МБОУ «Первомайская средняяобщеобразовательная школа»
Урок литературы в 11 классе на тему:
«Повесть «Старик и море» Э.Хемингуэя. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути»
Учитель русского языка и
литературы
Казюлина О.В.
2020г.
Оборудование: рисунки учащихся по теме, компьютерноеобеспечение.
Цели урока: проанализировать содержание повестиЭ.Хемингуэя «Старик и море», выявить его основную идею, сопоставить повесть«Старик и море» с другими произведениями в аспекте взаимоотношений человек иприроды.
Ход урока:
1. Организационныймомент. Сообщение учащимся о цели урока.
2. Зачитатьи прокомментировать эпиграф к уроку : «Человека можно уничтожить, но нельзяпобедить» Э.Хемингуэй.
3. Краткоесообщение ученика об авторе эпиграфа.
4. Словоучителя по теме.
Всем нам известнобесспорное утверждение о том, что человек – часть природы. Писатели, художники,поэты, скульпторы, архитекторы, ученые восхищаются ее совершенством, находят вней источник вдохновения.
По тому, способенли человек чувствовать красоту природы и понимать ее язык можно судить о егонравственном развитии. А высоконравственный человек всегда соизмерял свойжизненный путь с ритмами и законами жизни мира природы, видел ее одушевленной,мудрой.
Не то, что мнитевы, природа:
Не слепок, небездушный лик –
В ней есть душа,в ней есть свобода,
В ней естьлюбовь, в ней есть язык …
Ф.И.Тютчев.
Отношение кприроде – мерило духовного развития человека.
Свобода морскойстихии, единоборство с ней человека – одна из тем, привлекавших многихписателей и поэтов (Пушкина, Лермонтова, Байрона, Гете). Единоборство с морем –час истины для человека; оно же в центре повести-притчи Э. Хемингуэя. Жанрпритчи предполагает глубоеое нравственное, философское содержание произведения.Давайте постараемся раскрыть его.
5. Беседа посодержанию повести.
· Как выдумаете, кто главный герой повести «Старик и море» ?
· Каким выпредставляете себе старика ?
· Что онрассказывает о себе ?
· Каковароль снов старика в повести ?
· Расскажитео мальчике, его ученике ?
· Какстарик относится к морю и как его называет ? Почему ?
· Старик«любил поразмыслить обо всем, что его окружало».Что он думает о морскихобитателях, человеке и его предназначении?
· Какимипоказаны в повести рыбаки, труженики моря и туристы ?
· Каким выувидели море в повести ? Расскажите о нем.
6. Просмотротрывков из анимационного фильма А. Петрова «Старик и море».
7. Краткаясправка об авторе фильма.
8. Беседа посодержанию фильма.
· Выпосмотрели анимационный фильм А. Петрова «Старик и море». Каковы Вашивпечатления ?
· Можно лиэтот фильм считать самостоятельным произведением или это только иллюстрация кповести Хемингуэя ?
· Какиеэпизоды из повести поставлены в центр изображения авторами мультфильма ? Почему?
· Выпрочитали повесть «Старик и море», посмотрели ее экранизацию, сделайте вывод:побежден ли старик в этих произведениях ? Что он сам говорит об этом ?
9. Проверкадомашнего задания. Учащиеся зачитывают сочинения – миниатюры по темам :
«Море – стихия свободы»
«Каким я вижу предназначение человекана земле ?
10.Представление творческих работучащихся по теме урока (копилка творческих работ учащихся по литературе).
11.Подведение итогов урока. Ученикиделают вывод о том, что они узнали нового, достигнуты ли цели урока.
12.Комментированное выставление оценок.
13.Домашнее задание.
14.Заключительное слово учителя.Авторское стихотворение учителя «Пожелание».
Пожелание.
Если по морю жизни суровому
Ты отправишься в дальний путь,
То в странствиях и приключениях
Ты о главном не забудь:
Ты достигнешь цели заветной
И корабль свой сохранишь
Только если в свою команду
Самых верных друзей включишь,
Капитаном пусть будет Совесть,
А помощником Веру назначь.
У штурвала поставь ты Упорство –
Так ты выдержишь шторм неудач.
Доброта, Милосердие, Щедрость
Пусть в команду твою войдут.
Творческий труд, созидание
Силы всегда дадут.
Погружайся в глубины познания,
Прокладывай твердо свой путь !
Нет покоя в стихии стремительной,
Не ленись, не мечтай отдохнуть.
Красота, совершенство жизни
Стать доступными смогут тогда,
Когда с достоинством выдержишь
Потери и тяжесть труда.
Будь собою всегда путешественник!
И тогда, проживя свой век,
Ты заслужишь у Проведения
Имя гордое – Человек!