КОНСПЕКТ
Урокаистории в 7А классе
МБОУ«Гимназия №4»
Студентки4 курса факультета истории и права
Смоленскогогосударственного университета
КудиновойА.Р.
1. Тема урока: Переходот Средневековья к Новому времени.
2. Тип урока: комбинированный.
3. Цель:
· Повторение и закреплений знаний по истории;
· Проведение итогового обобщения по разделу«Основные черты переходного периода».
Образовательно-воспитательные задачи:
· Повторить итальянское Возрождение и Возрождениев других странах Западной Европы;
· Конкретизировать представление о процессеРеформации в Германии, а также в других странах Европы;
· Закрепить знания по католическойреформации.
4. Учебноеоборудование:
В. В. Носков, Т. П. Андреевская – Всеобщаяистория. 7 класс; доска, мел, компьютер, презентация «Переход от Средневековьяк Новому времени».
5. Использованнаялитература:
Короткова, М.В. Практикум по методикепреподавания истории в школе: Учеб. пособие для вузов/ М.В. Короткова, М.Т. Студеникин . — М. : ВЛАДОС, 2000.
Ковалёва, Н.А. Программа педагогическойпрактики для специальности 030401.65 История / Н.А. Ковалёва, — методическиеуказания, Оренбург, 2011.
Носков В.В. Всеобщая история: 7 класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.В. Носков, Т.П.Андреевская. – 2-е изд., испр. – М. : Вентана-Граф, 2013.
Рекомендации по использованию учебников.Программы элективных курсов. М: Вентана-Граф, 2005.
6. Основныепонятия:
Возрождение, гуманизм, Реформация,инквизиция, индульгенция, лютеранство, кальвинизм, протестантизм, пуритане.
7. Содержание,методика проведения урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
Приветствие. Обозначение темы урока – «Повторение переходного периода от Средневековья к Новому времени», которая помогает учащимся сформулировать цели и задачи урока. — Здравствуйте, ребята. Итак, несколько уроков подряд вы изучали переход от Средневековья к Новому времени. Сегодня, в конце урока вам предстоит написать срез знаний. Поэтому этот урок посвящен повторению пройденной вами темы. Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить? |
Приветствие. Попытка дать ответ на вопросы учителя.
|
Повторение, пройденного материала. |
Учитель задает вопросы по теме повторения и показывает презентацию. Проводит фронтальную беседу и индивидуальный опрос. -Раскройте содержание понятия «Возрождение», назовите его этапы и особенности. —Раскройте содержание понятия «гуманизм». -Определите название произведения и его автора. -Какая самая известная работа Томаса Мора? Раскройте её содержание. — Не менее важен труд Мартина Лютера. Напомните, какое название он носит? В чем его суть? — Самой беззастенчивой формой извлечения доходов была продажа индульгенций. Дайте определение. -Написание Лютером «95 тезисов» положило начало процессу Реформации. Раскройте понятие Реформации и назовите её предпосылки. -Католическая церковь боролась с распространением Реформации разными путями. Одним из таких путей была инквизиция. Дайте определение данному понятию. -Широкое движение за обновление католической церкви происходило во многих европейских государствах. Назовите как это движение называлось в Германии, Англии и Швейцарии. Определите идеологов этих движений. Как назывались их последователи. Учитель переходит к самостоятельной работе. |
Учащиеся делают записи в тетрадь. Слушают учителя. Отвечают на вопросы. -Возрождение (по фр.- ренессанс). Возрождение – эпоха в культурном и идейном развитии западноевропейских стран. -Этапы: · Раннее Возрождение (XIV, и большая часть XV в.) · Высокое Возрождение (конец XV – первая треть XVI в.) · Позднее Возрождение (большая часть XVI в.) Особенности Возрождения: · Гуманизм · Обращение к античности · Светский характер -Гуманизм – (от лат. humanis – «человеческий»). Гуманизм – система взглядов, провозглашающая высокое достоинство человеческой личности, ее права на свободное развитие и проявление своих творческих способностей. — Леонардо да Винчи. Автопортрет. — Леонардо да Винчи. Мона Лиза. — Леонардо да Винчи. Витрувианский человек. — Микеланджело. Оплакивание Христа. — Рафаэль. Сикстинская мадонна. — Тициан. Чудо с заговорившим новорождённым. — Рафаэль. Автопортрет. — Дюрер. Эразм Роттердамский. — Микеланджело. Давид. — Дюрер. Всадники Апокалипсиса. — Утопия. Образ идеального государства. — 95 тезисов. Возражение против торговли индульгенциями. — Индульгенция – специальное свидетельство о отпущении грехов в католической церкви. — Реформация – широкое движение за обновление католической церкви, происходившее в Европе в XVI—XVII вв. — Предпосылки: • Внутренний кризис католической церкви • Растущие материальные запросы римской церкви • Стремительное развитие книгопечатания • Поведение Римских пап — Инквизиция – в католических странах особый церковный суд для борьбы с еретиками. — Англия (Генрих VIII, пуритане), Германия (Мартин Лютер, лютеране), Швейцария (Жан Кальвин, кальвинисты).
