Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Смидович»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО Заместительдиректора Директор школы
А.В. Москаленко поУВР Т.В. Липатникова Л.И.Иванченко
Протокол № Приказ № .
от « » 2022г. от « » 2022 г. от « » августа 2022 г.
Рабочая программа
по геометрии
для 8 класса
(уровень базовый)
Учитель: Серикова Екатерина Павловна
I квалификационнаякатегория
на 2022-2023 учебный год
п. Смидович
Оглавление:
1) Пояснительнаязаписка……………………………………………………………………3
2) Планируемыерезультаты освоения курса геометрии..………………………………5
3) Содержаниеучебного предмета……………………………………………………….7
4) Тематическоепланирование……………………………………..…………….……….9
5) Организационно-педагогические условияреализации программы………………..10
6) Календарно-тематическое планирование………….…………..…………..…………..12
7) Контрольно-измерительные материалы……………………………………………..14
Пояснительнаязаписка
Геометрия — один из важнейших компонентовматематического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний опространстве и практически значимых умений, формирования языка описанияобъектов окружающего мира, для развития пространственного воображения иинтуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся.Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формированиепонятия доказательства. Сами объектыгеометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструированияспособствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводитьчеткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрываютмеханизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометриязанимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышленияшкольников.
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: онаобеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметаместественно — научного цикла, в частности к физике. Развитие логическогомышления учащихся при обучении геометрии способствует усвоению предметовгуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характеранеобходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.
Развитие учащихся правильных представлений о сущности и происхождениигеометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характереотражений математической наукой явлений и процессов реального мира, местегеометрии в системе наук и роли математического моделирования в научномпознании и в практике способствует формированию научного мировоззренияучащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации всовременном информационном обществе.
В процессе обучения геометрии школьники должны научиться излагать своимысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого,аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника:Геометрия 7-9 авторского коллектива Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф и др.
Целиизучения учебного предмета
Обучение геометрии в основной школе направлено на достижение следующихцелей:
1) В направлении личностного развития:
Ø развитие логического и критического мышления,культуры речи, способности к умственному эксперименту;
Ø формирование интеллектуальной честности иобъективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающихиз обыденного опыта;
Ø воспитание качеств личности, обеспечивающихсоциальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
Ø формирование качеств мышления, необходимых дляадаптации в современном информационном обществе;
Ø развитие интереса к математическому творчеству и математическихспособностей.
2) Вметапредметном направлении:
ü развитие представлений о математике как формеописания и методе познания действительности, создание условий для приобретенияпервоначального опыта математического моделирования;
ü формирование общих способов интеллектуальнойдеятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательнойкультуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
ü формирование представлений о математике как частиобщечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации исовременного общества.
3) В предметномнаправлении:
· овладение системойматематических знаний и умений, необходимыми для продолжения обучения в старшейшколе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин,применения в практической деятельности;
· интеллектуальное развитие;
· развитие ясности и точности мысли,сообразительности, мыслительных навыков:
· выделение главного, сравнение, анализ, синтез,абстрагирование, формализация, конкретизация, интерпретация;
· качеств ума: гибкость, самостоятельность;
· познавательных процессов: внимание, воображение,память;
· общеучебных умений и навыков:
· письма и чтения в нужном темпе, слушать учителя содновременным ведением записей, работать с литературой, учебной и справочной;
· формирование представлений обидеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средствамоделирования явлений и процессов.
Задачи:
v овладетьсистемой математических знаний и умений, необходимых для применения впрактической деятельности, изучении смежных дисциплин;
v сформироватькачества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современномобществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли,интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности кпреодолению трудностей;
v формироватьпредставления об идеях и методах математики как универсального языка науки итехники, средства моделирования явлений и процессов, устойчивого интересаучащихся к предмету;
v воспитыватьотношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особуюроль в общественном развитии;
v выявлениеи формирование математических и творческих способностей.
Место учебного предмета (курса) в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом дляобразовательных учреждений РФ на изучение геометрии в 8 классе отводится 2 часа в неделю, 70часов (35 учебных недель).
Входная контрольная работа и промежуточная аттестацияпредусмотрена согласно общешкольному графику, продолжительностью 45 минут (1урок).
Программой предусмотрено проведение 7 контрольных работ.
Формы организации учебной деятельности
Рабочая программа предусматривает проведение контрольных иобобщающих уроков. Выполнение данной программы предусматривает использованиеследующих технологий, форм и методов преподавания геометрии:личностно-ориентированное обучение, проектная, технология тестирования,самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, проблемноеобучение, творческие задания, элементы использования ИКТ.
Формы контроля
Контроль осуществляется через использование следующих видов оценки: входящий,текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы оценкии контроля: контрольная работа, домашняя контрольная работа, самостоятельнаяработа, домашняя практическая работа, домашняя самостоятельная работа, тест,контрольный тест, устный опрос.
Планируемые результаты освоения курса геометрия
Личностные:
1. Формирование ответственногоотношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию исамообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшегообразования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетомустойчивых познавательных интересов.
2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки иобщественной практики.
3. Формирование коммуникативной компетентности в общениии сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной,учебно-исследовательской, творческойи других видах деятельности.
4.Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,понимать смысл поставленной задачи,выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5. Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу отфакта.
6. Креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач.
7. Умение контролировать процесс и результат учебнойматематической деятельности.
8. Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные:
1. Умение самостоятельно планировать альтернативныепути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных ипознавательных задач.
2.Умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного
вниманияи вносить необходимые коррективы.
3. Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективнуютрудность и собственные возможности её решения.
4. Осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения,установления аналогий, классификациина основе самостоятельного выбора оснований икритериев, установления родовидовых связей.
5. Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,умозаключение (индуктивное, дедуктивноеи по аналогии) и выводы.
6. Умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символическиесредства, модели и схемы для решения учебныхи познавательных задач.
7. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определятьцели, распределять функции и роли участников, общиеспособы работы.
8. Умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушатьпартнёра; формулировать,аргументировать и отстаивать своё мнение.
8. Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в областииспользования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности).
9. Формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как обуниверсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.
10. Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в другихдисциплинах, в окружающей жизни.
11. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решенияматематических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решениев условияхнеполной и избыточной, точной и вероятностной информации.
12. Умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки,чертежи, схемы и др.) для иллюстрации,интерпретации, аргументации.
13. Умениевыдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость ихпроверки.
14. Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений,видеть различные стратегии решения задач.
15. Пониманиесущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии спредложенным алгоритмом.
16.Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
17. Умение планировать и осуществлять деятельность,направленную нарешение задач исследовательского характера.
Предметные:
1. Овладениебазовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление обосновных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейшихматематических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы иявления.
2.Умение работать сгеометрическим текстом( анализировать, извлекать необходимую информацию), точнои грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применениемматематической терминологии и символики, использовать различные языкиматематики, проводить классификации, логические обоснования, доказательстваматематических утверждений;
3. Овладениенавыками устных, письменных, инструментальных вычислений.
4.Овладениегеометрическим языком, умение использовать его для описания предметовокружающего мира, развития пространственных представлений и изобразительныхумений, приобретение навыков геометрических построений.
5) Усвоениесистематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядномуровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематическиезнания о них для решения геометрических и практическихзадач.
6) Умение измерятьдлины отрезков, величины углов, использовать формулы для вычисления периметров, площадей и объемов геометрических фигур.
7) Умение применять изученные понятия, результаты, методыдля решения задач практического характера и задач из сложных дисциплин с использованиемпри необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Содержаниеучебного предмета
№ п/п
|
Основное содержание по темам (главам) |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
1 |
Четырехугольники (14 часов) Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
|
Формулировать определения параллелограмма, прямоугольника, квадрата, ромба, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеции, средней линии трапеции; Распознавать и изображать их на чертежах и рисунках. Формулировать и доказывать теоремы о свойствах и признаках параллелограмма, прямоугольника, квадрата, ромба, трапеции. Исследовать свойства четырехугольников с помощью компьютерных программ. Решать задачи на построение, доказательство и вычисления. Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения. Выделять на чертеже конфигурации, необходимые для проведения обоснований логических шагов решения. Интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи |
2 |
Площадь (14 часов) Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
|
Выводить формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции. Находить площадь многоугольника разбиением на треугольники и четырехугольники. Решать задачи на вычисление линейных величин, градусной меры угла и площадей треугольников, четырехугольников и многоугольников. Опираясь на данные условия задачи. Находить возможности применения необходимых формул, преобразовывать формулы. Использовать формулы для обоснования доказательных рассуждений в ходе решения. Интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи. Формулировать и доказывать теорему Пифагора. |
3 |
Подобные треугольники (19 часов) Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
|
Формулировать определение подобных треугольников. Формулировать и доказывать теоремы о признаках подобия треугольников, теорему Фалеса. Формулировать определения и иллюстрировать понятия синуса, косинуса, тангенса и котангенса острого угла прямоугольного треугольника. Выводить формулы, выражающие функции угла прямоугольного треугольника через его стороны Формулировать определения синуса, косинуса, тангенса, котангенса углов от 0 до 180°. Выводить формулы, выражающие функции углов от 0 до 180° через функции |
4 |
Окружность (17 часов) Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
|
Формулировать определения понятий, связанных с окружностью, центрального и вписанного углов, секущей и касательной к окружности, углов, связанных с окружностью. Формулировать и доказывать теоремы о вписанных углах, углах, связанных с окружностью. Изображать, распознавать и описывать взаимное расположение прямой и окружности. Изображать и формулировать определения вписанных и описанных треугольников. |
5 |
Повторение. Решение задач (4 часов) |
Владеть общим приемом решения задач. Уметь применять полученные знания на практике. Уметь логически мыслить, отстаивать свою точку зрения и выслушивать мнение других, работать в команде. |
Тематическоепланирование
№ |
Тема |
Кол-во часов |
В том числе |
|
уроки |
контрольные |
|||
1 |
Повторение. Вводная контрольная работа |
2 |
1 |
1 |
2 |
Четырехугольники |
14 |
13 |
1 |
3 |
Площадь |
14 |
13 |
1 |
4 |
Подобные треугольники |
19 |
17 |
2 |
5 |
Окружность |
17 |
16 |
1 |
6 |
Повторение. Промежуточная аттестация |
4 |
3 |
1 |
|
Итого: |
70 |
63 |
7 |
Организационно-педагогические условия реализациипрограммы
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
1. |
Литература для учителя |
1.1 |
книга под редакцией Геометрия, 7—9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и д. — М.: Просвещение, 2019 г. |
1.2 |
книга под редакцией Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов, авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2016 г. |
1.3 |
книга, авторов больше трех Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: методические рекомендации: кн. для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. -М.: Просвещение, 2013 г. |
1.4 |
Зив Б.Г. .Геометрия: дидактические материалы для 7 класса / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2015 г. |
1.5 |
Контрольные работы по геометрии, 7 класс: к учебнику Л. С. Атанасяна « Геометрия, 7-9»/ Н. Б. Мельникова-М.: Изд. «Экзамен», 2013 г. |
1.6 |
Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса./ Ершова А. П., Голобородько В. В., Ершова А. С.— М.: Илекса, 2013 г. |
2. |
Литература для ученика |
2.1 |
книга под редакцией Геометрия, 7—9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и д. — М.: Просвещение, 2019 г. |
2.2 |
книга, авторов больше трех Зив Б.Г. .Геометрия: дидактические материалы для 7 класса / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2015 г. |
3. |
Технические средства обучения Представленная информация была полезной? ДА 59.33% НЕТ 40.67% Проголосовало: 1168 |
3.1 |
Компьютер |
3.2 |
Мультимедийный проектор |
3.3 |
Экран |
3.4 |
Доска магнитная |
4. |
Электронные образовательные ресурсы |
4.1 |
Наименование сайтов • www.1september.ru • www.math.ru • www.allmath.ru • www.uztest.ru • http://schools.techno.ru/tech/index.html • http://www.catalog.alledu.ru/predmet/math/more2.html • http://methmath.chat.ru/index.html • http://www.mathnet.spb.ru/ |
4.2 |
Наименование электронных пособий: Презентации: 1. Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. 2. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. 3. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. 4. Осевая и центральная симметрии. 5. Понятие площади многоугольника. 6. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. 7. Теорема Пифагора. 8. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. 9. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. 10. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. 11. Взаимное расположение прямой и окружности. 12. Касательная к окружности, ее свойство и признак. 13. Центральные и вписанные углы. 14. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности. |
5. |
Оборудование |
5.1 |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев |
5.2 |
Стол учительский со стулом |
5.3 |
Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°, 90°), угольник (45°, 90°), циркуль.
|
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Сроки проведения |
|
план |
факт |
||
Повторение (2 часа) |
|||
|
Решение задач на повторение |
|
|
|
Входная контрольная работа |
|
|
Четырехугольники (14 часов) |
|||
|
Многоугольники |
|
|
|
Многоугольники .Сумма углов многоугольника |
|
|
|
Параллелограмм. Свойство параллелограмма |
|
|
|
Признаки параллелограмма |
|
|
|
Решение задач то теме «Параллелограмм». |
|
|
|
Трапеция. |
|
|
|
Теорема Фалеса. |
|
|
|
Задачи на построение |
|
|
|
Прямоугольник. Свойства прямоугольника |
|
|
|
Ромб. Квадрат |
|
|
|
Решение задач по теме: «Ромб. Квадрат» |
|
|
|
Осевая и центральная симметрии |
|
|
|
Решение задач по теме: «Четырехугольники |
|
|
|
Контрольная работа №1 по теме: «Четырёхугольники» |
|
|
Площадь (14 часов) |
|||
|
Работа над ошибками. Площадь многоугольника. |
|
|
|
Площадь прямоугольника и квадрата |
|
|
|
Площадь параллелограмма |
|
|
|
Площадь треугольника |
|
|
|
Площадь треугольника..Формула Герона |
|
|
|
Площадь трапеции |
|
|
|
Решение задач на вычисление площадей плоских фигур |
|
|
|
Решение задач на вычисление площадей четырехугольников |
|
|
|
Теорема Пифагора |
|
|
|
Теорема, обратная теореме Пифагора. |
|
|
|
Решение задач по теме: «Теорема Пифагора» |
|
|
|
Решение задач по теме : «Площади плоских фигур» |
|
|
|
Решение задач по теме: «Площадь» |
|
|
|
Контрольная работа №2 по теме: «Площадь» |
|
|
Подобные треугольники (19 часов) |
|||
|
Работа над ошибками. Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. |
|
|
|
Отношение площадей подобных треугольников. |
|
|
|
Первый признак подобия треугольников. |
|
|
|
Решение задач на применение первого признака подобия треугольников. |
|
|
|
Второй и третий признаки подобия треугольников. |
|
|
|
Решение задач на применение второго и третьего признаков подобия треугольников. |
|
|
|
Решение задач на применение признаков подобия треугольников. |
|
|
|
Контрольная работа № 3 по теме «Подобные треугольники» |
|
|
|
Работа над ошибками. Средняя линия треугольника |
|
|
|
Свойство медиан треугольника |
|
|
|
Пропорциональные отрезки |
|
|
|
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике |
|
|
|
Измерительные работы на местности. |
|
|
|
Задачи на построение методом подобия. |
|
|
|
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника |
|
|
|
Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600 |
|
|
|
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. |
|
|
|
Решение задач по теме « Подобные треугольники» |
|
|
|
Контрольная работа №4 по теме: «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника» |
|
|
Окружность (17 часов) |
|||
|
Работа над ошибками. Взаимное расположение прямой и окружности. |
|
|
|
Касательная к окружности. |
|
|
|
Касательная к окружности. Решение задач. |
|
|
|
Градусная мера дуги окружности |
|
|
|
Теорема о вписанном угле |
|
|
|
Теорема об отрезках пересекающихся хорд |
|
|
|
Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы» |
|
|
|
Свойство биссектрисы угла |
|
|
|
Свойство серединного перпендикуляра |
|
|
|
Теорема о точке пересечения высот треугольника |
|
|
|
Решение задач по теме: «Четыре замечательные точки» |
|
|
|
Вписанная окружность |
|
|
|
Вписанная окружность |
|
|
|
Свойство описанного четырехугольника |
|
|
|
Описанная окружность. |
|
|
|
Свойства вписанного четырехугольника |
|
|
|
Контрольная работа № 5 по теме: «Окружность» |
|
|
Повторение (4 часа) |
|||
|
Промежуточная аттестация. Тест |
|
|
|
Подобные треугольники |
|
|
|
Четырехугольники. Площадь. Решение задач. |
|
|
|
Окружность. Решение задач. |
|
|
Контрольно-измерительныематериалы
Входнаяконтрольная работа
закурс 7 класса
Вариант1
Часть А (выберитеверные варианты ответов и обведите их)
1. Один из смежных углов на 60˚ большедругого. Чему равны эти углы?
Ответы: