почему?
-Какоймы можем сделать вывод?
IV. Актуализация знаний.( слайд 3)
— Надоске зашифрованы названия литературных жанров.
КЗАСАК,ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК
-Расшифруйте их и определите, с каким из них мы ещё не встречались в этом году?
-Сегодня мы обратимся к жанру басни.
( слайд 5 )- Расшифруйте и вы отгадаете ФИОавтора
3,4;3,5; 1,5; 2,3
1,5;2,3; 5,5; 5,3; 6,5; 6,5: 3,5; 3,4; 6,2
5,4;5,3; 3,1; 6,4; 3,3; 3,5
-Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова ( слайд 6)
— Ачтобы узнать о ком она, найдите лишнее животное в этой группе.
(слайд7)
(слайд 8)— Сегоднямы с вами познакомимся с басней И.А.Крылова «Мартышка и очки», а познакомитьсяс басней Крылова – значит стать умнее, узнать что – то новое, важное о себе илюдях.
(слайд 10) На доске опорная запись:
1)Узнать, …
2)Учиться понимать …
Ответитьна вопрос: для чего мы читаем басни И. А.Крылова?
V. Работапо теме урока.( слайд 11)
Прежде всегопознакомимся с биографией замечательного баснописца И. А. Крылова.
Родился 13февраля 1769 г. в Москве . Изучал литературуи математику, французский и итальянский языки, переводил стихи и прозу. Носамое главное , он написал огромное количество великолепных басен. Басни Крылова любят ивзрослые и дети.Поэт очень любил и уважал людей и хотел чтобы они стали лучше . А.С.Пушкин назвалего «истинно народным поэтом».
Давайтепослушаем интересные факты из биографии Крылова, которые подготовили для насученики.
Рассмотритепортрета И. А. Крылова. Каким он вам представляется по характеру?
( слайд 12)Что такое басня?
Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в которомвысмеиваются недостатки людей;
ü В басняхобычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей;
ü Басня начинаетсяили заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.
Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?
-Так кто главные герои басен?
-Чьи поступки высмеивает автор?
-Значит,все недостатки людей автор переносит на животных.
-Аэто обидно для человека?
-Каквы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека?
-И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует довольно необычный приём:переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это –нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки.
ФИЗМИНУТКА(слайд 13)
(слайд 14)-Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов:
Работав группах (пользуются словарями):
Дюжина-12;
Полдюжины-6;
Темя- верхняя часть головы;
Нанижет- оденет подряд на нитку, проволоку;
Нетпроку — нет толку;
Невежда- необразованный, несведущий человек;
Кхуду клонит — к плохому клонит;
Познатней- знать — в буржуазно — дворянском обществе: высший слой привилегированногокласса;
Невежа-грубый, невоспитанный человек.
VI. Первичное чтение ( слайд 15)
-Послушайте басню в исполнении актёра,постарайтесь представить себе те лица, о которых идёт речь.
— Понравилось ливам исполнение басни?
-Что заставило васулыбнуться?
— Понравилась ваммартышка?
Чтение басни учащимися. С.134
— Найдите в тексте мораль этой басни. (слайд 16)
— С каким человеческим пороком боролсяКрылов, создавая эту басню?( Снеобразованностью)
— Что же автор хотел сказать нам, читателям?( Надо учиться, чтобы быть образованными,стыдно быть невеждами.)
— Да, ребята, Крылов помогает увидеть всебе недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них. Его баснивысмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, лень, невежество, ложь ит.п.
Работа над выразительным чтениембасни.
— Как читаем первые строчки? (Спокойно. )
— Прочитайте выразительно, как Мартышкапримеряла очки.
— Как реагирует Мартышка на то, что очкине действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? С радостью, огорчением,досадой, недовольством? (С досадой, недовольством. )
— Как понимаете выражение «это зло ещё нетак большой руки», «тьфу, пропасть!», «проку на волос нет в них» (нет пользы),«о камень так хватила их, что только брызги засверкали»
Работа в паре( слайд 17)
VII. Подведениеитогов ( слайд 18)
-Вернемся к нашимцелям, которые поставили в начале урока.
-Что узналинового? (Узнали, что такое басня.)
-Что научилисьпонимать?( научились понимать мораль.)
— Для чего людичитают басни И. А. Крылова?( Чтобы стать умнее,лучше, не совершать подобных ошибок.)
— Чтение басен Крылова обогащает насзнанием жизни, родного языка. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться сновой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и олюдях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце.
— Хотели бы вы быть похожими на героинюбасни?
VIII.Рефлекторно-оценочный(слайд 20)
— Закончите предложение, выбрав слова,которые соответствуют вашему настроению.
IX .Домашнее задание( слайд 21)
Выучить басню наизусть с.134-135