Муниципальное автономное учреждениедополнительного образования города Нижневартовска «Центр детского и юношеского технического творчества«Патриот»
«ПРИНЯТО» Педагогическим советом МАУДО г.Нижневартовска «ЦДиЮТТ «Патриот» Протокол от № |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МАУДО г.Нижневартовска «ЦДиЮТТ «Патриот» _________________ Ф.М. Кадров Приказ от № |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЭТЮД»
Год обучения 1
Номер группы 1,2,3,4
Возрастобучающихся: 7-16 лет
Автор-составитель: педагог дополнительного образования
Меркушева Оксана Ринатовна
г. Нижневартовск
2022-2023
Аннотация
Краткосрочнаяпрограмма «Этюд» является дополнительным курсом к общеразвивающей программе «Волшебныекисти», в рамках которого обучающиеся подробно изучают разделы «графика» и«живопись».
Изучая графику и живопись ребятазнакомятся с историей изобразительного искусства. Занимаясь изобразительнымискусством, обучающиеся учатся видеть и понимать красоту окружающего мира,развивают художественно-эстетический вкус. Занятия способствуют развитиютрудовой и творческой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости,чувства взаимопомощи. Дают возможность творческой самореализации личности иприобщению традициям русского народного творчества.
Такимобразом, программа выполняет задачи с культурологической и исторической точкизрения, дает ребятам возможность узнать больше об искусстве живописи разныхстран.
Цель и задачи программы
Цель: развитие художественно — творческихспособностей обучающихся, через занятия по специальностям: графика, живописькак основы рисунка.
Задачи:
1. Научить обучающихся приемам рисования вграфике, живописи: линия, штрих, точка, всё о цвете, основы цветоведения.
2. Расширить художественный кругозоробучающихся через ознакомление с историей живописи.
3. Развивать фантазию, самостоятельность,образное мышление, художественный вкус.
4. Формировать актуальные личностные качества- креативность, коммуникативность, трудолюбие, доброжелательность, лидерство,любопытство и открытость опыту, умение учиться.
Ожидаемыерезультаты:
1. Владеют приемами рисования в техниках:графика, живопись.
2. Расширился художественный кругозоробучающихся через ознакомление с историей живописи.
3. Развили фантазию, самостоятельность впроцессе рисования, собственный художественный вкус.
4. Проявляют креативность, коммуникативность,трудолюбие, доброжелательность, любопытство и открытость опыту, умение учиться.
1. Календарный учебный график
Дата начала занятий |
Дата окончания занятий |
Количество учебных недель |
Количество учебных дней |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
01.09
|
31.12
|
16 |
16 |
32 |
1 раз в неделю по 2 часа |
2. Условияреализации
– количество детей в группе – от 10до 15. Предельная наполняемость учебных групп – 30 человек (в соответствии с локальнымнормативным актом учреждения
– групповыезанятия проводятся
приочной форме обучения: в учебном кабинете.
призаочной форме обучения: применением дистанционных технологий, электронногообучения (электронные цифровые платформы Zoom).
Организация образовательного процесса рассчитана в соответствии с СанПиН2.4.3648-20 и проходят 1 раз внеделю по 2 учебных часа.
Форма обучения: очная, заочная
Допускается сочетание очной и заочной формобучения. Заочная форма обучения допускается в период возникающих ситуаций(неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка и т.п.), связанных снеобходимостью проведения учебных занятий с применением дистанционныхобразовательных технологий.
— формы проведения занятий
при очной форме обучения: творческая мастерская,коллективное творческое дело, презентация, выставка-презентация
при заочной форме обучения:онлайн-занятие. В рамках программы используются разные формы дистанционнойработы, чередуются разные формы деятельности: мастер-класс,индивидуально-практическая работа, презентация.
Количество аудиторныхзанятий составляет 32 часа, внеаудиторных (самостоятельных) занятий нет.
— используемые педагогическиетехнологии:
технологиягруппового и коллективного взаимодействия – посредством данной технологии отрабатывается техникаи тактика в группах от двух и более человек; способствует формированию у детейспособности работать и решать учебные задачи сообща;
дистанционныеобразовательные технологии –онлайн-занятия, видеозапись;
3. Рабочая программа
Календарно-тематическийплан
для групп № 1,2,3,4 2022-2023 годаобучения
№ п/п |
Раздел, тема занятия |
Кол-во часов |
Форма занятия
|
Дата проведения |
1 |
Вводное занятие |
2 |
беседа |
02.09.2022 |
Раздел 1. Графика – 6 часов |
||||
2 |
Волшебная линия. Штрих. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
09.09.2022 |
3 |
Точка. Форма. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
16.09.2022 |
4 |
Контраст форм. Граттаж
|
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
23.09.2022 |
Раздел 2. Живопись. – 20 часов |
||||
5 |
Свойства красок. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
30.09.2022 |
6 |
Праздник тёплых и холодных цветов. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
07.10.2022 |
7 |
Гармония цвета |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
14.10.2022 |
8 |
Контраст цвета. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
21.10.2022 |
9 |
Цветные кляксы. Серо-чёрный мир красок. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
28.10.2022 |
10 |
Красочное настроение. |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
11.11.2022 |
11 |
Монументальная живопись. Мозайка |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
18.11.2022 |
12 |
Домик на хвойном дереве. Представленная информация была полезной? ДА 60.3% НЕТ 39.7% Проголосовало: 1272 |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
25.11.2022 |
13 |
Монотипия |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
02.12.2022 |
14 |
Гризайль
|
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
09.12.2022 |
Раздел 3. Основы рисунка — 4 часа
|
||||
15 |
Линейная перспектива Воздушная перспектива |
2 |
практическая работа (онлайн мастер-класс) |
16.12.2022 |
16 |
Промежуточная аттестация |
2 |
выставка творческих работ |
23.12.2022 |
Итого |
|
32 |
|
|
4. Содержание программы
Раздел 1. Графика
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. Природа творчества.Художественное творчество. История и современность народных художественныхпромыслов. Применение и технология выполнения. Инструменты и материалы.Инструктаж по ТБ
Знакомство с новымихудожественными материалами и инструментами.
Тема2. Волшебная линия. Штрих.
Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие идлинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый,спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий). Характер штрихов.Передача объема при помощи штрихов. Тоновые контрасты.
Практическое занятие. Выполнениезаданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты». Нанесение штрихов длявыявления формы предмета (шар, куб)
Тема 3. Точка. Форма.
«Характер точек»:жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техникапуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенностиработы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительныхматериалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши). Понимание формыпредмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными,фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.
Практическое занятие. Нарисовать сказочное животное и закрасить еготочками. Задания-игры: «Постройсказочный город», «Дорисуй чудо-юдо», «Отгадай фантастическое животное».
Тема 4. Контрастформ. Граттаж
Контраст форм напримере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие«растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение икомбинирование между собой различных контрастных форм. Граттаж – графическаяработа на восковой подкладке. Создание линий разного направления, плавности,длины и характера с помощью процарапывания.
Практическое занятие. Выполнениезаданий: «Листопад», «Дары осени», «Лесной хоровод».«Космические дали»,«Праздничный город», «Цирк».
Раздел2. Живопись.
Живопись как языкцвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника вдревние времена.
Основы цветоведение.
Тема 5. Свойствакрасок.
Особенности гуаши: плотность, густая консистенция,возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкостьсмешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.
Особенностиакварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различнымиприемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге(вливания цвета в цвет).
Экспериментированиев работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдуваниесоломинкой акварельных клякс).
Практическоезанятие. Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружныхкрасок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки».
Тема 6. Праздниктёплых и холодных цветов.
Знакомство сбогатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря,огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенноститёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов(чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.
Практическоезанятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативнуюпамять «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно»,«Зимний лес».
Тема 7. Гармония цвета.
Различные сочетания одного и того же цвета.Знакомство с гармоническим сочетанием цвета и «красочным винегретом».
Практическоезанятие. Примерныезадания: «Дары осени», «Праздничный букет», «Зимняя сказка».
Тема 8. Контраст цвета.
Трипары контрастных цветов: жёлтый – синий, красный – зелёный, оранжевый –фиолетовый. Использование контраста цвета для выделенияглавного.
Практическоезанятие. Примерные задания:«Огни цирка», «Сказочная птица», «Теремок».
Тема 9. Цветные кляксы. Серо-чёрный мир красок.
Умениесмешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получение пятна-отпечаткав технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна.
Практическоезанятие. Примерные задания:«Цветные сны», «Волшебные бабочки», «Чудо-юдо».
Ахроматическиецвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серогоцвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов отсветло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использованииахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).
Практическоезанятие. Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка»,«Туман».
Тема 10. Красочноенастроение.
Деления цветов нанасыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличияцвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрнойкраски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» придобавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски(нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрнойкраски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).
Практическоезанятие. Выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес».
Тема 11. Монументальнаяживопись. Мозайка.
Разновидностимонументальной живописи (роспись, мозаика, витраж). Материалы и способы ихприменения. Выполнение линейного рисунка в окончательном размере (сложные детали иузлы композиции разрабатываются более опытными учащимися). Завершениеработы в цвете (единство декоративного решения: ритм, гармония цветовыхотношений, зрительное равновесие форм).
Практическое занятие. Выполнениезаданий: Создание мозаичного панно на тему «Зимняя сказка».
Тема 12. Домик нахвойном дереве.
Выполнение линейногорисунка. Работа в цвете (единство декоративного решения: ритм, гармонияцветовых отношений, зрительное равновесие форм).
Практическое занятие. Создание рисунка«Домик на хвойном дереве».
Тема 13.Монотипия.
Простота исполненияи увлекательность монотипии. Создание фантазийных рисунков посредствомразнообразных спецэффектов в оттиске.
Практическоезанятие. Примерные задания: «Волшебныебабочки», «Чудо-рыба», «Цветочная поляна».
Тема 14.Гризайль.
Гризайль – одноцветнаяживопись с использованием тоновой растяжки. Знакомство с различными приёмамиработы в этой технике для получения тоновых отношений.
Практическоезанятие. Примерные задания: «Метель влесу», «Вид из окна», «Садовник».
Раздел 3.Основы рисунка.
Тема 15. Линейнаяперспектива. Воздушная перспектива.
Свойствачеловеческого глаза видеть параллельные линии сливающимися в точке на линиигоризонта. Правильное выполнение в цвете.
Практическоезанятие. Примерные задания-упражнения: «Мояулица», «Дорога уходит в даль».
Тема 16. Промежуточная(готовая) аттестация.
Практика. Подведение итогов работы. Оформление выставки детских творческих работ.Подготовка этикетажа.
5. Оценочные и методические материалы
Оценочные материалы
Текущийконтроль осуществляется на каждом учебном занятии в течение реализациипрограммы. Формы текущегоконтроля: наблюдение, педагогический контроль.
Промежуточная(годовая) аттестация проводится в конце учебного года в период с 25 мая по 31мая и осуществляется посредством участия в выставке и презентации творческихработ. Педагог дополнительного образования осуществляет качественную оценкурезультатов обучения по 4-бальной системе (Приложение 1).
Промежуточная (годовая) аттестация проводится один раз в году в концеучебного года в период с 25 мая по 31 мая: осуществляется в форме выставкиработ за год.
Формы фиксации результатов
— журнал посещаемости;
— протокол промежуточной(годовой) аттестации обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе.
Методическое обеспечениеобразовательного процесса
Дидактические средства
Наглядный материал: выставка рисунков, картин, чертежи, схемы, фотографии,стенды.
Раздаточный материал: таблицы,рисунки с изображением животных: зверей и птиц; схемы, произведенияИ. Шишкина, И. Левитана, В. Поленова, А. Пластова; репродукции скульптур В.Ватагина; мультимедийные слайды произведений В. Васнецова, М. Врубеля,
Методическая литература:
литература поистории изобразительного искусства, книги с репродукциями художественныхкартин.
Интернет-ресурсы:
Список литературы
1.Алексеева В. В. Чтотакое искусство. – М.: Советский художник, 1991.
2.Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
3.Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс,2004.
4.Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.
5.Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник,2001-2002.
Воспитательный блок программы, рекомендованный дляучастия обучающихся в мероприятиях вне учебного плана (пожеланию).
№ |
Мероприятие |
Сроки |
Краткая информация о мероприятии |
1 |
Торжественная церемония поднятия государственного флага РФ |
сентябрь |
Мероприятие проводится на основании письма Министерства просвещения от 17 июня 2022 г. № АБ- 1611/06 «О направлении стандарта церемониала» Цель конкурса: гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. |
2 |
Городская акция «Белые журавли» |
сентябрь |
На мероприятии будет организована минута молчания в память о жертвах теракта в Беслане. Пройдут мастер-классы по изготовлению бумажных голубей и памяток по теме «Антитеррор». |
3 |
Неделя безопасности по ПДД |
сентябрь |
Цель: профилактика дорожно-транспортных происшествии среди детей и подростков |
4 |
Обзорная экскурсия для обучающихся для обучающихся |
1 полугодие |
Цель: расширение знании о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, воспитание патриотическик чувств.
|
5 |
Тематическая экскурсия к 80- летию со дня победы Вооруженных силСССР над армией гитлеровской Германии в1943 году в Сталинградской битве. |
2 полугодие |
Цель: расширение и углубление знаний о Сталинградской битве |
6 |
Неделя безопасности по ПДД |
Январь 2023 |
Цель: профилактика дорожно-транспортных происшествии среди детей и подростков |
7 |
Семейный выходной «Солдатские забавы» |
Февраль 2023 |
Спортивно-массовое мероприятие организуется для обучающихся и родителей
|
8 |
Акция «Письмо солдату» |
Февраль 2023 |
Цель: патриотическое воспитание, проявление уважения к военной службе, формирование гражданских качеств |
9 |
Встреча с ветеранами боевых действий |
Февраль 2023 |
Воспитание уважительного отношения к армии и военнослужащим РФ, ветеранам боевых действий |
10 |
Конкурс листовок «Пусть помнит каждый гражданин пожарный номер 101» |
Апрель 2023 |
Цель: профилактика пожарнои безопасности
|
