Государственноебюджетное общеобразовательное учреждение
Самарскойобласти
средняяобщеобразовательная школа № 4
городскогоокруга Чапаевск Самарской области
Окружнойконкурс методических разработок
дляпедагогов образовательных организаций
«Интернет-ресурсыв профориентационной работе»
Номинация:
«Разработкавнеклассного мероприятия»
«Будущеевыбираем вместе»
Сведенияоб авторе: Шанина Елена Александровна
учительистории и обществознания
Чапаевск,2021
Пояснительнаязаписка
Профессиональнаяпомощь учащемуся в выборе профессии помогает организовать учебную деятельность -осознанно изучать школьные предметы, которые могут пригодиться в будущейтрудовой жизни. Расширение знаний о профессиях будущего по «Атласу новыхпрофессий» и развитие мотивационной основы выбора является важнейшим условиемподготовки учащихся к действительно самостоятельному и действительноосознанному жизненному и профессиональному самоопределению.
Цель:формирование профессионального самоопределения учащихся.
Задачи:
· расширение представлений о профессиях,используя интернет – ресурс «Атласновых профессий»;
· показать возможности «Атласа новыхпрофессий» для определения привлекательности в сфере специальностей
· содействие формирование интереса учащихся кзнакомству с различными видами деятельности, развитие коммуникативныхспособностей и умения работать в группе.
Целевая аудитория:учащиеся 6 классов.
Продолжительность: 40мин.
Оборудование и материалы:
· компьютеры с выходом в сеть интернет
· проектор;
· листы ватмана, фломастеры.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
· совершенствование потребности всамовыражении и самореализации через определение профессиональных намерений.
Метапредметныерезультаты:
- Познавательные УУД: осуществлять поиск социальной информации, устанавливать причинно-следственные связи.
- Регулятивные УУД: определить выполнение учебных действий в группе в соответствии с целью и задачами урока и осуществить взаимооценку проекта других групп в соответствии с критериями.
- Коммуникативные УУД: совершенствование умения публично представлять результат деятельности группы (защита проекта), умения осуществлять продуктивную деятельность в составе группы, аргументировать собственную позицию по предложенной проблеме.
Предметные
· умение логично и последовательно выражатьсвое мнение в соответствии с коммуникативной задачей;
· умение работать с интернет – ресурсами ;
Метод обучения: фронтальная работа, групповая работа
Формаорганизации: деловая игра
План проведения:
1.Организационный момент: что мы знаем опрофессиях?
2.Информационный блок: как выбрать будущуюпрофессию?
3. Практический блок: работа с «Атласомновых профессий»
4. Подведение итогов: презентацияпрофессий будущего
Ход мероприятия:
Слово учителя:
Сегодня вы ещё шестиклассники,но пройдет совсем скоро вам придётся задуматься о выборе своей будущей профессии.Сделать очень важный шаг в жизни каждого из вас. Мир профессий многообразен,однако мы с вами имеем небольшое представление о нём. А ведь профессийнасчитывается на сегодняшний день – более 50 000!!!
-Скажите, пожалуйста, кто может объяснить понятие – профессия?
(учащиесявысказывают свои предположения)
Википедияговорит нам, что «Профе́ссия — род трудовой деятельности человека,обычно его источник существования. Профессия требует владениятеоретическими знаниями и практическими навыками, приобретаемыми в ходеспециальной подготовки или получения специального образования».
Когда-то давным– давно ваши бабушки и дедушки (а может быть мамы и папы) мечтали статькосмонавтами, врачами, архитекторами… Но приоритеты сменились и я думаю, чтобольшая часть из вас, скорее всего, мечтает о более простой профессии.
Давайте мывыясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.
Беседа«Правила выбора профессии – каковы они для вас?»
(учащиесяпредлагают свои варианты)
Слово учителя:
1способ — человек пробует себя в различных сферах деятельности, так сказать, методомпроб и ошибок.
-Какие минусы вы видите в этом способе?
2 способ– династия профессий: выбор зависит от профессии родителей, дедов ипрадедов.
-В каком случае возможен этот способ выбора?
Вчём плюсы и минусы этого способа?
3 способ– кто я? Познание себя, своих интересов, способностей, а также ориентированиена потребности рынка труда.
Каждый человек –уникален и неповторим! Не зря говорят «У кузнеца руки золотые, а у певца -слова». Сегодня существует огромное количество профориентационных психологическихтестов, которые могут помочь вам определить ваши способности к той или инойпрофессии.
Я предлагаю вам пройти Онлайн- тестирование «Моя будущая профессия»
Методикапредназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии склассификацией типов профессий Е.А.Климова. https://onlinetestpad.com/ru/test/12319-vasha-budushhaya-professiya
Известныйрусский драматург Николай Чернышевский когда –то сказал: «Если есть в жизничеловека что-то судьбоносное, так это выбор профессии». От вашего выборасегодня, зависит вся ваша судьба: будите ли вы жить в достатке или оченьскромно, добьётесь ли уважения и самореализации.
Прежде, чемопределиться «Кем быть?», «Какую профессию выбрать?», нужно познакомиться сомножеством профессий, понять каково её место в современном мире…
В результатеуникального для России масштабного исследования «Форсайт компетенций 2030» былсоздан так называемый «Атлас новых профессий». Предлагаю вам поближепознакомиться с данной разработкой.
Просмотрвидеоролика «Атлас новых профессий»
https://www.youtube.com/watch?v=P5DEhXQb9lc
Время, ксожалению, а может быть, и к счастью не стоит на месте… И, как вы уже знаете, сегодняесть большое количество профессий, которые или уже исчезли за ненадобностью,либо совсем скоро станут не нужными.
Задание«Профессии прошлого»
(времяна выполнение задания – 5 минут)
Сейчас япредлагаю вам поближе познакомиться с «Атласом новых профессий».
Каждая группа презентуетпроект, в котором расскажет нам о:
· 1 профессии, которая исчезла,
· 1 профессии, которая, по-вашему, исчезнетв ближайшие 10- 20 лет.
Привыполнении этого задания вы можете пользоваться печатной версией «Атласа новыхпрофессий», которая находится на ваших столах.
Учащиесяпредставляют результат своей работы
А теперь япредлагаю вам окунуться в будущее — познакомиться с профессиями будущего.
На сегодняшнийдень, условно можно выделить пять больших групп профессий в зависимости отпредмета труда.
1. ТЕХНИКА. Кэтой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживанием ипроектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальнии молота кузнеца. Особенность в том, что они могут быть точно измерены ипросчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетанияпрактического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья
2. ЧЕЛОВЕК. Врач,медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер,экскурсовод — все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них одинпредмет труда — человек. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Онитребуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственностьна себя, контролировать свои эмоции.
3. ПРИРОДА. Кэтой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой.Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными ирастениями, их лечение — вот возможные виды деятельности.
4. ЗНАК. К этой группе относятся все профессии, связанныес использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами.Предметом труда для этих профессий является «знаковая система», то есть всяинформация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов,графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и своевременности информации внашей жизни зависит многое, если не все.
5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. К этой группе относятся профессии,связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной,актерско-сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особыйпроцесс. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимытворческие способности, талант, трудолюбие.
-Как вы уже заметили, вас разделили как раз на 5 групп, каждой из которыхсоответствует определённое направление деятельности
· Образование
· Медицина
· Сельскоехозяйство
· Строительство
· Туризм
Задание«Профессия будущего»
(времяна выполнение задания – 10 минут)
Предлагаю вам,ребята, подготовить презентацию профессий будущего, в соответствии с классификацией.Для выполнения задания вы можете пользоваться интернет – ресурсом «Атлас новыхпрофессий»
Учащиесяпрезентуют свою работу
Рефлексия – «Древопознания»
Я думаю, что всесегодня продемонстрировали много знаний о профессиях, свою эрудицию. Поэтому сегоднявсе победители. Сейчас я предлагаю каждому из вас высказать своё мнение осегодняшнем мероприятии. На столе у каждого из вас есть шаблоны листочков ияблочек.
Напишите на листочках:Что понравилось? Или наоборот, не понравилось?
Напишите на яблочках: Чтобыло для вас полезного?
А также я предлагаю вамзаполнить Лист самооценки.
Каждую характеристику своей работы ондолжен оценить по пятибалльной шкале.
· Я предлагал (предлагала) идеи посоставлению проекта
· Я задавал (задавала) уточняющие вопросы
· Я внимательно слушал (слушала) всех членовгруппы
Молодцы!Отлично справились!
Хочу пожелать вамотличной учёбы! А так же всегда остаться такими же добрыми, сильными, честными,трудолюбивыми людьми, как сегодня, и выбрать такую профессию, которая помоглабы вам добиться успеха в жизни.
Список источников:
1. Профильное обучениевшколе: модели, методы, технологии. – М., 2006
2. https://atlas100.ru/catalog/
3. https://www.youtube.com/watch?v=P5DEhXQb9lc
4. https://onlinetestpad.com/ru/test/12319-vasha-budushhaya-professiya
5.. открытыйурок.рф/статьи/531540/
6. metodkabi.net.ru/index.php?id=2209
