X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

«Современныйурок ОБЖ в условиях реализации ФГОС»

  Жаворонков Александр Николаевич, преподаватель-организатор ОБЖ

Методический материал для ознакомления ссовременными требованиями, предъявляемыми к уроку ОБЖ.

 

Тема: «Современный урок ОБЖ в условиях реализации ФГОС»

В связи с быстрым развитием науки итехники, также актуальна потребность в разработке и введении в процесс обучениясовременных подходов и методов организации процесса обучения предмета «Основыбезопасности жизнедеятельности», которые бы соответствовали современнымтребованиям общества. В наши дни проблема обучения ОБЖ становится актуальной нетолько для педагогов, но и для всего общества и государства.

Современный подход кобучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС ООО имеет своей целью — становлениеиндивидуальной личности, добросовестного гражданина, человека, и главное, способногосамостоятельно и быстро решать возникшие проблемы. В соответствии с этими требованиями,педагогика сегодня вынуждена применять современные подходы для организациипроцесса обучения.

Поскольку новые стандарты предлагаютперечень УУД и достаточно строгую их классификацию, то можно отметить, что и врамках освоения курса ОБЖ можно реализовать работу по формированию всехуниверсальных действий, предусмотренных ФГОС: коммуникативных, регулятивных,познавательных.

Требования к структуре говорят онеобходимости:

 

1. Правильно определить дидактические ивоспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весьматериал урока делется на законченные в смысловом отношении части, для каждойчасти определяется конкретная цель и продумываются оптимальные средства еедостижения).

2. Определить тип урока, продумать иобосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязанные друг сдругом).

3. Связать данный урок с предыдущим ипоследующими уроками.

4.Отобрать и применить оптимальныесочетания методов изучения нового материала.

5.Обеспечить систематический иразнообразный обучающий контроль знаний учащихся;

6. Продумать систему повторения изакрепления изученного материала.

7.Найти оптимальное место домашнемузаданию, которое является тщательно продуманным продолжением данного урока иподготовкой к следующему, минимальным по объему, своевременным и всем понятным,учитывать индивидуальные возможности учащихся.

 

Требования к подготовке и организацииурока сводятся в основном к следующему:

 

1. Обеспечить на уроке охрану здоровьяучащихся (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения).

2. Начинать подготовку к каждомуконкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме (необходимозаблаговременно отобрать учебный материал к каждому уроку, определить его объеми сложность применительно к данному классу, а также наметить все основные видыработ  на уроке).

3. Своевременно подготовить к каждомууроку демонстрационный и дидактический материал, технические средства обучения.

4. Обеспечить разнообразие типов урока всистеме уроков по данной теме.

5. Создать возможность для учащихся частьзнаний на уроке получать самостоятельно под руководством преподавателя, чтопозволит сделать обучение в принципе самоподдерживающимся процессом.

 

Существуют определенные требования ксодержанию урока и процессу учения:

 

— урок должен быть воспитывающим. Этоозначает, что материал урока необходимо использовать в целях воспитанияучащихся. В процессе учебы учащиеся должны осознавать себя гражданами общества;

 

-обязательно выполняются требования,вытекающие из основных дидактических принципов (обеспечить изучение основнауки, систематичность и прочность знаний, учет индивидуальных возможностей,связь полученных знаний с жизнью). Система уроков должна постоянностимулировать и мотивировать положительное отношение учащихся к учению, ориентироватьих в выборе профессии;

— процесс поиска истины должен быть строгообоснованным, умозаключения учащихся и преподавателя доказательными;

— в процессе учения надо воспитыватьаккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя вколлективе.

 

Требования к технике проведениясовременного урока можно сформулировать так:

 

1. Урок должен быть эмоциональным,вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях.

2. Темы и ритм урока должны бытьоптимальными, действия преподавателя и учащихся завершенными.

3. Необходим полный контакт вовзаимодействии преподавателя и учащихся на уроке, педагогический такт(недопустимы прямые и косвенные оскорбления учащихся).

4. Создать атмосферу доброжелательности иактивного творческого труда.

5.Менять по возможности виды деятельностиучащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения.

6. Управлять учебным процессом на уроке.Большую часть урока активно работают учащиеся.

 

Современные требования к уроку бывают трёхвидов:

 

1. Дидактические:

 

— чёткое определение места урока средидругих уроков;

— соответствие содержания урока учебнойпрограмме с учётом подготовки учащихся;

— учёт принципов целостногопедагогического процесса;

— выбор методов и более эффективныхсредств и приёмов обучения;

— наличие межпредметных связей.

 

2. Воспитательные и развивающие:

 

— формирование памяти, внимания и мышленияучащихся;

— воспитание нравственных качествличности;

— развитие познавательного интереса имотивов;

— соблюдение преподавателем педагогическоготакта, выдержки и терпения;

— развитие творческих способностей;

— создание проблемной ситуации.

 

 

3. Организационные:

 

— наличие продуманного плана проведенияурока;

— чёткость проведения урока (в соответствиисо структурой урока);

— создание рабочей дисциплины;

— использование средств обучения иинформационных технологий;

— завершённость урока, его гибкость иподвижность.

Одним из современныхметодов обучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС ООО является интерактивныйподход. Это определенный тип деятельности учащихся, связанный с изучениемучебного материала в ходе интерактивного урока. Основное отличие интерактивныхупражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только назакрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Роль учителясостоит в том, чтобы создать каждому учащемуся ситуацию успеха, котораяспособствует развитию уверенности в себе, повышению самооценки, развитиючувства собственной значимости. Создание ситуации успеха начинается с отношенияк ученику как к личности.

Перед каждым учителем стоит задачавнедрить наиболее эффективные практико — ориентированные методики иинформационные образовательные технологии, формы и методы мониторинга учебногопроцесса. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов,среди которых можно выделить следующие:

·        работа в малых группах

·        обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры иобразовательные игры);

·        использование общественных ресурсов (приглашение специалиста,экскурсии);

·        внеаудиторные методы обучения (соревнования, радио и газеты,фильмы, спектакли, выставки, представления,);

·        изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция,работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя»,«каждый учит каждого», использование вопросов, «Синквейн»; блиц-опрос);

·        обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займипозицию (шкала мнений)», проективные техники, «Один — вдвоем — все вместе», «Сменипозицию», «Карусель», дебаты, симпозиум, интервью);

·        разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов»,«Аквариум», «Переговоры и медиация»,)

 

Требования к современномууроку в условиях введения ФГОС нового поколения.

Принципиальным отличием современногоподхода является ориентация стандартов на

результаты освоения основныхобразовательных программ. Под результатами понимается

не только предметные знания, но и умениеприменять эти знания в практической деятельности.

 

Каковы же требования, предъявляемые ксовременному преподаванию ОБЖ?

— урок должен быть проблемным иразвивающим: учитель сам нацеливается на

сотрудничество с учениками и умеетнаправлять учеников на сотрудничество с учителем и

одноклассниками;

— учитель организует проблемные ипоисковые ситуации, активизирует деятельность

учащихся;

— вывод делают сами учащиеся;

— минимум репродукции и максимумтворчества и сотворчества;

— время-сбережение и здоровье-сбережение;

— в центре внимания урока – учащиеся;

— учет уровня и возможностей учащихся, вкотором учтены такие аспекты, как профиль

класса, стремление учащихся, настроениедетей;

— умение демонстрировать методическоеискусство учителя;

— планирование обратной связи;

 

Основные типы уроков по предмету ОБЖ.

Урок изучения нового– это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия,

исследовательская работа, учебный итрудовой практикум. Имеет целью изучение и

первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний– это практикум, экскурсия, лабораторная работа,

собеседование, консультация. Имеет цельювыработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применениязнаний – это практикум, семинар и т.д. Имеет целью

выработку умений самостоятельно применятьзнания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения исистематизации знаний – это семинар, конференция,круглый стол и

т.д. Имеет целью обобщение единичныхзнаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний –это: контрольная работа, зачет, коллоквиум,

смотр знаний и т.д. Имеет целью определитьуровень овладения знаниями, умениями и

навыками.

 

Методы и формы современного урока:

— метод проектов;

— информационно-коммуникационныетехнологии;

— здоровьесберегающие технологии(интеграция)

Без применения ИКТ не может бытьсовременного урока. ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии.Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

— создание презентаций к урокам;

— работа с ресурсами Интернет, ресурсамиЦОР;

— использование готовых обучающихпрограмм;

— разработка и использование собственныхавторских программ внеурочной работы по

предмету ОБЖ,

Возможности ИКТ:

— создание и подготовка дидактическихматериалов (варианты заданий, таблицы, памятки,

схемы, демонстрационные таблицы);

— создание мониторингов по отслеживаниюрезультатов обучения и воспитания;

— обобщение методического опыта вэлектронном виде и т. д.

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.1%
НЕТ
41.9%
Проголосовало: 895

Подготовка к уроку с использованиемтехнологических карт.

Настоящий урок начинается не со звонка, азадолго до него, то есть с технологической

карты урока.

Считаю возможным остановиться на техинтерактивных методах и приемах, которые использую на различных этапах урока.

 

«Да-нетка»

Или  Универсальная игра для всех.

 Эта игра способна увлечь и маленьких, и взрослых, что ставитучащихся в активную позицию.

«Да-нетка» учит: 

— связыватьразрозненные факты в единую картину; 

-систематизировать уже имеющуюся информацию;

 -слушать и слышатьсоучастников. 

Например, на уроке «Планета Земля» загадывается определеннаяпланета, и  ребята начинают  задавать вопросы:

  1. Это планета земной группы? —  нет;
  2. Это планета – гигант? – да;
  3. Эта планета имеет гигантские кольца? – нет; 4. Это самая большая планета? – да.

4.     Ребята делают вывод, что этопланета Юпитер.

Учитель может использовать игру для создания интригующей ситуации,организации отдыха на уроке, да и не только…

Бывает, вопрос задается некорректно или учитель не хочет даватьответ из дидактических соображений, и тогда он отказывается от ответа заранееустановленным жестом.

 

«Светофор»

При опросе учащиеся поднимают «светофор» красной или зеленойстороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу или верный иневерный ответ.

Способ применения светофора зависит от типа опроса. Есть несколькосовершенно разных типов устного опроса – назовем их условно А, Б, В.

Они требуют разных видов умственной деятельности, которые лучше несмешивать. 

Тип А – опрос по базовым вопросам, которые учащийся обязан знатьназубок. И здесь красный сигнал означает «я не знаю». Это сигнал тревоги. Этоучащиеся как бы сам себе ставит 2 – пусть она и не идет в журнал. Зеленыйсигнал – «Знаю!»

При опросе типа Б —  учитель задает творческие вопросы, на нихучащийся не обязан знать ответ. И здесь зеленый цвет означает одно: «Хочуответить». Красный – не хочу. Конечно, в этом случае неудачная попытка ответане оценивается. Польза от «светофора» опять-таки в активной позиции учащегося:он вынужден снова фиксировать свою готовность ответить по каждому вопросу.

При опросе типа В учащимся даются верные или неверные утверждения,и они показывают соответствующий «светофор».

Например, урок на тему: «Атмосферное давление» начинается – Есливы согласны с  утверждением, то показываете зеленый светофор, если нет –красный:

          В состав воздуха входит водород

          Кислород поддерживает горение

          Примесей в воздухе больше 10%;

          Азот необходим для дыхания;

          Воздух сжимаем и упруг;

          Воздух занимает место;

          Воздух хорошо проводит тепло;

          При нагревании воздух сжимается; — При охлаждении воздухсжимается; —  Пуховое одеяло греет человека. 

 

Метод«Заверши фразу», который можно использовать на каждомзанятии, с него начинается организация взаимодействия учителя с учащимися.Требования к реализации метода:

1.         Участвуетвесь класс.

2.Необходимое оборудование: тетради, ручки.

1.         Продолжительность– 7-10 минут.

Порядокреализации метода:

1.         Предлагаюза 2 минуты завершить письменную фразу, например: «Дорога – это…»,

2.         Послеэтого каждому предоставляется возможность представить свой вариант завершенияфразы

 

Метод«Ассоциации» направлен на развитие индивидуального сознания учащихся черезорганизацию их смыслотворчества и мыследеятельности.

Требованияк реализации метода:

1.         Участвуетвесь класс.

2.         Листватмана, 2-3 фломастера.

3.         Продолжительность10 минут.

Порядокреализации метода:

1.         Знакомлюс сущностью метода: к предложенному понятию подобрать 2-3 слова, с которымиассоциируется предложенное понятие,; из составленного смыслового ряда выделитьте слава, которые наиболее точно отражают сущность рассматриваемого понятия.

2.         Предлагаюпонятие для рассмотрения, например: безопасность, транспорт и т.п., и записываюего на листе ватмана или на доске.

3.         Втечение 1-2 минут учащиеся подбирают 2-3 слова и записать их в своей тетради.

4.         Поочереднопредлагаю всем учащимся назвать свои ассоциации, фиксирую неповторяющиеся налисте, а учащиеся в своей тетради.

5.         Послевсех называю и записываю свои ассоциации.

6.         Теперьзачитываю весь ряд и прошу учащихся выделить 2-3 слова, которые, по их мнению,наиболее точно отражают сущность рассматриваемого понятия.

7.         Учащиесяпо очереди зачитывают свой выбор, ставлю над ним точку. Отмечаю и свой выбор.Учащиеся делают это в тетради.

8.         Выделяемвместе те слова-ассоциации, которые получили наибольшее количество выборов.

9.         Затеманализируем полученный результат – насколько полно и точно выделенные словаотражают сущность рассматриваемого понятия и выделенных слов.

10.       10Высказываю свое мнение о полученном результате, характеризую, обосновываюсущность рассматриваемого понятия и выделенных слов.

 

Метод«Алфавит» является универсальным, он не имеет ни возрастных, нисодержательных границ.

Метод«Алфавит» эффективен при закреплении изученной темы, на этапе обобщения.

Егоназначение – развитие сознания, мышления, интеллекта через организациюсмыслотворчества, мыследеятельности, творческой познавательной деятельности.

Требованияк реализации метода:

1.         Участвуетвесь класс.

2.         Необходимоеоборудование: лист ватмана, на котором сверху вниз записан алфавит, кроме техбукв, с которых слова не могут начинаться, 2-3 маркера.

Порядокреализации метода:

1.         Предлагаюучащимся тему «Загрязнение среды обитания» и вывешиваю технологическую карту надоску.

2.         Этап1- смыслотворчества – заполнить технологическую карту – вписать маркером вкаждую строку начинающиеся с соответствующей буквы алфавита слова, раскрывающиесмысл изученного понятия.

Учащиесяпоочередно вписывают в технологическую карту свои понятия. Каждый можетзаписать от одного до нескольких понятий, вслух называя их. Можно выходитьнесколько раз.

Заполнениетехнологической карты заканчиваем тогда, когда у нее побывали все учащиеся и накаждую букву записано хотя бы одно слово.

2этап – аналитический. Предлагаю из всех записанных на технологической картепонятий выделить несколько, которые более всего отражают сущность закрепляемогопонятия.

3этап – рефлексивный. Алгоритм рефлексии может быть и таким:

-Зафиксируйте состояние своего знания об изучаемом понятии. Насколько оноизменилось?

-Определите причины этого состояния.

-Оцените свою деятельность, важность этого метода для себя.

Высказываютсякаждый участник метода.

Метод«Алфавит» является универсальным, он не имеет ни возрастных, ни содержательныхграниц. Его можно использовать с учащимися любого возраста.

 

 

 

Метод «Синквейн» – этостихотворение, которое требует изложения большого объёма учебной информации вкратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определенномуповоду (Козлова, 2000).

Слово синквейн происходитот французского, означающего пять. Таким образом, синквейн – это стихотворение,состоящее из пяти строк:

1.     первая строка – названиесинквейна – одно слово (существительное или местоимение), котороеобозначает предмет или объект, о котором пойдёт речь в синквейне;

2.     вторая строка  два слова(прилагательные или причастия), описывающие признаки и свойства предмета илиобъекта;

3.     третья строка – три глагола,описывающие характерные действия;

4.     четвертая строка – фраза на темусинквейна;

5.     пятая строка – суть предмета илиобъекта (одно существительное или фраза).

Например,

1.      Огонь

2.      Сильный, стремительный

3.      Охватывает, губит, уничтожает

4.      Распространяется быстро, превращая все в пепел.

5.      Пожар

1.      Служба

2.      Опасна, трудна

3.      Спасает, защищает, выручает

4.      Готова встретиться с бедой – огнём

5.      Охрана

 

 

Кроме этого, с помощьютестов я учу учащихся быстро и правильно оценивать обстановку, выявлять угрозусобственной безопасности и определять порядок действий в экстремальнойситуации, закрепляю полученные ранее знания, учу применять их и развиваютворческое мышление, объективно проверяю уровень полученных знаний путемусложнения тестовых заданий и условий их выполнения. Можно сделать вывод, чтотестовые задания на моих уроках служат не только инструментом проверки знанийучащихся, но и средством их развития, а также способствуют выработке навыковприменения полученных знаний.

 

 

Заключение

Такчто же представляет из себя современный урок Основ безопасности

жизнедеятельности,соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?

Это:

-урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска ит.п.);

-урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;

-урок, содержащий разные виды деятельности;

-урок, на котором ученику должно быть комфортно;

-урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной

активностиученика;

-современный урок развивает у детей креативное мышление, воспитывает думающего

ученика-интеллектуала.

 

Учительпризван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования кобразовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новыхтворческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализоватьтребования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найтиим применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новойобразовательной среде.

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯЛИТЕРАТУРА

 

1.     http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=17728

 

2.     https://videouroki.net/razrabotki/sovriemiennyi-urok-obzh-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos.html

 

3.     https://edu-time.ru/pub/107702

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.1%
НЕТ
41.9%
Проголосовало: 895

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет