X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Муниципальное автономное учреждениедополнительного образования города Нижневартовска «Центр детского и юношеского технического творчества«Патриот»

 

 

 

«ПРИНЯТО»

Педагогическим советом

МАУДО г.Нижневартовска «ЦДиЮТТ «Патриот»

Протокол от     №

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАУДО г.Нижневартовска

«ЦДиЮТТ «Патриот»

_________________ Ф.М. Кадров

Приказ от                  №  

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЭТЮД»

 

 

 

 

 

 

 Год обучения 1

 

Номер группы 1,2,3,4

 

Возрастобучающихся: 7-16 лет

 

Автор-составитель: педагог дополнительного образования

                                             Меркушева Оксана Ринатовна

                                              

 

 

                                                  г. Нижневартовск

2022-2023

 

 

 

                                                   Аннотация

Краткосрочнаяпрограмма «Этюд» является дополнительным курсом к общеразвивающей программе «Волшебныекисти», в рамках которого обучающиеся подробно изучают разделы «графика» и«живопись».

Изучая графику и живопись ребятазнакомятся с историей изобразительного искусства. Занимаясь изобразительнымискусством, обучающиеся учатся видеть и понимать красоту окружающего мира,развивают художественно-эстетический вкус. Занятия способствуют развитиютрудовой и творческой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости,чувства взаимопомощи. Дают возможность творческой самореализации личности иприобщению традициям русского народного творчества.

Такимобразом, программа выполняет задачи с культурологической и исторической точкизрения, дает ребятам возможность узнать больше об искусстве живописи разныхстран.

Цель и задачи программы

Цель: развитие художественно — творческихспособностей обучающихся, через занятия по специальностям: графика, живописькак основы рисунка.

          Задачи:

1.    Научить обучающихся приемам рисования вграфике, живописи: линия, штрих, точка, всё о цвете, основы цветоведения.

2.    Расширить художественный кругозоробучающихся через ознакомление с историей живописи.

3.    Развивать фантазию, самостоятельность,образное мышление, художественный вкус.

4.    Формировать актуальные личностные качества- креативность, коммуникативность, трудолюбие, доброжелательность, лидерство,любопытство и открытость опыту, умение учиться.

                              Ожидаемыерезультаты:

 

1.         Владеют приемами рисования в техниках:графика, живопись.

2.         Расширился художественный кругозоробучающихся через  ознакомление с историей живописи.

3.         Развили фантазию, самостоятельность впроцессе рисования, собственный художественный вкус.

4.         Проявляют креативность, коммуникативность,трудолюбие, доброжелательность, любопытство и открытость опыту, умение учиться.

1. Календарный учебный график

 

 

Дата

начала

занятий

Дата

окончания

занятий

Количество учебных

недель

Количество учебных

дней

Количество учебных

часов

Режим

занятий

01.09

 

31.12

 

16

16

32

1 раз в неделю

по 2 часа

                                           2. Условияреализации

– количество детей в группе – от 10до 15. Предельная наполняемость учебных групп – 30 человек (в соответствии с локальнымнормативным актом учреждения

– групповыезанятия проводятся

приочной форме обучения: в учебном кабинете.

призаочной форме обучения: применением дистанционных технологий, электронногообучения (электронные цифровые платформы Zoom).

 Организация образовательного процесса рассчитана в соответствии с СанПиН2.4.3648-20 и проходят 1 раз внеделю по 2 учебных часа.

Форма обучения: очная, заочная

Допускается сочетание очной и заочной формобучения. Заочная форма обучения допускается в период возникающих ситуаций(неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка и т.п.), связанных снеобходимостью проведения учебных занятий с применением дистанционныхобразовательных технологий.

— формы проведения занятий

при очной форме обучения: творческая мастерская,коллективное творческое дело, презентация, выставка-презентация

при заочной форме обучения:онлайн-занятие. В рамках программы используются разные формы дистанционнойработы, чередуются разные формы деятельности: мастер-класс,индивидуально-практическая работа, презентация.

Количество аудиторныхзанятий составляет 32 часа, внеаудиторных (самостоятельных) занятий нет.

— используемые педагогическиетехнологии:

технологиягруппового и коллективного взаимодействия – посредством данной технологии отрабатывается техникаи тактика в группах от двух и более человек; способствует формированию у детейспособности работать и решать учебные задачи сообща;

дистанционныеобразовательные технологии –онлайн-занятия, видеозапись;

 

 

 

 

3. Рабочая программа

                                      Календарно-тематическийплан

                              для групп № 1,2,3,4   2022-2023 годаобучения

 

   

п/п

Раздел, тема занятия

Кол-во часов

Форма

занятия

 

Дата

проведения

1

Вводное занятие

2

беседа

02.09.2022

                                                    Раздел 1. Графика – 6 часов

2

Волшебная линия. Штрих.

2

 

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

09.09.2022

3

Точка. Форма.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

16.09.2022

4

Контраст форм. Граттаж

 

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

23.09.2022

                                                     Раздел 2. Живопись. – 20 часов

5

Свойства красок.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

30.09.2022

6

Праздник тёплых и холодных цветов.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

07.10.2022

7

Гармония цвета

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

14.10.2022

8

Контраст цвета.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

21.10.2022

9

Цветные кляксы.

Серо-чёрный мир красок.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

28.10.2022

10

Красочное настроение.

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

11.11.2022

11

Монументальная живопись.

Мозайка

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

18.11.2022

12

Домик на хвойном дереве.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.3%
НЕТ
39.7%
Проголосовало: 1272

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

25.11.2022

13

Монотипия

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

02.12.2022

14

Гризайль

 

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

09.12.2022

                                     Раздел 3. Основы рисунка — 4 часа

 

15

Линейная перспектива Воздушная перспектива

2

практическая работа

(онлайн мастер-класс)

16.12.2022

16

Промежуточная аттестация

2

выставка творческих работ

23.12.2022

Итого

 

32

 

 

 

                          4. Содержание программы

                                                Раздел 1. Графика

Тема 1. Вводное занятие.

 Теория. Природа творчества.Художественное творчество. История и современность народных художественныхпромыслов. Применение и технология выполнения. Инструменты и материалы.Инструктаж по ТБ

 Знакомство с новымихудожественными материалами и инструментами.

Тема2. Волшебная линия. Штрих.

 Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие идлинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый,спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий). Характер штрихов.Передача объема при помощи штрихов. Тоновые контрасты.

Практическое занятие. Выполнениезаданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты». Нанесение штрихов длявыявления формы предмета (шар, куб)

Тема 3. Точка. Форма.

«Характер точек»:жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техникапуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенностиработы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительныхматериалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши). Понимание формыпредмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными,фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.

Практическое занятие. Нарисовать сказочное животное и закрасить еготочками. Задания-игры: «Постройсказочный город», «Дорисуй чудо-юдо», «Отгадай фантастическое животное».

Тема 4. Контрастформ. Граттаж

Контраст форм напримере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие«растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение икомбинирование между собой различных контрастных форм. Граттаж – графическаяработа на восковой подкладке. Создание линий разного направления, плавности,длины и характера с помощью процарапывания.

Практическое занятие. Выполнениезаданий: «Листопад», «Дары осени», «Лесной хоровод».«Космические дали»,«Праздничный город», «Цирк».

 

                                              Раздел2. Живопись.

Живопись как языкцвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника вдревние времена.

Основы цветоведение.

Тема 5. Свойствакрасок.

Особенности гуаши: плотность, густая консистенция,возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкостьсмешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.

Особенностиакварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различнымиприемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге(вливания цвета в цвет).

Экспериментированиев работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдуваниесоломинкой акварельных клякс).

Практическоезанятие. Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружныхкрасок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки».

Тема 6. Праздниктёплых и холодных цветов.

Знакомство сбогатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря,огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенноститёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов(чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.

Практическоезанятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативнуюпамять «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно»,«Зимний лес».

Тема 7. Гармония цвета.

Различные сочетания одного и того же цвета.Знакомство с гармоническим сочетанием цвета и «красочным винегретом».

Практическоезанятие. Примерныезадания: «Дары осени», «Праздничный букет», «Зимняя сказка».

Тема 8. Контраст цвета.

Трипары контрастных цветов: жёлтый – синий, красный – зелёный, оранжевый –фиолетовый. Использование контраста цвета для выделенияглавного.

Практическоезанятие. Примерные задания:«Огни цирка», «Сказочная птица», «Теремок».

Тема 9. Цветные кляксы. Серо-чёрный мир красок.

Умениесмешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получение пятна-отпечаткав технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна.

Практическоезанятие. Примерные задания:«Цветные сны», «Волшебные бабочки», «Чудо-юдо».

 Ахроматическиецвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серогоцвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов отсветло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использованииахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).

Практическоезанятие. Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка»,«Туман».

Тема 10. Красочноенастроение.

Деления цветов нанасыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличияцвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрнойкраски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» придобавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски(нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрнойкраски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).

Практическоезанятие. Выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес».

Тема 11. Монументальнаяживопись. Мозайка.

Разновидностимонументальной живописи (роспись, мозаика, витраж). Материалы и способы ихприменения. Выполнение линейного рисунка в окончательном размере (сложные детали иузлы композиции разрабатываются более опытными учащимися). Завершениеработы в цвете (единство декоративного решения: ритм, гармония цветовыхотношений, зрительное равновесие форм).

Практическое занятие. Выполнениезаданий: Создание мозаичного панно на тему «Зимняя сказка».

Тема 12. Домик нахвойном дереве.

Выполнение линейногорисунка. Работа в цвете (единство декоративного решения: ритм, гармонияцветовых отношений, зрительное равновесие форм).

Практическое занятие.  Создание рисунка«Домик на хвойном дереве».

Тема 13.Монотипия.

Простота исполненияи увлекательность монотипии. Создание фантазийных рисунков посредствомразнообразных спецэффектов в оттиске.

Практическоезанятие. Примерные задания: «Волшебныебабочки», «Чудо-рыба», «Цветочная поляна».

Тема 14.Гризайль.

Гризайль – одноцветнаяживопись с использованием тоновой растяжки. Знакомство с различными приёмамиработы в этой технике для получения тоновых отношений.

Практическоезанятие. Примерные задания: «Метель влесу», «Вид из окна», «Садовник».

                                     Раздел 3.Основы рисунка.

Тема 15. Линейнаяперспектива. Воздушная перспектива.

Свойствачеловеческого глаза видеть параллельные линии сливающимися в точке на линиигоризонта. Правильное выполнение в цвете.

Практическоезанятие. Примерные задания-упражнения: «Мояулица», «Дорога уходит в даль».

          Тема 16. Промежуточная(готовая) аттестация.

 Практика. Подведение итогов работы. Оформление выставки детских творческих работ.Подготовка этикетажа.

 

5. Оценочные и методические материалы

Оценочные материалы

Текущийконтроль осуществляется на каждом учебном занятии в течение реализациипрограммы. Формы текущегоконтроля: наблюдение, педагогический контроль.

Промежуточная(годовая) аттестация проводится в конце учебного года в период с 25 мая по 31мая и осуществляется посредством участия в выставке и презентации  творческихработ. Педагог дополнительного образования осуществляет качественную оценкурезультатов обучения по 4-бальной системе (Приложение 1).

          Промежуточная (годовая) аттестация проводится один раз в году в концеучебного года в период с 25 мая по 31 мая: осуществляется в форме выставкиработ за год.

Формы фиксации результатов

— журнал посещаемости;

— протокол промежуточной(годовой) аттестации обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе.

           Методическое обеспечениеобразовательного процесса

Дидактические средства

Наглядный материал: выставка рисунков, картин,  чертежи, схемы, фотографии,стенды.

Раздаточный материал: таблицы,рисунки с изображением животных: зверей и птиц; схемы, произведенияИ. Шишкина, И. Левитана, В. Поленова, А. Пластова; репродукции скульптур В.Ватагина; мультимедийные слайды произведений В. Васнецова, М. Врубеля,

Методическая литература:

литература поистории изобразительного искусства, книги с репродукциями художест­венныхкартин.

           Интернет-ресурсы:

1.     https://clck.ru/W2men

2.     https://clck.ru/W2nGX

3.     https://clck.ru/W2nTS

4.     https://clck.ru/W2neu

                                     Список литературы

1.Алексеева В. В. Чтотакое искусство. – М.: Советский художник, 1991.

2.Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.

3.Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс,2004.

4.Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.

5.Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник,2001-2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитательный блок программы, рекомендованный дляучастия обучающихся в мероприятиях вне учебного плана (пожеланию).

Мероприятие

Сроки

Краткая информация о мероприятии

1

Торжественная церемония поднятия государственного флага РФ

сентябрь

Мероприятие            проводится                                   на основании                                   письма

Министерства просвещения от 17 июня 2022 г. АБ- 1611/06 «О направлении стандарта церемониала»

Цель конкурса: гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

2

Городская акция «Белые

журавли»

сентябрь

На мероприятии будет организована минута молчания в

память о жертвах теракта в Беслане.

Пройдут мастер-классы            по изготовлению бумажных голубей и памяток по теме «Антитеррор».

3

Неделя безопасности по ПДД

сентябрь

Цель: профилактика дорожно-транспортных

происшествии среди детей и подростков

4

Обзорная экскурсия для обучающихся для обучающихся

1 полугодие

Цель: расширение знании о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, воспитание патриотическик чувств.

 

5

Тематическая экскурсия к 80- летию со дня победы Вооруженных силСССР над армией гитлеровской Германии в1943 году            в

Сталинградской битве.

2 полугодие

Цель: расширение и углубление знаний        о

Сталинградской        битве

6

Неделя безопасности по ПДД

Январь 2023

Цель: профилактика дорожно-транспортных

происшествии среди детей и подростков

7

Семейный       

выходной

«Солдатские забавы»

Февраль 2023

Спортивно-массовое мероприятие организуется для обучающихся и родителей

 

8

Акция «Письмо солдату»

Февраль 2023

Цель: патриотическое воспитание, проявление уважения

к военной службе, формирование гражданских качеств

9

Встреча с ветеранами боевых действий

Февраль 2023

Воспитание уважительного отношения к армии и военнослужащим РФ, ветеранам боевых действий

10

Конкурс листовок «Пусть помнит каждый гражданин

пожарный номер 101»

Апрель 2023

Цель: профилактика пожарнои безопасности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.3%
НЕТ
39.7%
Проголосовало: 1272

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.3% НЕТ 39.7% Проголосовало: 1272


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.3% НЕТ 39.7% Проголосовало: 1272


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.3% НЕТ 39.7% Проголосовало: 1272


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.3% НЕТ 39.7% Проголосовало: 1272


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.3% НЕТ 39.7% Проголосовало: 1272


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет