ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 5 классаосновного общего образования составлена на основе Требований к результатамосвоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственномобразовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённыхпо модулям проверяемых требований к результатам освоения основнойобразовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка»,Примерной программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменноприсутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей историичеловечества. Используя интонационно-выразительные средства, она способнапорождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркиехудожественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровеньобобщённости, с другой — глубокая степень психологической вовлечённостиличности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для развитиявнутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с самим собой,другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшиекачества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание,содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качествеуниверсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и приниматьобраз жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов икультур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечиваетмежличностное и
социальное взаимодействие людей, в том числе является средствомсохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённыхв народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого.Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задачукрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являютсяквинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю системумировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и наболее глубоком подсознательном уровне.
Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом вразвитие комплекса психических качеств личности является способность музыкиразвивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственныхсвязей и логики развития событий, обогащать индивидуальный опыт в предвидениибудущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческихспособностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение,формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствуетсамореализации и самопринятии личности. Таким образом музыкальное обучение ивоспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитиеребёнка, формирование всей системы ценностей.
Рабочая программа позволит учителю:
— реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы кформированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения,сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандартеосновного общего образования;
— определить и структурировать планируемые результаты обучения исодержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОСООО (утв. Приказом Министерства образования инауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и
дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря2020 г.); Примерной основной образовательной программой основного общегообразования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 Федеральногоучебно-методического объединения по общему образованию); Примерной программойвоспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения пообщему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20);
-разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностейконкретного региона, образовательного учреждения, класса, используярекомендованное в рабочей программе примерное распределение учебного времени наизучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебнойдеятельности для освоения учебного материала.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования ивоспитания ребёнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальнойсфер, творческого потенциала. Признание самоценности творческого развитиячеловека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делаетнеприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальнойкультуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержаниеммузыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживанияи осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемыхситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание,интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений,моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение черезтворчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализацияосуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостногомиропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства,осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальнойкоммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способаавтокоммуникации;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитиевнутренней мотивации к
интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основнойшколе являются:
1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личныйпсихологический опыт эмоционально-эстетического переживания.
2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понятьзакономерности развития музыкального искусства, условия разнообразногопроявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействияна человека.
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сферемузыкального искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурныхценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения и развитиякультурного многообразия.
4. Формирование целостного представления о комплексевыразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементовмузыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей.
5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей,совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленноговосприятия аналитической, оценочной, рефлексивнойдеятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; играна доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности наэлектронных и виртуальных музыкальных инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации,композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программныхпродуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка,танец, двигательное моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность(концерты, фестивали,
представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкальногоискусства.
6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыкеи музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцовнародного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации вистории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре.