X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

«Кейс технологии для организации

 сюжетно-ролевых игр по финансовой грамотности»

Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Нашидети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые онибудут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни. Дети рано включаются вэкономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями вмагазины, участвуют в финансово-экономических отношениях, овладевая, такимобразом, экономической информацией на житейском уровне. Чем раньше дети узнаюто роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут бытьсформированы полезные финансовые привычки. Так возникла необходимостьобновления и повышения качества дошкольного образования, целью которогоявляется выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. Ачтобы у детей приобретался первичный опыт ориентировки в элементарныхэкономических явлениях, формировалась основа в создания будущего экономическогомышления, мы применили кейс технологии. Итак, что такое кейс — технологии? Самослово «Кейс» переводят с латинского как «казус, необычный случай» и санглийского «чемодан, портфель». Получается, что кейс – технологии – это«портфель с необычными ситуациями, случаями». Кейсы с заданиями предназначеныдля формирования основ финансовой грамотностидетей старшего дошкольного возраста.

В кейсе могут быть представлены несколько заданий/упражнений покаждому компоненту. Педагог выбирает задание/упражнение/ситуацию в зависимостиот цели и задач. Кейс может содержать текстовый материал – интервью, статьи ихудожественные тексты (или их фрагменты) и иллюстративный материал – фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи

Главное еепредназначение – развивать способность анализировать различные проблемы инаходить их решение, а также умение работать с информацией.

Цельсоздания кейса: является создание основдля формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольноговозраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущегогражданина.

Кейснаправлен на решение задач:

-формированиепервичных экономических представлений и компетенций;

-развитиеэкономического мышления дошкольников;

-воспитаниесоциально-личностных качеств и ценностных ориентиров,   необходимыхдля рационального поведения в сфере экономики.

Предполагаемыерезультаты. По внедрению кейса мероприятий дети могут:

Активноиспользовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории,которым было уделено внимание в ходе реализации игр (деньги, цена, товар,семейный бюджет и пр.).

Осознавать исоизмерять свои потребности и возможности.

Получитьпредставления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда,пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на ихбудущий труд.

Понимать, чторасходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучиэкономным, их уменьшить.

Осознавать,что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, еслиразумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всейсемьей или приобретения необходимых, вещей 

Контролироватьответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательносказаться на экономическом положении семьи и его самого. 

Понимать, чтореклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи издоровью человека.

Осознаниедетьми на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт -деньги» и«стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетнымикачества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость,экономность, трудолюбие — и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость,доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки ит. п.).

Развитаяэмоциональная сфера детей, умение понимать свое эмоциональное состояние,регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку,способность распознавать чувства других людей

Дидактическийматериал представляет собой кейс, в котором находятся пять папок, карман с«монетами» достоинством в одну, две, пять и десять «монет» и карточки «списокпокупок», краткий словарь экономических терминов. Каждая папка содержитдидактический материал для определенного вида сюжетно-ролевой игры:«Супермаркет», «Ателье», «Кафе», «Оборудование и услуги», «Мы идем в поход!».Папки содержат прайс-листы с изображением товаров соответствующих теме папки. Укаждого товара в прайс-листах представлена его цена.

В каждой папкенаходится карман с карточками, на которых изображены те же товары что и напрайс-листах отдельно каждый. Папки в кейсе расположены по порядку. В этомпорядке и нужно осваивать материал. Перед использованием материала следующейпапки рекомендуется изучать предложенный словарь экономических терминов. Папкис дидактическим материалом можно объединять для создания разнообразныхвариантов игр. Дидактический материал «Финансовый кейс» разработан для детей от5 до 7 лет, может использоваться для сюжетно-ролевых и дидактических игр,индивидуально, в подгруппах (2-8 человек – количество определяется воспитателемв зависимости от цели и вида игры), в совместной и самостоятельнойдеятельности. Дидактический материал может использоваться любым педагогом, влюбом дошкольном учреждении, в домашних условиях родителями с детьми, так какразработан полностью, имеет четкие инструкции по применению и никакихспециальных условий и умений для его использования не требуется.

Папка«Супермаркет»:

Пособие можноиспользовать как в качестве дидактической игры «Дорого – дешево», так и дляпроведения сюжетно-ролевой игры «Поход в супермаркет»

Задания: Датьдетям карточки товаров с разными ценами и попросить, разложить их впоследовательности от самого дешевого к самому дорогому.

Предложитьдетям сравнить товары и пояснить, почему разная цена на товары из однойкатегории (например: шапка – куртка; фломастеры — рюкзак).

Пособие можноиспользовать как в качестве дидактической игры «Потребность – возможность», таки для проведения сюжетно-ролевой игры «Поход в супермаркет»

Задания: Предложитьдетям прайс–листы и попросить выбрать товары самостоятельно или отвечая навопросы.

Какие продуктыты сможешь купить, если у тебя 5 рублей?

Собираешься наДень Рождения к другу/подруге, какой подарок понравится имениннику? А что,можешь купить ты, если у тебя 4 рубля?

Что бы тывыбрал себе на подарок, имея 2 рубля? и т.д.

Предложитьдетям объяснить свой выбор.

3.Пособиеможно использовать как в качестве дидактической игры «Вот, что я выбираю», таки для проведения сюжетно-ролевой игры «Поход в супермаркет».

Задания:Предложить детям выбрать карточки с изображением товаров,которыеонихотят купитьв магазине, к предложенным ситуациям:

Что купить,когда ты голоден.

Семья ждетгостей.

В гости кдругу/подруге.

Наряд напраздник. и т.д.

Обсчитатьпокупку, отдать деньги за приобретенный товар. Попросить детей объяснить свойвыбор. В дальнейшем, для усложнения игры, детям дается фиксированная сумма. Дляоблегчения счета, пользоваться монетами.

4.Пособиеможно использовать как в качестве дидактической игры «Список покупок», так идля проведения сюжетно-ролевой игры «Поход в супермаркет».

Задания:Предложитьдетям самостоятельно составить«списокпокупок»кпредстоящему событию (наряд кодню рождения, званный обед. и.т.п.). Используя для этих целей многоразовые карточки«список покупок». Обсчитать покупку, отдать деньги за приобретенный товар. Дляоблегчения счета, пользоваться монетами.

5.Пособиеможно использовать как в качестве дидактической игры «Посчитай сдачу», так идля проведения сюжетно-ролевой игры «Поход в супермаркет».

Задания:Датьдетям задание,выбрать определенные товары или товары из своего«Списка покупок»,при этом выдать каждому сумму больше, чем стоимость покупки. Попроситьпосчитать стоимость покупки и сдачу, которую он должен получить. Для облегчениясчета, пользоваться монетами.

Папка «Кафе»

1.Пособиеможно использовать как в качестве дидактической игры «Вот, что я выбираю», таки для проведения сюжетно-ролевой игры «Поход в ресторан»

Задания:Предложить детям составить меню– «список покупок» из блюд, предложенных в папке«Ресторан». Обсчитать стоимость покупки и сумму сдачи. Для облегчения счета,пользоваться монетами.

Можноусложнить этот вариант игры, составив меню на несколько человек (чтобы былолегче считать, можно пользоваться монетами)

Папка «Ателье»

С/р игра«Модельер»

Сюжет игры:дети составляют эскиз наряда, затем обсчитывают его стоимость и продают заусловные деньги. Цена материала и фурнитуры отражена в прайс-листах.

Папка «Мы идемв поход!»

С/р игра «Мыидем в поход!»

Сюжет игры:Предложить детям разделиться на 2 команды, каждой из которой выдается 10рублей. 1 команда выбирает продукты, 2 команда выбирает оборудование

для похода,составляя «список покупок». Условие – уложиться в данную сумму денег. Так жеможно создать еще 2 команды, каждая из которой будет создавать рекламу маршрутатуристического похода. Когда «куплены продукты и оборудование, выбран маршрутпохода, дети «идут» в поход.

Папки:«Ателье», «Кафе», «Оборудование и услуги».

С/р игра «Япредприниматель»

Сюжет игры:Предложить детям открыть свое дело («Кафе», «Парикмахерская», «Ремонт и пошиводежды» и т. п.). Составить «список покупок» выбрав товары из предложенныхпапок. Обсчитать сумму, в которую обойдется открытие своего дела. Дляоблегчения счета, пользоваться монетами. Чтобы усложнить задачу, можно выдатьопределенную сумму денег.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Модуль 1.Управление личными финансовыми денежными средствами иформирование  семейного бюджета.

 

 

 

 

Модуль 2. Банковские услугинаселению:

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль 3. Работа с финансовымиинструментами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль 4.Работа общей группой взрослых и детей, проигрываниеситуаций и дискуссия по проблеме.

 

 

Модуль 5. Презентациясовместно взросло-детская (продукт деятельности) и экспертиза решений(рефлексия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Промежуточная оценка сформированности финансовой грамотности 

у старших дошкольников

 

 

 

 Прослеживается положительная динамика сформированностиэкономической грамотности через кейс технологии. Данные рисунка убедительноуказывают на то, что после целенаправленной работы по экономическому воспитаниювозросло количество детей, отнесенных к высокому и среднему уровнюэкономической грамотности.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет