Тема: «Картиныродной природы. Осень. Обобщение». 09.11.22
Цели: обобщить знания детей, полученные при чтениипроизведений по теме «Картины родной природы Осень».
Продолжитьформировать навыки чтения ;обогащение речи учащихся;
На основе элементов анализа через разные формыдиалога создать описательный образ осени.
Оборудование:учебник; индивидуальные карточки с речевой разминкой, для задания «Найди пару», натуральные осенние листья; аудиозапись звуков осени .
Ход урока:
I.Организационный момент.
II. Речеваяразминка
Для отработкидикции, скорости и выразительности чтения поработаем с речевой разминкой,прочитаем текст с разной интонацией голоса.
а) чтениетекста речевой разминки «про себя»
Ровно стучат. Былонормально. Тишина, тишина, тишина…(тихо)
Вдруг (громче)грохотом (еще громче) грома (громко) сменилась она (норм.)
И вот уже дождик(норм.)
Тихонько (оченьтихо) ты слышишь? (тихо спрашивая)
Закапал, закапал,закапал по крыше. (норм.)
б) чтениетекста речевой разминки учащимися вслух
III. Работа потеме урока:
1.Отгадываниезагадки
Прошла по лугам,
Пошла по лесам, пополям,
Припасы оназаготовила нам
Упрятала их впогреба, закрома сказала: «За мною нагрянет зима!»
Осень.
Каждому осеньоткрывает свои секреты по-особому. Каждый замечает в осени что-то свое ведьосень — это радостная и грустная пора.
2. Сообщениетемы урока
Ребята, мы с вамизакончили изучать большой раздел.
-Как называетсяэтот раздел? (Осень)
-Сегодня на уроке,я предлагаю вспомнить какие произведения об осени мы читали?
-перечитатьпонравившиеся строчки;
— полюбоватьсякрасотой неповторимостью авторского слова;
-обсудитьпрочитанное.
IV.Закрепление и обобщение изученного материала:
1.Обобщающаябеседа об осенних месяцах
— Назовите осенниемесяцы.
Задание «Найдипару» (работа по карточке)
Каждому месяцусоответствует определенная пора осени. Сейчас составим пары: осенний месяц –пора осени.
Сентябрь — ранняя
Октябрь — золотая
Ноябрь –поздняя
Осень — сентябрь,октябрь, ноябрь — интереснейшая пора для наблюдений в природе. Многие писателии поэты описывали эти наблюдения в своих произведениях.
— В какихпочитанных нами произведениях описывается ранняя осень? (В рассказе«Сентябрь» Г.Скребицкого).
2. Чтение «вслух»
-Найдите ипрочитайте приметы ранней осени, которые описывал Г.Скребицкий в рассказе«Сентябрь». (В воздухе захолодало. На кустах и деревьях пожелтела листва.Лес оделся в разноцветный убор. Грачи и другие птицы собрались в стаи. Многиезвери утепляют к зиме гнезда и логовища, некоторые тащат в свои «кладовки» и«погребки» запасы еды. Насекомые прячутся кто-куда в щели, другие забираются вземляные норки.)
Автору оченьблизки и знакомы звуки осени. Звуки природы навевают такое спокойствие, чтохочется их слушать и слушать.
3. Игра «Угадайзвуки осени» (прослушивание аудиозаписи)
Послушаем иугадаем звуки осени.
-шум ветра
-листья на ветру
-шелест листьев
-Какие еще осенниезвуки еще мы можем услышать? (шум дождя, голоса улетающих птиц, голосазверей)
4. Массаж рук«Игра изобрази звук»
По-особенномуосенью звучат капли дождя. Они напоминают барабанную дробь. Изобразим каплидождя с помощью рук.
«Что такое? Что мыслышим?
Это дождь стучитпо крыше (постучать кулачками)
А теперь пошелсильней
И по крыше бьетбыстрей» (удары подушечками пальцев по парте)
Золотая пора осенисоздает радостную светлую картину.
Для того, чтобыназвать в каких произведениях описана пора золотой осени выполним несколькозаданий.
Осень пораразмышлений и в это время года многие поэты пишут стихи.
5. Задание«Восстановите текст стихотворения»
Прочитайте слована карточке и восстановите текст стихотворения.
(Брусника, дни,холоднее, поспевает, стали, крика, птичьего, от).
-Как называетсяэто произведение и кто автор? (Стихотворение «Осень» К.Бальмонта)
6. Чтение стихотворенияучащимися наизусть (под музыку)
-О ком можносказать «проснется и заплачет»? (Так можно сказать о ребенке.)
-Какой приемиспользует поэт, описывая осень? (Олицетворение, оживляет, очеловечиваетосень)
7. Чтениеучащимися отрывка из рассказа « Золотая осень» по И.Соколову-Микитову « поцепочке»(работа по карточке)
-Назовите автора иназвание этого произведения. (Из рассказа «Золотая осень»И.Соколова-Микитова)
-Какую картинузолотой осени увидел Соколов-Микитов?
-Почему осеньназывается золотой? (Главные цвета в осеннем лесу желтый, золотой).
К.Бальмонт пишет,что осенью « нет в цветах благовонья».
-Как вы понимаетезначение слова «благовонье»? (Благовонье- приятный ароматный запах.)
Но осень имеетдругие неповторимые запахи.
-Какие запахи имеетосень? (грибов, запах костра, свежего морозного воздуха, дынь и арбузов,скошенной травы)
На столах укаждого ученика опавшие листья.
-Понюхайте искажите, чем пахнут опавшие листья? (Прелостью, сыростью)
V.Физкультминутка
— В каком рассказемы прочитали, чем заняты в пору золотой осени дикие животные? Кто автор?
-Найдите ипрочитайте, как они проводят осенние дни? (с.67)
8.Выборочноечтение отрывка из рассказа И. Соколова-Микитова
«Золотаяосень»
-Найдите ипрочитайте, какими словами сопровождает автор названия
животных? Почему?
-Если мы тожебудем любить и беречь природу, то каждый год мы будем
любоватьсякрасотами осени.
-Не толькописатели и поэты описывали осень, композитор П.И.Чайковский описал золотуюосень с помощью муз. инструментов.
9.Прослушивание аудиозаписи фрагмента из произведения П.И.Чайковского из цикла«Времена года. Октябрь».
-Прослушайтевнимательно, а потом скажете, что вы представили, слушая это произведение?
-Какие чувствавозникли при прослушивании?
-Что услышали?
(почувствовалишорох листьев, ощутил запах лесных грибов)
Осень может бытьне только радостной порой, но и другой, какой мы узнаем поиграв в игру.
10. Игра«Подбери слова, противоположные по значению» (работа по карточкам)
Сухая осень-…(дождливая)
Солнечная осень-…(пасмурная)
Веселая осень-…(грустная)
Теплая осень-…(холодная)
Дождливая,пасмурная, холодная погода вызывает у человека грустное настроение.
-А какую поруосени мы называем грустной? (позднюю осень)
-В какихпроизведениях описана поздняя осень?
(В рассказеВ.Астафьева «Осенние грусти», в стихот. И.Бунина «Первый снег»).
-Какие слова ивыражения употреблял В.Астафьев, описывая позднюю осень? (голые леса, пустыеогороды, не слышно веселого пения птиц)
11. Чтениестихотворения «Первый снег» И.Бунина наизусть (под музыку)
Мы увидели каккомпозитор с помощью муз.инструментов, поэты и писатели с помощью худ.словизобразили осень.
VI. Итог урока
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)