X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Урок литературного чтения

И.А.Крылов  «Мартышка и очки»

 

ЦЕЛЬ:

-продолжитьзнакомить учащихся с баснями И. А. Крылова;

— расширятьпредставление учеников о басне;

— учить детейнаходить скрытый смысл, заключенный в басне;

— развиватьмышление, речь учащихся ;

воспитание морально нравственных качеств у учащихся, стремлениек знаниям, критичность мышления.

 

Ход урока

I. Организационный момент

-Послушайте небольшую историю. (учитель читает текст )

     На ночном небе светят ярко звёзды.Когда наступает утро, небо становится светлым, голубым. Выходит доброе ирадостное Солнышко. Его любят все люди, все звери, все птицы, все деревья ицветы. А вокруг Солнца проплывают белые пушистые Облака.

     Однажды утром Солнышко нанебе не появилось. Облака перестали улыбаться и играть. Одно Облако удивилось исказало: «Куда же подевалось Солнышко?» А второе Облако очень испугалось и всёвремя говорило: «Как страшно без Солнышка! Я боюсь! Я боюсь!» Нахмурилосьтретье Облачко, сдвинуло свои бровки и стало ругаться. От этого и другое Облакорасстроилось, загрустило так сильно, что даже заплакало: «Кап – кап!» Пошёлсильный дождь. А самое маленькое Облачко было спокойное, оно всех успокаивало:«Не бойтесь, не грустите и не злитесь! Солнышко обязательно появится, и мыснова с вами будем играть и веселиться, надо только всегда думать о хорошем!»

-Каковаглавная мысль этого теста?

Делайтедобро, помогайте  друг другу, думайте о хорошем, у вас всё получится.

II. Речевая разминка ( слайд 2)

Сидитмартышка на вышке,

Бросаетоттуда шишки.

 

-читаемтекст ( внутренняя речь)

-прочитайте шёпотом, быстро

-прочитайте эти слова и отругайте мартышку

— атеперь похвалите мартышку

III. Проверка домашнего задания.

— Скакой сказкой познакомились?

— Ктоавтор?

-Какой герой  сказки у вас вызвал положительные эмоции? Почему?

— Коговы считаете отрицательным героем? Почему?

 -Какоймы можем сделать вывод?

IV. Актуализация  знаний.( слайд 3)

— Надоске зашифрованы названия литературных жанров.

КЗАСАК,ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК

 

-Расшифруйте их и определите, с каким из них мы ещё не встречались в этом году?

-Сегодня мы обратимся к жанру басни.

( слайд 5 )- Расшифруйте и вы отгадаете ФИОавтора

3,4;3,5; 1,5; 2,3

1,5;2,3; 5,5; 5,3; 6,5; 6,5: 3,5; 3,4; 6,2

5,4;5,3; 3,1; 6,4; 3,3; 3,5

 

-Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова ( слайд 6)

— Ачтобы узнать о ком она, найдите лишнее животное в этой группе.

(слайд7)

(слайд 8)— Сегоднямы с вами познакомимся с басней И.А.Крылова «Мартышка и очки», а познакомитьсяс басней Крылова – значит стать умнее, узнать что – то новое, важное о себе илюдях.

(слайд 10) На доске опорная запись:

1)Узнать, …

2)Учиться понимать …

Ответитьна вопрос: для чего мы читаем басни И. А.Крылова?                                

 

     V. Работапо теме урока.( слайд 11)

     Прежде всегопознакомимся с  биографией  замечательного баснописца   И. А. Крылова.

     Родился 13февраля 1769 г. в Москве . Изучал литературуи математику, французский и итальянский языки, переводил стихи и прозу. Носамое главное , он написал огромное количество великолепных басен. Басни Крылова любят ивзрослые и дети.Поэт очень любил и уважал людей и хотел чтобы они стали лучше . А.С.Пушкин  назвалего «истинно народным поэтом».

     Давайтепослушаем интересные факты из биографии Крылова, которые подготовили для насученики.

  

  Рассмотритепортрета И. А. Крылова. Каким он вам представляется по характеру?

( слайд 12)Что такое басня?

Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

    Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в которомвысмеиваются недостатки людей;

ü    В басняхобычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей;

ü    Басня начинаетсяили заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

 

    Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

-Так кто главные герои басен?

-Чьи поступки высмеивает автор?

-Значит,все недостатки людей автор переносит на животных.

-Аэто обидно для человека?

-Каквы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека?

-И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует довольно необычный приём:переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это –нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки.

 

ФИЗМИНУТКА(слайд 13)

 

(слайд 14)-Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов:

Работав группах (пользуются словарями):

Дюжина-12;

Полдюжины-6;

Темя- верхняя часть головы;

Нанижет- оденет подряд на нитку, проволоку;

Нетпроку — нет толку;

Невежда- необразованный, несведущий человек;

Кхуду клонит — к плохому клонит;

Познатней- знать — в буржуазно — дворянском обществе: высший слой привилегированногокласса;

Невежа-грубый, невоспитанный человек.

VI. Первичное чтение ( слайд 15)

-Послушайте басню в исполнении актёра,постарайтесь представить себе те лица, о которых идёт речь.

— Понравилось ливам исполнение басни?

-Что заставило васулыбнуться?

— Понравилась ваммартышка?

Чтение басни учащимися. С.134

— Найдите в тексте мораль этой басни. (слайд 16)

— С каким человеческим пороком боролсяКрылов, создавая эту басню?( Снеобразованностью)

— Что же автор хотел сказать нам, читателям?( Надо учиться, чтобы быть образованными,стыдно быть невеждами.)

— Да, ребята, Крылов помогает увидеть всебе недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них. Его баснивысмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, лень, невежество, ложь ит.п.

 

Работа над выразительным чтениембасни.

— Как читаем первые строчки? (Спокойно. )

 — Прочитайте выразительно, как Мартышкапримеряла очки.

— Как реагирует Мартышка на то, что очкине действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? С радостью, огорчением,досадой, недовольством?   (С досадой, недовольством.  ) 

— Как понимаете выражение «это зло ещё нетак большой руки», «тьфу, пропасть!», «проку на волос нет в них»  (нет пользы),«о камень так хватила их, что только брызги засверкали»

Работа в паре( слайд 17)

VII. Подведениеитогов ( слайд 18)

-Вернемся к нашимцелям, которые поставили в начале урока.

-Что узналинового? (Узнали, что такое басня.)

-Что научилисьпонимать?( научились понимать мораль.)

— Для чего людичитают басни И. А. Крылова?( Чтобы стать умнее,лучше, не совершать подобных ошибок.)

— Чтение басен Крылова обогащает насзнанием жизни, родного языка. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться сновой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и олюдях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце.

— Хотели бы вы быть похожими на героинюбасни?

VIII.Рефлекторно-оценочный(слайд 20)

— Закончите предложение, выбрав слова,которые соответствуют вашему настроению.

IX .Домашнее задание( слайд 21)

Выучить басню наизусть с.134-135

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет