X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

 

                                                СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительнаязаписка…………………………………………………………3

  1.1.Цель и задачи программы……………………………………………………5

  1.2. Принципы работы…………………………………………….……………..6

  1.3.Требования к оптимальнойорганизации работы………………….……….6

  1.4.Форма работы……………………………………………..…….……………6

  1.5.Приёмыработы………………………………………………………………7

  1.6.Структуразанятий……………………………………………………………7

  1.7. Оценка эффективностиработы……………….…………………………….7

  1.8.Ожидаемые результаты……………………………………………………..7

2. Тематический план………………………………………………………………9

3.Содержаниепрограммы…………………………………………………………..….10

4.Материально – техническоеобеспечение……..………………………….…12

5Список  литературы …………………..…………………………………………..14

6. Ключевыеслова……………………………………………………………….15

7.Приложения…………………………………………………………………….16

  7.1.Диагностики…………………………………………………………….…17

   7.2.Конспектызанятий……………………………………………….…..……26


 

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

По данным отчёта Детскогофонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попытоки завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств средироссийских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире.Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельныхслучаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализматериалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийствнесовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязнинасилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороныучителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целомряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей,педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия ижестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые похарактеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности,потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизми наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальныепсихологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.

Суицидальные действия у детейчасто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попыткисуицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни –фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой,своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения:попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватнымиспособами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткамв трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

Особенно эта проблемаактуальна для детей с нарушением интеллекта,т.к. для них характернытакиепсихологические факторы как снижение активности, инициативы, чрезмернаяоткрытость и доверчивость, повышенная восприимчивость и внушаемость, а такжепсихопатические черты — возбудимость, неустойчивость, ранние патологическиевлечения (лживость, бродяжничество, воровство и т.д.).

 Негативную роль у подростковиграют и неадекватная самооценка, неспособность идентифицировать или выразитьчувства, низкая стрессоустойчивость, высокая подверженность влиянию групповыхнорм, повышенная тревожность, импульсивность и т.д.

Большое количество такихдетей воспитывается в неблагополучных семьях. Асоциальные условия в семье оставляютнеизгладимый след в психике ребёнка, приводя в дальнейшем к  социальнойзапущенности.

Низкое осознание собственнойжизнедеятельности порождает потребительское отношение к жизни, психологическийинфантилизм. Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы,доверчивость, хрупкая эмоциональность, подчиняемость толкают их порой в группысоциального риска.

Данная программа направленана профилактику суицида и суицидального поведения среди учащихся  школы–интерната.

Актуальность разработкиданной программы заключается прежде всего в том, что она ориентирована нарешение проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможныйполезный эффект в формировании здорового образа жизни учащихся.

Практическая значимостьпрограммы заключается в том, что в ней предлагаются такие формы работы, врамках которых учащиеся могут не только делиться друг с другом собственнымисоображениями, но и получать дополнительную информацию о человеке, его жизни,приобретая новый, более эффективный опыт в общении с собой и другими людьми.

Программавключает в себя темы, в которых предлагается ориентироваться  на усвоение детьмизнаний и представлений, которые  можно реализовать  в реальном поведении.Учащимся предлагаются задания, нацеленные на расширение и обогащениесформированных представлений о здоровом образе жизни, отражённых в разных видахдеятельности.

Каждоезанятие содержит познавательный материал, соответствующий возрастным ипсихофизическим особенностям детей с нарушением интеллекта, и сочетается спрактическими заданиями, необходимыми для развития навыка ребёнка.

До 13-летнеговозраста суицидальные попытки практически не встречаются. Начиная с 14-15 летэта активность резко возрастает. Поэтому  возрастная группа, с которой  реализуетсяданная программа – дети 14- 17 лет.

1.1.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

Цель — первичная профилактика суицидальногоповедения обучающихся, воспитанников и  сохранение их психического здоровья.

Задачи:

1.    Выявить детей, склонных к суицидальномуповедению.

2.    Способствовать формированию позитивногообраза Я.

3.    Обучать способам бесконфликтного общения иметодам саморегуляции.

4.    Способствовать формированию отношения кжизни как к ценности.

5.    Научить ценить свою и чужуюиндивидуальность.

 

 

 

 

                          1.2.ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ

 1.Принципценности личности, заключающийся в самоценности   ребенка.              2.Принципуникальности личности, состоящий в признании   индивидуальности ребенка.

3.Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает некак самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

4.Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика. 5.Принципэмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

1.3.ТРЕБОВАНИЯК ОПТИМАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ГРУППЫ

Программа рассчитана на15 часов.

Режим работы: Занятияпроходят 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 1 час.

Количественный составгруппы: группа состоит из 6 -8 подростков.

Организация пространства:

Помещение должно бытьпостоянным, светлым, просторным, легкопроветриваемым. Стулья должны быть легкоперемещаемыми и не соединёнными друг с другом. В помещении не должно бытьпредметов, представляющих опасность для здоровья, а также отвлекающих вниманиедетей.

1.4.ФОРМАРАБОТЫ

 

Длятого  чтобы дети научились приёмам и навыкам эффективного межличностногообщения со сверстниками, овладели различными способами управления собственнымповедением  предусмотрены групповые занятия.

 

 

 

1.5.ПРИЁМЫРАБОТЫ

-сказкотерапия;

-арттерапия (свободное итематическое рисование, лепка из пластилина, изготовление игрушек для коррекцииэмоционально – волевой сферы и т.д.);

-психогимнастика (этюдына выражение различных эмоций);

-психомышечнаярелаксация;

-игровые методы(подвижные, сюжетно — ролевые игры);

-моделирование и анализпроблемных ситуаций;

-беседа.

 

1.6.СТРУКТУРАЗАНЯТИЙ:

1.ритуал приветствия;

2.Теоретическая часть(беседа)

3.Практическая часть:

-игры и упражнения потеме занятия;

-релаксация;

4.Рефлексия (подведениеитогов занятия, получение обратной связи от участников);

5.Ритуал прощания.

 

1.7.ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ

 

Эффективность работыотслеживается по данным психологической диагностики, проводимой перед началом ипо завершению занятий. (См. приложение 1.)

1.8.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Знания, которыеучащиеся  приобретут по окончании программы:
— знания о ценности здоровья, жизни человека;
— знания об эффективных способах поведения, решения проблем.
Научатся:
— отстаивать свое мнение, принимать ответственные решения;

— осознавать и выражать свои чувства;
— конструктивно разрешать конфликты;
— адекватно воспринимать других людей и себя;

противостоять психологическим перегрузкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

1.

Знакомство

1

1

2.

Океан человеческих чувств

1

1

3.

Мир моих чувств и эмоций

2

1

1

4.

Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции

2

1

1

5.

Дорожка к моему внутреннему Я

2

2

6.

Я среди людей

1

1

7.

Я и другие

1

1

8.

Разрядка школьной тревожности

1

1

9.

Повышение самоуважения

1

1

10.

Я – это Я

1

1

11.

Самооценка

1

1

12.

Ценностные ориентации личности

1

1

 

Итого:

15

3

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1.Знакомство (1 час)

Знакомствои установление контакта. Установление правил группы. Сплочение группы.

3.2. Океан человеческихчувств (1 час)

Ознакомление с эмоциями,эмоциональное сближение членов группы,

Развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние.

 Развитие способности понимать эмоциональное состояние другогочеловека.

3.3. Мир моих чувств и эмоций (2 часа)

Умение анализироватьпсихологическую природу отрицательных чувств и эмоций.Качества, способствующиеэффективному общению (правила доброты, честности, вежливости).

3.4.Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции (2 часа)

 Определение эмоциональных состояний. Способы удовлетворения эмоциональных состояний.Тренировка умения владеть своими эмоциями.

3.5.Дорожка к моемувнутреннему Я (2 часа)

Причины неуверенности всебе. Уверенность. Как стать уверенным в себе.

Сопротивление давлению.

3.6. Я среди людей (1час)

Как ты относишься к людями как люди относятся к тебе.

Установлениеэмоционального контакта с другими людьми.

3.7. Я и другие (1 час)

 Овладение навыкамигрупповой дискуссии диалога. Аргументированное отстаивание своей позиции.Согласованиесвоих действий с действиями друзей.

3.8.Разрядка школьной тревожности (1 час)

Вербализация содержания школьной тревожности, проработкашкольных страхов путём разыгрывания тревожных ситуаций.

3.9.Повышениесамоуважения (1 час)

Что я знаю о себе: моиличностные особенности.  Оценка своих качеств.Повышениеличностного роста.

3.10.Я – это Я (1 час)

Формирование позитивногоотношения ребенка к самому себе.

 Способы познания себя.

3.11.Самооценка (1 час)

Понятие о самоценностичеловеческого «Я». Осознание своих сильных сторон. Способы повышениясамооценки.

3.12.Ценностныеориентации личности (1 час)

Жизненные цели. Пути,ведущие к их достижению. Планирование дел при достижении цели. Качестваличности, необходимые для достижения целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.МАТЕРИАЛЬНО –ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

·       Средства аудио – ивидеотехники;

·       Аудиозаписи с музыкальнымифрагментами соответствующего характера (для расслабления и сниженияэмоционального напряжения);

·       Воздушно – пузырьковая труба;

·       Профессиональный генераторзапахов со звуками природы;

·       Картина с водопадом длярелаксации;

·       Настенный фиброоптическийковёр «Звёздное небо»;

·       Интерактивная доска;

·       Бумага для рисования;

·       Простые и цветные карандаши.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Аверин,  В.А. Психология детей иподростков [Текст]/ В.А.  Аверин- СПб, 2004. – 310 с.

2.Бойко, И.Б. Самоубийство и егопредупреждение [Текст]/ И.Б. Бойко Рязань, 2007. – 182 с.

3.Братусь,Б.С. Аномалии личности [Текст]/ Б.С.  Братусь — М.: «Мысль», 2004. – 276 с.

4.Василюк,Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций [Текст]/Ф.Е. Василюк   – М.: МГУ, 1999. – 200 с.

5.Диагностикасуицидального поведения подростков. Диагностика и коррекция социальнойдезадаптации подростков [Текст]/ — М.: Консорциум «Социальное здоровье России»,2003. – 164 с.

6.Дюркгейм,Э. «Самоубийство: социальный  этюд». [Текст]/ Э.Дюркгейм — М.: 2004. – 312 с.

7.Захаров,А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия [Текст]/ А.И. Захаров –М.:  АПРЕЛЬ    ПРЕСС ЭКСПО-ПРЕСС, 2000.-264 с.

8.Козлов,В.В. Работа с кризисной личностью [Текст]/Методическое пособие. В.В. Козлов –М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 302 с.

9.Макартычева, Г. И.Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения [Текст]/Г.И.Макартычева — СПб.: Речь, 2008.- 192 с.

10.Немов,Р.С. Психология [Текст]/ Р.С.Немов: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. – 688 с.

11.Панков, Д.Д.Медицинские и психологические проблемы школьников- подростков: Разговор учителяс врачом [Текст]/Д.Д.Панков, А.Г.Румянцев, Г.Н. Тростанецкая — М.: АПК и ПРО,2001.- 239 с.

12.Профилактика суицидального поведения[Текст]:  Методические рекомендации./Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко.- М., 2000. — 90 с.

13.Психолого-педагогическоесопровождение подростков, склонных к аутодеструктивному поведению [Текст]:учебно-методическое пособие / сост. А.Б. Трофимов. – Кемерово: Изд-воКРИПКиПРО, 2012.- 87с.

14.Ромек,В.Г., Психологическая помощь в кризисных ситуациях [Текст]/ В.Г. Ромек, В.А.Конторович, Е.И. Крукович СПб.: Речь, 2004. – 256с.

15.Синягин, Ю.В. Детский суицид. Психологический взгляд [Текст]/ Ю.В. Синягин, Н.Ю.Синягина.  —  СП/б: КАРО, 2006. – 176 с.

16.Скрипюк, И.И. 11 баекдля тренеров: истории, мифы, сказки, анекдоты. [Текст]/ И.И.Скрипюк – Спб.:Питер, 2006. – 176с.

17.Технологиясоциальной работы[Текст]/ Под ред. И.Г. Зайнышева. – М., 2002. – 186 с.

18.Фельдштейн,Д.И. Психология развивающейся личности [Текст]/Д.И. Фельдштейн. – М.: 1996. –312 с.

19.Хьелл, Л. Теории личности [Текст]/ Л. Хьелл, Д.Зиглер — Спб.:Питер, 2007.-607 с.

20.Чуричков, А. Копилкадля тренера: сборник разминок, необходимых в любом тренинге [Текст]/А.Чуричков, В.Снегирёв. — СПб.: Речь, 2007. -210 с.

21.Шашкова, З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков11-12 лет. [Текст]/З.Шашкова.-Спб.: Речь,2004. – 158 с.

 


 

6.КЛЮЧЕВЫЕСЛОВА

 

Социализация

Социальная

Суицид

Суицидальнаяпопытка

Суицидальноеповедение

Суицидальные

Суицидальный риск

Суицидент

Толерантность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

Прогностическаятаблица риска суицида у детей и подростков

Проблема

Балл

1

Утрата обоих родителей

5

2

Утрата одного из родителей или развод в семье

4

3

Тяжелая психологическая атмосфера в семье

4

4

Изоляция в детском коллективе

4

5

Несправедливые методы воспитания, подавление

4

6

Тяжелые соматические болезни, инвалидность

3

7

Отсутствие опоры на любящего взрослого

3

8

Неудачи в учебе, низкие школьные успехи

3

9

Акцентуации характера

3

10

Употребление алкоголя  и наркотиков

2

11

Нарушение контроля, импульсивность

2

12

Низкая самооценка

1

13

Тяжело протекающий пубертат

1

14

Пассивность, робость, несамостоятельность

1

 

Дети, набравшие более 25баллов, могут быть учтены в группе риска.

 

А.А.Кучер Методика диагностики

суицидальногоповедения

 

Форма «В» методики предназначена для тестируемых, возрастнойкатегории до 18 лет

ПСН — «В»

Раздел I.

Заполните, пожалуйста, предлагаемый опросный лист. Просьба писатьразборчиво.

1.Год рождения

2.Вы считаете свою семью:

2.1богатой

2.2среднего достатка

2.3бедной

3.Вы растете и воспитываетесь:

3.1с папой и мамой

3.2с мамой и отчимом

3.3с папой и мачехой

3.4только с папой

3.5только с мамой

3.6сродственниками

3.7в детском доме

4.Что Вам свойственно в большей степени? (Можно отметить несколько позиций)

4.1оптимизм.

4.2недоверчивость.

4.3пессимизм.

4.4мнительность.

4.5замкнутость.

4.6беспокойство.

4.7тревожность.

5.Для Вас учеба это:

5.1приятное времяпровождение.

5.2серьезный труд.

5.3невыносимое испытание.

6.Как Вы считаете:

6.1употребление наркотиков и спиртного — вредно.

6.2употребление наркотиков вредно, а спиртного — допустимо.

6.3допустимо употребление и наркотиков и спиртного в небольших количествах.

7.Как часто Вы ощущаете себя счастливым?

7.1часто.

7.2редко.

7.3почти никогда.

8.Испытываете ли Вы чувство обиды, жалости к себе?

8.1нет.

8.2иногда.

8.3да.

9.Если бы лучший друг (подруга) Вас предал (а):

9.1Вы бы его (ее) простили.

9.2просто разорвали бы отношения.

9.3Вы бы его (ее) избили.

10.Если бы Вы собрались с друзьями в поход, а родители Вас не отпустили, то Вы:

10.1смирились с мнением родителей.

10.2попытались бы их убедить, что они не правы.

10.3объявили бы им бойкот.

11.Если учитель (преподаватель) поставил Вам незаслуженную двойку, то Вы:

11.1промолчите.

11.2попытаетесь двойку исправить.

11.3вступите с ним в конфликт.

12.В автобусе Вы не уступили место старшим и взрослые сделали замечание, при этомВы:

12.1молча уступите место

12.2сделаете вид, что не слышите.

12.3станете пререкаться.

13.Если на улице Вас оскорбили, то Вы:

13.1молча уйдете.

13.2потребуете извинений.

13.3оскорбите в ответ.

14.Занимались ли Вы ниже перечисленными видами спорта?

14.1парашютным спортом.

14.2боксом.

14.3восточным единоборством

15.Если в подъезде Вы увидели брошенного, раненного щенка, то Вы:

15.1заберете его домой.

15.2пройдете мимо.

15.3выгоните щенка из подъезда.

16.Кончал ли жизнь самоубийством (пытался покончить) кто-нибудь из Вашихродственников?

16.1нет.

16.2да.

17.Переносили ли Вы перечисленные ниже заболевания (травмы)?

17.1инфекционные болезни в детстве.

17.2черепно-мозговые травмы.

17.3психические заболевания.

18.Что Вы чувствуете по отношению к себе?

18.1способность преодолеть любые трудности самостоятельно.

18.2гордость за достигнутое.

18.3уверенность в своей уникальности, исключительности.

19.Бывают ли у Вас конфликты с одноклассниками, друзьями?

19.1никогда,

19.2иногда.

19.3часто.

20.Бывают ли у Вас конфликты с учителями (преподавателями)?

20.1никогда.

20.2иногда.

20.3часто.

21.Бывают ли у Вас конфликты с родителями?

21.1никогда.

21.2иногда.

21.3часто.

22.Как часто Вам делают комплименты о том, как Вы выглядите?

22.1очень часто.

22.2редко.

22.3почти никогда.

23.Как часто Вас хвалят за хорошо выполненную работу?

23.1очень часто.

23.2редко.

23.3почти никогда.

24.Часто ли у Вас меняется настроение?

24.1в течении недели 2-3 раза.

24.2в течении дня 2-3 раза.

24.3в течении часа 2-3 раза.

25.Ощущаете ли Вы чувство вины за происходящее?

25.1почти никогда.

25.2иногда испытываю.

25.3испытываю очень часто.

26.Вы оцениваете отношения в Вашей семье как:

26.1хорошие.

26.2удовлетворительные, но вызывают тревогу.

26.3критические.

27.Люди, с которыми я пытаюсь находиться в дружеских отношениях, очень частопричиняют мне боль:

27.1нет, это абсолютно не так.

27.2возможно это так.

27.3да это так.

28.Я своей жизнью:

28.1доволен на 100%.

28.2доволен на 50 %.

28.3не доволен вообще.

29.Я считаю, что в некоторых ситуациях жизнь может потерять ценность для человека:

29.1нет, это абсолютно не так.

29.2возможно это так.

29.3да, это так.

30.Мне кажется, окружающие плохо меня понимают, не ценят или даже недолюбливают:

30.1нет, это абсолютно не так.

30.2возможно это так.

30.3да, это так.

31.В последнее время у меня подавленное состояние, будущее кажется мнебезнадёжным:

31.1нет, это абсолютно не так.

31.2возможно это так.

31.3да, это так.

Каково Ваше мнение по поводуфилософских высказываний

 о смысле жизни и смерти?

32.Я считаю, что можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть:

32.1нет, это абсолютно не так.

32.2возможно это так.

32.3да, это так.

33.Смысл жизни не всегда бывает ясен, иногда его можно потерять:

33.1нет, это абсолютно не так.

33.2возможно это так.

33.3да, это так.

34.Я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни:

34.1нет, это абсолютно не так.

34.2возможно это так.

34.3да, это так,

35.Выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни безусловно может бытьоправдан:

35.1нет, это абсолютно не так.

35.2возможно это так.

35.3да, это так.

36.Я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные иблизкие:

36.1нет, это абсолютно не так.

36.2возможно это так.

36.3да, это так.

Раздел II.

Вампредлагается тест на определение внутреннего смысла выражений.

ПросимВас, читая выражения, высказывания, в бланке для ответов записывать но-

мервыражения в колонке, соответствующий тематической направленности еговнутреннего смысла.

Еслина Ваш взгляд предлагаемые темы не отражают содержания высказывания, запишитеего номер в нижнюю часть бланка.

Бланк для ответа.

 

Список высказываний.

 

1.Выкормил змейку, на свою шейку.

2.Собрался жить, да взял и помер.

3. Отсудьбы не уйдешь.

4.Всякому мужу своя жена милее.

5. Загореласьдуша до винного ковша.

6.Здесь бы умер, а там бы встал.

7.Беду не зовут, она сама приходит.

8.Коли у мужа с женою лад, то не нужен и клад.

9. Ктопьет, тот и горшки бьет.

10.Двух смертей не бывать, а одной не миновать.

11.Сидят вместе, а глядят врозь.

12.Утром был молодец, а вечером мертвец.

13.Вино уму не товарищ.

14.Доброю женою и муж честен.

15.Кого жизнь ласкает, тот и горя не знает.

16.Кто не родится, тот и не умрет.

17.Жена не лапоть — с ноги не сбросишь.

18. Вмире жить — с миром быть!

19.Чай не водка, много не выпьешь.

20. Всогласном стаде волк не страшен.

21. Втесноте да не в обиде.

22.Гора с горой не сойдется, а человек с человеком столкнется.

23.Жизнь надокучила, а к смерти не привыкнуть.

24.Болячка мала, да болезнь велика.

25. Нежаль вина, а жаль ума.

26. Вволю наешься, да вволю не наживешься.

27.Жизнь прожить — что море переплыть: побарахтаешься, да и ко дну.

28.Всякий родиться, да не всякий в люди годится.

29.Других не суди, на себя погляди.

30.Хорошо тому жить, кому не о чем судить.

31.Живет не живет, а проживать проживает.

32.Все вдруг пропало, как вешний лед.

33.Без копейки рубль щербатый.

34.Без осанки — и конь корова.

35. Неместо красит человека, а человек место.

36.Болезнь человека не красит.

37. Взлетелорлом, а прилетел голубем.

38.Хорошо тому щеголять, у кого денежки звенят.

39. Вуборе и пень хорош.

40.Доход не живет без хлопот.

41.Нашла коса на камень.

42.Нелады да свары хуже пожара.

43.Заплати грош, да посади в рожь — вот будет хорош!

44.Кто солому покупает, а кто и сено продает.

45.Седина бобра не портит.

46.Бешеному дитяти ножа не давати!

47. Негоды старят, а жизнь.

48. Вдолгах как в шелках.

49.Бранись, а на мир слово оставляй.

50.3еленый седому не указ.

51. Ана что нам черт, что батька.

52.Моя хата с краю, я ничего не знаю.

53.Лежачего не бьют.

54.Что в лоб, что по лбу — все едино.

55.Все люди как люди, а ты как шиш на блюде.

56.Ученье свет, а не ученье — тьма.

57. Имедведь из запасу лапу сосет.

58.Жирен кот, коль мясо не жрет.

59.Выношенная шуба не греет.

60.Совесть спать не дает.

61.Вали с больной головы на здоровую.

62.Мал, да глуп — за то и бьют.

63. Нев бороде честь — борода и у козла есть.

64.Одно золото не стареется.

65.Наш пострел везде поспел.

66. Мухубьют за назойливость.

67.Надоел горше горькой редьки.

68.Живет на широкую ногу.

69.Легка ноша на чужом плече.

70. Нев свои сани не садись.

71.Чужая одежда — не надежда.

72.Высоко летаешь, да низко садишься.

73.Двум господам не служат.

74. Мягкостелет, да твердо спать.

75. Заодного битого двух небитых дают.

76. Захудые дела слетит и голова.

77.Говорить умеет, да не смеет.

78.Кто до денег охоч — тот не спит и всю ночь.

79.Кабы не дырка во рту, так бы в золоте ходил.

80.Красив в строю, силен в бою.

81.Гори все синим пламенем.

82. Наптичьих правах высоко не взлетишь.

83.Если все время мыслить, то на что же существовать.

84.Бараны умеют жить: у них самая паршивая овца в каракуле ходит.

85.Взялся за гуж, не говори что не дюж.

Раздел III.

Продолжи предложение:

1. Мысль, которая меняпостоянно преследует касается________________________________________

_______________________________________________________________________________________

2. Что я для себя решилокончательно, так  это_______________________________________________

_______________________________________________________________________________________

3. Вокруг меня__________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

4. В этой жизни_________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

5. Жизнь – это___________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

6. Я обязательно_________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

7. Через некоторое время_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

8. Жизнь после смерти – это_______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

9. Впереди меня ждет____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

10. Жалко только, что____________________________________________________________________

 

Ключи к тесту ПСН — «В»

Порядок обработки раздела №1 (оценка суицидального риска).

Начинаяс вопроса № 2 складываются последние цифрывыбора тестируемого, полученная сумма потаблице № 5 переводится в группу суицидального риска.

Таблица №5.

Норма

Требуется особое внимание

В наличии суицидальный риск

менее 70

70-86

86 и более

*Праваяграница числового интервала дается исключительно.

 

Порядок обработки раздела №2 (оценка суицидальной мотивации).

Подсчитывается количество выборов на каждую тему, полученные суммыпереводятся в группы выраженности суицидальной мотивации по следующим таблицам:

Таблица № 6. (мальчики 5-7 класс)

 

Требуется особое внимание

Требуется формирование антисуцидальных факторов

Алкоголь, наркотики

Представленная информация была полезной?
ДА
58.65%
НЕТ
41.35%
Проголосовало: 1052

13-15

Более15

Несчастная любовь

10-12

Более12

Противоправные действия

13-15

Более15

Деньги и проблемы с ними

16-17

Более17

Добровольный уход из жизни

10-11

Более11

Семейные неурядицы

12-14

Более14

Потеря смысла жизни

12-13

Более13

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости

12-14

Более14

Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути

11-13

Более13

Отношения с окружающими

15-18

Более18

 

Таблица № 7. (девочки 5-7 класс)

 

Требуется особое внимание

Требуется формирование антисуцидальных факторов

Алкоголь, наркотики

10-11

Более11

Несчастная любовь

9-11

Более11

Противоправные действия

12-14

Более14

Деньги и проблемы с ними

15-17

Более17

Добровольный уход из жизни

10-11

Более11

Семейные неурядицы

13-14

Более14

Потеря смысла жизни

12-13

Более13

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости

13-14

Более14

Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути

12-14

Более14

Отношения с окружающими

16-19

Более19

*Праваяграница числового интервала дается исключительно

Таблица № 8. (мальчики 8-9 класс)

 

Требуется особое внимание

Требуется формирование антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики

11-12

Более 12

Несчастная любовь

11-13

Более 13

Противоправные действия

13-15

Более 15

Деньги и проблемы с ними

16-18

Более 18

Добровольный уход из жизни

10-12

Более 12

Семейные неурядицы

11-13

Более 13

Потеря смысла жизни

11-12

Более 12

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости

12-13

Более 13

Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути

10-12

Более 12

Отношения с окружающими

14-16

Более 16

*Праваяграница числового интервала дается исключительно

Таблица № 9. (девочки 8-9 класс)

 

 

Требуется особое внимание

Требуется формирование антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики

11-12

Более 12

Несчастная любовь

11-12

Более 12

Противоправные действия

13-14

Более 14

Деньги и проблемы с ними

16-17

Более 17

Добровольный уход из жизни

9-11

Более 11

Семейные неурядицы

11-12

Более 12

Потеря смысла жизни

11-13

Более 13

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости

11-13

Более 13

Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути

11-12

Более 12

Отношения с окружающими

15-16

Более 16

*Праваяграница числового интервала дается исключительно

Раздел 3.

Является ориентировочно — подтверждающим основные выводы изразделов № 1 и 2 и при наличие в продолжении предложения мыслей о самоубийстве,интерпретируется как наличие суицидальных намерений.

Итоговое заключение психолог делает после беседы с тестируемым, входе которой выявляет наличие антисуицидальных факторов, определяет этапразвития суицидальной динамики.

При этом учитываются ответы на вопросы с 1 по 11 первого раздела(анализируется социальный опыт и факты онтогенеза, способствующие развитиюсуицидальных намерений) и выясняется представленность антисуицидальных факторовличности.

 

   Приложение 2

                                                             Конспекты занятий

Занятие 1. Знакомство

 

I. Приветствие.

Ведущий: Здравствуйте! Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы попробоватьвместе избавиться от своих неприятностей, стать лучше, терпимей, научитьсяотноситься друг к другу с пониманием и уважением.

          Кто стеснителен и нерешителен, после нашихзанятий пусть станет смелым и отважным, кто не может и минуты усидеть на месте,пусть станет спокойным и сосредоточенным. Пусть пройдут ваши тревоги – мы будемвместе улучшать себя и добьемся этого!

II. Упражнение «Имя».

Инструкция:   «Назовите свое имя и расскажите, что оно обозначает».

Комментарии: значение имени пробуждает интерес и уже создает представление очеловеке.

III. Упражнение «Трикачества».

Инструкция:    «Мы все сюда пришли со своим характером, качествами. Сейчас мырасскажем о 3 основных хороших качествах».

Комментарии:  обратить внимание на тех участников, у которых возникли трудности привыполнении задания.

IV. Упражнение «Снежныйком».

Инструкция:  «Мы узнали имена ребят, попробуем их теперь назвать. Называем поочереди имена всех, кто сидит перед вами, а потом – свое.

Комментарии:  при выполнении можно использовать мяч.

V. Упражнение «Алфавит».

Инструкция:   «Сейчас встаньте, пожалуйста, и по моей команде выстройтесь валфавитном порядке (по имени). Запомни очень важное правило: называй друга поимени, и он будет относиться к тебе так же».

VI. Упражнение «Самый…».

Инструкция:«Участник, бросая мяч другому, называет его по имени, продолжая фразу«Вася, ты самый ….(смелый и т.д.)».

VII. Упражнение «Экипаж».

Инструкция:  «Команда познакомилась. Выбираем капитана. Теперь пора построитькрасивый большой корабль, на котором мы поплывем. Выстраиваем стулья в формелодки, на одну семью – одно весло. Выбираем рулевого. Корабль поплывет, есливесло будет работать в такт».

VIII. Задание «Законыэкипажа».

Инструкция: «Мы – один экипаж и нам нужно договориться, как мы будем общаться другс другом».

Комментарии:  ведущий наблюдает за активностью и подключает к обсуждению пассивных.

IX. Слово капитану.

Цель: повышение самооценки, обучение навыкамсамоконтроля, привитие чувства ответственности.

Комментарий:  капитан имеет право поощрить тремя жетонами трех отличившихся, по егомнению, членов команды, аргументируя свой выбор.

X. Рефлексия занятия.

Что запомнилось? Какое настроение?

XI.Ритуал прощания: «Спасибо за прекрасный день»

Инструкция:Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет намвыразить дружеские чувства иблагодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: Один из васстановится в центр, другой подходит к нему, поднимает руку и произносит:«Спасибо за приятный день!» Оба остаются вцентре, по- прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, берёт за свободную руку либо первого, либовторого, пожимает её и говорит: «Спасибоза приятный день!». Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда квашей группе присоединится последнийучастник, замените круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратнымрукопожатием.

 

Занятие 2. «Океан человеческих чувств»

I. Приветствие.

Ведущий: Сегодня наш корабль проплывет через океан Человеческих Чувств. Мирогромен и интересен. В нем много забот, тревог, суеты, но мы остаемся людьмипотому, что умеем любить и прощать, верить и надеяться, уважать друг друга ипомогать, забывать все плохое. Нам предстоит узнать, за что уважают люди другихлюдей, за что ценят мальчиков, за что ценят девочек.

II. Выбор капитана.

III. Упражнение «Мореволнуется…»

Инструкция: «Вы все – море. Ведущий, которого мы выберем, будет давать команды, авы должны будете их выполнять. Слова ведущего: «Море волнуется раз, мореволнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!» Если кто-тобудет двигаться и ведущий его заметит, он выбывает из игры».

IV. Беседа «За что ценятлюдей».

Ведущий:  Ответьте по очереди на вопросы: за что ценят людей;  за что выуважаете своих родителей, друзей;  за что уважают вас?

Что вам не нравится в людях, почему с кем-то выдружите, а кто-то вам не нравится?

Что нужно сделать, чтобы у вас были друзья?

V. Упражнение «Я умею, ялюблю».

Инструкция:   «Объединитесь в пары. Каждый по очереди должен прыгая пять раз наодной ножке, сказать: «Я умею…» Потом прыгать пять раз на другой ножке исказать: «Я люблю…».

VI. Упражнение «Тень».

Инструкция:  Участники разбиваются на пары. Один из них будет человеком, другой его«тенью». Человек делает любые движения, «тень» повторяет, причем особоевнимание уделить тому, чтобы «тень» действовала в том же ритме, что и человек.Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях человека, уловить всеоттенки его настроения.

VII. Упражнение«Путаница».

Инструкция: «Водящий выходит из комнаты, остальные встают в круг и«перепутываются», не разжимая рук. Задача водящего – распутать «путаницу».

VIII. Задание«Скульптура».

Инструкция:  «Разделитесь на группы по 3 человека. Вам нужно создатьскульптуру. Один станет играть роль скульптора, а остальные будут «глиной».Работать можно только молча.

Рефлексия.

IX. Слово капитану.

     Х. Рефлексия занятия.

XI. Ритуал прощания«Спасибо за прекрасный день».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Занятие  «Мир моих чувств и эмоций»


ХОД ЗАНЯТИЯ
1.) Мотивационный блок


Обычно такое занятие мы проводим после диагностирования учащихся по методике«Внутренний смысл выражений». Ребята не очень любят эту диагностику и частовыражают протест. Поэтому им говорится, что после выполнения задания мыобязательно расскажем зачем это нужно было делать.

2.)Информационный блок


После того как была определена последняя пословица, ребята сами подсчитываютколичество «+» в колонках.
Ведущий: Посмотрите на заголовки каждого столбца. Все это обычные человеческиепроблемы.
Они очень часто присутствуют в нашей жизни, а некоторые неприятные моментыслучаются по несколько раз в один день. Жизнь зачастую несет в себе итрагические случаи. И все по — разному справляются с проблемами.для одних — это«удары судьбы», для других — просто очередное испытание. Но бывает, когдасоздается невыносимая ситуация, когда человек не знает как решить проблему, каквыйти из сложившейся трудной ситуации. Он долго страдает, впадает в депрессию идаже решается на отчаянный шаг- лишение себя жизни. Сегодня мы рассмотримнекоторые трудные ситуации нашей жизни и постараемся научиться их разрешать


Активизирующая игра: «Монстр»


Используется для « разогрева группы», помогает установить контакт друг сдругом, снять неуверенность и дискомфорт

(К. Фопель «Какнаучить детей сотрудничать?»Х24).
Ведущий: Как и что мы чувствуем, когда у нас появляются проблемы? Что снами происходит? В процесс включаются чувства и эмоции.
Упражнение «Словарь чувств»


На доске выписываются всевозможные чувства и эмоции ( не менее 20 ). Однойчертой подчеркиваем те, которые испытывали хотя бы раз.двойной чертой — часто икрестом отметить те, которые бы никогда не хотели испытывать. Что жеполучается? Есть чувства, которые приносят вред или абсолютно бесполезные?
Природа наделила нас многочисленными благотворящими эмоциями. Эмоциисопровождают нас неотступно: в одних
случаях они придают яркость и силу различным проявлениям психики —
потребностям и мотивам, настроениям и чувствам, мышлению и памяти, интересам иценностям, а в других случаях ослабляю или подавляют психические процессы,состояния и свойства.
Психика в нужный момент готова выдать энергетический разряд в виде радости илистраха, гнева или агрессии, злости или удивления. Негативные эмоциональныеразрядки случаются, когда на пути удовлетворения наших потребностей, интересов,желаний возникают трудности, препятствия, осложнения.

В данном случае эмоциональнаяразрядка играет мобилизующую роль; человек концентрирует энергию злости, борьбына защиту своего Я.
Отрицательные эмоции говорят нам, что мы должны искать другой выход из ситуацииили чего то добиваться, совершенствоваться, развиваться, стремиться, мыслить вдругом направлении, настаивать.
3.) Блок самоанализа.


Упражнение 1.


Что значит пословица: «Утро вечера мудренее» или « Время лечит»?
Когда я, испытывая отрицательную эмоцию, получил пользу? (размышления учащихся)
Работа в парах. Пишут пожелания друг другу: чем заняться, чтобы не принятьпоспешное, неправильное решение в
критической ситуации (обратиться к психологу, послушать музыку, занятьсяфизическими упражнениями, посоветоваться с
лучшим другом, рассказать родителям, позвонить на телефон доверия, сделатьотложенную «на потом» работу…
Упражнение 2. «Что такое обида?» (размышления учащихся).

Обида — это плод нашего сравнения ожидаемого результата с реальными событиямиили поведением человека. Способность прощать — качество присущее сильным.Ребята вспоминают ситуации из жизни.
Сочиняем короткое « письмо обидчику»:
а) мы скажем про «него» все, что мы думаем (выговариваются);
б) мы оправдаем «его» (приводят оправдательные аргументы);
в) просто прощаем.

Упражнение 1. «Я — в конфликте» (размышление в группах).
Конфликт — ситуация, когда разные взгляды, интересы, мировоззрение, традиции.Вспомнить конфликтные ситуации из жизни и разобрать их с точки зрения: а)Шварценегерра (голые мышцы); б) классической мусульманской жены ( полнойзависимостей и несамостоятельности); в) ЭткюляПуаро (чистый разум).
Медитативное упражнение 4. «Мысленная прогулка по своему телу»
Участники ложатся на заранее приготовленную обойную бумагу 1-1,5 мдлинной.Помогают обвести друг другу красками силуэт. Включается спокойная музыка.

Ведущий:Вы проникаете в глубь своего тела. Закройте глаза и посмотрите на себя изнутри,зайдите в каждый уголок вашей души. Последовательно переносите внимание с однойчасти тела на другую. Начните с пальцев ног, закончите макушкой головы.Задерживайте внимание на каждой точке по 5-7 секунд. Важно непредставить часть тела образно, а максимально сконцентрировать на ней вниманиетак, как будто ваше сознание «слилось» с этой частью тела и больше нечего вмире не существует. Посмотрите какие энергетические потоки движутся по вашемутелу. Какими линиями, какого цвета, в каком направлении.
4.) Блок творчества.


Участникам предлагается изобразить свое эмоциональное состояние красками,разукрасив собственный силуэт на бумаге. Желающие показывают рисунок ирассказывают о том, что они изобразили, о своих чувствах.
5.)Завершение занятия.


По кругу участники передают комплимент товарищу справа. Комплимент состоит втом, что называется лучшая волевая или разумная черта соседа, которая всегдавосторжествует над эмоциями, в непростой жизненной ситуации. (Например, «Втрудной ситуации ты всегда можешь рассчитывать на свое хорошее мышление», «Утебя есть очень хорошее качество — сила воли», «Ты общительный и у тебя оченьмного друзей — обратись к ним». При этом участники дружески обнимаются.

 

 

Занятие 4.«Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции»

         Подобнотому, как электричество, протекая по проводам, да­ет свет и тепло, потоки жизненной энергии в телечеловека прояв­ляются в виде мыслей, эмоций и поступков. Наше тело напоминает совершенный компьютер, постоянно считывающийинформацию и выносящий на экрансознания все важнейшие реакции по мере их проявления. Поток энергии в теле обеспечивает связь между мыс­лями, эмоциями и поступками.

Обида, гнев, страх и сожаление препятствуют свободномутечению энергии в организме. Чем больше запаснеотреагированных эмоций, тем хуже работает этоткомпьютер.

У нас есть выбор вотношении того, как разрядить эмоцию, номы не можем блокировать ее бесконечно. Лучший способ — по­стараться понять обидевшего тебя человека, взглянуть наситуа­цию его глазами. Если это невозможно — лучшепризнать наличие этих чувств и найти способ их выражения.

Гнев, чувства ненависти, обиды и разочарования могутразрушить дружбу и семейное благополучие, испортить карьеру, при­вести к серьезным заболеваниям. Однако эти самые эмоциимогут быть полезными, если их разрушительную энергиюиспользовать в мирных целях. Подумай, в каких.

Задание № 1 (индивидуальное)

Тест эмоций

Оцени, насколькохарактерны для тебя следующие реакции. На бланке для ответов обведи номера техвопросов, на ко­торые ты отвечаешь да. Отметь количество обведенныхномеров (баллов) по каждому виду эмоциональныхреакций и построй гра­фик.

 

1.Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

2.Иногда я раздражаюсь настолько, что могу бросить какой-то предмет.

3.Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4.Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.

5.Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.

6.Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.      

7.Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со
мной.

8.Если я кого-то обманываю, то мне становится стыдно.

9.Мне кажется, что я могу ударить человека.

10.Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

11.Иногдалюди раздражают меня просто фактом своего

 при­сутствия.

12.Если мне не нравится какое-то правило, то хочется его на­рушить.

13.Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.

14.Я думаю, что многие люди не любят меня.

15.Я требую, чтобы люди уважали мои права.

16.Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17.Я знаю людей, которые могут довести меня до драки.

18.Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.

19.Иногда я могу взорваться, как пороховая бочка.

20.Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю ему
наперекор.

21.Есть люди, к которым я испытываю ненависть.

22.Довольно много людей мне завидует.

23.Если я злюсь, я могу выругаться.

24.Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство
вины.

25.Если меня кто-то обидит, я могу дать сдачи

26.Иногда я хватаю первый попавшийся под рукупредмет и ло­маю его.

27.Я могу нагрубить людям, которые мне ненравятся.

28.Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.

29.Я стараюсь скрывать плохое отношение клюдям.

30.Иногда мне кажется, что надо мной смеются

31.Если кто-то раздражает меня, я могу сказать все, что о
нем думаю.

32.Меня угнетает, что я мало помогаю своимродителям.

33.Если кто-то первый ударит меня, я ему отвечу тем же.

34.В споре я часто повышаю голос.

35.Я раздражаюсь из-за мелочей.

    36. Того, ктокорчит из себя начальника, я стараюсь поста­вить на место.

37.Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.

38.У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.

39.Я могу угрожать,хотя и не собираюсь приводить угрозы
в исполнение.

39.Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

Бланк дляответов «тест эмоций»

Физическая агрессия (Ф)

1

9

17

25

33

Косвенная агрессия (К)

2

10

18

26

34

Раздражительность (Р)

3

11

19

27

35

Негативизм (Н)

4

12

20

28

36

Обидчивость (О)

5

13

21

29

37

Подозрительность (П)

6

14

22

30

38

Вербальная агрессия (В)

7

15

23

31

39

Чувство вины (Ч)

8

16

24

32

40

 Твояагрессивность — твое личное делодо тех пор, пока она не затрагивает других людей.

Построенныйграфик показывает, какие проявления агрессии характерны именно для тебя. Точка,расположенная на графике выше пунктирнойлинии, говорит о вы­раженности даннойформы поведения.

5

4

3

2

1

0  

     Ф     К     Р    Н    О    П     В     Ч

 

ВИДЫ АГРЕССИЙ

 

Физическаяагрессия — склонность к самому примитивно­му виду агрессии. Тебе свойственно решать вопросы спозиции си­лы. Возможно, образ жизни и личностные особенности мешают те­бе искать более эффективные методы взаимодействия.Рискуешь нарваться на ответную агрессию.

 

Косвенная агрессия — конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит.Пожалей мебель и посуду. Ведь это прямые убытки.Кроме того, так недолго ипораниться.

 

Раздражение — плохоили даже хорошо скрываемая агрес­сия несразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедатьизнутри, как серная кислота, пока не прорвется на­ружу. Когда прорвется — см. физическая и косвеннаяагрессия.

 

Негативизм — реакция, типичная для подростка, соверша­ющегобессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице выбью себеглаз, пусть у тещи будет зять кривой.

 

Обидчивость — готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизитьтебя. Здорово отравляет жизнь.

 

Подозрительность — готовность видеть в словах и по­ступках других скрытый умысел, направленный против тебя. Вкрай­них своих проявлениях может быть симптомомнездоровья.

 

Вербальная агрессия — за словом в карман ты не поле­зешь. А зря. Последствия необдуманного слова могут бытькуда бо­лее разрушительны, чем последствия драки.Впрочем, одно друго­му не мешает.

 

Вербальная агрессия — за словом в карман ты не поле­зешь. А зря. Последствия необдуманного слова могут бытькуда бо­лее разрушительны, чем последствия драки.Впрочем, одно друго­му не мешает.

 

Чувство вины — поздравляю, ты никого не ударил, ничего не разбил, ни на кого не наорал. Откуда тогда чувстводискомфор­та, ощущение, будто в чем-то виноват? Если ты чувствуешь себя в ответе за свои эмоции, значит, умеешь ими управлять.

Что же с этим делать?Как минимум знать — чтобы осознать, что этимкачеством природа наделила тебя более щедро, чем сле­довало бы. Максимум — вспомнить, кто в доме хозяин — тыили твои эмоции?

Процесс укрощенияэмоций можно сравнить с укрощением дикихлошадей. Их нельзя объезжать, предоставляя им полную сво­боду или, наоборот,постоянно пользуясь кнутом. Обе крайности неизбежно приведут к неудаче. С одной стороны, нельзя рази навсе­гда сказать себе, что все попытки приручить дикую лошадь ни к че­му не приведут. Сдругой — мы должны признать, что лошадьдикая, и проявлять терпение при ее приручении.Но, вероятно, самое главное состоит втом, что она должна признать в нас своего укро­тителя.

 

Как управлять своимиэмоциями

Геройодного мультфильма в гневе начинал раздуваться и багроветь.Но у него был сообразительный слуга — когда хозя­ин готов был лопнуть, он открывал у него на макушкеклапан и выпускал из головы лишний пар.

Тем, у кого нет такого клапана, можно разрядить свои эмо­ции,высказавшись в кругу друзей, которые могут понять и посо­чувствовать.

Если ты один, то можешь выразить свой гнев, поколотивподушку или выжимая полотенце, даже если оно сухое. Боль­шая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхнейча­сти рук и в пальцах. Производи любые спонтанные звуки — на­пряжениеможет быть заперто в горле.

Самую полноценнуюразрядку дают занятия каким-либо видомспорта. Поэтому настоящие спортсмены обладают не только физическим, но и душевным здоровьем.

Благотворнодействует на человека природа. Прогулка по лесу, созерцание движения реки или спокойной гладиозера, ле­сные звуки и запахи способны вернутьдушевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях.

Дыхание уступами.Три-четыре коротких выдоха подряд, потомстолько же коротких вдохов. Благодаря этому разбивает­ся поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, чтоочень важно при стрессе.

Природа дала нашему мозгу отличное средство защиты от психических перегрузок — смех и плач. Смех оказываетсясвое­образной защитой нервной системы. Яго можнорассматривать как серию коротких выдохов. Эти выдохи и дробят опасный по­ток импульсов. В этом упражнении соединяются целебныесвой­ства плача и смеха.

 

Задание №2 (домашнее)

К чему нужно стремиться при выражении эмоций?

1. Cтараться избегать соблазна наказать или обвинить.Каким образом?

2. Стараться улучшить ситуацию. Каким образом?

3. Стремиться адекватно передать своичувства. Каким образом?

4. Стремитьсяулучшить отношения и расширить общение. Какимобразом?

5. Избегать повторения подобной ситуации.Каким образом?

 

Памятка.

1.Поговори с другом.

2.Поколоти подушку или выжми полотенце сухоеили мокрое.

3.Прокричи любые звуки.

4.Займись спортом.

5.Погуляй по лесу. Созерцай движение реки илиозера, вдыхай лесные запахи, слушай лесные звуки.

5.Подыши уступами. Три- четыре короткихвыдоха подряд, потом столько же коротких вдоха.

6.Смейся и плачь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие5. Дорожка к моему внутреннему Я

I.Ведущий: «Здравствуйте. Сегодня мы будем продолжать учиться самоанализировать,учиться выделять в людях хорошие качества. А это все необходимо, чтобы всем, инам в том числе, жилось вместе легко, чтобы все друг друга понимали.

II. Выборкапитана.

III. Игра «Эхо».

Инструкция:  «Я проговариваю свое имя и прохлопываю его по слогам в ладоши, а выповторяете за мною. Затем это же делает тот, кто сидит справа от меня и т.д.»

Ведущий:  Молодцы! Игра называется «Эхо» и она показала, что вы дружные исплоченные; да и каждому приятно, когда его называют и ему аплодируют.

IV.Упражнение «Рисуем страхи».

Ведущий: На сегодняшнем занятии мы вместе должны найти ответ на вопрос:  Чемлюди похожи и чем отличаются друг от друга? Какой?

Наш главныйразговор о том, какие же психологические свойства и особенности есть у всехлюдей и чем мы отличаемся друг от друга.

Решаемпроблему: «Чем все люди похожи?» Я вам читаю, а вы смело поднимаете руку, еслиэто будто бы про вас:

а) Когда уменя все хорошо – я радуюсь;

б) Когда уменя что-то не получается, меня не понимают – я могу злиться, обижаться;

в) Когдаслучается что-то опасное, непонятное – я иногда пугаюсь.

Сейчас выотвечали себе на вопрос «Как я умею чувствовать?»

— Чтозначит чувствовать? (Ответы детей).

     Итак,чувствовать – это и радоваться, и бояться, и обижаться. Подтвердим этосвойство. Перед вами два домика: один красный, другой черный. Я вам будуназывать такое неприятное чувство, как страх. А вы его будете прятать в домики(в черный – очень страшные страхи, в красный дом – не очень).

(См.М.Панфилова. Диагностика страхов. Страхи в домиках. «Школьный психолог», № 9,1999).

     Атеперь закройте страшный дом на замок, нарисуйте его, а ключ выбросите. И небойтесь больше ничего!

    Давайте же радоваться всему: и улыбке, и доброму слову, и хорошей погоде, исолнечному зайчику.

V.Упражнение «Солнечный зайчик».

Ведущий: Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальшепо лицу: зайчик на лбу, на ротике, на щеках – нежно погладь его ладонями.Погладь голову, шею, грудь, живот, руку, ноги. Он любит и ласкает тебя, поэтомупогладь его и подружись с ним.

Ребята,ваше настроение стало лучше?

VI. Игра«Кто это?»

Инструкция: «Один человек выходит за дверь. Остальные договариваются, когозагадают. Ведущий зачитывает индивидуальные свойства загаданного человека, аводящий угадывает».

VII. Словокапитану.

VIII.Ведущий. «Наше занятие подошло к концу. Вы молодцы, хорошо поработали. Незабывайте об упражнении «Солнечный зайчик», не забывайте о том, что все ключиот ваших страхов мы выбросили, и в этом вам помогла психология – наука очеловеческой душе.»

IX.Рефлексия занятия.

 

Занятие6. Я среди людей

 

I.Ведущий:  Каждый человек «подает» себя другим, в томчисле и с помощью визиток с различными надписями. У каждого человека естькакой-то девиз или правило, которым он руководствуется в жизни.

II.Упражнение «Визитка».

Инструкция: «В течение 5-7 минут придумайте и напишите на своей визитке надпись,которая соответствует вам».

Каждыйзачитывает свою надпись. Во всех случаях ведущий дает эмоциональную поддержку.

Рефлексия.

        О чем в основном говорят надписи?

        Что мы хотим сообщить о себе другим людям?

III. Упражнение «Уверенный – наглый – робкий».

Ведущийпредлагает всем игрокам по очереди взять одну из трех карточек. На карточкахнаписано:  на одной – «уверенный», на другой – «наглый», на третьей – «робкий». Группа не видит, какую карточку взял участник.       Задача участника– изобразить поведение указанного человека. Группа должна угадать, какоеповедение показывает данный игрок.

Рефлексия.

        Какое поведение легче угадывается? Почему?

        Легко ли отличить уверенное поведение от наглого?

        В чем разница?

IV. Упражнение «Лепим скульптуру».

Ведущийпредлагает детям встать в круг. Один из детей по желанию становится «глиной», аостальные «скульптурами».

Задание:слепить скульптуру под названием «Доброта». Поочередно все участники игрыстановятся «глиной». Названия скульптур тоже меняется – «Ответственность»,«Любовь», «Ненависть», «Решительность», «Уверенность», «Беззащитность» и т.д.

V.Упражнение «Железнодорожная касса».

Ведущий: Представьте себе, что вы на вокзале и через 15 минут отходит поезд. Вкассе остался один билет, а пассажиров много. Вам необходимо убедить кассира,чтобы он продал билет вам.

Выбирается«кассир», лучше всего – неуверенный в себе, застенчивый ребенок. Участникиобразуют очередь у кассы.

Затемпроводится обсуждение. «Кассира» просят дать обратную связь – кому бы он продалбилет? Почему?  Кому бы не продал?  Почему? 

VI.Упражнение «Закончи предложение».

     Нужновсем по очереди закончить предложения:

        «Счастливее всего я, когда …»

        «Хуже всего мне, когда …»

        «Не могу понять, почему я …»

        «Моя жизнь была бы лучше, если бы я …»

        «Главное, что я хотел бы в себе изменить, это …»

VII. Рефлексия.

 

Занятие7. Я и другие. Как ты относишься к людям и как люди относятся к тебе

 

I. Ведущий:Сегодня мы продолжим разговор о самооценке. Мы знаем, что существует 3 уровнясамооценки. Назовите их. Как вы понимаете, что значит «завышенная самооценка»,«заниженная самооценка» и адекватная самооценка».

(Детиобъясняют, как это они понимают, приводят примеры).

     Мыпонимаем, что хорошо, если человек себя оценивает реально. А если человекзанижает свои способности, недооценивает свои возможности, не уверен в себе, токак к нему относятся окружающие?

(Ответыдетей).

    Скажите, а как будут люди относится к тому, у кого явно завышенная самооценка?

(Ответыдетей).

     Чтобымы чувствовали себя увереннее и не были заносчивыми, мы сейчас с вами будемвыполнять различные упражнения.

II.Упражнение «Похвала».

Инструкция: «Нужно встать на стул и похвалить себя».

Рефлексия.

        Легко или трудно хвалить себя?

        Что вы при этом чувствуете?

III. Упражнение «Зато».

По кругупродолжить фразы:

        Я устала, зато …

        Я небольшого роста, зато …

        Я иногда несдержан, зато …

        Я застенчива, зато …

        Я криклив, зато …

        Я слишком уступчива, зато …

        Я зануда, зато …

        Я написал контрольную работу на двойку, зато …

        Я не очень хорошо успеваю по математике, зато …

        Я не очень хорошо пою, зато …

        Меня легко рассмешить, зато …

        Я бываю капризна, зато …

IV. Упражнение «Дорисуй и передай».

Инструкция: «Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цветкарандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начнете рисовать, что хотите. Похлопку передадите свой лист соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опятьхлопаю в ладоши, и лист передается дольше по кругу до тех пор, пока не вернетсяназад к хозяину.»

Обсуждение.

        Понравилось ли вам то, что получилось?

        Поделитесь своими чувствами, настроением?

V. Упражнение «Скажи другому комплимент».

Всемучастникам игры предлагается по очереди говорить приятное друг другу.Комплименты могут касаться личных качеств, настроения, внешности.

VI. Ведущий.Мы с вами поняли, насколько важно выработать в себе верную самооценку. Скажите,хорошо ли вы себя знаете? Уверены ли вы в том, что ваша самооценка верна?

Обсуждение.

 

Занятие8. Разрядка школьной тревожности

 

I.                  Упражнение-игра «Иностранец в школе».

    Ребятам предлагается представить, что в школу приехал иностранец, который незнает русского языка, и никто не знает того языка, на котором  говорит он.Нужно рассказать ему о школе без слов, при помощи жестов. Водящий«рассказывает», «иностранцы» угадывают.

II.               Игра «Школа – Кенгуру».

     Навремя игры все превращаются в кенгуру.

Водящий –кенгуру – учитель, остальные – ученики-кенгурята. Учитель говорит на «кенгурином»(непонятном) языке, вызывает кого-то к доске, ругает или хвалит. Задача –догадаться, что он имеет в виду, и выполнить его требования.

В роливодящего желательно побывать всем. Детям со страхом самовыражения можетпотребоваться поддержка со стороны ведущего.   

III.            Игра «Школа для животных».

Каждыйучастник рисует себя в образе какого-нибудь животного. Затем моделируетсяситуация урока. Учитель ведет урок, а остальные ведут себя в соответствии сосвоей ролью (трясутся от страха, шумят, ни на что не обращают внимания и т.д.).После этого рисунки произвольно перераспределяются, учитель сменяется.

Вербальнаяагрессия сразу пресекается ведущим.

Рефлексия.

        Что вы чувствовали в роли учителя?

        Что вы чувствовали в роли ученика?

IV.           Игра «За что меня любит учитель».

Все ребята сидят в кругу. Каждый по очереди говорит, за что его любитучительница. Если возникает затруднение, помочь могут одноклассники иливедущий.

V.              Упражнение «Ладошки».

Каждыйполучает листок бумаги. Нужно обвести свою ладошку, в центре написать свое имя,а в каждом пальчике – по одному хорошему качеству, которое ребенок в себе можетнайти. Законченные рисунки представляются группе, комментируются авторами.

VI.           Рефлексия занятия.

 

Занятие9. Повышение самоуважения

I.            Ведущий.  Я хочу,чтобы каждый из вас рассказал о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера(на этой неделе). Причем, пока вы говорите, мяч находится у вас в руках. Когдавы закончите рассказывать, передайте эстафету хороших известий, то естьпередайте мяч соседу.

II.               Упражнение«Самоуважение».                                                        

Ведущий: Можете ливы сказать, каким образом вы замечаете что кто-то действительно считает васхорошими? Как вам это показывает мама, а как папа? (ответы детей). Сейчассядьте поудобнее и закройте глаза. Теперь отправьтесь мысленно в то место,которое считаете самым замечательным. Что вы видите там?

Скоро вы увидитедвух человек, которые вас ценят и уважают, которые радуются, когда вы с нимирядом, которые знают, какими вы можете быть внимательными к людям и какимидобрыми… Посмотрите вокруг, и вы увидите, как эти люди подходят к вам, чтобыпоказать, что они считают вас хорошими… Послушайте, что они скажут… Поговоритес ними.

Теперьпопрощайтесь с людьми, которые приходили к вам. Потянитесь и откройте глаза…

Рефлексия.

        Кток вам приходил? Что они говорили?

        Чтовы чувствовали?

III.            Игра«Стул любви».

     В центрставится стул.

Ведущий. Этот стулнепростой, это стул любви. Кто хочет посидеть на нем и получить от окружающихласку, тепло и любовь? (Кто-то из детей садится). А вы, ребята, тихонькоподойдите и нежно погладьте, а потом разбегайтесь.

IV.           Упражнение«Ласковые слова».

     Надоповернуться к соседу слева и сказать ему ласковое слово, а затем ждать, когдаон другое ласковое слово скажет тебе.

V.              Упражнение«Царевна Несмеяна».

    В центрставится стул. На него садится ребенок. Чтобы развеселить царевну Несмеяну,надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая. Дети по очереди говорятцаревне о ее хороших качествах.

VI.           Рефлексия.

 

Занятие10. Я – это Я

И  Я – этозамечательно.

 Приветствиеведущего.

I.                  Упражнение«Цветные ладони»

         Участники хаотично передвигаются по классу. Ведущий держит три «ладони» (синюю,красною, желтую), вырезанные из цветного картона. Ведущий поднимает «ладонь»определенного цвета. Каждый должен поздороваться как можно с большимколичеством играющих.

Варианты сигналов:

Красная ладонь –надо пожать руку.

Синяя ладонь –погладить по плечу.

Желтая ладонь -поздороваться «спинками».

II.               Упражнение«Немного о себе».

     Участникигруппы сидят в кругу. Каждому по очереди предлагается мимикой и жестами показатьто, чем он любит заниматься больше всего в свободное время, например: петь,читать, гулять и т.д.

III.            Упражнение«Я люблю себя за то…».

     Все садятся вкруг. После небольшой паузы каждый участник группы говорит о своихдостоинствах. Например: «Я люблю себя за то, что я добрый.»

IV.           Игра«Снежный ком».

     Ведущийговорит: «Если бы я поехал в Африку…» Следующий повторяет фразу, завершив ее.По кругу составляется рассказ и разыгрывается в образах.

V.              Упражнение«Солнечный круг».

1 часть. Каждыйучастник группы на листе бумаги рисует солнце. В центре изображает себя илипишет свое имя.

У солнцарисует много лучей, на трех из них записывает три самых лучших своих качества.

2 часть. Детипросят друг друга приклеить лист со своим солнцем булавочками к одежде наспину.

3 часть. Подмузыку двигаясь по комнате, дети подходят друг к другу и пишут на лучикаххорошие качества и достоинства того, к кому они подошли. После выполнения,листы с солнышками открепляются и каждый забирает свой лист с собой.

VI.  Ведущий. Ребята,когда вам будет трудно, возьмите свое солнце, и оно вас обязательно согрееттеплом сердец участников нашей группы.

VII.                     Рефлексиязанятия.

 

 

Занятие11. Самооценка

I. Ведущий:«Сегодня мы поговорим о самооценке. Самооценка отражает степень развития учеловека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивногоотношения ко всему тому, что входит в сферу его интересов. На самооценку влияютнесколько факторов. Во-первых, представление о том, каков человек на самом делеи каким он хотел бы быть; во-вторых, человек склонен оценивать себя так, как поего мнению, его оценивают другие».

II. Выборкапитана.

III.Групповая дискуссия.

Темадискуссии: «Как мы поддерживаем и улучшаем своюсамооценку». Мнения выписываются на отдельный лист бумаги и дополняютсяведущим.

IV.Упражнение «Говорим друг другу комплементы».

Отдельно –так, чтобы всем хорошо было видно, поставить два стула друг напротив друга.Предложить одному из участников занять один из стульев, все остальные членыгруппы по очереди садятся на свободный стул и называют ему только положительныекачества.

Каждый членгруппы должен занять место слушателя.

Рефлексия.

Что вычувствовали и думали в процессе выполнения задания.

V.Упражнение «Я в будущем».

Предложитьдетям вылепить из пластилина или нарисовать модель своего образа «Я» в будущем.

VI.Обсуждение.

Каждыйучастник называет фигуру и рассказывает о ней.

VII. Словокапитану.

VIII.Рефлексия.

 

Занятие12.  «Ценностные ориентации личности».

Организацияигры.

Игра проводится сгруппой из 25-30 человек.

Возрастучастников: подростковый и юношеский возраст.

Время проведения:45-60 минут.

Место проведения:обычное классное помещение.

 

Оборудование.

Бумага; маркеры;стимульный  материал: таблички с названием ценностей, высказывания, афоризмы осмысле жизни.

 

Ходзанятия.

1.     Вступление.

Ведущимпроизносится вступительное слово о предназначении человека, о смысле жизни, очеловеческих ценностях,  об актуальности этих проблем для подростков,юношества.

     Личность – это четыре составляющих:

-познавательнаясфера;

-эмоционально-волеваясфера (темперамент и характер);

-мотивационная (потребности и интересы);

-ценностная.

 Ценностные ориентации человека составляют основу отношений к окружающему миру,к другим людям, к себе; основу мировоззрения и ядро мотивации жизненнойактивности – «философии жизни».

   -К чему же стремится человек? (ответы учащихся)

Вывод:свобода, здоровье, карьера, образование, семья и т.д.  Это ценности- цели.

   -Что необходимо человеку для достижения главных целей? (Ответы детей) Вывод:многие качества личности помогают добиваться важных для себя целей.

     Рассмотрите список качеств личности, каждое из них представлено в виде полярныхполюсов. Оцените каждое качество у себя (письменно на готовых бланках).Приложение 1.

     Ведущий: Что происходит с человеком, когда у него исчезают цели?

Да,человек деградирует как личность: крайний случай – бомж, наркоман. Такимобразом, человек сам создает себе жизненное пространство.

 

      Упражнение «Брачное объявление»

Ведущий.Предлагаю вам выполнить необычное упражнение – составить текст брачногообъявления. Во-первых, каждый из вас сможет заявить о своей системе ценностей;во-вторых, конструктивно используя фантазию, заглянуть в будущее; в–третьих,лучше узнать друг-друга.

    Структура объявления. Приложение 2.

Знакомствос примерами брачного объявления. Приложение3.

Ведущий.Работать над текстом объявления нужно индивидуально. После составления я соберуих и буду зачитывать. Ваша задача – отгадать, кому принадлежит брачноеобъявление.

  Начали- закончили.

  Ведущий собирает и зачитывает брачные объявления, а участники отгадывают.

 

  Игра.

Формированиекоманд (по 5-7 человек).

Предлагаютсяжетоны разного цвета по выбору.

 

3.Объяснениеправил игры.

А)Обращение:  «Вы являетесь представителями разных планет. Понимание смысла жизнина ваших планетах разное. Вы собрались на межпланетный симпозиум, чтобыобсудить этот важный вопрос. Сейчас вам будут предложены различные понятия,отражающие ценность и смысл жизни на вашей планете».

(Участникампредлагаются таблички с понятиями: «семья»,  «любовь», «профессия»,«творчество», «удовольствие», «дружба», «служение  обществу», а такжевысказывания великих людей о смысле жизни, ее ценностях).

 

Б)В течении  5-10 минут каждая команда обсуждает название своей планеты, образжизни ее жителей. Аргументировать свое выступление можно, опираясь на цитаты,высказывания. Важно рассказать, какие люди живут на планете, по каким законам,что для них является самым главным.

 

В)Участники команд представляют свою планету. Другие команды могут задавать имвопросы, уточнять, критиковать. Возможна дискуссия. При этом целесообразнопознакомить подростков с правилами ведения групповой дискуссии, диалога.

 

Г)Подведение итогов.

      Собираютсяжетоны за наиболее понравившееся выступление,

     подготовленные вопросы и ответы.

Вопрос:«На какую планету вы хотели бы полететь?»

 

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заключительноеслово ведущего о необходимости поиска смысла жизни, об осознанности иответственности за свою жизнь.

 

     Ведущий. И.П. Павлов как-то сказал: «Жизнь перестает привязывать к себе, кактолько исчезает цель». Помните об этом. Спасибо!

 

Приложение1.

Списоккачеств личности.

Аккуратность      ______________________________ небрежность

Воспитанность    ______________________________ невежествожизнерадостность______________________________ уныние

(оптимизм)                                                                        (пессимизм)

Исполнительность______________________________безответственность

Независимость     _______________________________зависимость

(самостоятельность)                                                          (инфантильность)

Твердость             _______________________________мягкость

(решительность)                                                                (нерешительность)

Искренность       _______________________________ лживость

Чуткость             _______________________________ безразличие

Смелость            _______________________________ боязливость

Организованность______________________________несобранность

Коммуникабельность___________________________неразговорчивость

(общительность)

Активность         _______________________________ пассивность

(деятельность)                                                                   (бездеятельность)

Непринужденность_____________________________скованность

(раскованность)                                                                (зажатость)

Целеустремленность____________________________импульсивность

 

 

Приложение2.

Структурабрачного объявления.

1.     физическиеданные (возраст, рост, вес).

2.     общиесведения (дополнительные : знак зодиака, наличие вредных привычек).

3.социальный статус (образование, материальное обеспечение, работа).

3.     личностнаяхарактеристика (качества личности, черты характера, отношение к себе, к людям,к миру, увлечения).

4.     ожидание ввыборе партнера (физические данные, социальный статус, качества личности чертыхарактера).

 

Приложение3.

Примербрачного объявления.

Александр25/180/73. По знаку зодиака Весы, брюнет, глаза карие, среднего телосложения,приятной внешности, без вредных привычек.

     Образование высшее. Материально обеспечен. Обожаю природу и животный мир, люблюдетей. Увлекаюсь рыбалкой. Из музыки предпочитаю джазовую. По характеру:добрый, отзывчивый, спокойный. Оптимист по жизни, тонко чувствующий,увлеченный.

      Познакомлюсь с интеллигентной симпатичной девушкой 20-27 лет для серьезныхотношений.

Отвечуна письмо, желательно фото.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.65%
НЕТ
41.35%
Проголосовало: 1052

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет