Урок путешествие.
Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Колодько Т.И.
Цельурока:
-проверить вформе занимательной игры разделы языкознания,
-закрепить орфографические и пунктуационные навыки,
-способствовать развитию любознательности и любви к родному языку.
Оборудование:
Карта, карточкис заданиями («посадочные билеты»), «ромашка для гадания», Костюмы длядействующих лиц: астролога, экскурсовода, пиратов, знайки и других.
Ходурока:
Учитель:
-Сегодня мыотправляемся в путешествие. Я приглашаю вас в далекую и загадочную страну иобещаю вам удивительные открытия, забавные приключения и даже некоторыеопасности.
-Кто хочет отправиться с Соединенные Штаты Языкознания?
-Это государство расположилось между двумя океанами: Океаном ЗНАНИЙ и океаномУМЕНИЙ.
-Материк напоминает своими очертаниями две буквы: Р и Я. Догадались?
-Материк прохождения очень сложного маршрута нам нужны знающие и смелыекомандиры. Они будут стараться, чтобы все экипажи преодолели препятствия, иникто не отстал.
-Командиры готовы?
-Можно в путь!
(Входит астролог)
Астролог:
— Ребята,остановитесь! А вдруг впереди вас ждут непреодолимые опасности? Может не стоитрисковать? Не хотите? Так давайте я предскажу вам по звездам, каким будет вашепутешествие.
Козерогов ждут опасности в штате пунктуация,
Водолеи будут подвержены нападениям пиратов в районе синтаксических гор,
Рыбам надо опасаться перелета через океан знаний из-за нетвердых знаний,
Овны в штате словообразование должны оказать уважение всем частям слова,
Тельцы в районе моря Грамотеев могут заразиться болезнью ошиберней,
Близнецы истратят весь свой запас правил и будут вынуждены обратиться запомощью,
Раки и Львы столкнутся с коварством подлежащего и сказуемого,
Девы должны тщательно проверять сложные предложения,
Весам и скорпионам советуем из всех сил заниматься морфологическим разбором,
Стрельцам нужно беречь силы для прохождения штата орфография.
В целом путешествие благоприятно подействует на знания учащихся.
Учитель:
— Значит, опасности будут, но мы их преодолеем!
-Смотрите, цветок распускается у нас на пути. Да это же ромашка! Где нашЗНАЙКА? Пусть погадает: знает ответ на вопрос – доедем, не знает – не доедем.
(Знайка отрывает лепестки ромашки, дети отвечают.)
Вопросы:
1. Какие твердые согласные не имеют мягкой пары?
2. Где живут буквы?
3. Какой звук можно обозначить разными буквами?
4. Какие роли играет Ь?
5. Какие слова никогда друг с другом не соглашаются?
6. Какой знак препинания самый старый?
7. Какое правило объединяет слова: жираф, чаща, чудо?
8. Что составляет основу предложения?
(Подписывают количество «знает» и «не знает»)
Учитель:
— Ребята,дальше мы полетим на самолете. Нам нужны билеты. Чтобы их получить, надо ответить навопросы
(диспетчер раздает командам вопросы; кто отвечает, получает билеты)
Вопросы:
1. Когда буквы Е, Е, Ю, Я ОБОЗНВЧАЯТ ДВА ЗВУКА?
2. Какие гласные звуки вы знаете?
3. На какие группы делятся согласные звуки?
4. Расскажите правило написания Ь и Ъ?
Учитель:
-Итак, перелетсовершен, нас встречает экскурсовод штата ФОНЕТИКА.
Экскурсовод:
-Самолет совершил посадку в городе ЭВУКИНСК – столица штата Фонетика. В штатеживут звуки реши: гласные и согласные. Отправляясь в путешествие по нашейстране, не забудьте про уважение к звукам! Добро пожаловать!
Учитель:
-Ребята теперьнам нужно сесть в автобус. Опять билет – за ответ.
(диспетчер раздает вопросы, обмен вопросов на билет).
Вопросы:
1. Для чего служит окончание?
2. Почему корень является главной значимой частью слова?
3. Что общего и в чем различие между суффиксом и приставкой?
4. Разобрать по составу слова:
пришкольный, уходить, лесник.
Учитель:
-Все присели? Впуть! Сопровождает нас экскурсовод штата СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
Экскурсовод:
-Столица нашегоштата – ЧАСТИСЛОВИЕ. В окнах вы видите жителей штата: это ЧАСТИ СЛОВА. Ониживут в разных районах: Приставок, Суффиксов, Корней, Окончаний, Основ. Законыштата очень строгие: Ошибка в корне наказывается штрафом в приставке и суффиксе– арестом, а за ошибку в окончании – вечная ссылка на озеро НУЛЕВОГО ОКОНЧАНИЯ.
-А вы знаете все правила? Ну, тогда всего вам доброго.
Учитель:
-Ребята, дальшемы поедем на велосипедах.
(ответ – билет)
( диспетчер сам выбирает отвечающего)
Вопросы:
1. Что такое лексическое значение слова?
2. Что такое омонимы? Приведите примеры.
3. Подберите синонимы к словам: Родина-…, исчезать — …, восхищаться — ….
4. Являются ли антонимами слова: утро — вечер, белый — чернота, рано -поздно.
Учитель:
-Путь в штатЛЕКСИКА открыт. Слово экскурсоводу.
Экскурсовод:
-Путешествие поштату ЛЕКСИКА обогатит ваш лексикон. Самый уважаемый предмет в штате – толковыесловари. Самые большие знатоки ежегодно собираются возле трех гор: АНТОНИМОВ,СИНОНИМОВ и ОМОНИМОВ. Рядом находится штат ФРАЗЕОЛОГИЯ.
Диспетчер:
-Ребята, надороге завал! В столицу Лексики можно попасть, если мы разберем завал из слов,то есть, разделим слова на группы.
На доске «завал»: ключ лук, бор, злой, добрый, грубость, очаровательный,нежность, восхитительный, забавный, смешной.
Учащиеся«разбирают» завал:
-омонимы
-синонимы
-антонимы
Учитель:
-Дальшеначинаются районы, где почти нет дорог, ехать можно на чудо — лошадках с 5-ю крылышками:подлежащее, сказуемое, определение, обстоятельство, дополнение.
Условия те же.
(билет – ответ)
Вопросы:
1. Из каких частей состоит словосочетание? Примеры.
2. Назовите виды предложений по цели высказывания. Примеры.
3. Чем отличаются простые предложения от сложных?
4. Какие члены предложения называются однородными?
Экскурсовод:
-Штат СИНТАКСИС – один из самых труднодоступных районов страны. Здесь двагорода спорят за право называться столицей: ПОДЛЕЖАНСК и СКАЗУЕМСК. По перевалуВторостепенных Членов Предложения можно проникнуть к озеру Знаков Препинания.Но путь опасен. Пираты захватили власть в штате Пунктуация и берут всех в плен.
-Ой, начинается ветер из залива Восклицательного знака! Надо скорее придуматьпредложение с восклицательным знаком.
(Учащиеся придумывают предложение, а в это время вбегают пираты с криками:«Ага, попались»)
Пираты:
Он в плену теперь у нас –
Целый класс! Этот класс!
Мы пираты – грамотеи,
Правильно писать умеем,
Наш послушайте приказ:
Если грамотно сейчас
Спишите с доски слова
Да порядок наведете
В знаках препинания
Вас отпустим мы тогда –
Получайте знания!
( Учащиеся переписывают предложения, расставляют знаки препинания. Пиратыпроверяют и толкают тех, у кого ошибки.)
Предложения на доске:
1. Осень раздевает лес студит воду.
2. Ребята овладевайте русским языком.
3. Наступили холода все чаще по утрам лужицы покрываются ледком.
4. Если за день ничему не научился зря прожил день говорит народная пословица.
Учитель:
-Продолжаемпуть. Нам нужны билеты на поезд, чтобы попасть в штат Морфологии.
(ответ – билет)
Вопросы:
1. Назовите самостоятельные части речи.
2. Что называется именем существительным.
3. Расскажите все о прилагательном.
4. Что вы знаете о глаголе.
Экскурсовод:
-Штат МОРФОЛОГИЯ пользуется особой славой. Только здесь благодарягубернатору ГЛАГОЛУ построена железная дорога. В столице жители сразу жепокажут главную достопримечательность города: музей частей речи. Через городпротекает река ЧЕРНИЛЬНАЯ. Если сядете на лодки, через некоторое время попадетев столицу штата ОРФОГРАФИИ — город ГРАМОТГРАД.
Диспетчер:
— На пути встретятся пороги и водопады. Чтобы их преодолеть, надо применитьсвои знания по орфографии.
( Учащиеся записывают под диктовку предложения в тетрадь и на доске.)
Задания:
1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
2. В тишине лесной глуши шепотом к шороху спешит.
3. Дохнул сентябрь, и георгины дыханьем ночи обожгло.
4. Плутовка к дереву на цыпочках подходит.
Учитель:
И вот мы в ГРАМОТГРАДЕ. Наше путешествие подошло к концу. Эта замечательная странаещё раз позовет пройти по своим дорогам.
ИТОГ УРОКА, ОЦЕНКИ.
Домашнее задание: Повторить таблицы в тетради – помощниц