X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

                                                                                                   ШулбаеваИ.В.,

учительрусского языка и литературы

МБОУ«Аршановская СШ»

 

Тема любвив хакасской поэзии в  Великой Отечественной войне

 

      Любовнойлирике в поэзии  отводится особенное место — и в мировой литературе, и втворчестве каждого, отдельно взятого поэта. Она повествует об интимных чувствахи переживаниях, с которыми сталкивается лирический герой. Как правило, еслипоэт не влюблен, то у него и стихи не пишутся. ИНТИМНАЯ ЛИРИКА — это болееобщее и более правильное, чем любовная лирика, название жанра, изображение встихах не только любви, но и других чувств — дружбы, обиды, разочарования,переживания самых  разных сторон личной жизни автора.

   С жанра интимной  лирики у каждого (почти у каждого!) поэтаначинается    в сочинительство стихов – у влюбившегося  человекапоявляется потребность и желание выплеснуть свои чувства на бумагу.

 
     Стихи о любви играют на тонкихструнах человеческой души, следовательно,  творение должно найти отклик услушателя. Казалось бы, это не так сложно, ведь практически каждый хоть раз всвоей жизни любил и поймет ваши чувства и мысли,  способен сопереживатьим. Но успех стихотворения зависит не от того, что кто-то когда-то испытывалнечто подобное, а от того, насколько интересно и ПО-СВОЕМУ автор может описатьсвое состояние любви.
     Яркие и красочные образыпривлекут внимание читателя к стихам, для любовной лирики более всегохарактерно наличие ярких  метафор и сравнений. Но использовать их нужнолишь там,  где это действительно необходимо: за живописными, нонадуманными  картинами тропов не должен потеряться смысл и логика  повествования.


     Еще одна особенность стихов олюбви —  тема любовных страданий, мук и томлений привлекает симпатии иинтерес читателя куда больше, чем  рифмованные сообщения о том, что «мывстретились, влюбились, и  у нас все замечательно». Факты из хронологииудачных любовных отношений у всех людей примерно одни и те же, а вотпереживания – всегда личные, обостренные и неповторимые, именно так их и надопостараться описать.

    Говорят,что, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнегодня войны не умолкал  голос поэтов. И пушечнаяканонада не могла заглушить их мысли. И  никогда читателитак чутко не прислушивались к голосу поэтов.

    Поэзиябыла самым популярным жанром военных  лет. Именно поэзия немалосделала для  того, чтобы пробудить у людей чувство ответственности, мужество.
 1941-1945год. Черточка между этими двумя датами заключает сравнительно небольшой исторический  срок: 4года жизни страны.

   Но это были годы страшных испытаний, когда каждый из них по 

выстраданному, пережитому, утраченному мог быть приравнен к десятилетию.
С первых дней войны писателии поэты вместе со всем народом  встали на защиту Родины.Они остро  чувствовали свою ответственность. 941 изних ушел на фронт, 417 — не вернулись.

    На фронте они были не только военными корреспондентами,они  были рабочими войны: артиллеристами, пехотинцами, летчиками,танкистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет,и слово…

Лирика рождалась не без  трудностей. Возниклоубеждение, захватившее  какую-то часть поэтов, что на войне, средигоря, страданий и пожарищ не может быть лирики, а тем более лирики сердца. Мирдля большинства, если не для всех, окрашивался первоначально лишь в два цвета:ненависти и любви, и эти два цвета, два чувства какое-то время действительно незнали оттенков.
Встихотворении с «лирическим»названием «Соловьи» Антон Пришелец говорил:
                                         Нет, не нам соловьями петь,
                                         Нашей песне звенеть,
                                         Как медь,
                                        Орудийной пальбой греметь…
О том же писали и другие.
                                         Пока от крови, как от ржави,
                                         Рыжеет снег или трава,
                                         Я не хочу, и я не вправе
                                         Шептать любовные слова.
                                         Вселилось в сердце чувство мести,
                                         Все остальное заслоня.
                                        Пойми и жди меня – как в песне! –
                                        И я пройду среди огня…,-
утверждал Павел Железнов.
    Книжная романтика, свойственнаямногим молодым поэтам, приходила  в резкое противоречиес жестокими  буднями войны, а реалистическоеслово рождалось затрудненно. «Мы  понималивойну несколько иначе,— вспоминал о своем поколении  К. Ваншенкин, — мыне знали, что война  — это, прежде всего, тяжелый труд,что это тысячи километров, пройденных тобой пошестьдесят-семьдесят в  сутки, даеще с двадцатикилограммовым  грузом на плечах, даеще в плохой обуви, натирающей ноги, что это руки,набрякшие кровью, что это сотни  кубов земли,выброшенные малой  саперной или большой штыковой лопатой.Потом мы познали все это…»
                                     Война ж совсем не фейерверк,
                                     а просто трудная работа,
                                     когда, черная от пота,
                                     вверх скользит по пахоте пехота…
                                                                                        (М. Кульчицкий)
Первое, что открывалось глазам поэтов войны, — была Родина, родная страна, ее вековечные просторы,земли и небеса, реки и перелески, уходившие в страшный сорок первый год назад,на запад, в полон, на муку и разорение. Лирика рождалась из чувства горькойсыновней вины, любви и гордости. Наряду с плакатными стихами уже в первыенедели и месяцы войны появились многочисленные пейзажные стихотворения,взывающие к самым сокровенным национальным чувствам. Среди  такого родапроизведений широкую известность приобрело стихотворение К. Симонова «Тыпомнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Словом и сердцем поэт прикоснулся в немк истоку существования нации — к безбрежному крестьянскому морю, далекимпрадедам, кормильцам и защитникам Руси.
                             … Нас пули с тобою пока еще милуют.
                            Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
                            Я все-таки горд был за самую милую,
                            За горькую землю, где я родился.
                            За то, что на ней умереть мне завещано,
                            Что русская мать нас на свет родила.
                            Что в бой провожая нас, русская женщина
                            По-русски три раза меня обняла.
   Эту же поэтическую идеюразвивал во многих своих произведениях  хакасские поэты. В годы войныформой лирического стиха стало письмо-послание. Таким было стихотворениеМ.Аршанова «Мой наказ», написанное в первые дни  войны. Разлучив людей, войналишила их родного очага, но не уничтожила добрые человеческие отношения, а ещёбольше укрепила их любовь и дружбу. Поэт создал правдивый образ хакасскойженщины, скромной труженицы,  заменившей мужа-фронтовика. Сознавая, что судьбаРодины и её личное счастье неразделимы, она готова ради победы перенести всеневзгоды войны.

     В поэмеН.Доможакова «Галина» ведущей проходит мысль о дружбе народов, как источникесилы и прочности государства. Впервые в хакасской поэзии-сюжетно-лироэпическойпоэме- значительно и полно предстаёт образ русской девушки, отдавшей свою кровьраненому бойцу:

НоГаля-русская сестра-

К немусклоняется добра, как мать, спасающая сына.

Темуматеринской всепоглощающей любви затрагивает автор в своей поэме.

Лирическийгерой, солдат-хакас, влюблен в девушку, спасшую ему жизнь, на это указывают всепризнаки:

И сердце воина сильней

В груди простреленной забилось.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Глаза, сверкнув из-под бровей

Легко и широко раскрылись.

Казалось, боль почти прошла…

Симпатия,дружба, влюблённость-всё переплелось в нескольких строчках.  Но герой поэмыверит, что война закончится, и он надеется:

Галина, помни:

Смолкнет бой,

И ветер дым рассеет сизый,

Я буду встречи ждать с тобой

В степи, в родном своём Аскизе…

В стихотворении  Георгия Суворова «М.Романовой»  мы находим строчки-предвестницылюбви:

Летит земляна грудь…В глазах темно…

И кажется…всё прошлое забудь!

На половинеоборваля путь…

Но вдруг нагрудь твою сошла заря,

Весеннейбелой яблоней горя.

В твои глазадва синие цветка

Вдругпосмотрели. О, как жизнь сладка!

И девушка,кладя в карман бинты,

Тебе сказала:Жить! Жить будешь ты!

      Темамилосердия,  тема любви к ближнему-вот основа всех отношений. Милосердиеисстари означало свершение добра и оказание бескорыстной помощи нуждающимся.Наиболее активно оно начало проявляться на Руси с принятием христианства, однаиз заповедей которого гласит: Возлюби ближнего твоего. Медсёстрыоказывали помошь, исполняли свой долг, но раненные солдаты видели в них белыхангелов, ангелов милосердия, и нередко любовь возрождала их к жизни. Потому  и неудивительно,что в хакасской поэзии  присутствуют стихи, посвящённые медсёстрам, например,М.Е.Кильчичаков «Живая кровь»..

     В тяжелые годы войныхакасская поэзия, как и вся поэзия народов СССР, была носительницейпатриотических, гуманистических идей. Изучив поэтические произведения лирикивоенных годов, приходишь к выводу, что интимной лирики, любовной лирики, вхакаской поэзии , как таковой , не было. Связано это, видимо, с национальнымменталитетом, так  как хакасский народ всегда отличался сдержанностью,немногословием, не принято было раскрывать свою душу, показывать душевныепереживания. В современной поэзии интимная лирика представлена в творчествеН.Ахпашевой «Я тебя не так любила», В.Майнашева «Снежное», А.Кыштымова«Прощенья не прошу» и др.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет