Рабочаяпрограмма разработана на основе примерной рабочейпрограммой по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательныхорганизаций, реализующих программы основного общего образования
Рабочая программа, согласно учебномуплану, рассчитана на 17 часов в год (0,5 часа в неделю).
Приреализации рабочей используется учебник: Русский роднойязык. Александрова О.М., Загоровская О.В.,Богданов С. И.,Вербицкая Л.А.,Гостева Ю.Н.,Добротина И.Н., НарушевичА.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П — Москва,«Просвещение».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)
Изучение учебного предмета «Роднойязык (русский)» в 10 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоенияпрограммы по родному языку (русскому) на уровне основного общего образования достигаются в единствеучебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно- нравственными ценностями, принятыми в обществе правиламии нормами поведенияи
способствуют процессам самопознания,самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочейпрограммы по родному языку (русскому) для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоватьсясистемой позитивных ценностных ориентаций и расширениеопыта деятельности на её основеи в процессе реализации основныхнаправлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
· готовностьк выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,свобод и законныхинтересов других людей;
· активное участиев жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе всопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;
· неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
· понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
· представлениеоб основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностныхотношений в поликультурном и многоконфессиональномобществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;
· готовностьк разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
· активное участиев школьном самоуправлении;
· готовностьк участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней;волонтёрство);
патриотического воспитания:
· осознаниероссийской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языкакак государственного языка РоссийскойФедерации и языка межнационального общениянародов России;
· проявлениеинтереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета
«Родной язык (русский)»;
· ценностноеотношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам итрудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
· уважениек символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
духовно-нравственного воспитания:
· ориентация на моральные ценностии нормы в ситуациях нравственного выбора;
· готовностьоценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведениеи поступки других людей спозиции нравственных и правовых норм с учётомосознания последствий поступков;
· активное неприятиеасоциальных поступков;
· свобода и ответственность личностив условиях индивидуального и общественного пространства;
эстетического воспитания:
· восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и другихнародов;
· понимание эмоционального воздействия искусства;
· осознание важностихудожественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
· осознание важностирусского языка как средства коммуникации и самовыражения;
· пониманиеценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народноготворчества;
· стремление к самовыражению в разныхвидах искусства;
физического воспитания, формирования культуры здоровьяи эмоционального благополучия:
· осознаниеценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своемуздоровью и установка на здоровый образ жизни(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическаяактивность); осознание последствий и неприятиевредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психическогоздоровья; соблюдение правил безопасности,в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
· умение приниматьсебя и других не осуждая;
· умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояниедругих, использоватьадекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском
языке;сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибкуи такого же права другого человека;
трудового воспитания:
· установкана активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города,края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
· интерес кпрактическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметногознания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности; осознанный выбор ипостроение индивидуальной траектории образованияи жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее;
экологического воспитания:
· ориентацияна применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,планирования поступков и оценки их возможныхпоследствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точкузрения на экологические проблемы;
· повышениеуровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей ихрешения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числесформированное при знакомстве с литературнымипроизведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающейсреде; осознание своей роли как гражданина ипотребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической исоциальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
ценности научногопознания:
· ориентацияв деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развитиячеловека, природы и общества, взаимосвязяхчеловека с природной и социальной средой; закономерностях развитияязыка;
· овладениеязыковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира;
· овладениеосновными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования;
· установкана осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
· освоениеобучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, формсоциальной жизни в группах и сообществах, включаясемью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия слюдьми из другой культурной среды;
· способностьобучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; способностьдействовать в условиях неопределённости, повышатьуровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получатьв совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
· навыквыявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия,гипотезы об объектах и явлениях, в том числеранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие;
· умениеоперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития,анализировать и выявлять взаимосвязь природы,общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния наокружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
· способностьосознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный,речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовуюситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения идействия; формулировать и оценивать риски ипоследствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейсяситуации; быть готовым действовать в отсутствиегарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладениеуниверсальными учебнымипознавательными действиями.
Базовые логические действия:
· выявлятьи характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явленийи процессов;
· устанавливать существенный признак классификации языковыхединиц (явлений), основания для обобщения и сравнения,критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
· выявлятьзакономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
· выявлять дефицитинформации, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
· выявлятьпричинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
· самостоятельно выбиратьспособ решения учебнойзадачи при работе с разнымитипами текстов, разнымиединицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётомсамостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
· использоватьвопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
· формулироватьвопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомоеи данное;
· формировать гипотезуоб истинности собственных суждений и сужденийдругих, аргументировать свою позицию, мнение;
· составлять алгоритмдействий и использовать его для решенияучебных задач;
· проводитьпо самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц,процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектовмежду собой;
· оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
· самостоятельноформулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владетьинструментами оценки достоверности полученныхвыводов и обобщений;
· прогнозироватьвозможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, атакже выдвигать предположения об их развитии в новых условияхи контекстах.
Работа с информацией:
· применятьразличные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
· выбирать,анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах,таблицах, схемах;
· использоватьразличные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимостисодержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебныхзадач;
· использоватьсмысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
· находить сходныеаргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,версию) в различных информационных источниках;
· самостоятельновыбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) ииллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
· оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
· эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
· восприниматьи формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
· выражатьсебя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
· распознавать невербальные средства общения, пониматьзначение социальных знаков;
· знать и распознаватьпредпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
· понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
· в ходедиалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решениезадачи и поддержание благожелательности общения;
· сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,обнаруживать различие и сходствопозиций;
· публично представлятьрезультаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
· самостоятельновыбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устныеи письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
· пониматьи использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновыватьнеобходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
· приниматьцель совместной деятельности, коллективно планировать и выполнять действияпо её достижению: распределять роли,договариваться, обсуждать процесси результат совместнойработы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
· планироватьорганизацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всехучастников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,участвовать в групповыхформах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговойштурм» и иные);
· выполнятьсвою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями другихчленов команды;
· оцениватькачество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участникамивзаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов,разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
· выявлять проблемыдля решения в учебных и жизненных ситуациях;
· ориентироваться в различных подходахк принятию решений(индивидуальное, принятиерешения в группе, принятие решениягруппой);
· самостоятельносоставлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихсяресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
· самостоятельно составлять план действий, вноситьнеобходимые коррективы в ходе его реализации;
· делатьвыбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
· владетьразными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
· давать адекватную оценку учебной ситуациии предлагать план её изменения;
· предвидетьтрудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
· объяснятьпричины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметьпредупреждать их, давать оценку приобретённому речевомуопыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения;оценивать соответствиерезультата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
· развивать способность управлять собственными эмоциямии эмоциями других;
· выявлятьи анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека,анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражениясобственных эмоций.
Принятие себя и других:
· осознанно относиться к другому человеку и егомнению;
· признавать своё и чужое право на ошибку;
· принимать себя и другихне осуждая;
· проявлять открытость;
· осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Язык и культура:
· пониматьи истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного),правильно употреблять их в речи; иметь представление о русской языковойкартине мира; приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительностиродного русского языка; анализировать национальноесвоеобразие общеязыковых и художественных метафор;
· иметьпредставление о ключевых словах русской культуры; комментировать тексты с точки зрения употребления в них ключевыхслов русской культуры (в рамках изученного);
· пониматьи истолковывать значения фразеологических оборотов с национально- культурным компонентом; анализировать икомментировать историю происхождения фразеологическихоборотов; уместно употреблять их; распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного); правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова ивыражения в различных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
· характеризоватьвлияние внешних и внутренних факторов изменений в русском языке (в рамках изученного); иметь представлениеоб основных активных процессах в современномрусском языке (основные тенденции, отдельные примеры в рамках изученного);
· комментироватьособенности новых иноязычных заимствований в современном русском языке; определять значения лексических заимствованийпоследних десятилетий;
· характеризоватьсловообразовательные неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;
· объяснять причиныизменения лексических значений слов и их стилистической окраски в современном русском языке (на конкретных примерах);
· использоватьтолковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатыхслов и выражений; словари синонимов, антонимов; учебныеэтимологические словари; грамматические словари и справочники, орфографические словари, справочники по пунктуации (в том числе мультимедийные).
Культура речи:
· понимать и характеризовать активныепроцессы в областипроизношения и ударения(в рамках изученного);способы фиксации произносительных норм в современных орфоэпических словарях;
· различать вариантыорфоэпической и акцентологической нормы; соблюдать нормыпроизношения и ударения в отдельных грамматических формахсамостоятельных частей речи (в рамкахизученного); употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
· употреблятьслова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости (в рамкахизученного); опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
· соблюдатьсинтаксические нормы современного русского литературного языка: предложно-падежное управление;построение простых предложений‚ сложных предложений разных видов; предложений с косвенной речью;
· распознаватьи исправлять типичные ошибки в предложно-падежном управлении; построении простых предложений‚ сложныхпредложений разных видов; предложений скосвенной речью;
· анализировать и оценивать с точки зрениянорм, вариантов норм современного русскоголитературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь сучётом её соответствия основнымнормам и вариантам норм современного литературногоязыка;
· использоватьпри общении в интернет-среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие воснове национального русского речевого этикета;соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях деловогообщения;
· использоватьтолковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов, паронимов; грамматические словари и справочники, в томчисле мультимедийные; использовать орфографические словари и справочники по пунктуации.
Речь. Речеваядеятельность. Текст:
· пользоватьсяразличными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов
различных функционально-смысловых типов, в том числе сочетающих разныеформаты представления информации (инфографика, диаграмма, дисплейный текст и др.);
· владетьумениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствамиполучения, переработки и преобразования информации(аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;
· анализироватьструктурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместноиспользовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
· анализировать структурные элементы и языковыеособенности делового письма;
· создавать устные учебно-научные сообщенияразличных видов, отзыв на проектную работу одноклассника; приниматьучастие в учебно-научной дискуссии;
· понимать и использовать в собственной речевой практике прецедентные тексты;
· анализировать и создавать тексты публицистических жанров(проблемный очерк);
· создаватьтексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме ипредставлять его в устной и письменной форме;
· владеть правиламиинформационной безопасности при общении в социальных сетях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)
Раздел I Имя числительное. (1 час)
Употреблениечислительных в речи и художественной литературе.
РазделIIМестоимение. (1час)
Употреблениеместоимений в речи. Разряды местоимений. Местоимения вхудожественной литературе.
РазделIII Глагол.(4 часа)
Употреблениеглаголов в связной речи. Глаголы речи. Лексико-семантическиегруппы глаголов. (Глаголы – синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русскогоглагола». Формы глагола в художественной литературе.Олицетворения.
РазделIVПричастие.(2часа)
Употреблениепричастий в речи и в художественной литературе.
РазделVДеепричастия. (3часа)
Деепричастиекак часть речи. Употреблениедеепричастий в фольклоре и литературе. Образ коня в фольклоре илитературе. (Отрывки из сказки П.Ершова «Конек-горбунок»)
РазделVIНаречие. (2часа)
Правиланаписания наречий. Употребление наречий. В.Короленко«Все-таки впереди – огни!»
РазделVII Служебные части речи. (2 часа)
Предлог.Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?»Употребление частиц и междометий в художественной литературе.
РазделVIII Язык и культура.(2 часа)
Языковаякартина мира. К.Д.Ушинский. «О родном языке». Словокак концепт культуры. Концепты «Родина», «Мой родной край », «Добро».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С УЧЁТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
1. |
Раздел I Имя числительное. |
1 |
2. |
Раздел II Местоимение. |
1 |
3. |
Раздел III Глагол. |
4 |
4. |
Раздел IV Причастие. |
2 |
5. |
Раздел V Деепричастие. |
3 |
6. |
Раздел VI Наречие. |
2 |
7. |
Раздел VII Служебные части речи. |
2 |
8. |
Раздел VIII Язык и культура. |
2 |
ИТОГО |
17 часов |
Речевой этикет как правила речевого поведения |
Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении( SMS- сообщения, электронная почта, телефакс) |
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета |
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация |
Разделы русской пунктуации: знаки препинания внутри простого предложения |
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении интонационные особенности этих предложений
|
Знаки препинания между однородными членами предложения. |
Однородные члены соединенные неповторяющимися союзами |
Однородные члены, соединенные двойными союзами. |
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах |
Разделы русской пунктуации: знаки препинания между частями сложного предложения |
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении |
Разделы русской пунктуации: знаки препинания при передаче чужой речи |
Разные способы оформления на письме цитат |
Повторение изученного в разделе « Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания» Подготовка к итоговому тестированию |
Итоговое тестирование |
Анализ итогового тестирования |