|
Закрепление изученного материала |
Учитель раздает самостоятельную работу по вариантам. |
Ученики приступают к выполнению задания. |
Подведение итогов урока, домашнее задание |
Учитель подводит итоги урока и задает домашнее задание. |
Ученики записывают домашнее задание в дневник. |
Самостоятельнаяработа.
Вариант 1
1. Человеческий,человеколюбие по-латыни.
2. ОсобенностиВозрождения (3 пункта).
3. Особыйцерковный суд.
4. Кто является автором первой утопии, описал несуществующееидеальное государство?
а) Томас Мор;
б) Эразм Роттердамский;
в) Мишель Монтень;
г) Франсуа Рабле.
5. Соотнеситепонятия в столбиках с буквами:
Страна |
Идеолог |
Последователи |
А. Германия |
А. Жан Кальвин |
А. Пуритане |
Б. Англия |
Б. Мартин Лютер |
Б. Лютеране |
В. Франция |
В. Генрих VIII |
В. Гугеноты |
6. Из книгиТ. Мора «Утопия».
Для «общественного благополучия имеетсяодин-единственный путь — объявить во всем равенство. Не знаю, можно ли этособлюдать там, где у каждого есть своя собственность. Оттого что когдакто-нибудь, основываясь на определённом праве, присваивает себе сколько может,то, как бы ни было велико богатство, его целиком поделят между собой немногие.Остальным же оставляют они в удел бедность; и почти всегда бывает, что однигораздо более достойны участи других, ибо первые — хищные, бесчестные и ни начто не годятся, вторые же, напротив, — мужи скромные, простые, и повседневнымусердием своим они приносят обществу добра более, чем самим себе».
Почему, по мнению Т. Мора,невозможно равенство там, где есть собственность?
7. Напишитеназвание и автора произведения.
А. Б. В.
Г..
Вариант2
1. Возрождениепо-французски.
2. ОсобенностиВозрождения (3 пункта).
3. Специальноесвидетельство об отпущении грехов.
4. Когдабыли вывешены 95 тезисов Мартина Лютера?
а) 1517
б) 1518
в) 1519
г) 1520
5. Соотнеситепонятия в столбиках с буквами:
Страна |
Идеолог |
Последователи |
А. Англия |
А. Жан Кальвин |
А. Пуритане |
Б. Германия |
Б. Генрих VIII |
Б. Кальвинисты |
В. Швейцария |
В. Мартин Лютер |
В. Лютеране |
6. Прочитайтеотрывок из книги и определите ее название, автора.
«Времямолчания прошло, и время говорить настало». И «может быть, Бог все-таки захочетпомочь Своей Церкви посредством мирян, поскольку духовенство, которому этоболее подобает, ни на что не обращает внимания». Ведь «все христианство пришлов ужасный упадок», а «деятельность папы противоречит Писанию». Главахристианской церкви «ведёт такой светский и пышный образ жизни, достичь исравняться с которым не в состоянии никакой король, никакой император». В Риме— «купля, продажа, размен, обмен, суета, ложь, обман, грабёж, воровство,роскошь, блуд, подлость и пренебрежение Богом во всех видах, так что гнуснее немог бы править и антихрист». Там никого «не беспокоит, что законно, а чтонезаконно, там думают лишь о том, что приносит деньги, а что — нет».
Поэтому«немецкая нация, епископы и князья должны сами позаботиться о христианстве инароде, который им вверен, чтобы управлять им и защищать его материальные идуховные блага». Германское «христианское дворянство должно выступить противпапы как против всеобщего врага и разрушителя христианства». Оно должно «помочьнемецкой нации вновь стать христианской и свободной от жалкого, языческого инехристианского правления папы».
«И гораздобольше хочет Он, чтобы эта империя управлялась христианским немецкимгосударем».
Каковоотношение автора к Папе Римскому?
7. Напишитеназвание и автора следующих произведений.
А. Б. В.
Г.