X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Рабочаяпрограмма разработана на основе примерной рабочейпрограммой по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательныхорганизаций, реализующих программы основного общего образования

Рабочая программа, согласно учебномуплану, рассчитана на 17 часов в год (0,5 часа в неделю).

Приреализации рабочей используется учебник: Русский роднойязык. Александрова О.М., Загоровская О.В.,Богданов С. И.,Вербицкая Л.А.,Гостева Ю.Н.,Добротина И.Н., НарушевичА.Г., Казакова Е.И., Васильевых И.П — Москва,«Просвещение».

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)

Изучение учебного предмета «Роднойязык (русский)» в 10 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоенияпрограммы по родному языку (русскому) на уровне основного общего образования достигаются в единствеучебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно- нравственными ценностями, принятыми в обществе правиламии нормами поведенияи

способствуют процессам самопознания,самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения рабочейпрограммы по родному языку (русскому) для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоватьсясистемой позитивных ценностных ориентаций и расширениеопыта деятельности на её основеи в процессе реализации основныхнаправлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

гражданского воспитания:

 

·   готовностьк выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,свобод и законныхинтересов других людей;

·   активное участиев жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе всопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;

·   неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

·     понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

·   представлениеоб основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностныхотношений в поликультурном и многоконфессиональномобществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;

·   готовностьк разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;

·   активное участиев школьном самоуправлении;

·   готовностьк участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней;волонтёрство);

патриотического воспитания:

·   осознаниероссийской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языкакак государственного языка РоссийскойФедерации и языка межнационального общениянародов России;

·   проявлениеинтереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета

«Родной язык (русский)»;

·   ценностноеотношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам итрудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;

·   уважениек символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

 

духовно-нравственного воспитания:

·   ориентация на моральные ценностии нормы в ситуациях нравственного выбора;

·   готовностьоценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведениеи поступки других людей спозиции нравственных и правовых норм с учётомосознания последствий поступков;

·   активное неприятиеасоциальных поступков;

·   свобода и ответственность личностив условиях индивидуального и общественного пространства;

эстетического воспитания:

·   восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и другихнародов;

·   понимание эмоционального воздействия искусства;

·   осознание важностихудожественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

·   осознание важностирусского языка как средства коммуникации и самовыражения;

·   пониманиеценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народноготворчества;

·   стремление к самовыражению в разныхвидах искусства;

физического воспитания, формирования культуры здоровьяи эмоционального благополучия:

·   осознаниеценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своемуздоровью и установка на здоровый образ жизни(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим

занятий и отдыха, регулярная физическаяактивность); осознание последствий и неприятиевредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психическогоздоровья; соблюдение правил безопасности,в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым

ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

·   умение приниматьсебя и других не осуждая;

·   умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояниедругих, использоватьадекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском

языке;сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибкуи такого же права другого человека;

трудового воспитания:

·   установкана активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города,края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

·   интерес кпрактическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметногознания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой

деятельности; осознанный выбор ипостроение индивидуальной траектории образованияи жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее;

экологического воспитания:

·   ориентацияна применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,планирования поступков и оценки их возможныхпоследствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точкузрения на экологические проблемы;

·   повышениеуровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей ихрешения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числесформированное при знакомстве с литературнымипроизведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающейсреде; осознание своей роли как гражданина ипотребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической исоциальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

ценности научногопознания:

·   ориентацияв деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развитиячеловека, природы и общества, взаимосвязяхчеловека с природной и социальной средой; закономерностях развитияязыка;

·   овладениеязыковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира;

·   овладениеосновными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования;

·   установкана осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

·   освоениеобучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, формсоциальной жизни в группах и сообществах, включаясемью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия слюдьми из другой культурной среды;

·   способностьобучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; способностьдействовать в условиях неопределённости, повышатьуровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получатьв совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

·   навыквыявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия,гипотезы об объектах и явлениях, в том числеранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие;

·   умениеоперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития,анализировать и выявлять взаимосвязь природы,общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния наокружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

·   способностьосознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный,речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовуюситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения идействия; формулировать и оценивать риски ипоследствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейсяситуации; быть готовым действовать в отсутствиегарантий успеха.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Овладениеуниверсальными учебнымипознавательными действиями.

Базовые логические действия:

·   выявлятьи характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явленийи процессов;

·   устанавливать существенный признак классификации языковыхединиц (явлений), основания для обобщения и сравнения,критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

·   выявлятьзакономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

·   выявлять дефицитинформации, необходимой для решения поставленной учебной задачи;

·   выявлятьпричинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

·   самостоятельно выбиратьспособ решения учебнойзадачи при работе с разнымитипами текстов, разнымиединицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётомсамостоятельно выделенных критериев.

Базовые исследовательские действия:

·   использоватьвопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

·   формулироватьвопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомоеи данное;

·   формировать гипотезуоб истинности собственных суждений и сужденийдругих, аргументировать свою позицию, мнение;

·   составлять алгоритмдействий и использовать его для решенияучебных задач;

·   проводитьпо самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц,процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектовмежду собой;

·   оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

·   самостоятельноформулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владетьинструментами оценки достоверности полученныхвыводов и обобщений;

·   прогнозироватьвозможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, атакже выдвигать предположения об их развитии в новых условияхи контекстах.

Работа с информацией:

·   применятьразличные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

·   выбирать,анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах,таблицах, схемах;

·   использоватьразличные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимостисодержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебныхзадач;

·   использоватьсмысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

·   находить сходныеаргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,версию) в различных информационных источниках;

·   самостоятельновыбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) ииллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

·   оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

·   эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.

Общение:

·   восприниматьи формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

·   выражатьсебя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;

·   распознавать невербальные средства общения, пониматьзначение социальных знаков;

·   знать и распознаватьпредпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

·   понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

·   в ходедиалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решениезадачи и поддержание благожелательности общения;

·   сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,обнаруживать различие и сходствопозиций;

·   публично представлятьрезультаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

·   самостоятельновыбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устныеи письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

Совместная деятельность:

·   пониматьи использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновыватьнеобходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

·   приниматьцель совместной деятельности, коллективно планировать и выполнять действияпо её достижению: распределять роли,договариваться, обсуждать процесси результат совместнойработы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

·   планироватьорганизацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всехучастников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,участвовать в групповыхформах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговойштурм» и иные);

·   выполнятьсвою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями другихчленов команды;

·   оцениватькачество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участникамивзаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов,разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.

Самоорганизация:

·   выявлять проблемыдля решения в учебных и жизненных ситуациях;

·    ориентироваться в различных подходахк принятию решений(индивидуальное, принятиерешения в группе, принятие решениягруппой);

·   самостоятельносоставлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихсяресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

·   самостоятельно составлять план действий, вноситьнеобходимые коррективы в ходе его реализации;

·   делатьвыбор и брать ответственность за решение.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

Самоконтроль:

·   владетьразными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

·   давать адекватную оценку учебной ситуациии предлагать план её изменения;

·   предвидетьтрудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

·   объяснятьпричины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметьпредупреждать их, давать оценку приобретённому речевомуопыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения;оценивать соответствиерезультата цели и условиям общения.

Эмоциональный интеллект:

·   развивать способность управлять собственными эмоциямии эмоциями других;

·   выявлятьи анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека,анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражениясобственных эмоций.

Принятие себя и других:

·   осознанно относиться к другому человеку и егомнению;

·   признавать своё и чужое право на ошибку;

·   принимать себя и другихне осуждая;

·   проявлять открытость;

·   осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Язык и культура:

·   пониматьи истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного),правильно употреблять их в речи; иметь представление о русской языковойкартине мира; приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительностиродного русского языка; анализировать национальноесвоеобразие общеязыковых и художественных метафор;

·   иметьпредставление о ключевых словах русской культуры; комментировать тексты с точки зрения употребления в них ключевыхслов русской культуры (в рамках изученного);

·   пониматьи истолковывать значения фразеологических оборотов с национально- культурным компонентом; анализировать икомментировать историю происхождения фразеологическихоборотов; уместно употреблять их; распознавать источники крылатых слов и выражений рамках изученного); правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова ивыражения в различных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

·   характеризоватьвлияние внешних и внутренних факторов изменений в русском языке (в рамках изученного); иметь представлениеоб основных активных процессах в современномрусском языке (основные тенденции, отдельные примеры в рамках изученного);

·   комментироватьособенности новых иноязычных заимствований в современном русском языке; определять значения лексических заимствованийпоследних десятилетий;

·   характеризоватьсловообразовательные неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;

·   объяснять причиныизменения лексических значений слов и их стилистической окраски в современном русском языке (на конкретных примерах);

·   использоватьтолковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатыхслов и выражений; словари синонимов, антонимов; учебныеэтимологические словари; грамматические словари и справочники, орфографические словари, справочники по пунктуации том числе мультимедийные).

Культура речи:

·   понимать и характеризовать активныепроцессы в областипроизношения и ударения рамках изученного);способы фиксации произносительных норм в современных орфоэпических словарях;

·   различать вариантыорфоэпической и акцентологической нормы; соблюдать нормыпроизношения и ударения в отдельных грамматических формахсамостоятельных частей речи (в рамкахизученного); употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

·   употреблятьслова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости (в рамкахизученного); опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;

·   соблюдатьсинтаксические нормы современного русского литературного языка: предложно-падежное управление;построение простых предложений‚ сложных предложений разных видов; предложений с косвенной речью;

·   распознаватьи исправлять типичные ошибки в предложно-падежном управлении; построении простых предложений‚ сложныхпредложений разных видов; предложений скосвенной речью;

·   анализировать и оценивать с точки зрениянорм, вариантов норм современного русскоголитературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь сучётом её соответствия основнымнормам и вариантам норм современного литературногоязыка;

·   использоватьпри общении в интернет-среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие воснове национального русского речевого этикета;соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях деловогообщения;

·   использоватьтолковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов, паронимов; грамматические словари и справочники, в томчисле мультимедийные; использовать орфографические словари и справочники по пунктуации.

Речь. Речеваядеятельность. Текст:

·      пользоватьсяразличными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов

различных функционально-смысловых типов, в том числе сочетающих разныеформаты представления информации (инфографика, диаграмма, дисплейный текст и др.);

·   владетьумениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствамиполучения, переработки и преобразования информации(аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;

·   анализироватьструктурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместноиспользовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;

·   анализировать структурные элементы и языковыеособенности делового письма;

·   создавать устные учебно-научные сообщенияразличных видов, отзыв на проектную работу одноклассника; приниматьучастие в учебно-научной дискуссии;

·   понимать и использовать в собственной речевой практике прецедентные тексты;

·   анализировать и создавать тексты публицистических жанров(проблемный очерк);

·   создаватьтексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме ипредставлять его в устной и письменной форме;

·   владеть правиламиинформационной безопасности при общении в социальных сетях.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)

Раздел I Имя числительное. (1 час)

Употреблениечислительных в речи и художественной литературе.

РазделIIМестоимение. (1час)

Употреблениеместоимений в речи. Разряды местоимений. Местоимения вхудожественной литературе.

РазделIII Глагол.(4 часа)

Употреблениеглаголов в связной речи. Глаголы речи. Лексико-семантическиегруппы глаголов. (Глаголы – синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русскогоглагола». Формы глагола в художественной литературе.Олицетворения.

РазделIVПричастие.(2часа)

Употреблениепричастий в речи и в художественной литературе.

РазделVДеепричастия. (3часа)

Деепричастиекак часть речи. Употреблениедеепричастий в фольклоре и литературе. Образ коня в фольклоре илитературе. (Отрывки из сказки П.Ершова «Конек-горбунок»)

РазделVIНаречие. (2часа)

Правиланаписания наречий. Употребление наречий. В.Короленко«Все-таки впереди – огни!»

РазделVII Служебные части речи. (2 часа)

Предлог.Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?»Употребление частиц и междометий в художественной литературе.

РазделVIII Язык и культура.(2 часа)

Языковаякартина мира. К.Д.Ушинский. «О родном языке». Словокак концепт культуры. Концепты «Родина», «Мой родной край », «Добро».

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С УЧЁТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Раздел I Имя числительное.

1

2.

Раздел II Местоимение.

1

3.

Раздел III Глагол.

4

4.

Раздел IV Причастие.

2

5.

Раздел V Деепричастие.

3

6.

Раздел VI Наречие.

2

7.

Раздел VII Служебные части речи.

2

8.

Раздел VIII Язык и культура.

2

ИТОГО

17 часов

 

Речевой этикет как правила речевого поведения

Особенности речевого этикета при дистанционном   письменном   общении(   SMS- сообщения, электронная почта, телефакс)

Основные   правила   письменного   общения   в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета

Структура  предложения  и  пунктуация.  Смысл предложения, интонация и пунктуация

Разделы русской пунктуации: знаки препинания внутри простого предложения

Тире между  подлежащим  и  сказуемым.  Тире в неполном предложении интонационные особенности этих предложений

 

Знаки препинания между однородными членами предложения.

Однородные члены соединенные неповторяющимися союзами

Однородные члены,   соединенные двойными союзами.

Интонационные и  пунктуационные  особенности предложений   с   обобщающими   словами   при однородных членах

Разделы русской пунктуации: знаки препинания между частями сложного предложения

Семантико-интонационный  анализ  как  основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении

Разделы русской пунктуации: знаки препинания при передаче чужой речи

Разные способы оформления на письме цитат

Повторение изученного в разделе « Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания» Подготовка к итоговому тестированию

Итоговое тестирование

Анализ итогового тестирования

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет