X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

  

Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняяобщеобразовательная школа № 15»

 

 

Принята на заседании

педагогического  совета

от «31» мая  2022 г.

Протокол № 25

 

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № 15»

___________И.Ф. Парфенова

«??»?????? 202? г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ№15»

И.Ф. Парфёнова

«31» мая  2022 г.

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма

социально-гуманитарной направленности

 

«Я и другие Я»

 

возраст учащихся: 12-15 лет

 

 

Разработчики:

                                           Т.М.Вавилова,

педагог-психолог ,

О.А. Бойкова,

 педагог- психолог

 

г. Кемерово, 2022

 

Содержание

 

Раздел 1Комплекс основных характеристик  программы ……………….

1.1 Пояснительнаязаписка……………………………………………………… 3

1.2 Цели и задачидополнительной образовательной программы……………5

1.3Содержание программы …………………………………………….……….9

1.4Планируемые результаты …….…………………………………………….22

Раздел2 Комплекс организационно- педагогических условий…………23

2.1Календарный учебный график               ……………………………………23

2.2Условия реализации программы……………………………………………28

2.3. Формыаттестации………………………………………………………….30

2.4Оценочные материалы………………………………………………………31

2.5Список литературы ……………..….……………..………………………….33

                                                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы

1.1.         Пояснительнаязаписка

Программа разработана в соответствии с требованиямиприказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательнойдеятельности по дополнительным общеобразовательным программам», адресованаучащимся среднего  школьного возраста.

 Нормативно-правовые документы, на основе которыхразрабатывалась программа

— Закон РоссийскойФедерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

— Приказ Министерства просвещенияРФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации иосуществления образовательной  деятельности по дополнительнымобщеобразовательным программам»;

— Приказ МинпросвещенияРоссии от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организациии осуществления образовательной деятельности по дополнительнымобщеобразовательным утвержденный приказом Министерства просвещения России от 9ноября 2018 г. № 196»;

— Концепция развитиядополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября2014 г. № 1726-р);

— Письмо Министерстваобразования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации попроектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

— ПостановлениеГосударственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. СП 2.4.

3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,отдыха и оздоровления детей и молодежи»

— Федеральный проект«Успех каждого ребенка» (протокол заседания проектного комитета понациональному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3);

— Стратегия развитиявоспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, (РаспоряжениеПравительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);

— Устав и локальные актыучреждения

Направленность программы

ДООП«Я и другие Я» имеет социально-гуманитарнуюнаправленность, предназначена для организации тренинговых занятий попрофилактике конфликтности у подростков,  помощи им в решении проблеммежличностного общения со сверстниками, а так же выстраивать эффективныевзаимодействия со значимыми взрослыми, освоение подростками необходимыхсоциальных навыков и могут служить мерой позитивной профилактики зависимостейот психоактивных веществ  формировании у подросткаосознанности, осмысленности самого себя.

ДООП «Я и другие Я» адресованаучащимся 12-15 лет.

Актуальность

Актуальность программы заключается втом, что она направлена на  снижение конфликтности учащихся, созданиюкомфортной рабочей атмосферы, способствующей раскрытию и личностному ростукаждого ученика. Занятия дают учащимся знания и умения, которые помогут понять,что такое дружба, какие правила эффективного общения существуют, формирует иразвивает умение слушать, высказывать свои мысли, выражать свои чувства,работать в команде.

Педагогическая целесообразность разработки и реализации программы вработе с учащимися обусловлена ее направленностью на развитие толерантногомышления. Это позволяет устанавливать контакты со сверстниками, учитадаптироваться в новой социальной среде., помогает развить умение найти выход всложной жизненной ситуации.

Социальная значимость. Способствует профилактике социальной дезадаптации,формирует активную жизненную позицию и компетенции, отвечающие за успешнуюсоциализацию.

Новизна. Новизна программы заключается ввариативности форм и методов обучения с учетом специфики индивидуальныхспособов деятельности.

 

1.2 Цели и задачи дополнительной образовательной программы

Целью программы является: развитие творческих способностей, активизация личностных ресурсов, развитие навыковэффективного общения через обсуждение актуальных проблем.

Задачи  

Образовательные: — научить основным методам и формам организации команднойработы;

— обогатить знания и первичные умения в формировании самопознания,

развитиивариативности мышления, с учетом выбранной учащимися траекторииосвоения программы;

-обучить навыкам самоконтроля и постановки целиучетом индивидуальных физических возможностей учащегося;

Развивающие:

развивать иукреплять чувство взрослости, формировать адекватные формы самостоятельности,личностной автономии;

—  развиватьчувства собственного достоинства, внутренние критерии самооценки;

— развивать познавательную, творческуюсоциальную активность через индивидуальное раскрытие способностей каждогоучащегося;

Воспитательные:

-воспитывать интерес к другому человеку, как к личности;

-воспитыватьучащихся как доброжелательных, сопереживающих другим людям.

Адресат программы. Программаадресована учащимся среднего школьного возраста (12–15 лет).

Группа формируется из учащихся, поведениекоторых вызывает беспокойство, учащихся, состоящих на различных видах учёта.

Зачислениев группы осуществляется по рекомендациям специалистов (социального педагога,педагога-психолога) и заявлению его родителей (законных представителей). 

Отличительные особенности

Отличительной особенностью программы«Я и другие Я» является то, что она составлена и спланирована такимобразом, что на занятиях решаются не только проблемы межличностного общения сосверстниками, но и выстраиваются эффективные взаимоотношения со значимымивзрослыми. В программе предлагаются сценарии тренинговых занятий попрофилактике конфликтов.

Объем и срок реализациипрограммы:

Срок реализациипрограммы – учебный год;

Объемпрограммы – 15 часов.

  Формы и режим занятий:

Обучение по программе в соответствиис частью 5. ст. 14 Федерального закона № 273 «Об образовании в РоссийскойФедерации» ведется на русском языке – государственном языке РоссийскойФедерации.

Форма обучения — очная.

Основной вид организацииобразовательного процесса по реализации программы – групповое занятие.

Предусмотрены занятия:

по содержанию: вводные, ознакомительные,теоретические, практические;

по типу: комбинированные, занятия –обобщение материала, итоговое занятие.

По форме: беседы, мини-лекции,мозговые штурмы, деловые, творческие, ролевые игры, тренинги общения, тренингикоммуникативных умений, командообразования.

Использование полифункциональных формработы с учащимися (командная и индивидуальная работа, мозговые штурмы,тренинги) что обеспечивает развитие творческого потенциала, под которымпонимается совокупность специальных знаний, свойств и состояний личности,внутренняя готовность к творческому преобразованию действительности, навыковработы в команде.

Режимзанятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительностьзанятий 40 минут.

Количестводетей в группе – 15–25 человек.

Реферативное описание содержания

Данные занятия представляют собой совокупность рисуночныхзаданий, тестов, психогимнастических упражнений, экспериментов, направленныхпомочь подросткам освоить разные виды творческого и осмысленноговремяпрепровождения и расширить их временную перспективу.
Выбор Арт-технологий не случаен, ибо, что, как не художественное творчество,способно открыть созидательную сторону человека, пробудить в нем Творца,активизировать личностные ресурсы и показать человеку его индивидуальность инеповторимость. Именно с помощью творческих заданий можно удовлетворитьпотребность подростка в «путешествиях», в стремлении найти другой мир, где егопонимают, его любят, принимают, мир в котором он герой, способный вынеститяготы и боль жизни.
Изучение подростком других миров на наших занятиях, начинается для них спознания такого близкого, однако такого незнакомого мира – самого себя. Акцентв работе психолога стоит на формировании у подростка осознанности,осмысленности самого себя и бытия. Со-бытие, т. е. групповые занятия, даетвозможность заглянуть не только в собственный мир, но и посетить другие миры,не только узнать свое время и расширить его, но и побывать в «другом» времени –времени другого человека. Наряду с активно используемыми в ходе занятийзаданиями и упражнениями творческого характера, регулярно проводится техника«Ритмическое эхо». Эта техника помогает решать задачи развития чувствительностик собственной двигательной активности, активности других участников, а такжезадачу формирования децентрации, осознавания различия позиций «главный –подчиненный», задачу снятия мышечных зажимов и координации не толькодвигательной, но и позиционной, мировоззренческой.

 

1.3  Содержаниепрограммы

Учебно-тематическийплан дополнительной образовательной программы

 

Учебно-тематическийплан

п/п

Название раздела, темы

Всего часов

Т

П

Формы

аттестации

текущего контроля

1

  Раздел 1. Знакомство

2

0,5

1,5

 

 

1.1.

1.2.

Знакомство

Знакомство

1

1

0,5

0,5

1

 Беседа.

Заполнение бланка «Круг воли»

 

2.

 

   Раздел 2. Начало путешествия

2

 

 

 

2.1.

2.2.

Начало путешествия

Я и мир вокруг

1

1

0,5

0,5

1

Заполнение схемы «Окно»

3.

Раздел 3. Такой неповторимый мир

2

0,5

1,5

 

3.1.

3.2.

Такой неповторимый мир

Я и мои друзья

1

1

0,5

0,5

1

Заполнение схемы «Окно»

4.

Раздел 4.  Путешествуем вместе

1

1

 

4.1.

Путешествуем вместе

1

1

Заполнение схемы «Окно»

5.

 Раздел 5. Могущество.

1

1

 

5.1.

Могущество

1

1

Заполнение схемы «Окно»

6.

Раздел 6. Перекрестки

2

0,5

1,5

 

6.1.

6.2.

Перекрестки

Я и мои социальные навыки

1

1

0,5

0,5

1

Заполнение схемы «Окно»

7.

Раздел 7. Эмоции и чувства

2

0,5

1,5

 

7.1.

7.2. 

Эмоции и чувства

Я и планета чувств

1

1

0,5

0,5

1

Заполнение схемы «Окно»

 

8.

 Раздел 8. Мои проблемы

2

0,5

1,5

 

8.1.

8.2.

Мои проблемы

 Я и мои способы преодоления тревожности

 

1

1

0,5

0,5

1

Заполнение схемы «Окно»

 

9.

Раздел 9 Дом моей души

2

0,5

1,5

 

9.1 .  

9.2.  

Дом моей души

Я и те, кто рядом (одноклассники, команда, отряд и т.д….)

1

1

0,5

0,5

1

Заполнение схемы «Окно»

 

10.

 Раздел 10. Творческая личность

1

1

 

10.1.

Творческая личность

1

1

Заполнение схемы «Окно»

11.

Раздел 11. Тайны времени

1

1

 

11.1.

Тайны времени

1

1

Заполнение схемы «Окно»

12.

Раздел 12. Итоговое занятие

 

Король умер. Да здравствует, король!

 

2

2

 

 

Заполнение бланка  « Круг воли». Беседа сравнение результатов.

 

ИТОГО:

20

3

17

 

 

 

Содержание программы дополнительного образования

Раздел 1. Знакомство (2 ч.).

1.1 .Знакомство.

 Теория: Установление контакта с подростками, создание положительной мотивациик предстоящему циклу занятий, освоение приемов самодиагностики и способовсамораскрытия и самовыражения.

Практика: Знакомство с ведущим. Участникампредлагается, рассмотрев кабинет, определить, чем любит заниматься человек,работающий в нем.

1.2. Знакомство.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

 Практика: Знакомство друг с другом. Дается задание нарисовать свою комнатуили свое место в квартире, а затем назвать себя и рассказать о себе, используярисунок. (Если бы я пришла к тебе домой, что я могла бы узнать о тебе, просторассматривая твою комнату?

Упражнение«Каракули». Участникам предлагается нарисовать несколько непроизвольныхлиний на листе бумаги и передать свой рисунок соседу слева. Тот в свою очередьпередает свои каракули соседу слева. И так все одновременно получают чужиекаракули. Необходимо увидеть в каракулях какой-либо образ и дорисовать его.Затем все по очереди демонстрируют созданные образы.

Техника«Круг воли». Участники отвечают на вопросы о том, как они понимают, чтотакое сила воли, а также, описать безвольного человека. Затем даютсяопределения волевых качеств. После этого предлагается заполнить бланк техники«Круг воли».

Завершение. Каждыйрассказывает, что нового он о себе узнал и заполняет схему «Окно». На листеформате А-4 нарисовано окно. В одно половине окна надпись вверху: «Узнал о себесам», в другой – «Об этом сказали другие», оставлена форточка, как скрытаяобласть знаний о себе. Схема «Окно» заполняется в конце каждого занятия. Еслина листе не осталось свободного места для заполнения, то такое же окно рисуетсяс другой стороны и т. д.

Раздел 2. Началопутешествия (2ч.)

2.1. Начало путешествия
Теория: Умениеанализировать и определять психологические характеристики; прояснениеЯ-концепции; активизация сенсорных анализаторов и механизмов творческоговоображения.

Практика: Разминка «Ритмическое эхо». Продолжаем знакомство.1)«Нарисуй себя в виде какого-нибудь предмета на одной стороне листа иживотного на другой». 2)Представьтесь теперь от имени предмета (я пуговица,блестящая, красивая, люблю…, хочу…, не люблю…. И т. п.).

Эксперимент «Как мозгвоспринимает то, что мы видим?». Участникам предлагаетсярассмотреть несколько рисунков, обманывающих зрение. Рисунки показываются поотдельности, предъявляются по одному. После рассмотрения каждого рисункаучастник записывает то, что он видел. Затем ответы сравниваются. Ведущийподводит участников к пониманию того, что, хотя каждый и видит все по-своему,существует множество всеобщих законов восприятия. А многие люди, опираясьтолько на свое восприятие, воспринимают собственное мнение как непреложныйфакт. Здоровые и счастливые отношения между людьми основаны на понимании того,что у другого может быть своя точка зрения, свое восприятие.

2.2. Я и мир вокруг

Практика: Путешествие на планету «Творчество». Ведущий выдвигаетгипотезу: изменение восприятия – способ попутешествовать, узнать другие миры,уйти от данной действительности. Люди-путешественники свое стремлениепревращают в профессию: актеры, художники, музыканты и т.п. Вселеннаятворчества огромна: музыкальные миры, мир театра, кино, живописи, скульптуры,мир танца, пластики, мир самой Природы и еще много-много разных миров. Давайтеорганизуем наше первое путешествие на планету «Творчество». Каждый из васнарисует по одному материку, даст ему название, нанесет ландшафт (горы, реки,озера, долины, города, замки и т.п.) – придумает для всего названия.Обязательно нужно проложить путь по материку, выделив начало и конец этойдороги. Участникам дается лист А-4, из которого они вырезают материк любойформы. В заключении – все материки размещаются на готовой нарисованнойзаготовке планеты, участники представляют свой материк и отвечают на вопрос:«На какой материк ты хотел бы попасть?», «Как вы думаете, где может находитьсяэта планета?»

Завершение.Что нового ты узнал о себе? Заполни схему «Окно». (Приложение).

 

Раздел3. Такой неповторимый мир (2ч.)

 

3.1. Такой неповторимый мир


Теория: Дальнейшеезнакомство с разнообразными способами творческого самовыражения; углублениепроцессов самораскрытия, получение позитивной обратной связи для укреплениясамооценки и актуализации личностных ресурсов. Познание себя с помощью группы. Дальнейшее знакомство с разнообразными способамитворческого самовыражения.

 

Практика:  Разминка«Ритмическое эхо».

Шуточный тест «Китайскаярулетка». Участникам предлагается закончить предложения:

Если бы я был деревом, то хотел бы быть

То не хотел бы быть …

Если бы я был одеждой, то хотел бы быть

То не хотел бы быть …

Если бы я был животным, то хотел бы быть

То не хотел бы быть …

Если бы я был машиной, то хотел бы быть

То не хотел бы быть …

Если бы я был напитком, то хотел бы быть

То не хотел бы быть …

Если бы я был писателем, то хотел бы быть

То не хотел бы быть …

Если бы я был цветком, то хотел бы быть

То не хотел бы быть …

Если бы я был игрушкой, то хотел бы быть

То не хотел бы быть …

Если бы я был киногероем, то хотел бы быть

То не хотел бы быть …

Если бы я был взрослым, то хотел бы быть

То не хотел бы быть …

Можно изучить животных, о которыхнаписал испытуемый, сравнить способы защиты данного животного и данногочеловека, а также рассмотреть положительные их качества.
Интерпретация теста такова: то, кем или чем ты хотел бы быть– это ты в будущем, а то кем или чем не хотел – такой ты в настоящем. (Шутка).

 

3. 2.  Я и мои друзья

Практика: Разминка.Тренировка способности сотрудничать, умения учитывать чувства и интересы другихи ориентироваться на них в своем поведении; тренировка невербальнойкоммуникации

Эксперимент“Зачем нужны вопросы?” Взаимопонимание при общении людейзависит от очень большого количества факторов. В этом эксперименте исследуетсяследующий вопрос: “Насколько необходима и важна для общения обратная связь?”Задача в нем ставится так: «Что будет, если вы не сможете задать вопрос?”

Материалы: 2одинаковых набора деталей разной формы и цвета. Если готовых нет, вырежьте изкартона треугольники. квадраты, прямоугольники, круги зеленого, синего,красного и желтого цветов — по нескольку каждого цвета и формы. Не важносколько, лишь бы оба набора были одинаковыми. Можно использовать наборы кубиков“Сложи узор”, “Уникуб”.
Блокнот, тетрадь поле для какой-нибудь игры с фишками. Бумага и карандаш длязаписи наблюдений и результатов.
Ход эксперимента:
I. Сесть за стол — вы по одну сторону, напарник — по другую. Поставить блокнотили картонку в качестве перегородки. Взять себе один набор деталей и отдатьдругой напарнику.
2. Так, чтобы не видел напарник, построить из деталей какое-нибудь сооружениеили выложить плоский орнамент. Теперь объясните напарнику, что вы (а не он) накосмическом корабле облетаете планету Зиг, обитатели которой настроены к вамдружелюбно, но не имеют никакого понятия о земной технике. На космическомкорабле обнаружились неисправности, и вам нужна посадка, но прежде, чем вы еесовершите, зуггианский лоцман (ваш напарник) должен понять, как выглядит вашпульт управления. К счастью, вы можете говорить на одном языке, поэтому вседетали пульта можно описать.
Но, к несчастью, зуттианцы не могут отвечать вам или задавать вам вопросы,потому что у них испортился передатчик. К тому же они не могут вас видеть, и выне можете объясниться с ними жестами.
У вашего напарника есть такой же, как у вас, набор деталей. Вы описываете свойпульт управления, а он или она пытается сделать точную его копию. Помните, чтоваше общение может быть только односторонним. А под конец уберите перегородку ипроверьте, насколько точно напарнику удалось воспроизвести ваше сооружение.Сможете ли вы совершить посадку на планете Зуг?
Обсуждение результатов.
Возможно ли взаимопонимание при одностороннем общении, когда говорит толькоодин, а другой не может ни ответить, ни задать вопрос?
Насколько это важно, чтобы была возможность задавать вопросы и получать на нихответы?
Насколько важен при общении язык жестов? Заполнение схемы «Круг поддержки».

Разминкарук. Общий рисунок (молча), на тему предварительно выбранную группойсообща, можно общаться с помощью жестов.

Завершение.Что нового вы узнали о себе? Заполнение «Окна».

Д/З:Напиши письмо инопланетянину. Письмо должно быть кратким и содержать в смешнойформе информацию, по которой «инопланетянин» смог бы найти автора письма средимиллионов жителей Земли.

Раздел 4.  Путешествуем вместе(1ч.)

 

4.1.Путешествуем вместе
 Практика: Путешествие в странуПревращений. Игра «Полянка». Проводится при наличии 5–6 и более участников.Участникам предлагается представить, что перед ними зеленая полянка в лесу.«Трава. Лето. Светит солнце. Тепло. Вокруг зеленый лес. На этой полянке вы,сидящий в круге, — кто или что? Давайте попробуем выбрать, в кого или во чтокаждый из нас, мог бы поиграть». Участники по очереди заявляют в кого или вочто они будут «превращаться». На втором этапе роли разыгрываются. Приобсуждении игры участникам задаются вопросы: вы довольны выбранной вами ипрожитой в игре ролью? Удалось ли повлиять на происходящие события? Или ониостались в стороне от вас? Какие переживания вы испытывали? »… – т.д.

Разминкарук перед рисованием. Разминка представляет собой растирание,разминание, массаж кисти руки и пальцев. Проводится до появления в пальцахощущения покалывания, ощущения увеличения кистей рук. Рисунок «Реклама».Нарисуйте рекламу для самого себя, включив в нее короткий текст.

Завершение.Что нового вы узнали о себе? Заполнение «Окна».

Домашнеезадание: нарисуйте или сделайте коллаж на тему: «Таким я хочу быть».

 

 Раздел 5.  Могущество(1ч.)

5.1. Могущество

Практика: Разминка. Помощь участникам в раскрытии своих сильных сторон;актуализация их личностных ресурсов.

Упражнение «Могущество». Закончите предложение «Ямогу …» (не менее 20 предложений). Подчеркните то, что можете только Вы инекоторые ваши знакомые. Зачитайте ваши «Могушки».

Ведущий. Как вы думаете, что такое могущество?Правильно, — это умения. И чем больше их у человека, тем он могущественнее, тембольше он может, умеет что-то делать, создавать, творить. Могущественныйчеловек – это сильный человек и совсем не обязательно физически. Сила этогочеловека в том, что он многое умеет и рассчитывает на свои силы, не сдается, неопускает руки, он готов научиться еще чему-нибудь, если чувствует такуюнеобходимость. Будьте же сильными, могущественными, учитесь создавать, творитьи обязательно сумейте довести каждое дело до конца.

Закончите предложение «Я смогу …» – 5 минут.

Обсуждение рисунков «Таким я хочу стать».

Упражнение «Моя Вселенная». Ведущий говорит отом, что «звездная карта» каждого показывает, что у всех много возможностей;много того, что делает каждого из нас уникальным, и того, что нас объединяет.Участники заполняют готовую «звездную карту». Предлагается по желанию добавитьзвезды и планеты с собственными характеристиками.

Разминка рук. Рисунок «Мандала».Инструкция: «Нарисуйте круг, размером с голову и разрисуй его. Можно рисоватьтолько в круге. Не имеет значения от центра или с края ты начнешь рисовать».

Обсуждение. Вопросы: «Как ты назовешь свой круг?»,«Если бы круг мог говорить, чтобы он тебе сказал?»

Завершение. Что нового вы узнали о себе? Заполнение «Окна».

Д/З: Напишите одуЛени, восхваляйте ее, пишите о ней только хорошее и как можно больше.

Раздел 6. Перекрестки

6.1. Перекрестки

Теория: Осознаниесобственного влияния на людей и их влияния на себя; помощь в определенииличностных ценностей; помощь в определении своих личностных, индивидуальныхособенностей.

Практика: Разминкарук. Рисунок «Изобразите себя на перекрестке дорог с обозначением направленийдальнейшего движения». После этого предлагается на этом же рисунке дорисовать«Кто или что влияет на твой выбор пути».

Зачитываниеи обсуждение «Писем к инопланетянину»

 

6.2.Я и мои социальные навыки

 

Практика: Эксперимент.Можно ли влиять на чужое поведение?
Ход эксперимента.  Назначить одного испьпуемого на роль Голодной ЛабораторнойМыши, а другого — на роль Кормушки. Тот, кто будет Мышь, уходит из комнаты, авы вместе с наблюдателями решаете, какое поведение надо выработать у Мышь. Например, Мышь должна будет стоятъ около батареиотопления, или сидеть на определенном стуле, или смотреть в окно.
Пригласите Мышь в комнату. Не объясняйте ей, чего вы от нее ждете. Простонаблюдайте. Когда действия Мышь будут ближе к тому, что вы от нее хотите,Кормушка будет говорить: «Умница». Это единственное слово надо произноситькаждый раз одинаково, и больше ничего не говорить.
Эксперимент заканчивается, когда Мышь  начинает вести ебя так, как было решено.
Выводы:
— Легко ли было выдрессировать Мышь ?
— Можете ли вы придумать способы формирования поведения, которые могли быулучшать взаимоотношения людей?
Дает вам этот Эксперимент какие-нибудь ключи к пониманию того, как на поведениилюдей может сказываться влияние их сверстников?
— Теперь, когда вы знаете, что «доброе слово и крысе приятно», вспомнитекого-нибудь из ваших знакомых, чье настроение всегда кажется плохим. Можетбыть, это просто неприятный человек. Но подумайте, как вы можете изменить его поведение?Могут ли ваши собственные действия или слова повлиять на его поведение поотношению к вам? Обсуждение рассказов участников.

Рисунок«Части моего Я». Участникам предлагается вспомнить, какими они бывают в разныхситуациях в зависимости от обстоятельств (порой действуют так непохоже на себясамих, как будто они другие люди), как они, случается, ведут внутренний диалог,и попытаться нарисовать эти разные части своего «Я». Это можно сделать так, какполучится, быть может, символически.

 Завершение.Что нового вы узнали о себе? Заполнение «Окна».

Д/З:Нарисуйте четыре Я: реальное, воспринимаемое с внешней стороны, идеальное,будущее.

 

Раздел7. Эмоции и чувства.

 

7.1. Эмоциии чувства.

 

 Теория: Актуализацияопыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере. Тренировка умения выражатьсвое эмоциональное состояние и понимать его. Практика: Разминка.«Имена» чувств. Участники записывают столько «имен» чувств, сколько сможет.Тот, кто записал наибольшее количество, зачитывает их. Остальные ищутсовпадения этих слов и слов других членов группы. Актуализируются наиболееизвестные эмоции и эмоциональные состояния, объясняется разница между эмоцией иэмоциональным состоянием. Дети заносят в таблицу чувства (приложение 9),которые для них характерны, и те чувства, которые они испытали сегодня.

Впервой колонке выписываются «имена» чувств. Затем выбирается ячейка,соответствующая месту, где это чувство возникает, в ячейках проставляютсякрестики. Можно по 5–10 балльной системе оценить интенсивность чувств.

Возможно,при наличии времени провести методику «Карта страны чувств». Участникампредлагается нарисовать самих себя во весь рост спереди и спиной, затемотметить в каких местах тела они чувствуют: обиду, страх, радость и т.д.

7.2. Я и планета чувств

Практика: Упражнение «Зеркало».

А.Один из участников показывает какую-либо гримасу соседу. Тот, в свою
очередь, «передразнивает» его как можно точнее и передает дальше
своему соседу. «Гримаса» передается по кругу. Упражнение
заканчивается, когда гримаса возвращается к первому участнику. Таким
же образом «передаются» еще несколько эмоций.
Обсуждение:
— Каков механизм узнавания чувств?

-Какиемышцы задействованы?

-Бываютли бесполезные или стопроцентно вредные чувства?

-Бываютли чувства, не приносящие абсолютно никакого вреда?

Б. Я предлагаю для исследования двачувства: любовь и гнев.
Участники могут работать парами или в одиночку и заполняют таблицу:

Эмоция

Ее польза

Ее вред

ЛЮБОВЬ

 

 

ГНЕВ

 

 

 

Затем,ответы участников озвучиваются.

Разминкарук. «Рисование ощущений». Лист формата А-4 складывается так, что нанем образуются 8 ячеек, в которых участники должны карандашом нарисовать своиощущения гнева, радости, спокойствия, депрессии, энергичности, женственности,болезни и любого на свой выбор состояния.

Инструкция:Каждый рисунок выполняется линиями. Вы можете использовать для рисунка однулинию, много линий, можете покрыть всю ячейку линиями, если считаете этоправильным. Вы можете наносить длинные штрихи или короткие, тонкие или широкие,нажимать на карандаш сильно или слабо. Если нужно пользуйтесь резинкой.
В каждой ячейке поочередно нарисуйте то, что для вас олицетворяет записанноевнизу слово. Ограничение – вы не должны рисовать никаких картинок илипользоваться какими-либо символами (звезды, сердца, молнии, геометрическиефигуры и т.п.). только линии – быстрые, медленные, светлые, темные, гладкие,шероховатые, ломаные, плавные – какие вы считаете правильными для того, чтопытаетесь выразить. Передайте линиями, как ощущается вами это эмоциональноесостояние.
Обсуждение. Ваш рисунок делает ваше чувство видимым. Опишите, какими линиями вывыразили ваши эмоции? Давайте сравним все рисунки гнева и т.д.

 Завершение.Что нового вы узнали о себе? Заполнение «Окна».

Д/З:Нарисуйте одно из самых ранних ваших воспоминаний, связанных с сильнымичувствами.

Раздел8. Мои проблемы

 

8.1.  Моипроблемы

 

Теория: Обучениераспознаванию своих проблем и нахождению способов их решений, преодолениютрудностей, мешающих полноценному самовыражению, осознание своих сильных ислабых сторон, положительных и негативных качеств.

ОбсуждениеД/З: Зачитывание рассказов о Лени. Общее название сказок: «Вселенная – это гдевсе ленятся». Можно зачитать вслух сказку Д. Соколова «Лень».

Практика: Разминка.  Упражнение «Преодоление». Ведущий: «Жизнь –это борьба. Эту формулу вы, безусловно слышали много раз. С ней можно несоглашаться, спорить. Действительно, лучше жить в мире и согласии с собой иокружающими. Но жизнь часто ставит перед нами серьезные проблемы, создаетпрепятствия, которые нужно преодолевать. Именно это в значительной мерестимулирует рост и развитие личности. Вспомните о тех препятствиях, которые вампришлось преодолевать за последнее время. После этого найдите то общее, чтопомогло вам преодолевать эти трудности.
А теперь мы выслушаем всех и особое внимание уделим способам преодоленияпрепятствий. Мы составим общий перечень и назовем его «Преодоление». У каждогоиз вас в трудную минуту будет под рукой наш общий опыт успешного преодолениятрудностей».

 

8.2. Я имои способы преодоления тревожности

 

Практика: Опросник «Держу ли яудар?».

 Все мы читалисказки, легенды о смелом воине, убивающем дракона или Змея Горыныча. Помните,как было страшно, когда богатырь отрубал у дракона одну голову, а на ее местетут же вырастала другая? И, казалось, этому не будет конца. Дракон (он же ЗмейГорыныч) непобедим. Но слетала еще одна голова и еще. И вдруг оказывалось, чтодракон обезглавлен, побежден. Говоря современным языком, количество запасных головбыло ограничено. У каждого из нас есть свой дракон. Он появляется какмаленький, почти безобидный дракоша, но, если его вовремя не уничтожить, онможет вырасти и стать опасным для самого человека и всех его близких. Почтикаждый из нас в один прекрасный момент решает убить своего дракона. Но у тогона месте отрубленной головы вырастает другая, потом третья. И мы частоотступаем. Не боремся с драконом, а приручаем его или стараемся «поселить» егокак-нибудь так, чтобы его никто не заметил. И тогда остается только удивляться:почему из скромного, тихого дома вдруг вырываются клубы пламени и время отвремени вдруг слышится рык дикого зверя, а иногда даже вдруг качается земля.Самое обидное, что, занятые своим драконом, мы не можем и не успеваем сделатьбольше ничего.
Поэтому лучше всего воевать с драконом, пока он еще мал и пока у вас самого ещедостаточно сил. Самое главное – помнить, что количество голов у него небеспредельно и его можно победить.
Разминка рук. Участникам предлагается нарисовать своего «дракона» иназвать его в целом и каждую голову в отдельности.

Сочинение сказкиили истории о том, как они победят своих драконов. История может бытьизображена в виде комикса, представлена в виде рассказа или сценария к фильму.Желающие могут объединиться в группы и придумать общую историю, но драконов, игероев должно быть столько же, сколько участников.

Завершение. Чтонового вы узнали о себе? Заполнение «Окна».

Д/З:«Мой герб». Участникам предлагается изобразить свой герб, который отражает вашежизненное кредо, отношение к себе и к миру в целом.

Раздел 9.  Дом моей души

 

9.1.  Доммоей души

 

Теория: Определениеличностных ценностей, формирование способности понимать невербальное поведение,актуализация личностных ресурсов, повышение уверенности в себе; групповоесплочение.

Практика: Разминка. Делимся ранними воспоминаниями. Обсуждаем д/з:«Рисунок одного из ранних воспоминаний о событии, сопровождаемого яркими,сильными чувствами».

Разминкарук. Рисование «Дом моей души». Ставиться спокойная, мелодичнаямузыка. Участникам предлагается вначале представить место, где им хорошо, ихсамое любимое место, рассмотреть пейзаж вокруг. Затем предлагается мысленнопостроить там дом и постараться запомнить все детали образа. И в заключении –нарисовать увиденный образ.

 

9.2.  Яи те, кто рядом (одноклассники, команда, отряд и т.д…)

 

 Практика: Упражнение: Закончите предложение: “Чувствовать себясчастливым хорошо, потому что … (5 вариантов) и чувствовать себя несчастнымхорошо, потому что…”
Классическая игра «Цепочка хороших и плохих следствий».
Игра хорошо развивает быстроту мышления, смелость высказывать свои мысли,находчивость и уверенность.
Методика игры: участвуют все присутствующие, ведущий называет исходную ситуациюи спрашивает первого: “Что в этом хорошо?” Первый участник отвечает. Ведущийспрашивает второго: «А что в этом плохо?” У третьего спрашивает: «Что в этомхорошо?”, у четвертого: «Что в этом плохо? и так далее. Или другой вариант тойже самой игры: ведущий задает по очереди пару строго повторяющихся вопросов:«Это ХОРОШО, потому что?..», а после ответа новый вопрос: «Это ПЛОХО, потомучто?..», потом «Это хорошо, потому что?..» и т. д.
Исходная ситуация: “промочить ноги”.
Промочить ноги — это ПЛОХО, потому что…
— …можно заболеть.
Заболеть — это ХОРОШО(!), потому что…
— …не надо ходить в школу.
Не ходить в школу — это ПЛОХО, потому что…
— …скучно сидеть дома.
Сидеть дома — это ХОРОШО, потому что…
— …научишься играть самостоятельно.
Играть самостоятельно ПЛОХО, потому что…
— …отвыкаешь от детей.
Отвыкать от детей ХОРОШО, потому что…
…когда меня увезут в деревню, я не буду скучать. И т. д.
Можно начать разговор и с обратного вопроса.
Промочить ноги — это ХОРОШО, потому что…
…узнаешь, что текут ботинки.
Узнать, что текут ботинки ПЛОХО, потому что…
— …надо покупать новые.
Покупать новые ботинки — это ХОРОШО, потому что…
…в новых ботинках можно безбоязненно ходить по лужам.
Ходить по лужам ПЛОХО, потому что…
…будет ругать мама.
Когда ругает мама — это ХОРОШО, потому что…
— …она меня чему-то учит…
Ведущему надо безошибочно чередовать вопросы «хорошо» и «гшохо». Не судитестрого ответы участников. Им трудно, их все слушают, а времени на обдумываниенет.

Разминка рук. Коллективный рисунок «Дерево».

Готовый рисунокдолжен представлять собой большое дерево. Участникам раздаются листы форматаА-4. Главное условие – не разговаривать друг с другом. Участники должны выбратькаждый для себя ту часть дерева, которую они будут рисовать (вслухдоговариваться нельзя), затем скомпоновать нарисованные части в целое.

Завершение. Чтонового вы узнали о себе? Заполнение «Окна».

Д/З: написать 50 слов, соответствующихпонятию «Отлично».

 

 Раздел10.  Творческая личность

10.1.  Творческаяличность

Практика: Разминка.Углубление процесса самораскрытия, расширение границ когнитивного восприятиямира, активизация сенсорной памяти. Рассматривание, анализ, сравнение рисунковна тему «Мой герб».

Методика«Пиктограмма». Участникам предлагается дать работу своей памяти, потренироватьее. Инструкция: участникам предлагается запомнить слова и выражения. Чтобы былолегче запомнить, участникам предлагается к каждому слову нарисовать что-либотакое, что могло бы помочь вспомнить заданное слово. Каждый участник получаетбумагу и карандаш.

Упражнение«Закончи предложение»: «Успех в жизни для меня – это…». Участники письменно отвечаютна вопрос: Каковы мои притязания в жизни? Что я буду считать успехом, чтонеудачей? Обсуждение ответов.

Разминкарук. Общий рисунок «Четыре стихии». Природа нашего мира являетсяодновременно и Творением, и Творцом. Жизнь, силы Природы представлены четырьмястихиями.

Участникиобсуждают по очереди стихии:

Земля.Качества, формируемые благодаря проявлению этой стихии: прочность, твердость,тяжесть, шероховатость, грубость, устойчивость. Образы: скала, земля, гномы,леший, домовые и т. п.

Вода.Качества, формируемые на ее основе: текучесть, плавность, равномерность,подвижность, неподвижность. Образы: духи воды, капля, водопад, русалка и т. п.

Воздух.Качества, формируемые на основе этой стихии: свобода, полетность,вдохновенность, легкость, проникаемость и т. п. Образы: мельница, листья,птицы, духи ветра, сновидение, мечты и т. п.

Огонь.Качества, порождаемые огненной стихией: температурные ощущения, ощущенияэнергии, быстрота, резкость, активность. Образы: духи огня, саламандра,птица-Феникс, Огневушка-поскакушка и т. п.

Затемучастники должны совместно создать композицию (коллаж, рисунок), в которойбудут присутствовать элементы всех стихий. Участники договариваются междусобой, кто какие элементы хотел бы нарисовать, выполняют это, затем придумываютназвание своей работе.

Завершение.Что нового вы узнали о себе? Заполнение «Окна».

Д/З:нарисовать рисунок левой рукой.

 

Раздел 11. Тайны времени

 

11.1. Тайнывремени

Теория:Изучение восприятия категории движения: времени; актуализация иобобщение знаний о своем будущем; получение обратной связи.

Разминка.Упражнение: «Подбери ассоциации к понятию «время». Вначале ведущий рассказываетмиф о Хроносе (образы времени: пожирающее, потерянное, чистое, тянущееся и т.п.). Участникам дается задание закончить предложение «Время – это …». Прианализе определяем к какой стихии принадлежат данные высказывания, какая стихияпреобладает в личном времени.

Рассматриваниерисунков Времени (Ведущему целесообразно подобрать несколько рисунков –иллюстраций, картин, которые будут символизировать время.)

Практика: Разминка рук. Рисование под музыку (спонтанное).Участники пытаются изобразить, вызванные музыкой основные впечатления илиобразы.

Упражнение:«Настоящее – есть будущее». Ведущий предлагает поразмышлять о том,что события настоящего (наши мысли, чувства, поступки) формируют наше будущее.Если в настоящем взгляд человека на будущее размыт, нечеток, не сфокусирован,то и будущее не оформляется, не приобретают форму наши желания, наши цели –ведь он не представлял их. Чтобы точно попасть в цель, получитьжелаемый результат, необходимо стрелу-энергию послать в определенную мишень.

Это — проблема, существующая у многихлюдей – неопределенность, слишком неопределенные желания, слишкомнеопределенные цели. Препятствием на пути реализации целей является отсутствиетвердой уверенности в том, что они действительно чего-то хотят, непонимание того,зачем это нужно. Некоторые люди не могут определиться с тем, что для нихнаиболее важно, и растрачивают свою энергию по мелочам, не умея определиться сприоритетами.
Многие люди не могут начать действовать потому, что не знают, чего они хотятили же хотят так много, что не могут ничего добиться, потому что им не хватаетсосредоточенности. Некоторые люди также ставят себе нереалистичные, невозможныецели, которые в действительности напоминают несбыточные грезы – это можнохотеть, но не принимать всерьез, (например, вести расточительную жизнькинозвезды в Голливуде).
Инструкция: «Возьмите лист бумаги и запишите вопрос, на который хотите получитьответ: «Чего я хочу? Чего я действительно хочу?» Закройте на несколько минутглаза и сосредоточьтесь на поставленных вопросах. Как только ответы начнутприходить к вам, начинайте записывать их. Продолжайте задавать те же вопросы дотех пор, пока ответы не перестанут приходить». (Время 15 минут).
Обсуждение: «Проанализируйте какие цели самые близкие, исполнение каких рассчитанона более длительный отрезок времени, самые дальние цели. Оцените, реалистичныли ваши цели, какое значение они имеют с точки зрения желаемого будущего.Пристально, внимательно разглядев сейчас свои цели, вы сделали первый шаг кдостижению этих целей. Вы – путешественники во времени, вы побывали в будущем,где эти цели уже достигнуты».

Разминкарук. Рисунок «Психологический портрет». Участники разбиваются напары и в дальнейшем изображают друг друга. Перед ними ставится задача созданияпсихологического портрета своего партнера. Рисунок выполняется молча, в течение15–20 минут. Можно предложить участникам прислушаться к ассоциациям, которыевызываются образом данного человека, или создать конкретный образ, иливоспринять его облик в виде какого-то конкретного предмета, а может узора,орнамента, рисунка из цветных пятен. Предлагается почувствовать и представитьобраз души данного человека: ее музыку, форму, поверхность, материал этой души.После завершения работы рисунки располагаются для всеобщего обозрения ипоследующего обсуждения чувств, вызванных процессом создания «портретов».

Завершение.Что нового вы узнали о себе? Заполнение «Окна».

Д/З:Рисунок «Я хочу вам подарить». Инструкция: «Представьте, что у нас у всех деньрождение один день, и нам необходимо подарить всем подарки. Нарисуйте теподарки, которые действительно, на ваш взгляд, необходимы для каждогоконкретного участника нашей группы. У вас должно получиться столько подарков,сколько человек в группе. Постарайтесь, чтобы ваш подарок был по-настоящемунужен и ценен, чтобы он действительно помог человеку измениться.
Помните, вы ничем не ограничены. Дарить можно все что угодно: от картины кистивеликого Леонарда до конкретных личностных качеств; от виллы на Багамскихостровах, от засохшего прошлогоднего одуванчика до вечной жизни. Каждыйнарисованный подарок необходимо адресовать (подписать для кого онпредназначен).

 

Раздел12. Король умер. Да здравствует, король!

12.1.  Корольумер. Да здравствует, король!


Практика: закреплениепредставлений участников о самих себе; анализ и обобщение опыта изменений,обогащение сознания позитивными, эмоционально окрашенными образами личности,закрепление дружеских отношений между членами группы.

Разминка.Заполнение карты «Жить – это значит расти и меняться».

Участникипо очереди зачитывают то, что они узнали о себе за время занятий (Техника«Окна»). В заключении ведущий обращает внимание на то, что участники началипутешествие по своему внутреннему миру, протоптав тропинки к реке творчества,обнаружив в себе сферу (круг) воли и т. д.

Разминкарук. Рисунок: «Клумба, луг, лес, роща» и т. п. Инструкция:«Нарисуйте себя и других членов группы в виде растения на том или ином этапеего развития». При обсуждении обращается внимание на свои ощущения, связанные своображаемым процессом роста растений.

Заполнениебланка «Круг воли», сравнивание результатов первого и второго бланков.Обсуждение участниками знаний о волевой сфере, полученных в ходе занятий.

Прощание.Участники делятся своими впечатлениями от путешествия, длиною в 12 занятий,перебирают работы, сделанные за это время, а также обсуждают выполненноедомашнее задание — рисунок «Я хочу вам подарить».

 

 

1.4 Планируемые результаты и способы определения ихрезультативности

Результаты

 

Личностные

— мотивация к занятиям;

— эмоциональная отзывчивость;

-личностные качества: произвольность, умение довести исполнительскую деятельность до предполагаемого результата;

-дифференцированное оценивание своих творческих способностей;

-сформированный личностный смысл освоения программы.

Метапредметные

умение планировать индивидуальную деятельность, умение взаимодействовать в команде 

— умение анализировать результаты командной и индивидуальной деятельности;

 — умение понимать, определять собственные эмоции и эмоции окружающих;

-умение корректно выражать отношение к своей деятельности и деятельности сверстников.

Предметные

-умение качественно выполнять творческие задания в рамках предметного содержания модулей программы;

 

 

 

 

2. 1Условия реализации программы

Материальноеобеспечение:

Для успешнойреализации программы необходимы следующие материально-технические условия:

— Помещение:учебный класс для теоретических и практических занятий;

— Техническиесредства обучения: комплект аудиотехники;

-Канцелярскиетовары.

Дидактическоеобеспечение:

— Сценариимероприятий;

-Методические материалы по организации командной работы, проектной деятельности.

2.2. Кадровое обеспечениепрограммы

Программуреализуют педагоги-психологи, педагоги, имеющие высшее профессиональноеобразование или среднее профессиональное образование и дополнительноепрофессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» безпредъявления требований к стажу работы.

2.3 Формы аттестации

Основнымиформами аттестации обучающихся является активное участие в занятиях, выполнениедомашнего задания,заполнение схем самонаблюдения. В качестве процедурногоинструментария используются методы психолого-педагогической диагностики(педагогическое наблюдение, предметные пробы, анализ продуктов деятельности,экспертная оценка, анкетирование, тестирование).

Программапредполагает использование различных форм контроля: текущего контроля(наблюдение, контрольные творческие задания) на каждом занятии, итоговогоконтроля (анкетирование, анализ продуктов деятельности, собеседование,тестирование) по результатам завершения программы.

 

Формыподведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Методы и формы отслеживаниярезультативности обучения и воспитания:

Методы: педагогическоенаблюдение;

Формы: удовлетворениепознавательного интереса ребенка, расширение кругозора, обогащение опытаобщения и приобретение умений совместной деятельности.

Данная программа предусматривает следующиевиды контроля:

— вводный контроль (беседа);                 

— контроль знаний (творческие задания) –по текущей теме;

— итоговый контроль беседа по результатам,

2.4.  Оценочные материалы

Параметры оценивания

Материалы

Мотивация к освоению программы

 

Наблюдение

Личностные качества

 

 

 

 

 

 

 

Графическая беседа «Круг воли»

Регулятивные умения

Планирование контроль и оценка своей деятельности

 «Окно Джохари» ав. Д. Лифтом Х. Инхам.

Навыки сотрудничества

Наблюдение

 

 

 

Механизм оценки результатов обучения

Диагностический инструментарий дляоценки уровня освоения       программы

ГРАФИЧЕСКАЯ БЕСЕДА «КРУГ ВОЛИ»

 

Данная методика направлена на уточнение ирасширение представлений взрослых о волевом компоненте образа «Я», наактивизацию интереса к волевой сфере личности. Она дает возможность соединитьнедифференцированные, не осознанные переживания с их предметами.

Беседа позволяет обнаружить и обсудить тесмыслы, которые вкладываются в понятия «воля», «сила воли», «волевые качества»,и получить информацию о волевой сфере конкретного человека.

В ходе консультационной беседы рекомендуетсяиспользовать приемы графического изображения, что позволит легче и быстрееустановить контакт и сохранить результаты беседы.

Методику можно использовать как виндивидуальной, так и в групповой работе.

Необходимые материалы. Стандартный лист бумаги, 8 карандашей (красный,желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, серый, черный) и простойкарандаш.

Ход работы.

1.«Давайте вместе обсудим такую непростуютему, как умение управлять собой, своим поведением. Чтобы уметь владетьсобой, необходимо обладать такой чертой характера, как воля.

Воля — это сознательные действия, поступки,которые человек совершает для преодоления трудностей при достижении цели.Люди различаются между собой — у кого-то это получается лучше, у кого-то хуже.

Нарисуйте круг. Это круг вашей воли. Полныйкруг— это 100%. Закрасьте на нем сектор, который покажет, сколько,как вы считаете, у вас силы воли. Вы можете закрасить весь круг иликакую-либо его часть».

2. «Воля проявляется вцелеустремленности, самостоятельности, решительности, настойчивости, выдержке,дисциплинированности, смелости, инициативности. Это— волевые качества. Их тоже,как и силу воли, можно оценить в самом себе.

Для того чтобы определить выраженностьволевых качеств, прежде необходимо понять, как они проявляются, какие уних признаки».

Признаки решительности:

·                    быстрое и обдуманное принятиерешений при выполнении того или иного действия или поступка;

·                    уверенное выполнение принятогорешения без колебаний;

·                    отсутствие растерянности припринятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональноговозбуждения;

·                    проявление решительных действий внепривычной обстановке.

Признаки самостоятельности:

·                    выполнение субъектом посильнойдеятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (безнапоминаний и подсказок выполнить трудовое, учебное задание и т. п.);

·                    умение самому найти себе занятие иорганизовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков,обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. п.);

·                    умение отстоять свое мнение, непроявляя при этом упрямства, если не прав.

Признаки дисциплинированности:

·                    сознательное выполнениеустановленного в данной деятельности порядка;

·                    соблюдение требований учителей,своевременное выполнение поручений, правил и т. п.;

·                    добровольное выполнение правил,установленных коллективом;

·                    соблюдение дисциплинированногоповедения при изменении обстановки.

Признаки настойчивости:

·                    стремление постоянно доводитьначатое дело до конца;

·                    умение длительно преследоватьцель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;

·                    умение продолжать деятельность принежелании заниматься или при возникновении возможности занятия другой,более интересной деятельностью;

·                    умение проявить упорство приизменившейся обстановке (смена коллектива, условий труда и т. п.).

Признаки выдержки:

·                    проявление терпения вдеятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т.п.);

·                    умение владеть собой в конфликтныхситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т. д.);

·                    умение сдерживать проявлениечувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т.п.);

·                    умение контролировать своеповедение в непривычной обстановке.

Признаки смелости:

·                    преодоление чувства страха;

·                    сохранение присутствия духа передопасностью, трудностями;

·                    проявление верности своимпринципам вопреки давлению со стороны других людей, откровенное выражениесобственного мнения.

Признаки инициативности:

·                    проявление творчества, выдумки,рационализации;

·                    участие в осуществлении разумного новшества,хорошего начинания, исходящего от других;

·                    активная поддержка коллектива вреализации намеченных планов.

Признаки целеустремленности:

·                    умение анализировать свои желанияи выбирать приоритетные из них;

·                    умение поставить перед собой цель,реально оценивая свои возможности;

·                    умение осуществлять намеченное.

«А сейчас я предлагаю для каждого изперечисленных волевых качеств подобрать определенный, как высчитаете, наиболее подходящий цвет, и этим цветным карандашом нарисоватькруг. У вас получится восемь кругов, соответствующих перечисленным волевымкачествам».

«В каждом круге закрасьте ту часть круга, тотсектор, который соответствует, на ваш взгляд, степени выраженности этогокачества у вас».

«Проранжируйте круги волевых качеств по степенизакрашенности секторов от наибольшего к наименьшему».

«Обсудите с партнером (психологом), насколькопредставления собеседника о своих волевых качествах соответствуют полученнымданным, какие, по его мнению, качества развиты в достаточной степени, а над развитиемкаких качеств ему необходимо поработать».

Если большинство кругов закрашены полностьюили закрашенные части, сектора кругов очень малы, то это обсуждается,действительно ли его волевые качества имеют такую высокую или такую низкуюстепень выраженности. Консультативная беседа в таком случае будет направлена навыработку адекватных представлений о своих волевых качествах.

Методику можно провести еще раз послезавершения коррекционной работы с целью анализа изменений в представленияхчеловека о степени выраженности его волевых качеств.

Обсуждение. Вопросы для анализа:

Сравните два бланка и расскажите, чтоизменилось.

·                    Почему волевоекачество стало больше, как вы думаете?

·                    Почему волевоекачество стало меньше, как вы думаете?

Если в большинстве кругов закрашенные частиувеличились или уменьшились, то, можно предположить, что произошли изменения впредставлении человека о своих волевых качествах.

В ходе подведения итогов работыобсуждается зависимость поведения от адекватности представления человека осамом себе, в частности, о своей волевой сфере.

 

 

«Кругволи»

 

ФИ ________________________________ возраст__________ дата _________________

 

Нарисуйте круг (это 100 % силы воли) иотметьте в нем сектор, который, как Вы считаете, соответствует Вашей силе воли.

Подберите те цвета карандашей, которые, какВам кажется, соответствуют следующим волевым качествам, иотметьте сектора, отражающие степень представленности каждого из этихкачеств в Вас самих:

 

«Окно Джохари» эвристическая техника, позволяющая людям лучше понять взаимосвязь между своимиличными качествами и тем, как их воспринимают окружающие.

 

 

Матрица выглядиттак: 

 

Знаю я

Не знаю я

Другие видят

Открытая зона

качества, которые мы любим, которые принимает общество

Слепое пятно

качества, о которых мы не подозреваем и узнаем о них благодаря обратной связи

Другие не видят

Скрытая зона

качества, о которых мы знаем и не спешим делиться

Неизвестная зона

не знаем мы и окружающие (ресурсы, потенциал)

 

Сначала заполнитетаблицу: впишите в соответствующие окошки все, что приходит на ум и кажется вамреалистичным. Обычно сложности начинаются со «слепым пятном» и «неизвестнойзоной. Для заполнения «слепого пятна» вспомните все, что когда-либо вамговорили другие люди о вас, ваших качествах, умениях и способностях. Для работыс «неизвестной зоной» вспомните занятия, которые не стали вашим хобби, нокоторыми вы когда-то эпизодически занимались. Это может быть что-угодно, чтоприносило чувство удовольствия и воодушевления. Возможно, именно в этихзанятиях кроется ваша зона роста

2.5.  Методические материалы

 

Образовательныйпроцесс по общеобразовательной общеразвивающей ДООП «Я и другие Я» строится напедагогических принципах:

— принципгуманизации, предполагающий уважение прав, достоинства учащегося, свободувыбора творческих работ на занятиях;

-принципиндивидуализации и дифференциации, нацеленный на учет в обучении индивидуальныхи возрастных особенностей развития подростка;

— принципвоспитывающего обучения, ориентированный не только на формирование когнитивнойсферы подростка, но и на развитие его личностных качеств, формированиеправильного отношения к окружающей действительности и системе взаимоотношений ивзаимодействия с ней;

— принципдоступности, предполагающий соблюдение меры трудности (сложности) в содержаниинового материала, предлагаемого на занятиях;

— принципсистематичности, определяющий постепенное приобретение учащимися системызнаний, умений, навыков, которые могут быть освоены при постоянном посещениизанятий;

— принципактивности учащегося и взаимодействия;

-принциппсихологической комфортности, нацеленный на снятие стрессообразующих факторов.

 

 

2.6.  Список литературы

1.                      Анн Людмила «Психологический тренинг с подростками», Москва,2003г.

2.                      Практикум по арт-терапии, под редакцией А.И.Копытина,С.-Петербург, 2000г.

3.                      Прихожан А.М. «Психология неудачника», Москва, 2001г.

4.                      Тамберг Ю.Г. «Развитие творческого мышления ребенка»,С.-Петербург, 2002г.

5.                      Цукерман Г.А. «Психология саморазвития», Москва, 1995г.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет