Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
-
2 слайд
Паспорт проекта
-
3 слайд
Актуальность проекта
«Тот, кто не помнит своих предков, не знает себя…» А.И. Никитин.
«Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории». В.М. Васнецов
Родина… Отечество… Для человека эти слова всегда имели большое значение. Народ, не помнящий своего прошлого, не может быть счастливым в будущем – эта мысль проста и понятна всем. К сожалению, на практике мы постоянно сталкиваемся с тем, что современные дети утрачивают связь со своими корнями, с малой родиной. Они не узнают памятники, не знают историю его возникновения. Не знают , откуда взялись названия улиц и почему они носят фамилии и имена людей?
Достижения современности так быстро и активно входят в жизнь детей, что быт не только далёких предков, но и поколений, ещё живущих людей является для них тайной за семью печатями. А вместе с этим теряется значительный пласт культуры народа.
Дошкольное детство — важный этап в становлении личности человека, поэтому очень важно на каких примерах растет ребенок. Этот возраст является наиболее благоприятным периодом для развития любознательности, что позволяет формировать у детей стремление больше узнать о своем родном городе, его прошлом, известных земляках.
Ребенок, который с детства знает свои «корни» (историю, культуру края, известных земляков), вырастет патриотом своей родины, своего края.
Поэтому собрать материал о земляках, рассказать о них детям стала началом создания нашего проекта.
Как говорил С.И. Танеев «Знать историю в строгом смысле слова – это значить знать ВСЕ».
Вот почему проблема так актуальна. -
4 слайд
Анализ внешней среды
Современное общество несколько утратило нравственные представления об уважительном отношении к духовному, культурному и историческому наследию своего народа.
Как известно, начало изучения истории, культуры и традиций родного края, воспитание чувства патриотизма, гордости за свою малую Родину в наших детях начинается в семье.
О каком воспитании может идти речь, если современные молодые родители — это поколение, которым проще посидеть в телефоне, листая страницу за страницей, чем пообщаться, поиграть с детьми. Или наоборот, у которых так мало времени на общение с ребенком в силу своей занятости и недостаточно высокого уровня педагогической культуры.
В современном мире родители и дети все меньше взаимодействуют друг с другом в реальном времени. Часто родители свое желание видеть ребенка образованным и воспитанным перекладывают на чужие плечи: детский сад, центры развития, кружки… Дело в том, что все хотят быть хорошими родителями, но никто не хочет быть ответственными. Потому что ответственно относиться к ребенку — это очень трудно. -
5 слайд
Анализ внутренней среды
Актуальность выбранной проблематики для детей старшего дошкольного возраста обусловлена рядом противоречий:
низкий уровень знаний у детей и родителей о выдающихся людях, которые прославили чувашский край;
не понимание родителями, что уважительное отношение детьми к духовному, культурному и историческому наследию своего народа начинается с семьи;
отсутствие общения между родителями и детьми;
попытки родителей пытаться уйти от решения проблемы, перекладывая их на чужие плечи: детский сад, центры развития, кружки… -
6 слайд
Ресурсы проекта
Эффективность и качество реализации проекта обеспечиваются использованием нескольких видов ресурсов:
Программно-методическое обеспечение:
АООП дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи» города Чебоксары Чувашской Республики.
Кадровые ресурсы:
Учитель-логопед: Блинова Светлана Вениаминовна.
Воспитатель: Дмитриева Лариса Валерьевна.
Информационные ресурсы: информационные стенды для родителей, компьютер, интернет-ресурсы, электронные носители с презентациями и видеороликами.
Материально-технические ресурсы: литература «Искусство чувашского народа», «Происхождение чувашского народа», альбомы «Они прославили наш край», «Чудесные чувашские узоры», фотоальбом «Чувашия» -
7 слайд
Ожидаемый результат
Дети
дети имеют начальные знания об истории родного города;
могут рассказать об интересных, исторических местах своей малой родины;
знают о некоторых выдающихся людях Республики;
знакомы с символами Чувашии (герб, флаг, гимн);
имеют опыт совместной деятельности с родителями.2. Педагоги
пополнили методическую «копилку»;
повысили профессиональную компетентность в вопросах приобщения детей к изучению истории, культуры и традиций родного края;
повысили уровень заинтересованности родителей проблемой.3. Родители:
расширили знания о роли семьи в воспитании уважительного отношения к духовному, культурному и историческому наследию своего народа;
обогатили детско-родительские отношения опытом совместной деятельности;
получили возможность расширить осведомленность в вопросах по формированию у детей знаний о своем городе, выдающихся людях Чувашии. -
8 слайд
Механизм реализации проекта:
Анализ ситуации, изучение нормативно-правовой, научно-методической литературы, подбор необходимого материал по данной теме.
Памятки и рекомендации для родителей «Воспитание уважительного отношения к духовному, культурному и историческому наследию своего народа».
Анализ предметно-развивающей среды в группе по теме.
Анкетирование родителей.
Беседы с детьми.
Оформление фотовыставки «Выдающиеся земляки: они прославили чувашский край», «Традиции моей семьи», выставки рисунков «Волшебство чувашской вышивки».
Проведение фестиваля «Юный блогер: выдающиеся земляки», экскурсии к памятникам выдающихся людей Чувашии.
Наблюдение за взаимоотношением детей и взрослых.
Оформление папки передвижки – «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Пословицы и поговорки о родном крае».
Проведение конкурса стихов «Славлю тебя, мой край чувашский» и квест-игры «Путешествие по родному краю».
Организация выставки литературы по теме проекта. -
9 слайд
Основной этап
(январь — май, 2022 г.)
Блок: «Я и мой край»
Беседа «Моя малая Родина»
Исследовательская деятельность «Кто живет рядом с нами?».
Презентация: «Известные люди Чувашской Республики».
Игра «Чем знаменит наш герой?»
Выставка фотографий «Они прославили наш край».Блок: «История, культура и традиции моего края»
Беседа «История Чувашии».
Дидактическая игра «Раньше и теперь»
Презентация «Культура и традиции чувашского народа».
Памятки и рекомендации для родителей: «Воспитываем уважительное отношение к духовному, культурному и историческому наследию своего народа».
Выставка рисунков «Волшебство чувашской вышивки».Блок : «Они – наша гордость»
Беседа «Кто такие выдающиеся люди?».
Игра «Отгадай, про кого я рассказываю».
Рассматривание иллюстраций «Земляки, которыми гордится наш край».
Фестиваль «Юный блогер: выдающиеся земляки»
Создание стенгазеты «Выдающиеся люди Чувашии». -
10 слайд
Блок : «СемьЯ»
Беседа «Моя семья».
Создание фотоальбома «Традиции моей семьи»
Оформление папки передвижки «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
Экскурсия к памятникам выдающихся людей Чувашии.
Выставка фотографий «Мы знаем их и помним»
Родительский клуб «Понимание». Деловая игра «Ромашка».Блок: «Дети – это наше будущее»
Беседа «Символы нашей Республики».
Дидактическая игра «Найди флаг и герб своего города».
Прослушивание музыки: «Гимн Чувашской Республики»
Памятка для родителей : «Правильное воспитание – это наше будущее».
Беседа с детьми : «Что я знаю о Чувашии?»
Оформление папки — передвижки «Пословицы и поговорки о родном крае».
Конкурс стихов «Славлю тебя, мой край чувашский». -
11 слайд
Заключительный этап
(Июнь, 2022 г.)
Квест-игра «Путешествие по родному краю».
Опрос родителей «Воспитание уважительного отношения к духовному, культурному и историческому наследию своего народа : важно ли это?»
Организация и проведение круглого стола «Итоги реализации проекта. Обмен мнениями. Перспективы». -
12 слайд
Список литературы
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. «Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет», Москва, 2005 г.
2. Виноградова Н. Ф., Соколова Л. А. «Моя страна Россия», Москва, 2007.
3. Кожанов И.В. Формирование гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования / И.В. Кожанов // Интернет-журнал Науковедение. – 2015. –Т.
7. – No 5 (30). – С. 200.
4. Кожанова М.Б. Этнопедагогизация воспитательного процесса как системообразующий фактор регионального компонента образования. – Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я.Яковлева, 2005. – 120 с.
5. Махалова И.В., Николаева Е.И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа. – Чебоксары, 2003.
6. Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в чувашской Республике. / Сост. Р.Б. Кузьмина, М.А. Капустина. – Чебоксары: «КЛИО», 1998. -
13 слайд
Приложение 1
-
14 слайд
-
15 слайд
-
16 слайд
Приложение2
Дидактическая игра «Раньше и теперь»
Игра представляет собой набор карточек-картинок с изображением предметов старинного быта, карточек с названиями этих предметов, карточек-картинок с изображением современных предметов соответствующих по предназначению своим старинным аналогам.
Можно использовать несколько вариантов игры:
1. «Раньше и теперь». Детям предлагается подобрать старинные предметы аналогичные современным или наоборот (печь — газовая плита, корыто — стиральная машина, телега — автомобиль и т.п.)
2. «Путешествие в прошлое предметов, логическая цепочка» поможет детям познакомиться с предметами быта наших предков, их внешним видом, предназначением, названием. Необходимо подобрать карточки таким образом, чтобы предметы, изображённые на них составляли логическую цепочку в определённом бытовом процессе (колодец — ведро — коромысло — самовар = чаепитие; колодец — ведро — коромысло — корыто = стирка; печь — чугунок — ухват = приготовление пищи и т.п.)Дидактическая игра «Найди флаг и герб своего города»
Цель: формировать краеведческие знания у старших дошкольников посредством знакомства с геральдической символикой.
Задачи: обогатить и закрепить знания детей о символике родного города – герб и флаг; узнавать и уметь находить символику своего города среди других флагов и гербов.
Ход игры: на столе картинки с различными флагами и гербами, дети выбирают символы своего города.
Какие птицы изображены на нем и сколько их? (пять уток)
Что означает зигзагообразная линия? (изображение реки Волги)
Какие деревья изображены на гербе в виде чувашского орнамента? (дубы)
Что означает дуб на гербе? (любимое дерево чуваш, символ силы, вечности, крепости).
Что означает дата в центре герба «1469»? (дата первого летописного упоминания Чебоксар)
Что означаю восьмиугольные звезды, венчающие герб города? (девиз чувашского народа «Были, есть и будем»).
Что символизирует изображение хмеля? (традиционный чувашский обрядовый напиток -пиво) -
17 слайд
Своя земля и в горсти мила.
С родной земли умри, а не сходи.
На родной стороне даже дым сладок.
На Руси святой каждый кустик свой.
Родина любимая – мать родимая.
Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.
Родной куст и зайцу дорог.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Всякая сосна своему бору шумит.
Кто где родился, там и пригодился.
Постоим горой за свой край родной.
Своя хатка — родная матка.
Будь не только сыном своего отца – будь и сыном
своего народа.
В своём доме и стены помогают.
Всякому мила своя сторона.
За морем теплее, а у нас светлее.
И пылинка родной земли – золото.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Нет в мире краше родины нашей.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
Своя сторона не бывает холодна.
Та земля мила, где мать родила.
Хорошо там, где нас нет.
Худая та птица, которая гнездо свое марает.
Человек без родины, что семья без земли.
Человек без Родины, что соловей без песни.Пословицы и поговорки о родном крае
Приложение2 -
18 слайд
«Любовь к родному краю, родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре». Д. С. Лихачев.
-
19 слайд
Краткая аннотация проекта
Актуальность проекта
Анализ внешней среды
Анализ внутренней среды
Ресурсы проекта
Ожидаемый результат
Механизм реализации проекта
Основной этап
Заключительный этап
Список литературы
Приложение № 1
Приложение № 2