Доклад
Тема: ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ОСНОВАЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ
Подготовила: Учитель логопед
Мосеева Юлия Сергеевна
2023 г
Естественнонаучная основалогопедической ритмики складывается из комплекса биологических,психолого-педагогических и музыкальных дисциплин.
Важноеместо в этом комплексе занимают учения И.М. Сеченова, И.П. Павлова исовременные исследования высшей нервной деятельности, позволяющие проникать взакономерности формирования двигательных навыков и правильно строить методикуобучения и воспитания в случаях их нарушения или недоразвития.
ИсследованияИ.М. Сеченовым, И.П. Павловым и их последователями высшей нервной деятельностипозволяют использовать знания обусловно рефлекторных временных связях иобразовании динамического стереотипа.
Всядеятельность человека в процессе двигательного воспитания находится взависимости от высшей нервной деятельности и определяется как анатомическимдозреванием центрально-нервных субстратов, их миелинизацией, так ифункциональным дозреванием и налаживанием работы координационных уровней.
Анатомическоедозревание центрально-нервных субстратов (новейших органов моторики —пирамидной моторной системы и надстроенных над ней фронтальных системполушарий) заканчивается к 2 годам — 2 годам 6 месяцам. Сначала идет дозреваниетаких древних мозговых структур, как мозжечок, красное ядро — представительэкстрапирамидной системы в среднем мозгу, связанный с корой полушарий; рядом сним «черное вещество», которое еще теснее связано с корой полушарий, самоекрупное из ядер среднего мозга, пигментированное только у человека. «Черноевещество» соединено также с красным ядром и стриопаллидарной системой, котораяк моменту рождения у человека еще недоразвита и созревает к 5—6-му месяцужизни. Затем появляется полоса новых полей в лобной доле и премоторной зоне,примыкающей к лобной доле.
УчениеИ.П. Павлова о системности, динамическом стереотипе объясняет процессобразования и совершенствования двигательных навыков. Раннее развитие моторикигрудного ребенка проявляется в первых движениях при крике и дыхании, вповоротах головы к груди матери, к пальцу, касающемуся его щеки, в рефлексахсосания. В первые дни после рождения щекотание спинки вызывает отодвиганиепозвоночника в сторону от раздражителя либо резкое распрямление спинки из-засокращения длинных мышц позвоночника. До первого полугодия жизни ребенкуприсущи массовые недифференцированные движения автоматического и защитногохарактера паллидарного происхождения. Преобладают обхватывающие и хватательныерефлексы, примитивные двигательные реакции с элементами лазания и обхватывания,элементарные выразительные движения. С 4—5 месяцев появляются попытки схватыватьпредмет самостоятельно. Эта реакция сжатия кулачка протекает по типуспинального рефлекса: иррадиированные двигательные возбуждения приводят к тому,что ладонь сама сталкивается с предметом и удачно его захватывает. В 5 — 6месяцев наступает переломный момент в моторике грудного ребенка: наблюдаетсяпереход от синкинезий к синергиям (синкинезии — одновременные движения,лишенные смысловой связи, у взрослого всегда патологические. Синергии —содружественные движения или их компоненты, направленные к совместномуразрешению определенной двигательной задачи).