Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Средняяобщеобразовательная школа №2»
__________________________________________________________________
143900, Московскаяобл., г. Балашиха, ул. Кудаковского, д. 1 тел/факс: 8 (495) 523-91-85
http://bal-sch2.edumsko.ru e-mail: mou2sch@mail.ru
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ____________Сазонова И.Б.
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Школа №2» _____________ Степанянц О.В. Приказ от 30.08.2022г № 427
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Школа №2» _____________ Перепелица А.Г. Приказ от 30.08.2022г № 427 |
Рабочая программа по курсу
ЛИТЕРАТУРА
7-5, 7-7 классы
Рассмотрено на заседании ШМО
учителей русскогоязыка и литературы
Протокол № 1 от 29.08.2022г
Председатель_________ Алаева И.Ю.
Составитель:
Юрчак Людмила Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Балашиха 2022
Рабочаяпрограмма учебного предмета литература для 7 класса составлена на основанииследующих нормативно-правовых документов:
· Федерального закона «Обобразовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012.г
· Федеральногогосударственного образовательного стандарта основного общего образования,утвержденного приказом Министерства Просвещения Российской Федерации №287 от31.05.2021г.
· Федерального перечняучебников, рекомендованных Министерством Просвещения Российской Федерации киспользованию в образовательном процессе в общеобразовательном учреждении на2021 – 2022 учебный год.
· Постановление Главногогосударственного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарных правилСП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациямвоспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» №28 от28.09.2020 г.
· Основной образовательнойпрограммы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№ 2».
· Учебного плана МБОУ«Средняя общеобразовательная школа № 2» на 2022 – 2023 учебный год.
· Положения о рабочейпрограмме МБОУ «Школа № 2»
· В.Я. Коровина, В. П.Журавлев, В.И. Коровин, Н.В. Беляева. Примерные рабочие программы. 5—9 классы:учебное пособие для общеобразовательных. организаций — М. Просвещение, 2021
Программа порусскому языку обеспечена УМК для 7 класса под редакцией В.Я. Коровиной идр.-Москва, «Просвещение», 2021г
Преподавание ведётся по учебнику: Литература 7класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлеви др. в 2-х частях – М.: Просвещение, 2021, рекомендованного Министерствомобразования и науки РФ.
Приреализации программы допускается использование дистанционных форм обучения.
В ходе реализации программы осуществляется:
1) воспитание российской гражданскойидентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящемумногонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурногонаследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование осознанного, уважительного идоброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нёмвзаимопонимания;
3) освоение социальных норм, правил поведения,ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые исоциальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни впределах возрастных компетенций с учетом региональных, этно-культурных,социальных и экономических особенностей;
4) развитие морального сознания икомпетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формированиенравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственногоотношения к собственным поступкам.
Количество часов по учебному плану в неделю – 2часа, в год – 66 часов.
I. Планируемые результаты освоения учебногопредмета
Предметные результаты:
Обучающийсянаучится
1) пониманию ключевых проблемизученных произведений русского фольклора и фольклора других народов,древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XXвеков, литературы народов России и зарубежной литературы;
2) пониманию связилитературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в нихвневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
3) умению анализироватьлитературное произведение: определять его принадлежность к одному излитературных родов и жанров;
4) понимать и формулироватьтему, идею, нравственный пафос литературного произведения;
5) характеризовать егогероев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
6) определению в произведенииэлементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка,понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения(элементы филологического анализа);
7) владению элементарнойлитературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
8) приобщению кдуховно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление ихс духовно-нравственными ценностями других народов;
9) формулированиюсобственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
10) собственной интерпретации(в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
11) пониманию авторскойпозиции и выражение своего отношения к ней;
12) восприятию на слухлитературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватноевосприятие;
13) умению пересказывать прозаическиепроизведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка ицитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту,создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
14) написанию изложений исочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений;классных и домашних творческих работ; рефератов на литературные иобщекультурные темы;
15) пониманию образной природылитературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятиепроизведений литературы; формирование эстетического вкуса;
16) пониманию русского слова вего эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств всоздании художественных образов литературных произведений;
Обучающийсяполучит возможность научиться
1) пониманиюкоммуникативно-эстетических возможностей; лексической и грамматическойсинонимии и использование их в собственной речевой практике; осознаниеэстетической функции родного языка;
2) осознаниюэстетической функции родного языка.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с из-меняющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения,устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основанияи критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знакии символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество исовместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и вгруппе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своёмнение;
10) умение осознанно использовать речевыесредства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
Личностныерезультаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов Рос-сии и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
2) воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
4) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие со-временного мира;
5) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
6) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
8) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,творческой и других видов деятельности;
9) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
10) осознание значения семьи в жизни человека иобщества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношениек членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоениехудожественного наследия народ.
II. Содержаниеучебного предмета. Формы организации учебных занятий. Основные виды учебнойдеятельности
№ п/п |
Кол-во часов |
Тематическое планирование |
Формы организации. Основные виды учебной деятельности |
1. |
1 |
Введение. |
Чтение и обсуждение статьи учебника «Читайте не торопясь», эмоциональный отклик, выражение личного читательского отношения к прочитанному. Толкование ключевых слов и словосочетаний. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Комментирование специфики писательской деятельности. Объяснение метафорической природы художественного образа, его обобщающего значения и наличия оценочного значения в словесном образе (на примере ранее изученных произведений). Выявление разных видов художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета). Решение тестов и выполнение диагностических заданий. Практическая работа. Изучение структуры учебника и практикума «Читаем, думаем, спорим…», выявление их учебных функций. Устная характеристика разделов учебника и практикума. Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос «Что нужно для того, чтобы стать талантливым читателем?». Подбор афоризмов, пословиц и поговорок о писателях и книгах. Написание для школьной газеты статьи на тему «Советы читателю». Чтение статей «Поговорим о книге, писателе, читателе» и «Труд писателя» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…») |
№ п/п |
Кол-во часов |
Тематическое планирование |
Формы организации. Основные виды учебной деятельности |
2. |
6 |
Устное народное творчество. |
Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной. Восприятие текста преданий и их выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление элементов сюжета в преданиях. Нравственная оценка героев преданий. Выявление их исторической основы и отношения народа к героям преданий. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «устная народная проза», «предание»» |
3. |
2 |
Из древнерусской литературы |
Чтение и обсуждение статей учебника «Древнерусская литература» и «О „Повести временных лет“». Выразительное чтение фрагментов древнерусской литературы. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Участие в коллективном диалоге. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Характеристика героя древнерусской литературы. Составление плана устного и письменного высказывания (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»). Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «летопись». |
4. |
2 |
Из русской литературы 18 века. |
Чтение и обсуждение статьи учебника «Михаил Васильевич Ломоносов» и составление её плана. Устный рассказ о поэте. Восприятие и выразительное чтение поэзии Ломоносова. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Нахождение незнакомых слов и определение их значения. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. |
5. |
28 |
Из русской литературы 19 века. |
Чтение и обсуждение статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин» и составление её плана. Устный рассказ о поэте. Обсуждение статьи «Московская квартира Пушкина на Арбате» из раздела учебника «Литературные места России». Восприятие и выразительное чтение фрагмента поэмы «Полтава». Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значения. Обсуждение портретов поэта, изображений памятников Пушкину. Обсуждение мозаичной картины Ломоносова «Полтавская баталия». |
№ п/п |
Кол-во часов |
Тематическое планирование |
Формы организации. Основные виды учебной деятельности |
6. |
22 |
Из русской литературы 20 века |
Чтение и обсуждение статей учебника «Максим Горький» и «Из воспоминаний и писем». Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение фрагментов повести. Различные виды пересказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге |
7. |
1 |
Из литературы народов России |
Чтение и обсуждение статьи учебника «Расул Гамзатович Гамзатов». Устный рассказ о поэте. Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллектив-ном диалоге. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве поэта. Выявление нравственной проблематики стихотворений |
8. |
2 |
Из зарубежной литературы |
. Устный рассказ о поэте. Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Подготовка и презентация страниц устного журнала |
Итого |
66 |
|
|