X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Работанад расширением речевой практики детей с нарушенным слухом во время прогулок.

Формированиекоммуникативных навыков и умений для учащихся с проблемами слуха являетсяважной жизненной компетенцией, так как от уровня развития речи зависят возможностичеловека с недостатками слуха получить дальнейшее образование, работу, вестисамостоятельный независимый образ жизни, т.е. социализация.

В последнее время изменилась и усложнилась категория учащихсяшкол для детей с нарушением слуха. Наблюдается рост доли детей с тяжёлымикомплексными нарушениями, имеющих сложную структуру дефекта, сочетаниенескольких психофизических нарушений, нуждающихся в создании максимальноразвёрнутой системы специальных условий обучения и воспитания таких детей.

Для более полного овладения речевой компетенцией в условияхшколы – интерната необходимо проводить работу по вовлечению детей в бытовуюжизнь, по реализации творческих способностей. Поэтому важной составляющейсистемы речевой коррекционной работы является воспитательная работа вовнеурочное время и деятельность детей во второй половине дня.

Внеурочная работа менее регламентирована, чем урок и болееиндивидуальна, но также требует от педагогов владения современными технологиямивоспитания: технологией диалога, педагогических ситуаций, игровымитехнологиями, проектной деятельности.

Во внеурочное время, также как и на общеобразовательных уроках испециальных занятиях, должно осуществляться постоянное мотивированное речевоеобщение с воспитанниками, развитие у детей с нарушением слуха потребности вречевом общении и поддержка всех проявлений речи независимо от уровня речевогоразвития, навыков произношения.

Во внеклассное времяв потоке речевой информации словесный материал не подбирается с учетомфонетического принципа, как в учебном процессе. Формирование навыковпроизношения у детей с нарушением слуха во внеурочное время происходит путемобщения с окружающими в условиях специально-организованной слухоречевой средыпри наличии отобранного речевого материала. Слухоречевая среда организуется входе всего учебно – воспитательного процесса и предполагает постоянноемотивированное общение с ребенком с нарушенным слухом, независимо от еговозможностей восприятия речи и уровня речевого развития.

При подборе речевогоматериала педагоги преимущественно отбирают слова и фразы, необходимые учащимсядля общения в конкретной ситуации. Формирование коммуникативных умений внекласса требует использование разнообразных методов. В младших классахнаибольшее применение находят словесные, наглядные, практические методы. Привыборе метода учитывается уровень речевого развития, особенности характера,темперамента детей, их склонностей и интересов.

Достижениевоспитанниками свободного словесного общения формируется длительной работой иобеспечением учащихся богатым опытом подобного общения.

Одно из важных мест  во внекласснойработе по развитию речи занимают прогулки. Слова, в произношении которых дети упражняются в естественныхусловиях, на реальных предметах, запоминаются быстрее. Младший школьник снарушенным слухом мыслит конкретно, образно, и поэтому на прогулке  мыпродолжаем работу учителя,  иногда воспитатель знакомит детей с новым словом –названием предмета или явления, а педагог затем использует эти слова на уроке.

Например, воспитатель первым знакомитдетей с глаголами прошедшего времени – гуляли, играли, прыгали, собирали идр.

Работа по обогащению словаря планируетсяна каждую четверть и воспитатель вместе с учителем отбирает весь необходимыйматериал, который нужен на прогулке.

Прогулку мы должны строить так:

1.    Отмечаем, какое время года,какая погода, знакомим с окружающим путём наблюдений.

2.    Труд детей на участке.

3.    Подвижные игры со всей группойдетей, игры – забавы, индивидуальная работа с детьми.

Ознакомление детей младшего школьноговозраста с природой окружающим миром надо начинать с наиболее доступных для нихприродных объектов, расположенных на участке. В дальнейшем можно проводитьпрогулки в парке или сквере, находящихся недалеко от школы.

Наблюдения за одним и тем же объектомдолжны быть непродолжительными, но многократными.

Так, знакомство с цветущими растенияминачинаем с рассматривания клумбы, отмечаем красоту цветов. Даём таблички – цветы,красивые.

При повторном осмотре клумбы детямпоказываем отдельные части растения – стебель, листья, цветы. Предлагаемпонюхать некоторые из них. Объясняем, почему нельзя ходить по клумбам и мятьцветы. В дальнейшем осматривая клумбу, постоянно знакомим детей с названиемцветов и их цветом – лилия жёлтая.

Рассматривая дерево в первый раз, даёмтабличку – дерево. При следующем рассматривании даём таблички – ствол,ветки, листья. Обращаем внимание, что листья весной зелёные, а осенью –жёлтые, красные. Зимой листьев на деревьях нет. Знакомим детей с названиямидеревьев. (Дуб, берёза, тополь)

На основе накопленного опыта у детейвозникают причинно-следственные связи.

При работе по обогащению словаряиспользуем следующие приёмы:

ü Показ с названием(объекта, действия, качества); Что это? Это  снег. Какой он? Мокрый, тяжелый, скрипучий от мороза, грязный, сверкающий на солнце.От чего это зависит?

ü Просьба – предложениесказать, произнести каждое слово;

ü Использование нового слова в сочетании со знакомыми словами

Представленная информация была полезной?
ДА
59.41%
НЕТ
40.59%
Проголосовало: 1158

ü Поручения, предполагающиеответ – действие (дай, покажи, принеси, сделай, найди). Покажи берёзу. Вотберёза.

Эти приёмы являются ведущими принаблюдении и рассматривании объектов.

Такая плановая, систематическая работа попроведению прогулок в природу, отбор объектов для наблюдений, постепенноеусложнение образовательного материала, повторение его даёт возможностьпознакомить, а затем закрепить первоначальные представления детей о природе,установить причинную связь между явлениями природы и обогатить словарь детей.

Широкиевозможности для развития речи открывают экскурсии. Следует приучатьдетей интересоваться окружающим, обращать внимание на красоту природы,рассматривать отдельные объекты, показывать их. Воспитателю необходимо создатьинтерес к экскурсии, побудить воспитанников к активному словесному общению впроцессе подготовки, проведения и обсуждения экскурсии.

 Для развитияречи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятияразличных предметов мира, природы, общественной жизни. Умение наблюдать,вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитываетлогику мысли, четкость и красоту речи — развитие мышления и речи идёт какединый процесс. В программах школы для детей с нарушением слуха экскурсиисоставляют обязательную часть учебно — воспитательного процесса. Экскурсияактивизирует познавательную деятельность, расширяет знания в разных областяхокружающей жизни, искусства, науки, культуры. Знания, которые учащиеся получаютво время экскурсий, более конкретны и точны, так как восприятие окружающегомира происходит в естественной среде.

Перед началомэкскурсии следует сообщить цель, рассказать, на что следует обратить внимание,что запомнить. Дать вопросы, на которые дети должны ответить. Для этого можновзять блокноты или тетради, где можно сделать зарисовки, записи по ходуэкскурсии. После экскурсии проводится ее обсуждение, обобщение материала. Можнопредложить детям описать маршрут экскурсии. Это может быть наблюдение заизменениями в природе в связи со сменой времен года, наблюдения за птицами,деревьями, насекомыми, экскурсия на почту, ателье, стройку в началестроительства и в конце, на промышленные предприятия, в библиотеку, по улицамгорода, по историческим местам города.

Проведениеэкскурсии с детьми с нарушением слуха требует постоянного учёта коммуникативныхвозможностей. Наряду с использованием устной словесной формы общенияприменяются таблички с письменными словами, фразами, а в случае необходимостииспользуется дактильная речь. На экскурсии учащиеся больше занимаются наглядно- практической деятельностью по возможности включаются в тот или иной виддеятельности. Заранее продумываются варианты включения учащихся в тот или инойвид практической деятельности на экскурсиях.

Непосредственноперед экскурсией учащимся даётся установка на беседу со взрослыми. Беседа свзрослыми требует предварительной подготовки. Воспитатель помогает учащимсясформулировать возможные варианты вопросов, которые можно записать в качествеобразцов в блокнот. Например, перед экскурсией в магазин детям сообщается, чтоони сами будут покупать сок. Для этого нужно правильно и вежливо обратиться кпродавцу. Дети записывают в словарики вариативные высказывания: «Я хочу купитьяблочный сок», «Дайте, пожалуйста, яблочный сок», «Сколько стоит пачка сока?»,«Спасибо». Иногда раздаётся детям на табличках речевой материал (обращение кпродавцу). При проведении экскурсии необходимо использовать заранееприготовленные таблички с новым речевым материалом: касса, витрина, ассортименти т.д.

Говорить наэкскурсии надо только о том, что можно показать. Проводя любые объяснения, не следуетзабывать о роли слова и наглядно — практической деятельности в познание мирадетей с нарушением слуха.

Игровая прогулка. Педагог заранее продумывает содержание игр, место ихпроведения, дозировку. Ещё лучше если дети сами выбирают игры, назначают изсвоей сферы руководителей, помощников, капитанов.

 Прогулка с трудовыми заданиями. Она включаетвыполнение различных хозяйственных работ: уборка территории, расчистка участка,оборудование спортивных площадок, посадку деревьев и другое. Наблюдение затрудом людей заставляет детей задуматься о важности повседневного труда, оработе своих родителей.

Спортивная прогулка: включает простейшие спортивные соревнования.

Развитие речи икоммуникативных навыков идёт и на этих этапах прогулки: проговариваются правилаигры, вспоминаются названия хозяйственного и спортивного  инвентаря,закрепляются глаголы.

В общении с детьми воспитатель обязан соблюдатьнезыблемые правила сурдопедагогики.

1.     Говорить,повернувшись к учащимся лицом.

2.      Прежде, чемначать говорить, убедиться, что ребенок смотрит на тебя.

3.     Говоритьследует эмоционально, выразительно, нормальным по силе голосом, в обычномтемпе, не утрируя артикуляцию, соблюдая общие требования русского языка  кпроизношению.

4.     Побуждатьучащихся к реализации произносительных возможностей, используя элементарныеустановки «говори правильно», «говори хорошо, выразительно», «повтори звук»,«соблюдай ударение» и т.д.

5.     Учить детейфразам « Я не понял(а)», « Повторите, пожалуйста». Если ученик и дальше непонял, тогда следует использовать устно-дактильную форму речи, но потом опятьвернуться к устному восприятию.

Таким образом, применение разнообразных форм,приёмов и методов способствует общему и речевому развитию учащихся с проблемамислуха. А умение общатьсячрезвычайно важно, и определяет в большей степени дальнейшее развитие школьникас нарушениями слуха, так как коммуникативная компетенция –  это умение принимать и передавать информациюв основе общечеловеческой культуры.

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.41%
НЕТ
40.59%
Проголосовало: 1158

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет