ШулбаеваИ.В.,
учительрусского языка и литературы
МБОУ«Аршановская СШ»
Тема любвив хакасской поэзии в Великой Отечественной войне
Любовнойлирике в поэзии отводится особенное место — и в мировой литературе, и втворчестве каждого, отдельно взятого поэта. Она повествует об интимных чувствахи переживаниях, с которыми сталкивается лирический герой. Как правило, еслипоэт не влюблен, то у него и стихи не пишутся. ИНТИМНАЯ ЛИРИКА — это болееобщее и более правильное, чем любовная лирика, название жанра, изображение встихах не только любви, но и других чувств — дружбы, обиды, разочарования,переживания самых разных сторон личной жизни автора.
С жанра интимной лирики у каждого (почти у каждого!) поэтаначинается в сочинительство стихов – у влюбившегося человекапоявляется потребность и желание выплеснуть свои чувства на бумагу.
Стихи о любви играют на тонкихструнах человеческой души, следовательно, творение должно найти отклик услушателя. Казалось бы, это не так сложно, ведь практически каждый хоть раз всвоей жизни любил и поймет ваши чувства и мысли, способен сопереживатьим. Но успех стихотворения зависит не от того, что кто-то когда-то испытывалнечто подобное, а от того, насколько интересно и ПО-СВОЕМУ автор может описатьсвое состояние любви.
Яркие и красочные образыпривлекут внимание читателя к стихам, для любовной лирики более всегохарактерно наличие ярких метафор и сравнений. Но использовать их нужнолишь там, где это действительно необходимо: за живописными, нонадуманными картинами тропов не должен потеряться смысл и логика повествования.
Еще одна особенность стихов олюбви — тема любовных страданий, мук и томлений привлекает симпатии иинтерес читателя куда больше, чем рифмованные сообщения о том, что «мывстретились, влюбились, и у нас все замечательно». Факты из хронологииудачных любовных отношений у всех людей примерно одни и те же, а вотпереживания – всегда личные, обостренные и неповторимые, именно так их и надопостараться описать.
Говорят,что, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнегодня войны не умолкал голос поэтов. И пушечнаяканонада не могла заглушить их мысли. И никогда читателитак чутко не прислушивались к голосу поэтов.
Поэзиябыла самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия немалосделала для того, чтобы пробудить у людей чувство ответственности, мужество.
1941-1945год. Черточка между этими двумя датами заключает сравнительно небольшой исторический срок: 4года жизни страны.
Но это были годы страшных испытаний, когда каждый из них по
выстраданному, пережитому, утраченному мог быть приравнен к десятилетию.
С первых дней войны писателии поэты вместе со всем народом встали на защиту Родины.Они остро чувствовали свою ответственность. 941 изних ушел на фронт, 417 — не вернулись.
На фронте они были не только военными корреспондентами,они были рабочими войны: артиллеристами, пехотинцами, летчиками,танкистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет,и слово…
Лирика рождалась не без трудностей. Возниклоубеждение, захватившее какую-то часть поэтов, что на войне, средигоря, страданий и пожарищ не может быть лирики, а тем более лирики сердца. Мирдля большинства, если не для всех, окрашивался первоначально лишь в два цвета:ненависти и любви, и эти два цвета, два чувства какое-то время действительно незнали оттенков.
Встихотворении с «лирическим»названием «Соловьи» Антон Пришелец говорил:
Нет, не нам соловьями петь,
Нашей песне звенеть,
Как медь,
Орудийной пальбой греметь…
О том же писали и другие.
Пока от крови, как от ржави,
Рыжеет снег или трава,
Я не хочу, и я не вправе
Шептать любовные слова.
Вселилось в сердце чувство мести,
Все остальное заслоня.
Пойми и жди меня – как в песне! –
И я пройду среди огня…,-
утверждал Павел Железнов.
Книжная романтика, свойственнаямногим молодым поэтам, приходила в резкое противоречиес жестокими буднями войны, а реалистическоеслово рождалось затрудненно. «Мы понималивойну несколько иначе,— вспоминал о своем поколении К. Ваншенкин, — мыне знали, что война — это, прежде всего, тяжелый труд,что это тысячи километров, пройденных тобой пошестьдесят-семьдесят в сутки, даеще с двадцатикилограммовым грузом на плечах, даеще в плохой обуви, натирающей ноги, что это руки,набрякшие кровью, что это сотни кубов земли,выброшенные малой саперной или большой штыковой лопатой.Потом мы познали все это…»
Война ж совсем не фейерверк,
а просто трудная работа,
когда, черная от пота,
вверх скользит по пахоте пехота…
(М. Кульчицкий)
Первое, что открывалось глазам поэтов войны, — была Родина, родная страна, ее вековечные просторы,земли и небеса, реки и перелески, уходившие в страшный сорок первый год назад,на запад, в полон, на муку и разорение. Лирика рождалась из чувства горькойсыновней вины, любви и гордости. Наряду с плакатными стихами уже в первыенедели и месяцы войны появились многочисленные пейзажные стихотворения,взывающие к самым сокровенным национальным чувствам. Среди такого родапроизведений широкую известность приобрело стихотворение К. Симонова «Тыпомнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Словом и сердцем поэт прикоснулся в немк истоку существования нации — к безбрежному крестьянскому морю, далекимпрадедам, кормильцам и защитникам Руси.
… Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился.
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила.
Что в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
Эту же поэтическую идеюразвивал во многих своих произведениях хакасские поэты. В годы войныформой лирического стиха стало письмо-послание. Таким было стихотворениеМ.Аршанова «Мой наказ», написанное в первые дни войны. Разлучив людей, войналишила их родного очага, но не уничтожила добрые человеческие отношения, а ещёбольше укрепила их любовь и дружбу. Поэт создал правдивый образ хакасскойженщины, скромной труженицы, заменившей мужа-фронтовика. Сознавая, что судьбаРодины и её личное счастье неразделимы, она готова ради победы перенести всеневзгоды войны.
В поэмеН.Доможакова «Галина» ведущей проходит мысль о дружбе народов, как источникесилы и прочности государства. Впервые в хакасской поэзии-сюжетно-лироэпическойпоэме- значительно и полно предстаёт образ русской девушки, отдавшей свою кровьраненому бойцу:
НоГаля-русская сестра-
К немусклоняется добра, как мать, спасающая сына.
Темуматеринской всепоглощающей любви затрагивает автор в своей поэме.
Лирическийгерой, солдат-хакас, влюблен в девушку, спасшую ему жизнь, на это указывают всепризнаки:
И сердце воина сильней
В груди простреленной забилось.
Глаза, сверкнув из-под бровей
Легко и широко раскрылись.
Казалось, боль почти прошла…
Симпатия,дружба, влюблённость-всё переплелось в нескольких строчках. Но герой поэмыверит, что война закончится, и он надеется:
Галина, помни:
Смолкнет бой,
И ветер дым рассеет сизый,
Я буду встречи ждать с тобой
В степи, в родном своём Аскизе…
В стихотворении Георгия Суворова «М.Романовой» мы находим строчки-предвестницылюбви:
Летит земляна грудь…В глазах темно…
И кажется…всё прошлое забудь!
На половинеоборваля путь…
Но вдруг нагрудь твою сошла заря,
Весеннейбелой яблоней горя.
В твои глазадва синие цветка
Вдругпосмотрели. О, как жизнь сладка!
И девушка,кладя в карман бинты,
Тебе сказала:Жить! Жить будешь ты!
Темамилосердия, тема любви к ближнему-вот основа всех отношений. Милосердиеисстари означало свершение добра и оказание бескорыстной помощи нуждающимся.Наиболее активно оно начало проявляться на Руси с принятием христианства, однаиз заповедей которого гласит: Возлюби ближнего твоего. Медсёстрыоказывали помошь, исполняли свой долг, но раненные солдаты видели в них белыхангелов, ангелов милосердия, и нередко любовь возрождала их к жизни. Потому и неудивительно,что в хакасской поэзии присутствуют стихи, посвящённые медсёстрам, например,М.Е.Кильчичаков «Живая кровь»..
В тяжелые годы войныхакасская поэзия, как и вся поэзия народов СССР, была носительницейпатриотических, гуманистических идей. Изучив поэтические произведения лирикивоенных годов, приходишь к выводу, что интимной лирики, любовной лирики, вхакаской поэзии , как таковой , не было. Связано это, видимо, с национальнымменталитетом, так как хакасский народ всегда отличался сдержанностью,немногословием, не принято было раскрывать свою душу, показывать душевныепереживания. В современной поэзии интимная лирика представлена в творчествеН.Ахпашевой «Я тебя не так любила», В.Майнашева «Снежное», А.Кыштымова«Прощенья не прошу» и др.