Рабочая программа для факультатива
«Культура речевого общения»
в соответствии с ФГОС ООО (8-9-е классы)
Автор – составитель Т.И Солнцева.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Факультативориентирован на школьников, желающих повысить свою языковую культуру, уровеньречевой коммуникации, изучить этико-социальные основы культуры речевогообщения.
Актуальность включения данного курса в образовательныйпроцесс объясняется тем, что на каждом занятии факультатива целенаправленноразвиваются важнейшие коммуникативно-речевые умения в основных видах речевойдеятельности: аудировании (слушании), письме, говорении на разнообразные темы,чтении-понимании текстов разных стилей. Каждое из перечисленных уменийформируется с помощью ряда методик, приёмов, упражнений, носящих, в основном,деятельностный характер.
Рабочая программапо курсу «Риторика. Культура речи» для второго уровня обучения составлена наоснове следующих нормативных документов:
1. Федеральныйзакон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
2. Федеральныйгосударственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. ПисьмоМинистерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организациивнеурочной деятельности при введении федерального государственного стандартаосновного общего образования»;
4. Методические рекомендации поорганизации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующихобщеобразовательные программы начального общего образования. (ПисьмоДепартамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г.№ 03-296)
5. Программа разработана на основеАвторской программы Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской «Риторика»Образовательная система «Школа2100»,М.: Баласс, 2011 г;
Цель занятий – сформировать устойчивое представление о культуреречи, её основных понятиях, функциональных стилях современного русского языка вцелом и официально-деловом стиле в частности, поскольку он является основойречевого общения в различных сферах общественной жизни: предпринимательстве,бизнесе, политике, сервисе, экономике;
Содействовать формированию толерантной,открытой для общения личности, способной к сотрудничеству.
Основными задачами, реализующимицель, являются:
развитие и формирование коммуникативнойспособности, готовности к позитивному общению;
формирование практических навыковуспешного, эффективного речевого общения;
способствовать развитию качеств личности,«отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики,задачам построения демократического гражданского общества на основетолерантности, диалога культур и уважения многонационального составароссийского общества».
На изучение курса «Культураречевого общения» в 8-м классеотводится 34 часа в год, из расчёта 1 час в неделю.
Обозначенная цель обучения предопределиладвухчастную структуру программы факультатива: в части 1 излагаютсяосновные понятия о языке и культуре речи, стилях речи и практическойстилистике. Часть 2 посвящена изучению, представляющей сегоднянаибольшую трудность для молодёжи, основам делового общения, поскольку вустной деловой речи сегодня наблюдается тенденция вытесненияофициально-делового стиля разговорно-обиходным и, наконец, социально-этическимаспектам общения, речевому этикету, грубые нарушения которого нередки.
Программа факультатива построена с учётомпринципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности. Значительное место в ней отводится практическим, семинарским,исследовательским занятиям; ролевым и деловым ситуативным играм, диалоговомуобщению4работе в малых группах, тренингу.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 часа)
Вводноезанятие. Диагностическаяработа: определение уровня речевых навыков и коммуникативно – речевых уменийучащихся.
Основные понятия культуры речи
Язык как система.
Язык и речь.
Функции языка(коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, метаязыковая, эстетическая и др.).
Культура речи.
Текст как продукт речевой деятельности
Понятие текста, признаки текста, композиционные элементы целоготекста (зачин, средняя часть, концовка).
Нормы построения текста (логичность, последовательность,связность, соответствие теме и др.).
Тема текста (широкие и узкие темы).
Основная мысль текста.
Средства связи предложений и частей текста.
Абзац как средство композиционно – стилистического членениятекста
. План как вид информационной переработки текста.
Функционально-смысловые типы речи ( описание, повествование,рассуждение).
Культура делового общения.
Официально-деловой стиль.
Культура устной деловой речи.
Условия диалогическогообщения.
Виды диалогов.
Рекомендации по культуреустной речи.
Культура монологической речи.
Особенности монологическойречи (цель и содержание, построение, произнесение, типичные недостаткиораторской речи).
Фигуры речи (анафора,градация, парадокс, антифразис, гипербола, риторический вопрос, параллелизм идр.)
Виды речи (приветственная,деловая, митинговая, парламентская, застольная и др.)
Этико-социальные аспектыкультуры речи.
Культура речевого поведения иэтические нормы общения (речевой этикет, этикет и международные отношения).
Категория вежливости в русскомязыке (формы обращения, роль местоимений, глагольные формы, частицы ивежливость).
Социальные аспекты культуры(стиль, пол, социальное положение, прфессия, возраст).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Название темы |
Количество часов |
||||
ВСЕГО |
ТЕОРИЯ |
ТЕОРИЯ -ПРАКТИКА |
ПРАКТИКА |
КОНТРОЛЬ |
|
1. Вводное занятие |
1 |
1 |
|||
2. Основные понятия культуры речи |
2 |
1 |
1 |
||
3. Текст как продукт речевой деятельности |
10 |
2 |
5 |
3 |
|
4. Культура делового общения.
|
4 |
1 |
2 |
1 |
|
5. Культура монологической речи. |
10 |
3 |
6 |
1 |
|
6. Этико-социальные аспекты культуры речи. |
6 |
1 |
3 |
1 |
|
7. Итоговый контроль |
1 |
|
|
|
2 |
Итого: |
34 |
8 |
19 |
4 |
3 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ.
Тема занятий |
Количество часов Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1167 |
Дата |
Формы организации занятий |
|
Пл. |
Фак |
|||
1. Введение. |
1 |
Самостоятельная работа |
||
2. Основные понятия культуры речи. Язык как система. Язык и речь. |
1 |
Лекция |
||
3. Функции языка. Культура речи. |
1 |
Семинар |
||
4. Текст как продукт речевой деятельности. Признаки текста |
1 |
Лекция |
||
5. . Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста |
1 |
Сочетание индивидуальной и групповой форм работы |
||
6. Тема текста (широкие и узкие темы). |
1 |
Сочетание индивидуальной и групповой форм работы |
||
7. Главное в тексте — идея, основная мысль. |
1 |
Сочетание индивидуальной и групповой форм работы |
||
8. План как вид информационной переработки текста |
1 |
Сочетание индивидуальной и групповой форм работы
|
||
9 -10 Практикум. Учимся редактировать свои и чужие тексты |
2 |
Практическое занятие (сочетание индивидуальной и групповой форм работы) |
||
11 Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение |
1 |
|
||
12. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи |
1 |
Сочетание индивидуальной и групповой форм работы
|
||
13. Практикум. Учимся воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (сжатое изложение) |
1 |
Практическое занятие (групповая форма работы) |
||
14. Культура делового общения. Официально-деловой стиль речи |
1 |
Лекция |
||
15. Культура устной деловой речи. |
1 |
Сочетание индивидуальной и групповой форм работы |
||
16 Условия диалогического общения. Виды диалога. |
1 |
Сочетание индивидуальной и групповой форм работы |
||
17 Практикум. Рекомендации по культуре устной речи. |
1 |
Практическое занятие Ситуативно-ролевая игра.
|
||
18. Культура монологической речи. Технические характеристики говорения. |
1 |
Лекция |
||
19. Особенности монологической речи. |
1 |
Лекция |
||
20. Типичные недостатки ораторской речи |
1 |
Сочетание индивидуальной и групповой форм работы |
||
21 -23. Фигуры речи |
3 |
|
||
24 -26. Виды речи Критерии оценки речей. |
3 |
Исследование. Сочетание индивидуальной и коллективной форм работы |
||
27. Моделирование собственного речевого высказывания. |
1 |
Практическое занятие Монологический марафон. |
||
28.Этико-социальные аспекты культуры. Культура речевого поведения. |
1 |
Лекция . |
||
29. Речевой этикет. |
1 |
Сочетание индивидуальной и групповой форм работы |
||
30. Этикет и международные отношения. |
1 |
Сочетание индивидуальной и групповой форм работы |
||
31.Категории вежливости в русском языке: формы обращения. |
1 |
Сочетание индивидуальной и групповой форм работы |
||
32. Социальные аспекты культуры. |
1 |
(сочетание индивидуальной и групповой форм работы) |
||
33. Культура поведения и этические нормы общения. |
|
|
|
Ученическая конференция. |
34. Итоговый контроль |
2 |
Самостоятельная работа |
Литература для учителя:
- Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы. — М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
- Львова С. И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся. — М., 1992.
- Львова С.И. Уроки словесности в 5-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. – М.,1996.
- Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 1983.
- Ладыженская ТА. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986.
- Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. — М., 2001.
- Т. А.Чернова. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5 – 11 классы.