Выступлениеиз опыта работы по теме «Профилактикаправонарушений и вредных привычек среди обучающихся»
Социальные иэкономические проблемы в российском обществе ослабили институт семьи, еевоздействие на воспитание детей. Результатом этого стал рост численностибезнадзорных и беспризорных детей, распространение в детско-подростковой средепсихически активных веществ.
Социальныефакторы остаются одной из основных причин и условий формированияпротивоправного поведения у подростков. Это семейное неблагополучие,алкоголизм, наркомания, невыполнение родителями обязанностей по воспитаниюдетей, жестокое обращение с детьми, вовлечение подростков в преступнуюдеятельность со стороны взрослых.
Особоговнимания требуют вопросы усиления ответственности родителей за воспитание иобучение несовершеннолетних детей, совершенствования подходов в области защитыправ несовершеннолетних, использования современных технологий работы с семьей.
Профилактическая работа ведется на принципе взаимодействия с различнымиорганизациями и учреждениями поселка, что позволяет выстроить комплекснуюработу системы поддержки детей и семей, включающей в себя профилактическиемероприятия, создание оптимальных условий для жизнедеятельности детей,оказавшихся в социально опасном положении.
Поэтомупрофилактика правонарушений, вредных привычек является одним из главныхнаправлений воспитательной деятельности школы.
Профилактическая работа в школеведется с учащимися и родителями. Проводятся консультации с детьми изнеблагополучных семей, сиротами, инвалидами, с детьми из неполных семей, сдетьми, чьи родители ездят на заработки, выезжая за пределы республики, сдетьми, состоящими на учете КДН и ПДН, ВШК, с детьми из многодетных семей.Также консультируются родители по поводу обучения и воспитания, даютсяпрактические советы, как выйти из проблемных жизненных ситуаций. Проводятся выступленияна классных и общешкольных родительских собраниях по различным темамсотрудниками полиции, соцзащиты, больницы, бюро занятости, РОО, МБОУ ДОД«Куженерский центр детского творчества», ЦКиД, пожарной части и прокуратуры.
Тема самообразования социального педагога — «Профилактика правонарушений,вредных привычек среди обучающихся.» Почему я выбрал именно эту тему? Эта темаодна из острых в настоящее время. Социальные факторы остаются одной из основныхпричин и условий формирования противоправного поведения у подростков. Этосемейное неблагополучие, алкоголизм, наркомания, невыполнение родителямиобязанностей по воспитанию детей, жестокое обращение с детьми, вовлечениеподростков в преступные группировки.
Разработана «программа по профилактике правонарушений, преступности,антиалкогольному, антинаркотическому воспитанию учащихся школы на 2014-2017г.г.». Эта программа разработана по принципу взаимодействия с различнымиорганизациями и учреждениями поселка, что позволяет выстроить комплексную работусистемы поддержки детей и семей, включающей в себя профилактическиемероприятия, создание оптимальных условий для жизнедеятельности детей,оказавшихся в социально опасном положении.
Систематическое осуществление анализа состояния безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних позволяет вести совместную профилактическую работу сподростками. Ежегодно школа принимает участие в проведении республиканскоймежведомственной операции «Подросток». В школе работает «Родительский патруль»,который вместе с сотрудниками полиции и членами ДНД следят за порядком впоселке. Начиная с 8 по 11 классы по 3 человека от класса по субботам с 21-00до 24-00 часов участвуют в рейде.
Социальный педагог изучалнормативно-правовые документы по работе с проблемной семьей, проводил обучающиесеминары. Составлял планы работы школы на год по профилактике правонарушений сорганами ОВД, КДНиЗиП, КЦСОН по вопросам социальной помощи. Участвовална заседаниях КДНиЗиП, судебных заседаниях, допросах с участием несовершеннолетнихучащихся школы. Обновлял банк данных детей и подростков «группы риска».Организовывал работу по привлечению учащихся в занятия кружков и секций поинтересам, в работу детских общественных организаций, проведение дискотек,тематических вечеров, походов, экскурсий, реализация программ, плановвоспитания класса, школы. Участвовал в операции «Подросток», акции «Помогисобраться в школу». Привлекал детей «группы риска» к работе ученическогосамоуправления и проведения массовых мероприятий. Проводил семинары классныхруководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений. Участвовал вработе классных, общешкольных родительских собраниях по вопросам охраны правдетства, профилактики правонарушений, семейного воспитания и т.д.
Проводил классные часы, беседы, уроки сучащимися школы на различные темы:
— Дисциплина и порядок — наши верныедрузья;
— Правила и обязанности школьника;
— Конвенция о правах ребенка;
— Право человека жить в безопасности;
— Моя жизнь. Мои права;
— Алкоголь и подросток;
— Курение – опасное увлечение;
— Наркомания – это болезнь;
— Прежде чем сделать – подумай;
— Ты дорожишь своим здоровьем?;
— СПИД – чума XX века;
— Проблема преступности в молодежнойсреде;
— Поведение в конфликтах;
— Этикет взаимоотношений юноши идевушки;
— Вредные привычки и как с нимибороться;
— Дружба и любовь:
— Подросток и конфликты;
— Административная и уголовнаяответственность за нарушения.
Проводили акцию «День борьбыс вредными привычками», приуроченной к международным дням борьбы со СПИДом,борьбы с наркоманией и курением.
Конкурсрисунков, сочинений «Дружно, смело, с оптимизмом — за здоровый образ жизни» вподдержку ЗОЖ, против вредных привычек.
Проводиливоенно-патриотическую игру «Зарница».
Проводилииндивидуальные консультации для детей по оказанию информационно- правовойпомощи, профилактические беседы с учащимися, состоящими на учете в ПДН,КДНиЗиП, ВШК.
Так же с учащимися былипроведены анкетирования по следующим темам:
«Изучение положенияподростков». Данное анкетирование проводится с учащимися, состоящими на учете вКДН, ПДН. На основании результатов проведенного анкетирования мы узнали обувлечениях школьников, об их взаимоотношении внутри семьи.
«Курение – опасноеувлечение».Результаты данного анкетирования показали, что учащиеся считают курение однимиз самых вредных привычек и уверены, что лучше вести здоровый образ жизни.
«Употребление токсических инаркотических средств несовершеннолетними». По результатам анкетирования мы сделаливывод, что ученики никогда не употребляли таких средств и информированы о вредеэтих препаратов для здоровья человека.
«Мой класс». По итогам данного анкетированияв разных классах можно сказать, что большинство классов представляют собойсплоченные коллективы.
Выступали на общешкольных родительскихсобраниях на различные темы.
Организовывали встречи сродителями с работниками милиции, прокуратуры.
Проведение совместных рейдов педагогов школы, членов родительского комитета школы, сотрудников милиции по проверке мест концентрации подростков в ночное время, дежурство на школьных дискотеках, Рейд «Подросток» |
Проводили заседания родительскихкомитетов классов и родительского комитета школы, один раз в четверть –заседания Школьного Совета профилактики.
Вмасштабах школы основная нагрузка по работе с «трудными» детьми и подростками,а также неблагополучными семьями возложена на Совет по профилактикебезнадзорности и правонарушений.
Главные задачи Советапрофилактики:
· разработка и осуществление комплекса мероприятий по воспитанию,образованию, развитию и социальной защите обучающегося;
· изучение психолого -медико-педагогических особенностей личностиучащегося и условий его жизни;
· выявление причин и условий, способствовавших совершению учащимсяпроступков и противоправных деяний, а также принятию мер к их устранению;
· выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем,конфликтных ситуаций, отклонений в поведении у учащихся и своевременноеоказание им социальной помощи.
· оказание поддержки семье и взаимодействие с ней в вопросах защитыправ и законных интересов несовершеннолетних.
Всостав Совета входят заместители, соцпедагог, педагог-психолог, старшаявожатая, инспектор ПДН. На каждое заседание приглашаются секретарь КДН и ЗП,работник КЦСОН, педагоги, и по мере возможности члены общешкольногородительского комитета и родители нарушителей.
На заседание Советаприглашаются дети, состоящие на ВШК, нарушители дисциплины, Устава школы,прогульщики, неуспевающие. Обычно заседания проводятся за 2-3 недели до концачетверти, чтобы неуспевающие по предварительным оценкам сумели исправить своёположение, а также по мере необходимости.
На заседаниях обсуждаются вопросы подготовки к новому учебному году, летней занятости,успеваемости, поведения, посещений занятий, внеурочной занятости учащихсясостоящих на ВШК. В личной беседе с детьми выясняются условия воспитания всемье. По каждому ребенку даются родителям и педагогам рекомендации по вопросамвоспитания.
Если провести анализработы Совета профилактики за 3 года, мы увидим рост количества учащихся,приглашенных на заседания.
Показателями результативности работы по профилактикеправонарушений считаем:
1. Снижениеколичества правонарушений, совершаемых учащимися школы во внеурочноевремя;
2. Уменьшениеколичества конфликтных ситуаций в школьном коллективе;
3. Увеличениеколичества обращений за социально-педагогической помощью к администрации школыи решение поставленных проблем;
Мы планируем и в дальнейшем продолжатьработу по объединению усилий педагогического, ученического коллективов,родительской общественной службы школы в создании единой системы работы попрофилактике безнадзорности и правонарушений в школе.
Благодаря профилактической работеснизилось количество учащихся, состоящих на учете КДН, ПДН, ВШК, уменьшилосьчисло правонарушений, также количество курящих в школе.