ООО«Инфоурок»
Учебныйпроект.
Разработкаурока по дисциплине «Геология»
По теме:
«Земнаякора — верхняя часть литосферы»
Исполнитель:
МамаеваНадежда Леонидовна
2023год
Разработкаурока по предмету
Класс, дата, предмет: 5 класс, география.
Тема урока: Земная кора — верхняячасть литосферы.
Тип урока: Урок освоения новых знаний
Вид урока: Урок-путешествие.
Цели урока: Способствовать формированию представлений об особенностяхвнутреннего строения Земли, горных породах, слагающих земную кору; создать условия для формирования умения работатьс разными источниками информации (учебник, мультимедийная презентация,видеофрагменты, маршрутный лист).
Оборудование: компьютер, проектор,мультимедийная презентация, учебник, видеофрагменты, маршрутный лист.
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||
1. Организационный этап урока (1 мин)
|
Здравствуйте, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. |
Приветствие учителя, готовность к уроку. |
||||||||||||||||
2. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) |
Нет начала, нет конца, Нет затылка, нет лица, Только знает, млад, да стар – Что она огромный шар! Что это? ….(наша Земля) Слайд 2,3. Каждый человек мечтает о путешествиях. С сегодняшнего дня вы отправляетесь в увлекательное путешествие по нашей Земле. В начале учебного года вы говорили о том, что у Земли выделяют внешние оболочки. Кто вспомнит какие? (гидросфера, атмосфера, литосфера, биосфера) А поможет нам в путешествии маршрутный лист. Он есть у каждого, напишите свое имя. |
Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения, слушают других
|
||||||||||||||||
3. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. |
К путешествию сначала надо подготовиться. Работа с учебником. Открываем страницу 67. Слайд 4. Работа с репродукцией картины Д. Веласкеса «Кузница Вулкана» Предположения учеников: о чём пойдёт речь в данном разделе. Какую же из этих оболочек мы начнем изучать сегодня? …… Литосферу Литосфера – это твердая оболочка Земли. Итак, тема нашего урока «Земная кора — верхняя часть литосферы». Запишите тему в свой лист. Слайд 5. Ребята, какова же цель нашего урока? Цель нашего урока – выяснить, что такое земная кора, каково внутреннее строение Земли, узнать про внутренние и внешние силы и литосферные плиты. -Предлагаю отправиться в путь. Видео1. Слайд 6. |
Учащиеся высказываются, формулируют самостоятельно тему урока, записывают в маршрутный лист Учащиеся формулируют самостоятельно цели урока |
||||||||||||||||
4. Первичное усвоение новых знаний и первичная проверка |
Наша первая остановка – «Внутреннее строение Земли» Давайте посмотрим видео фрагмент «Внутреннее строение Земли». Видео 2. Слайд 7. Будьте внимательны, после просмотра видеофрагмента с помощью текста параграфа 20, вы должны будете выполнить задание. Работаем в паре, помогаем друг другу. Нужно заполнить таблицу, время для заполнения 5 минут
Самопроверка. Слайд 8. Анализ выполненного задания – ученики дают себе оценку, как они поработали в паре на основе оценки учителя: чем меньше у вас ошибок, тем продуктивнее вы поработали, значит вы прислушивались к мнению друг друга и были внимательны при просмотре видеофрагмента. За правильный ответ 3 балла Едем дальше. Составляем схему – кластер, используя учебник, параграф 20. Слайд 9. Земная кора
Материковая океаническая
осадочный гранитный базальтовый осадочный базальтовый Проверка. За правильный ответ 2 балла Слайд 10. Мы с вами подошли к понятию «Литосфера», заполняем паспорт, т.е. записать понятие. Литосфера – это земная кора и верхняя твердая часть мантии. Слайд 11. Ребята вы не устали? Предлагаю немного поднять настроение. Выходим из-за парт. Готовы! Выполняем веселую физкультминутку. Слайд 12. Хочешь быть здоров всегда Повторяй за мной тогда. Потянулись все вперед, Разминаем пальчики. Раз, два, три, четыре, пять Молодцы все девочки и мальчики. Теперь наклоны головой, Из стороны в сторону. Поживее, не ленитесь, И будете все здоровы. Вращения плечами начинай, Чтоб прогнать усталость. И не посетит тогда, Твое тело слабость. Разминка всем нужна всегда. Ну что ребята, отдохнули? Да! Наша следующая остановка «Внутренние и внешние силы Земли». Здесь я вам расскажу сказку, итак слушайте. Слайд 13. В тридевятом царстве жила-была гора. Была она высокая, стройная, с крутыми склонами, острой вершиной. Любила она красоваться на солнышке, блистая шапкой белоснежных ледников и расхваливать себя. Но рядом с нею в глубокой темной пещере жил дракон, которому надоело хвастовство красавицы-горы, и решил он ее проучить. Подлетел он незаметно к горе, и за действие взялась первая голова дракона – физическая. Обрушила первая голова — Физическая голова на гору сильные потоки воды. Вода течет, камень точит, стали крепкие склоны горы размываться. Затем дунула голова сильным ветром на гору, вылетели мелкие частицы, а трещины стали еще глубже. Взялась за дело вторая голова — Химическая голова. Она знала, что под влиянием солей и кислот, содержащихся в воде и воздухе, разрушаются горные породы, даже самые прочные. Промыла она «раны» горе слабым раствором кислоты, подышала на нее чистым азотом, но не лучше от этого стало горе, а только хуже, рассыпаться она стала прямо на глазах, но все равно не сдается. Самой хитрой была третья голова — Органическая голова. Она прикинулась добренькой, «пожалела» гору и предложила: «Давай я покрою твои склоны зелеными растениями, чтобы не видны были твои трещины. Множество животных поселю на тебе и тогда тебе не будет скучно.» Поверила гора органической голове, но корни растений, проникая корнями в горные породы, продолжали их разрушать, а животные копытами, да рогами царапали гору. Почти совсем уничтожил дракон гору. Стала она низенькой, дряхленькой. Поняла гора, что зря хвасталась своей красотой и молодостью. Взмолилась она о пощаде, а дракон только рассмеялся и улетел. Слайд 14. Но у этой сказки счастливый конец. Пожалела гору фея подземного царства. Призвав подземные силы мантии, начала она гору приподнимать, вливая в нее свежие потоки магмы. Гора опять начала расти, расправила плечи, подняла голову навстречу солнцу и засияла как прежде. Только теперь гора не хвасталась своей красотой, а помнила, что где-то рядом живет дракон. Слайд 15. Вывод: внутренние и внешние силы Земли создают неровности на её поверхности. Слайд 16. Третья остановка «Литосферные плиты» Работа по тексту учебника на с.69 Слайд 17. «Географический диктант» — вставить пропущенные слова: литосферных плит, разломами, верхней мантии, сантиметров. Используя текст на с.69. Слайд 18. Литосфера состоит из отдельных малоподвижных блоков -__________________ Плиты разъединены ___________ __________ Литосферные плиты лежат на пластичном слое _________ и плавают по нему со скоростью несколько ________ в год. Проверка. Поставить 3 балла, если все выполнили правильно. Слайд 19. Рассмотрим рис.44 на стр. 70 учебника. Что на этом рисунке изображено? На какой мы плите живем?
|
Смотрят видеофрагмент, работают с текстом, обсуждают в парах варианты решения поставленной задачи, обосновывают выбор решения или несогласия с мнением других Предлагают свои варианты Самопроверка и взаимопроверка учащиеся слушают и заполняют таблицу выполняют физкультминутку.
|
||||||||||||||||
5. Первичное закрепление |
Вот и подходит к концу наше путешествие. Ребята вспомните тему и цель урока, всё ли мы выполнили? Игра «Цепочка»: дети друг за другом называют термины и понятия, использованные на уроке, не повторяясь. |
Коррекция знаний |
||||||||||||||||
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Прочитать параграф 20, базовый уровень ответить устно на вопросы 1-8 на с.70, повышенный уровень письменно ответить на вопросы 9,10 на с.70 Оценки «5» у кого 8 баллов, «4» у кого 6-7 баллов, у кого меньше повторить. Слайд 20 |
Слушают пояснения учителя по домашнему заданию. Записывают домашнее задание. |
||||||||||||||||
7. Итоги урока. 8. Рефлексия. |
Ребята, у вас есть 3 смайлика. Укажите тот смайлик, который больше всего соответствовал вашему настроению на уроке. Слайд 21 Что вам сегодня особенно понравилось на уроке? Что не понравилось? Спасибо за работу. До свидания. Слайд 22. |
Оценивают свою деятельность, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока |
Список используемой литературы:
- Учебник География. 5-6 классы : учебник для общеобразовательных организаций / [А.И.Алексеев., В.В.Николина, Е.К. Липкина и др.]. – 3-е изд. — М.: Просвещение, 2015. – 191 с. : ил., карт. – (Полярная звезда)