Муниципальное автономное учреждение
Дополнительного образования школа искусств» г. Северобайкальск(Северобайкальская Детская школа искусств)
Методическаяработа по теме:
«Методыизучения музыкальных произведений
Выполнила: Бидненко Тамара Степановна Преподаватель по классувиолончели
г.Северобайкальск
2022
1
Содержание
1. Введение
2. Основнаячасть
З. Заключение
4. Список используемой литературы
Введение
В данной работе рассмотрены основные принципы иметоды работы над музыкальными произведениями в детской школе искусств, вклассе виолончели.
В работе над музыкальными произведениями важно дать понять ученику, чтохудожественное произведение являет собой не просто набор нот и безупречносыгранный текст, но и наполненность произведения чувством, музыкальностью,образами.
Целью данной работы является рассмотрение способовобучения ученика самостоятельным навыкам раскрытия художественных образов вмузыкальных произведениях.
В процессе выполнения данной работы применялись такиеметоды исследования, как анализ, изучение, обобщение сведений.
Исследование имеет теоретическую и практическуюзначимость, возможность дальнейшего применения в педагогической практике ДМШ и дши.
Основнаячасть
Обращаясь непосредственно к учебно-исполнительскомупроцессу, нужно отметить особое значение рационального составленияиндивидуальных планов для учащихся.
Принцип составления индивидуальных планов требуетучета особенностей каждого ученика (его одаренности, физических данных,музьжального слуха и т.д.) Выбирая произведения для учащегося, педагог долженисходить из их музыкального содержания, яркости, конкретности и доступностихудожественных образов.
В данном случае больше всего подходят программныепьесы, способные заинтересовать ученика. Заглавие пьесы не менее способствуетраскрытию образности произведения и определению характера («Песенка», «Танец»,«Юмореска», «Плясовая» ).
Учебный процесс предусматривает ознакомление учащегося спроизведениями различных художественных стилей, что способствует развитиюхудожественного вкуса («чувства стиля»). В процессе работы над художественнымпроизведением, при отработке отдельных приемов и навыков, учащийся постигает ихвыразительное значение и использует их в дальнейшем сознательно.
Разделим разучивание музыкального произведения наопределенные этапы:
1. Проигрываниепроизведения педагогом (прослушивание)
2. Разговоро стиле, содержании, форме, жанре и авторе, жившем в определенную эпоху.
З. Изучение нотного текста,выбор средств художественного выражения, подбор вспомогательного техническогоматериала.
4. Конечное обсуждения
5. Концертное исполнение
При всех этих этапах педагог должен направлять и помогатьученику, но при этом не забывать, что он воспитатель, и при помощи всевозможныхмузыкальных средств иметь возможность раскрыть содержание музыкальногопроизведения. «Я откровенно и многократно признавал, что я прежде всего — учительмузыки и только во вторую очередь учитель фортепианной игры.. .» — писалвеликий педагог-музыкант Г.Г.Нейгауз.
Говоря о младшем школьном возрасте, как периодеблагоприятном для развития творческой одаренности, был определено, что в этотпериод происходит формирование личности, модели поведения. Отмечено, чтотворческая одаренность личности связана с наличием у нее определенных качеств:соответствующего уровня интуитивных способностей, умение аналитически оцениватьсложную ситуацию, быстроты реакции, нестандартность мышления, творческоевоображение, развитая интуиции и т.д.
При работе над художественным произведением ученик долженуметь выявить сложные эпизоды, требующие дополнительной тренировки. «Чтобыпреодолеть техническую трудность, надо знать, в чем она заключается», — говорилЯмпольский В.И. Важно не проигрывать сочинение от начала и до конца, так этовредит осознанию формы, содержания, художественного образа.