Введение
Современное общество ставит передобразовательными учреждениями задачу подготовки выпускников, способных:
— быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике,
— самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения;
— четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знаниямогут быть применены в окружающей действительности;
— работать с информацией, быть коммуникабельными в различныхсоциальных группах;
— самостоятельно работать над расширением кругозора, культурногоуровня.
Главная задача современной системы образования –создание условий качественного обучения. Педагогика накопила значительноечисло эффективных методик, способных решать эту задачу.
Технология обучения – системныйметод планирования, применения и оцениваниявсего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих итехнических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения болееэффективной формы образования.
Современное образование отказывается от традиционногопредставления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков;формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задачатребует перехода к новой системно -деятельностной образовательной парадигме,которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельностиучителя, реализующего новый стандарт. Передо мной возниклапроблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний,умений, навыков, в процесс развития личности школьников. Уход от традиционногоурока через использование новых технологий позволяет создавать условия длясмены видов деятельности обучающихся, что позволит реализовать принципы ФГОС. Цельмоей педагогической деятельности – создание условий для повышения качестваобразования, воспитания личности, способной адаптироваться к изменяющимсяусловиям жизни. Достижение этой цели вижу возможным через использованиеобразовательных технологий, на которые акцентирует внимание новый стандартобразования.
На протяжении межаттестационного периода 2018-2022 гг.изучены и реализованы следующие технологии:
Информационно- коммуникационные технологии
Цель: повышениюмотивации к учению, повышению эффективности образовательного процесса за счётвысокой степени наглядности, активизации познавательной деятельности, повышениюкачественной успеваемости обучающихся, развитие наглядно — образного,информационного мышления, навыков самообразования и самоконтроля, повышениюактивности и инициативности на уроке, повышению уровня комфортности обучения.
Результаты:
• активизация познавательной деятельности обучающихся;
• высокая степень дифференциации обучения;
• рост объема выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
• усовершенствование контроля знаний;
• рациональная организация учебного процесса, повышениеэффективности урока.
•
Проектная технология способствует развитию творческих
способностей, самостоятельной познавательной активности;
Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся:
-самостоятельно и охотно приобретаютдополнительные знания из разных источников;
— учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательныхи практических задач;
— приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; -развивают научно-исследовательские навыки (выявление проблем, сбораинформации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа,
построения гипотез, обобщения); -развивают системное мышление.
Результаты:
— реализация субъект — субъектного подхода в организации учебной деятельности
— сформированность активной познавательной и мыслительнойдеятельности учащихся;
— рост мотивации к изучению истории и обществознания;
— сформированность навыков научно-исследовательской деятельности.
Игровыетехнологии
Деловая игра моделирует жизненныеситуации и отношения, в рамках которых учащиеся выбирают оптимальные вариантырешения рассматриваемой проблемы и имитируют его реализацию на практике.
Актуальность педагогической игры в том,что она позволяет достигать личностных, метапредметных и предметных результатовобучения по истории и обществознанию, способствует формированию необходимыхуниверсальных учебных действий у школьников, позволяет спроектировать ипроводить уроки на основе системно-деятельностного подхода в обучении.
Педагогические игры по характерупедагогического процесса подразделяются на группы:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические Результат:
В процессе использования деловых игр на уроках истории иобществознания формируется устойчивая мотивация обучения, формируются ценностно-смысловые, социокультурные компетенции и, в результате, задачи достижения личностных, метапредметных и предметныхрезультатов образования решаются в комплексе.
Технология критического мышления способствуетанализу информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подходас тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и кнестандартным ситуациям и проблемам.
Цель технологии – обеспечитьразвитие критического мышления посредством интерактивного включенияучащихся в процесс обучения.
Критическоемышление:
-способствует взаимоуважению партнеров,пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;
-учащиеся овладевают умением интегрировать информацию,вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей ипредставлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развиваетсистемное логическое мышление).
— формирует у учащихся умение выражатьсвои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Технология проблемного обучения
Цель технологии — помочьученику раскрыться, лучше использовать
свой творческий потенциал через решение проблемныхситуаций.
Результат: использование проблемногообучения способствует развитию у обучающихся познавательной деятельности ипроявляется в активизации этой деятельности. Проблемнаяситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поискановых знаний и новых способов их получения.
Обучениев сотрудничестве: (групповая и парная работа)
Цель технологии- развитие мышления учащихся. А развивать мышление – значит,развивать умение думать. При этом учитель решает ряд учебных и воспитательныхзадач:
— возрастает объём учебного материала и глубина его понимания;
-ученики получают удовольствие отзанятий, комфортнее чувствуют себя на уроке;
-возрастают познавательная активность итворческая самостоятельность учащихся;
-меняется характер взаимоотношений междуучениками (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота ичеловечность);
-растёт самокритичность — ученик болееточно оценивает свои возможности;
— учитель получает возможность осуществлять индивидуальный подход кучащимся (учитывать их способности, темп работы при делении класса на группы,давать группам дифференцированные задания).
Результат: групповая работа создаёт благоприятные условиядля включения всех школьников в активную работу на уроке. При организацииработы в группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группахрождаются споры, обсуждаются разные варианты решения. Групповая форма работыпозволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения,организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностейи потребностей, тем самым повышая качество образования.
Здоровьесберегающиетехнологии.
Цель: способствовать предупреждениюсоциальных отклонений в образе жизни школьников, профилактика заболеваний,предупреждение вредных привычек, формирование здорового образа жизни.
Результаты:
—сохранение и укрепление здоровьяшкольников, воспитание у них культуры здорового образа жизни;
-построение урока с учетомработоспособности учащихся, снижение утомляемости;
-благоприятный психологический климат,ситуации успеха и эмоциональные разрядки.
С целью предотвращения перегрузкиобучающихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы:поддерживаю в кабинете обоснованные санитарно-гигиенические условия. Чистота,освещенность, дизайн; физиологически грамотное построение занятий, строгаядозировка учебной нагрузки; смена видов деятельности.
Мониторингинтеллектуального развития
Анализ и диагностика качества обученияучащихся при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.
Воспитательные технологии реализуютсяв виде вовлечения обучающихся в дополнительные формы развития личности: участиев культурно-массовых мероприятиях.
Признаки используемых технологий:
1. ориентированы на получение конкретного результата;
2.способствуют формированию УУД в процессе деятельности;
3.индивидуализируют процесса обучения;
4.способствует социализации учащихся;
5.способствуют творческому иинтеллектуальному развитию личности ученика и учителя.
Вывод: основное отличиеиспользуемых технологий: практическая направленность, проблемный характер,использование активных методов обучения. Разнообразие используемыхпедагогических технологий позволяет учитывать индивидуальные способностиобучающихся, раскрывать их творческий потенциал, обеспечить всестороннееразвитие личности обучающихся
Современные образовательные технологии, таким образом,способствуют повышению эффективности обучения и воспитания и направлены наконечный результат образовательного процесса.
Приложение 1 Результаты использования образовательных технологий
Технология |
Результат использования |
Личностно-ориентированное обучение |
Стабильная 100% успеваемость, повышение качества знаний, всестороннее развитие личности . |
Здоровьесберегающие технологии |
Уменьшение пропусков по болезни. Сохранение и укрепление здоровья. |
Информационнокоммуникационные технологии |
-Создание и грамотное оформление исследовательских работ. -Обновление дидактического материала, -подготовка и использование презентаций, -использование электронных учебных материалов, -повышения эффективности профессиональной деятельности. |
Игровые технологии |
— рост интереса школьников к предмету, — активизации мыслительной деятельности, — объединение учебной и внеурочной деятельности в единый воспитательный процесс. Стабильная 100% успеваемость, повышение качества знаний. |
Технология проблемного обучения |
— развитие у школьников познавательной деятельности, — активное участие школьников в предметных олимпиадах и конкурсах. Рост качества знаний при 100% успеваемости. |
Обучение в сотрудничестве: (групповая и парная работа) |
— увеличение объёма учебного материала и глубина его понимания; — на формирование УУД тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении; — ученики получают удовольствие от занятий, |
|
комфортно чувствуют себя на уроке; — рост познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся; Рост качества знаний при 100% успеваемости. |
Технология развития критического мышления |
— формирование навыков интегрировать информацию, — развитие системного логического мышления, — развитие творческих и аналитических способностей, — корректность по отношению к окружающим. Рост качества знаний при 100% успеваемости |
Проектные методы обучения |
— формирование навыков ориентации в информационном пространстве, самостоятельно конструировать и находить пути решения проблем. . -сформированность навыков научноисследовательской деятельности. |