СИСТЕМА ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В МБОУ СОШ №76 г. Новосибирска
Правовое образование всё более уверенно входит в жизнь школы. Такаяситуация вполне закономерна. Социальный заказ на изучение права в школепредъявляется всё более настойчиво – самими учащимися, их родителями,общественными и государственными структурами. Это связано с жизненнойвостребованностью правовых знаний.
Правовое образование предполагает взаимосвязь целенаправленныхпроцессов обучения и воспитания, в результате которых и происходит становлениеправовой культуры личности.
Главная цель к реализации которой мы стремимся, осуществляя правовоевоспитание учащихся – способствовать гуманистической ориентации личности,обладающей чувством собственного достоинства, граждански активной и законопослушной,личности, которая уважает права и свободы человека и умеет защитить эти права.
Мы определили следующие задачи по правовому образованию:
· Формирование системыправовых знаний
· Создание комплексапедагогических условий для возникновения у школьников социально полезногоэмоционального отношения к изучаемым правовым явлениям.
· Формирование позитивногоопыта реализации своих прав и выполнения обязанностей, опыта общения свзрослыми и сверстниками на гуманистических и демократических основах, не выходяза рамки правового и нравственного пространства, опыта правомерного разрешениявозникающих в жизни школьника типичных конфликтных ситуаций.
· Выработать у учащихсяумение решать жизненные проблемы нравственным и правовым путём, научить ихдействовать наиболее рационально и законно в различных сферах жизни.
Главное к чему мы стремимся – научить детей применять полученныеправовые знания на практике!
Решить поставленные задачи в сфере правового образования можно толькопри условии, если в школе будет создано особое правовое пространство. Т.е. впроцесс правового обучения и воспитания будут включены все участникиобразовательного процесса: ученики, учителя, родители и общественность.
С этой целью в школе разработана система работы, направленная направовое обучение и воспитание.
1. Разработана Концепцияправового образования.
2. Создан и успешнореализуется проект правового образования школьников.
3. Создан кабинет права.
4. Установлена интерактивнаяпанель, мультимедийное оборудование.
5. Приобретена специальнаялитература. Имеются комплекты с необходимыми в реализации правовогообразования нормативно-правовыми актами (Конституция РФ, Гражданский кодек,Кодекс РФ об административных правонарушениях, Семейный кодекс, Трудовойкодекс, Уголовный кодекс и т. д.).
6. Установлена система«Консультант плюс», которая позволяет учащимся приобрести опыт работы ссистемой, ребята учатся находить необходимые документы и нужную информацию.
7. В кабинете оформленытематические стенды «Права ребёнка», «Из истории государства и права», «СлужуРоссии», «Борьба с терроризмом», «Права и обязанности участниковобразовательного процесса».
Всё это позволило поднять уровень правового обучения и воспитания наболее высокую ступень, а также способствовало повышению мотивации учащихся косвоению правовых норм.
В образовательном процессе используются в основном активныеформы обучения, ролевые игры, дискуссии, разнообразные формы самостоятельнойработы, в том числе исследовательского и проектного характера. Особое местозанимает работа с первоисточниками. Все отрасли права изучаются на основепервоисточников. Большое внимание уделяется решению правовых задач. Толькоактивные формы работы позволяют теоретические знания применить на практике.
Значительное внимание уделяется изучению Устава школы. Нашиученики знают права и обязанности участников образовательного процесса. Работапо ознакомлению с Уставом школы, Законом об образовании идёт не только науроках права, но и на классных часах.
Если мы говорим о правовом образовании, то только учебнойдеятельности недостаточно. Необходимо проводить большую внеклассную работу поправовому воспитанию. В школе постоянно действует правовой лекторий дляучащихся, проводятся классные часы, правовые конференции. Беседами на правовыетемы охвачены как учащиеся, так и родители. Ежегодно в комплексно-целевуюпрограмму школы включаются лекции для родителей.
Традиционным стало издание буклетов по правовой тематике, атакже статей в школьной газете. В этом направлении ученики школы тесносотрудничают со школьным «пресс-центром».
Учащиеся школы принимают активное участие в районных и городскихолимпиадах по праву, во всероссийской олимпиаде школьников по праву. Нашиученики неоднократно становились победителями и призёрами олимпиад по правуразличного уровня.
Говоря о правовом воспитании школьников, необходимо отметить одинмомент – это обучение и воспитание самих обучающих. К сожалению, имеют местофакты недостаточной правовой культуры у самих учителей. Поэтому перспективнойзадачей для себя мы определяем и «обучение обучающих». Планируется проведениеучёбы для учителей-предметников, классных руководителей. Особое внимание будетуделено правам и обязанностям участников образовательного процесса.