X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

     

 

 

 

.

 

Урокрусского языка – 2 класс.

Тема«Признаки однокоренных слов».

 

 

 

 

Учитель: Суворина Ольга Владимировна

 

 

 

 

 

                                         

 

 

 

 

 

                           Краснозерское2021

 

  Тема: Признакиоднокоренных слов.

  Цель:Уточнить представление о признаках однокоренных слов

  Задачи:

закрепить умениенаходить корень в однокоренных словах;

развивать умениераспознавать и подбирать однокоренные слова;

развиватьвнимание, вырабатывать орфографическую зоркость, умение доказывать, рассуждать,делать выводы;

развивать умениеслышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль, интереск русскому языку;

воспитыватьчувство патриотизма и гордость за свою Родину;

воспитыватьбережное отношение к природе;

воспитыватьчувство коллективизма.                                             

 Оборудование:     

     проектор,экран, компьютер, мультимедийная презентация, иллюстративный   материал,карточки с заданиями и жетоны для проведения игры, раздаточные листы, фонарики,имитирующие пульт управления, конверт с письмом.

 

                                          Ходурока

I.Организационныймомент.

Основная задачаучителя — приведение класса в рабочее состояние: проверкаготовности рабочих мест учащихся, создание деловой обстановки, эмоциональногонастроя на работу по основной теме урока и на восприятие знаний о космическомпространстве и о проведении Года космонавтики в России. Класс делится на 2группы с целью приучения школьников к коллективнымметодам работы. На столе у каждой группы находятся фонарики, имитирующие пультуправления корабля, которыми учащиеся сигнализируют о выполнении задания. Организуетсяигра-превращение в «космонавтов». Благодаря этому у ребенка рождаются новыекартины и образы, что помогает усвоению учебного материала.

 

II. Сообщение темы ицели урока.

 

1Сообщение учителяо Годе космонавтики в России, о первом космонавте с использованием портретаЮ.А.Гагарина и иллюстративного материала.

— Ребята, какойпраздник в апреле будет отмечать вся страна?

— Ровно 60 летназад впервые человек совершил полёт в космос.

— Кто знает имячеловека, совершившего первый  полет в космос?

 На 1-ом слайдепрезентации открывается изображение звездного неба.

 

(На фоне музыкичитаю стихотворение)

         

 

   Вряду десятилетий каждый год

              Мы метим новыми,

            Космическими вехами.

            Но помним:

             К звездам начался поход

               С Гагаринского

           Русского

        «Поехали!»

 

— Я вам предлагаюсовершить путешествие по звёздному небу. Все наблюдения мы будем записывать всвоих бортжурналах. Давайте откроем бортжурнал и запишем, какого числа мысовершаем путешествие.

 

2. Определениетемы и цели урока.

-На чём мы будемсовершать полёт, вы узнаете, отгадав загадку.

Учащимсяпредлагается отгадать загадку, которая помещена на слайде №2:

По волнам дворецплывет,

На себе людей везёт.

Если надо, может -в космос,

Может к звездам унесёт.

 

3.Знакомство сэтимологией понятия «КОРАБЛЬ».

(Определениепонятия слова «корабль»  даёт заранее подготовленный ученик)

 

4. Определениеправильного орфографического написание слова, части речи, звукобуквенный анализслова,  подбор однокоренных слов и определение темы  и цели  урока.

 — На какой вопросотвечает слово «корабль»?

— К какой частиречи относится это слово? Что оно обозначает?

— На какой слогпадает ударение?

-Назовите безударную гласную в   корне  слова?

— Сколько букв слове «корабль»? Сколько звуков?

— Подберите словоблизкое по значению.

— Выделите общуючасть. Можно ли сказать, что это слова однокоренные?

— Как вы думаете,о чём мы будем говорить на уроке?

 Тема высвечивается на слайде №3

 

На данном этапепроводится актуализация знаний, что позволяет учащимся вспомнить ранееизученный материал.

 

III. Минуткачистописания.

 

На слайде №4проецируется изображение кометы в атмосфере.

1Сообщение окомете.

 Комета-этонебесные тела, они то —  движутся к солнцу, то отдаляются от него. Они состоятиз ядра и  хвоста. Хвост — это твердые частички, замерзшего  газа и небеснойпыли.  Встреча космического корабля с кометой очень опасна, может привести кгибели.

(Создаётся игроваяситуация, которая способствует заинтересованности детей в каллиграфическиправильном написании букв и словарного слова.)

 

2. Выделение ихарактеристика звука и буквы К

3.Письмо  буквы Кк

4.Письмословарного слова « Корабль»

 

— О завершении работы подайте сигнал, который находится на «пульте управления». Пульт управленияимитирует световой фонарик.

 

Команде,выполнившей задание первыми, выдаётся красная планета, вторым – синяя 

 

Цель данного этапаурока – формирование навыка правильного написания букв, их соединений в слове, чёткого безотрывного письма,  развитие каллиграфически правильного почерка.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

 

IV. Словарнаяработа.

 

1. Работа поиндивидуальным карточкам. (Приложение 1)

2. Самопроверка.

3. Взаимопроверка.

4. Проверкасловарных слов по слайду№5.  

 

Детям раздаютсякарточки для индивидуальной работы со словами, в которых пропущенынепроверяемые гласные и двойные согласные буквы. Учащиеся получают задание:вставить пропущенные буквы и поставить знак ударения. Этот прием используется сцелью проверки умения учащихся правильно писать слова из словарика и приучаетработать самостоятельно. После выполнения задания организуется взаимопроверка исверка своих работ со словами, выведенными на слайде № 5. Данная работаспособствует навыкам взаимно- и самоконтроля. В ходе контроля у учащихсявоспитываются ответственность и добросовестность, мышление и речь, внимание иволя.  В данной групповой работе переплетаются три основные сферы отношенийребёнка: с учителем, сверстниками, отношение к самому себе. Благодаря этомусоздаются хорошие предпосылки для укрепления произвольности поведения,удерживания в мыслях общей цели, проверки своих возможностей.

 

V. Работа по темеурока.

 

Целью этого этапаявляется обобщение знаний учащихся по теме « Признаки однокоренных слов». Длядостижения данной цели используются  разные виды деятельности.

1.Найти ивыделить корень в однокоренных словах.

 На слайде № 6проецируется изображение Луны и космического корабля, на котором дети -«космонавты» путешествуют по космическому пространству.

а) Сообщениеучителя

-Держим курс наЛуну. Луна это спутник Земли. Луна – самое близкое к Земле небесное тело, вбинокль хорошо видно, что Луна – шар. На Луне видны темные пятна, которыеназывают морями, но в них нет ни капли воды, нет у Луны и атмосферы, поэтомунет, и не может быть жизни. Американские космонавты побывали на Луне, виделилунные кратеры, острые камни, трещины, безжизненнуюповерхность.                                                                                          Чтобыубедиться в этом, давайте приземлимся на луну и убедимся в этом ну для этогонам необходимо выполнить задание.

б) Практическаяработа « Найти корень в однокоренных словах».

На слайдепроецируется задание « Найти корень в однокоренных словах».

(Чтобызаинтересовать детей в выполнении данного задания, пояснение  даётся встихотворной форме)

 

Так же, как и у куста, корень слова есть услов,                                                             

 Будь внимателен к словам, отыщи в них корень сам

 — Назови корень воднокоренных словах.

 

 Путешествиепродолжается, и «космонавты» прилетают на планету Венера

 

2. Выборочное списывание.

Слайд№7.Создаётся  ситуация познавательной деятельности, с помощью которой  «космонавты» узнают сведения о планете, выполнив задания. Выборочное списывание развивает орфографическую зоркость, внимание, умение находитьоднокоренные (родственные слова) среди слов, сходных по написанию, но разных позначению, приучаетшкольников к анализу заданиядо его записи.  Задания на слайде учат  осмысливать, вдумываться ввыполнение работы и умению правильно применять правило об однокоренных словах.

— Хотите узнать о планете, которая называется Венера?

— Выполнивзадание, мы откроем для себя новую информацию о планете. Выполнив задание,дайте сигнал на пульте управления.

Сообщение учителя.

Венера получиласвоё название в честь римской богини любви и красоты. На небе она сияет ярчевсех звёзд. Большую часть Венеры занимает холмистые равнины, обнаружены игорные районы.

 

   3.Работа поучебнику

На слайде № 8проецируется планета Плутон.

Сообщение учителя.

Плутон  самаямаленькая планета и самая  отдаленная от солнца. Планета названа в честьгреческого божества, владыки подземного мира. Эта единственна планета, которуюне посетили земные  космические аппараты.

а) Работа поучебнику. Выполнение упражнения из учебника.

-Ребята, почитайтезадание к упражнению, обсудите правильность выполнения задания в командах,запишите упражнение в свои бортжурналы и просигнализируйте о выполнении работы.

 

 Этот  прием учитумению работать с книгой, следовать алгоритму при выполнении упражнения изучебника. Задание прочитывается учащимися и намечается план выполнения работы .На данном этапе  идёт коллективный поиск правильного выполнения задания. Дети вгруппах обсуждают, какие слова нужно выписать, а после записывают обработанныйматериал  в «бортжурналы» самостоятельно. Для создания атмосферы космическогопространства  во время самостоятельной работы звучит спокойная  музыка.

 По окончаниюработы, дайте сигнал на пульте управления.

 

       Музыкальная физкультминутка

 «Подарокинопланетянам от Землян»

На слайдах № 9- №14  проецируются весёлые клоуны. Под музыку учащиеся выполняют физическиеупражнения, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых иповысить умственную работоспособность, дать отдых мышцам, органам слуха,восстановить силы ребенка и гимнастику для глаз, чтобы снять напряжение зрения.

(отключить музыкупо щелчку правой кнопки на мышке)

 

4. Подбороднокоренных слов, выделение корня. 

Слайд №15. «Космонавты»  прилетели на планету Сатурн.

На слайдепроецируется изображение космического пространства, на котором видны планетаСатурн и дерево с корнем – снеж- и «плодами» — морфемами  слов. Учитель делаетсообщение о планете и говорит, что здесь растёт удивительное дерево судивительными плодами. Собрав «плоды»,  дети образуют новые слова с корнем –снеж-. На данном этапе преследуются две цели: закрепление признаководнокоренных слов и подготовка к изучению морфемного состава слова.

На этапе работы потеме урока происходит быстрая смена видов деятельности, что  позволяетувеличивать общий темп работы и  объём выполняемых заданий за урок. Этоспособствует более глубокому усвоению знаний, умений и навыков.

 

Сообщение учителя

-Сатурн — названав честь оного из  римских богов , покровители земледелия. Эту планету окружаютяркие кольца. Кольца образованы различными частицами: камнями, глыбами разныхразмеров, покрытым льдом, снегом илиинеем.                                                                                                                                                                 На этой планете растетудивительное дерево, с корнем «-снеж-» ,а на дереве растут плоды, давайте  изэтого корня и плодов на дереве составим слова и выделим общую часть.

 

VI. Закреплениеранее изученного материала.

На Слайде№16проецируется вид поверхности  планеты Земля из космоса. «Космонавты»возвращаются домой на  Землю. Создаётся проблемная ситуация —  вернуться можнотолько после выполнения определённых заданий.

— Ребята мы с вамиживем на планете Земля, это самая большая планета и главное отличие от другихостальных планет в том, что на ней есть жизнь!

  1.Составлениедеформированного предложения.

 

(лесной, расцвели,на, подснежники, первые, поляне) 

 

   Данное заданиеразвивает умение правильно строить предложении из разрозненных слов, осознаватьсмысловые связи между словами в предложении.

 а) составлениепредложения

 

                                          

    2. Работанад предложением.

На слайде №17проецируется предложение и композиция из подснежников. Происходит актуализациязнаний по теме «Безударный гласный звук», «Главные члены предложения» и «Частиречи».

-вставитьпропущенные буквы,

-подчеркнутьглавные члены предложения,

-определитьизвестные  части речи.

 

3.Беседа опризнаках весны.

— Какое время годасейчас на земле?

а) беседа опервоцветах.

На слайде №18 проецируютсяизображения  первых весенних цветов

б) приметы о ранней весне.

На слайде  №19 проецируютсяизображения перелётных птиц.

в) беседа попризнакам наступления весны и ее приметам.

Это способствуетразвитию речи учащихся. Педагог обращает внимание на сохранение и укреплениездоровья учащихся в весенний период. Говорится о необходимости бережногоотношения к природе. Для более глубокого усвоения темы урока учащиеся вкомандах подбирают однокоренные слова к названиям перелётных птиц. Этоспособствует развитию памяти и логического мышления.

в) подбороднокоренных слов к названиям перелётных птиц. (Приложение-2)

 

VII. Итог урока. 

Итог урокапроходит в два этапа. На первом этапе учащиеся обобщают знания.

а) определениепризнаков однокоренных слов.

 На слайде № 20проецируется схема «Признаки однокоренных слов».

— Назовитепризнаки однокоренных слов. (Признаки определяют дети.)

б) игра «Письмо отИнопланетян»

В целях проверкиусвоения знаний, умений и навыков,  полученных учащимися  на уроке,предлагается задание в игровой форме «Письмо от инопланетян», в которомнеобходимо найти в тексте стихотворения однокоренные (родственные) слова,выделить корень и  определить признаки однокоренных слов. (Приложение-3)

 

На втором этапе используется приём рефлексии.

-Ребята, передвами «Планета настроений», на которой вы видите планеты красные и синие. Есливам понравился урок, вам было интересно работать, возьмите красную планету,если вы устали и вам, было, не интересно возьмите синюю планету.

 Учащие выбираютсебе «Планету настроения», которая показывает,  понравился ли урок, было лиинтересно на уроке и усвоили ли они материал. Учитель дает оценку работекаждого ребенка на уроке, т.к. контроль и оценка знаний и умений имеют большоевоспитательное значение,  содействуют повышению интереса учащихся к учению,приучают к регулярному труду и дисциплине, стимулируют познавательнуюдеятельность.

На каждом этапеучитель стимулирует  мотивацию активной познавательной деятельности учащихся науроке с помощью жетонов, изображающих  красные и синие планеты.        

 

 

 

 

 

 

 

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Путешествие

    1 слайд

    Путешествие по звездному небу!

  • Загадка.Корабль7

    2 слайд

    Загадка.
    Корабль
    7 букв
    6 звуков
    Корабль-кораблик.
    По волнам дворец плывет,
    На себе людей везёт.
    Если надо может в космос,
    Может к звездам унесёт.

  • Признаки

    3 слайд

    Признаки однокоренных слов.

  • Минутка

    4 слайд

    Минутка чистописания.
    К к к к к к к к к
    Корабль корабль корабль корабль

  • Словарные

    5 слайд

    Словарные слова.
    Воробей
    ворона
    заяц
    собака
    берёза
    класс
    русский язык
    тетрадь
    хорошо
    ученик

  • задание

    6 слайд

    задание на Луне!
    Лес-
    лесок- лесной — лесник
    Цвет-
    цветок- цветной — цветник
    Летчик —
    самолёт — полёт
    Ледяной-
    Ледовый — лёд

  • Венера.Липа-Выборочный

    7 слайд

    Венера.
    Липа-
    Выборочный диктант.
    прилипнуть, липовый, липка, налипать.
    Осина-
    осень, осинка, посинеть, осинник.

  • Плутон

    8 слайд

    Плутон
    Работа по уче6нику
    .
    страница 47 упражнение 299.

  • Клоунада

    9 слайд

    Клоунада
    подарок инопланетянам от Землян!!!!

  • title=

    10 слайд

  • title=

    11 слайд

  • title=

    12 слайд

  • title=

    13 слайд

  • title=

    14 слайд

  • Молодцы!

    15 слайд

    Молодцы!

  • Сатурн.-снеж-ныйокподникинкаиснежокподснежникснежныйснежинка

    16 слайд

    Сатурн.
    -снеж-
    н
    ый
    ок
    под
    ник
    инк
    а
    и
    снежок
    подснежник
    снежный
    снежинка

  • налеснойполянкерасцвелипервыеподснежники

    17 слайд

    на
    лесной
    полянке
    расцвели
    первые
    подснежники

  • На

    18 слайд

    На л..сной п..лянке расцв..ли первые подснежники.
    е
    е
    о
    Сущ.
    Гл.

  • title=

    19 слайд

  • title=

    20 слайд

  • Признаки

    21 слайд

    Признаки однокоренных (родственных) слов
    общее значение
    Одинаковый корень

  • Молодцы,ребята!Презентацию

    22 слайд

    Молодцы,ребята!
    Презентацию выполнила
    учитель начальных классов
    МКОУ Майской СОШ
    Суворина Ольга Владимировна


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет