X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Рабочая программа для факультатива

«Культура речевого общения»

в соответствии с ФГОС ООО (8-9-е классы)

Автор – составитель Т.И Солнцева.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Факультативориентирован на школьников, желающих повысить свою языковую культуру, уровеньречевой коммуникации, изучить этико-социальные основы культуры речевогообщения.

Актуальность включения данного курса в образовательныйпроцесс объясняется тем, что на каждом занятии факультатива целенаправленноразвиваются важнейшие коммуникативно-рече­вые умения в основных видах речевойдеятельности: аудировании (слушании), письме, говорении на разнообразные темы,чтении-понимании текстов разных стилей. Каждое из перечисленных уменийформируется с помощью ряда методик, приёмов, упражнений, носящих, в основном,деятельностный характер.

 

Рабочая программапо курсу «Риторика. Культура речи» для второго уровня обучения составлена наоснове сле­дующих нормативных документов:

1. Федеральныйзакон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

2.  Федеральныйгосударственный образовательный стандарт начального общего образования.

3. ПисьмоМинистерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организациивнеурочной деятельности при введении федерального государственного стандартаосновного общего образования»;

4. Методические рекомендации поорганизации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующихобщеобразовательные программы начального общего образования. (ПисьмоДепартамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г.№ 03-296)

5. Программа разработана на основеАвторской программы Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской «Риторика»Образовательная система «Школа2100»,М.: Баласс, 2011 г;

Цель занятий – сформировать устойчивое представление о культуреречи, её основных понятиях, функциональных стилях современного русского языка вцелом и официально-деловом стиле в частности, поскольку он является основойречевого общения в различных сферах общественной жизни: предпринимательстве,бизнесе, политике, сервисе, экономике;

Содействовать формированию толерантной,открытой для общения личности, способной к сотрудничеству.

Основными задачами, реализующимицель, являются:

развитие и формирование коммуникативнойспособности, готовности к позитивному общению;

формирование практических навыковуспешного, эффективного речевого общения;

способствовать развитию качеств личности,«отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики,задачам построения демократического гражданского общества на основетолерантности, диалога культур и уважения многонационального составароссийского общества».

На изучение курса «Культураречевого общения» в 8-м классеотводится 34 часа в год, из расчёта 1 час в неделю.

Обозначенная цель обучения предопределиладвухчастную структуру программы факультатива: в части 1  излагаютсяосновные понятия о языке и культуре речи, стилях речи и практическойстилистике. Часть 2  посвящена изучению, представляющей сегоднянаибольшую трудность для молодёжи, основам делового общения, поскольку вустной деловой речи сегодня наблюдается тенденция вытесненияофициально-делового стиля разговорно-обиходным и, наконец, социально-этическимаспектам общения, речевому этикету, грубые нарушения которого нередки.

Программа факультатива построена с учётомпринципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности. Значительное место в ней отводится практическим, семинарским,исследовательским занятиям; ролевым и деловым ситуативным играм, диалоговомуобщению4работе в малых группах, тренингу.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (34 часа)

Вводноезанятие.  Диагностическаяработа: определение уровня речевых навыков и коммуникативно – речевых уменийучащихся.

Основные понятия культуры речи

Язык как система.

Язык и речь.

Функции языка(коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, метаязыковая, эстетическая и др.).

Культура речи.

 Текст как продукт речевой деятельности

Понятие текста, признаки текста, композиционные элементы целоготекста (зачин, средняя часть, концовка).

Нормы построения текста (логичность, последовательность,связность, соответствие теме и др.).

Тема текста (широкие и узкие темы).

Основная мысль текста.

 Средства связи предложений и частей текста.

Абзац как средство композиционно – стилистического членениятекста

. План как вид информационной переработки текста.

 Функционально-смысловые типы речи ( описание, повествование,рассуждение).

 

Культура делового общения.

Официально-деловой стиль.

Культура устной деловой речи.

Условия диалогическогообщения.

Виды диалогов.

Рекомендации по культуреустной речи.

Культура монологической речи.

Особенности  монологическойречи (цель и содержание, построение, произнесение, типичные недостаткиораторской речи).

Фигуры речи (анафора,градация, парадокс, антифразис, гипербола, риторический вопрос, параллелизм идр.)

Виды речи (приветственная,деловая, митинговая, парламентская, застольная и др.)

 

Этико-социальные аспектыкультуры речи.

Культура речевого поведения иэтические нормы общения (речевой этикет, этикет и международные отношения).

Категория вежливости в русскомязыке (формы обращения, роль местоимений, глагольные формы, частицы ивежливость).

Социальные аспекты культуры(стиль, пол, социальное положение, прфессия, возраст).

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

 

Название темы

Количество часов

ВСЕГО

ТЕОРИЯ

ТЕОРИЯ -ПРАКТИКА

ПРАКТИКА

КОНТРОЛЬ

1. Вводное занятие

1

1

2. Основные понятия культуры речи

2

1

1

3. Текст как продукт речевой деятельности

10

2

5

3

4.

Культура делового общения.

 

4

1

2

1

5. Культура монологической речи.

10

3

6

1

6. Этико-социальные аспекты культуры речи.

6

1

3

1

7. Итоговый контроль

1

 

 

 

2

Итого:

34

8

19

4

3

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ.

 

Тема занятий

Количество часов

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

Дата

Формы организации занятий

Пл.

Фак

1. Введение.

1

Самостоятельная работа

2. Основные понятия культуры речи.

Язык как система. Язык и речь.

1

Лекция

3. Функции языка. Культура речи.

1

Семинар

4. Текст как продукт речевой деятельности. Признаки текста

1

Лекция

5. . Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста

1

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

6. Тема текста (широкие и узкие темы).

1

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

7. Главное в тексте — идея, основная мысль.

1

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

8.  План как вид информационной переработки текста

1

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

 

9 -10 Практикум. Учимся редактировать свои и чужие тексты

2

 Практическое занятие (сочетание индивидуальной и групповой форм работы)

11 Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение

1


Лекция

12. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи

1

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

 

 

 

13. Практикум.

Учимся воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (сжатое изложение)

1

Практическое занятие (групповая форма работы)

14. Культура делового общения.

Официально-деловой стиль речи

1

 

Лекция

15. Культура устной деловой речи.

1

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

16 Условия диалогического общения. Виды диалога.

1

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

17 Практикум. Рекомендации по культуре устной речи.

1

Практическое занятие Ситуативно-ролевая игра.

 

 

 

 

18. Культура монологической речи. Технические характеристики говорения.

1

Лекция

19. Особенности монологической речи.

1

Лекция

20. Типичные недостатки ораторской речи

1

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

21 -23. Фигуры речи

3


Лекция

24 -26. Виды речи Критерии оценки речей.

3

 Исследование. Сочетание индивидуальной и коллективной форм работы

27. Моделирование собственного речевого высказывания.

1

Практическое занятие

Монологический марафон.

28.Этико-социальные аспекты культуры. Культура речевого поведения.

1

Лекция

.

29. Речевой этикет.

1

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

30. Этикет и международные отношения.

1

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

31.Категории вежливости в русском языке: формы обращения.

1

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

32. Социальные аспекты культуры.

1

 (сочетание индивидуальной и групповой форм работы)

33. Культура поведения и этические нормы общения.

 

 

 

Ученическая конференция.

34. Итоговый контроль

2

Самостоятельная работа

 

 

Литература для учителя:

  1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы. — М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
  2. Львова С. И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся. — М., 1992.
  3. Львова С.И. Уроки словесности в 5-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. – М.,1996.
  4. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 1983.
  5. Ладыженская ТА. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986.
  6. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. — М., 2001.
  7. Т. А.Чернова. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5 – 11 классы.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет