МКОУ «Сузунская ОШ – И»
Творческий проект
«Мебель. Табурет»
Выполнил: учительпрофессионально – трудового обучени я Владимир Васильевич Рубцов
Сузун 2021г.
План работы
1. Обоснование возникшей проблемы и потребности.
2. Схема обдумывания
3. Выявление основных параметров и ограничений.
4. Теоретические сведения.
5. История и современность.
6. Банк идей.
7. Эскизная проработка базового варианта.
8. Требования к изделию.
9. Дизайн – спецификация.
10. Инструменты иоборудование.
11. Материалы.
12. Правила безопасности вовремя работы.
13. Технология изготовления.
14. Контроль качества.
15. Экологическоеобоснование.
16. Экономическоеобоснование.
17. Реклама.
18. Самооценка.
19. Словарь терминов.
20. Литература.
Обоснование возникшей проблемы и потребности
- Почему выбрана данная тема?
- Чем интересна эта тема?
- Каково ее значение?
У нас очень много родственников и когда мы собираемся все вместемебели, на которой можно посидеть не хватает. Но, читая журнал «Домашниймастер», мы увидели эскиз комплекта табуреток. Нам эта тема стала оченьинтересной, потому что это был реальный выход из проблемы с местами длясидения. И если мы сделаю этот набор табуреток, это будет иметь большоезначение для нашей семьи! Мы сможем собираться чаще и всей большой семьёй.
Выявлениеосновных параметров и ограничений
Изделие должно отвечать следующим требованиям:
- Экологичность готового изделия
- Аккуратность выполнения работы
- Применение изученного на уроках столярного дела
- Соблюдения техники безопасности
- Актуальность готового изделия
- Применение современного оборудования
- Использование индивидуальных творческих способностей
- Использование неожиданных дизайнерских решений
- Удержание ценного минимума на готовое изделие
- Совершенствования метода использования школьного инвентаря
- Совершенствования собственных знаний и умений
- Использования нетрадиционных средств оформления изделия
- Совершенствования самостоятельности при выполнении работы на всех этапах проекта
Теоретические сведения
Табуре́т — мебельное изделие для сидения одного человека,без спинки и подлокотников.
Табуреты изготавливаются из дерева, металла, пластмасс,ДСП, МДФ, фанеры и других материалов. Сиденье табурета бывает как жёстким (втом числе с облицовкой из устойчивого к истиранию материала, напримерпластика), так и с мягким элементом с обивкой из ткани или кожи.
Основными деталями табурета являются ножка (опора) исиденье. Ножки табурета могут быть связаны между собой верхними царгами идополнительно нижними проножками.
- кухонный табурет — табурет, предназначенный для выполнения работ на кухне.
- для туристов — складной табурет с лёгкой, прочной основой, стойкой к увлажнению и нагреванию (алюминиевые трубки и т. п.).
- барный табурет — высокие табуреты, с опорой для ступней.
- для игры на музыкальном инструменте — табуреты, с вращающимся, настраиваемым по высоте сиденьем.
- специального назначения — предназначенные для определённого вида работ, и имеющие специфические особенности (размер, прочностные показатели, покрытия), например лабораторные табуреты.
История и современность
История возникновения стульев восходит к древним временам.Еще древние люди осознали полезность и необходимость такой вещи, на которуюможно было бы присесть и отдохнуть. Стулья первобытного человека представлялисобой плоский камень с неровными краями. Впоследствии люди началиусовершенствовать стул, добавляли к нему какие — то детали. Постепенно он началпринимать, пусть и отдаленно, современный вид.
В более поздние времени стулья, украшенные драгоценными камнямии сделанные из дорогих материалов стали предметом роскоши. Царские стулья(троны) выдалбливались из громадной глыбы мрамора, инкрустировалисьбриллиантами и другими драгоценными камнями, и отделывались золотом.
Охотники и рыбаки тоже используют стулья, причем их роль могутвыполнять самые разнообразные предметы: коробки, ровные камни, бревна и т.д.
В любом доме тоже имеются стулья. Конструкции их в разныевремена были разными и соответствовали различным представлениям людей о красотеи удобстве. Это были стулья из различных сортов дерева, начиная от дешевойсосны и кончая крайне дорогим красным деревом. Также есть еще несколькопопулярных модификаций стула — кресла, кресла — качалки, диваны, пуфики. И хотявыглядят они разно, назначение их абсолютно одинаково.
Банк идей
В процессе сбора информации был рассмотрен ряд вариантов:
1. Изготовить банкетку
2. Классический табурет
3. Скамеечку
Варианты Критерии оценки |
1 |
2 |
3 |
Наличие заказа и спроса на рынке |
— |
+ |
+ |
Наличие материалов |
|
+ |
— |
Наличие инструментов и оборудования |
|
+ |
|
Достаточность знаний и умений |
|
+ |
|
Возможность применения |
|
+ |
|
Вывод: Исходя из результатов оценки, оптимальным являетсявариант 2. Изделие является полезным и многофункциональным, универсальногостилевогорешения.
Эскизная проработкабазового варианта
Требования к изделию
Требования к изделию дают наглядное представление об основныхсвойствах изготовляемого изделия и оформляются в таблице.
1 |
Название изделия |
Табурет |
2 |
Функциональное назначение |
Предмет мебели |
3 |
Пользователь |
Семья |
4 |
Производство |
Единоличное |
5 |
Требования к материалам |
Доступны |
6 |
Метод изготовления |
Столярные, токарные операции |
7 |
Внешний вид |
Соответствует требованиям |
8 |
Безопасность использования |
Устойчив, удобен |
9 |
Экологические требования |
Экологически чистый |
Дизайн – спецификация
Она представляет собойсхему, которая наглядно представляет основные аспекты изготовления изделия.
Инструменты иоборудование
При изготовлении табурета выше указанной конструкции необходимоиспользовать ручные деревообрабатывающие инструменты и оборудование:
1. Столярный верстак
2. Ножовка
3. Рубанок
4.Сверлильный станок со свёрлами
5.Токарный станок
Материалы
В данном разделе приводится описание материалов,используемых для изготовления в выбранной технике, а также обоснованиематериалов для изготовляемого в дальнейшем изделия. Информация может бытьпредставлена текстом, так и в виде таблицы или схемы. Данный раздел можетсодержать также конфекционную карту, которая представляет собой образцывозможных используемых материалов.
Обоснование:
Для изготовления моего изделия я использовал:
а) необрезную доску.
+ Невысокая цена;
+ Хорошо обрабатывается столярным инструментом;
+ Экологически чистый материал.
Правила техники безопасности. Санитарно-гигиеническиетребования.
ИНСТРУКЦИЯ по технике безопасности при ручной обработкедревесины
До начала работы
1. Правильно надеть спецодежду (фартук с нарукавниками илихалат и головной убор: берет или косынку. При этом следует тщательно подбиратьволосы и заправлять концы косынки).
2. Проверить наличие инвентаря (сиденье, щетка-сметка, совок),исправность верстака (зажимные коробки, упор для пиления, зажимные клинья,приспособления для чертежа).
3. Разложи на верстаке инструменты индивидуальногопользования в строгом порядке, установленном учителем. На верстаке не должнобыть ничего лишнего.
Во время работы
1. Надежно закрепи обрабатываемый материал (древесину) в зажимахверстака.
2. Пользуйся инструментом только по назначению, исправным,хорошо налаженным и наточенным.
3. Концы полотен лучковых пил должны быть прочно закреплены вшаховках. Полотна разведены. Шнур должен обеспечивать необходимое натяжениеполотна.
4. Строгальные инструменты должны иметь рожок или вывеску взензубелях, калевках, гелтелях. Задняя часть колодки должна быть округлой игладкой. Расщепленные части стругов немедленно заменяются. Ручки инструментовдолжны быть удобными для работы.
5.Технологические операции (пиление, отесывание, долбление,сверление, соединение деталей) выполняй на верстаке в установленных местах,используя приспособления, упоры и подкладные доски.
6. Не допускай захламленности верстака отходами, стружками.Своевременно возвращай учителю инструмент общего пользования.
7. Не отвлекайся во время работы, следи за правильными приемамиработы.
8. Приготовление и разогревание клея производи под постояннымнаблюдением в изолированном от мастерской и хорошо вентилируемом помещении.
9. Пользование открытым огнем, а также электроразогревателями вдеревообрабатывающей мастерской категорически запрещается.
10.Во избежание травмирования необходимо:
• следить за натяжкой полотна лучковой пилы;
• применять направитель для опоры полотна инструментапри запиливании;
• проводить чистку стругов (рубанок, шерхебель,фуганок) деревянными клиньями;
• в случае порчи инструмента во время работы немедленнозаменять его.
После окончания работы
1. Остатки материалов, незаконченные изделия сдай дежурному илиучителю.
2. Проверь состояние инструментов и положи их в том порядке, какустановлено учителем.
3.Убери свое рабочее место, пользуясь сметкой. Сдувать стружкуртом или сметать рукой запрещается.
4. На верстаке проверь наличие и состояние клиньев, азажимные коробки (задняя, передняя) завинти до установленного зазора (не более2-5 мм).
5.Приведи себя в порядок.
6. Из мастерской выходи с разрешения учителя.
ИНСТРУКЦИЯ
по технике безопасности приработе на сверлильном станке
Опасности в работе:
1. Ранение глаз отлетающей стружкой при сверлении металла.
2. Ранение рук при плохом закреплении деталей.
До начала работы
1. Правильно надеть спецодежду (фартук с нарукавниками илихалат, берет или косынку).
2. Проверить надежность крепления защитного кожуха ременнойпередачи.
3. Проверить надежность соединения защитного заземления скорпусом станка.
4. Надежно закрепить сверло в патроне.
5. Проверить работу станка на холостом ходу и исправностьпусковой коробки путем включения и выключения кнопки.
6. Прочно закрепить деталь на столе станка в тисках иликондукторах. Запрещается при сверлении незакрепленную деталь поддерживатьруками.
7.Надеть защитные очки.
Во время работы
1. Нельзя пользоваться сверлами с изношенными конуснымихвостовиками.
2. После того как шпиндель станка набрал полную скорость, сверлок детали подавать плавно, без усилий и рывков.
3. Перед сверлением металлической заготовки необходимонакренить центры отверстий. Деревянные заготовки в месте сверления накалываютсяшилом.
4. Необходимы особое внимание и осторожность в концесверления. При выходе сверла из материала заготовки нужно уменьшить подачу.
5. При сверлении крупных деревянных заготовок (деталей) на столпод деталь кладется обрезок или кусок многослойной фанеры.
6. Во избежание травмы в процессе работы на станкезапрещается:
• наклонять голову близко к сверлу;
• производить работу в рукавицах;
• класть посторонние предметы на станину станка;
• смазывать или охлаждать сверло с помощью мокрыхтряпок. Для охлаждения сверла нужно пользоваться специальной кисточкой;
• тормозить руками патрон или сверло;
• отходить от станка, не выключив его.
7. При прекращении подачи электротока немедленно выключитьмотор.
8. Перед остановкой станка необходимо отвести сверло от детали,после чего выключить мотор.
После окончания работы
1. После остановки вращения сверла удалить стружку со станка спомощью щетки. В пазах станочного стола стружка убирается металлическимкрючком. Запрещается сдувать стружку ртом или сметать рукой.
2. Отделить сверло от патрона и сдать станок учителю.
3. Привести себя в порядок.
ИНСТРУКЦИЯ
по технике безопасности при работе на токарном станке подревесине
Опасности в работе
1. Ранение глаз отлетающей стружкой.
2. Ранение рук при прикосновении их к обрабатываемойдетали.
3. Ранение рук при неправильном обращении с резцом.
4. Ранение осколками плохо склеенной древесины,косослойной, суковатой.
До начала работы
1. Правильно надеть спецодежду (фартук с нарукавниками илихалат и головной убор: (мальчики — берет).
2. Проверить надежность крепления защитного кожуха ременнойпередачи.
3. Осмотреть надежность присоединения защитного заземленияк корпусу станка.
4. Убрать со станка все посторонние предметы, инструментыразложить на установленные места.
5. Проверить, нет ли в заготовке сучков и трещин, обтесатьзаготовку до нужной формы, после чего надежно закрепить на станке
6.Установить подручник с зазором 2-3 мм от обрабатываемой деталии закрепить его на высоте центровой линии заготовки.
7. Проверить исправность режущего инструмента иправильность его заточки.
8. На холостом ходу проверить работу станка, а такжеисправность пусковой коробки путем включения и выключения его кнопок.
9. Перед началом работы надеть защитные очки.
Во время работы
1. Подачу режущего инструмента на материал следуетпроизводить только после того, как рабочий вал наберет полное число оборотов.Подача инструмента должна быть плавной, без сильного нажима.
2. Своевременно подвигать подручник к обрабатываемойдетали, не допускать увеличения зазора.
3. Во избежание травм в процессе работы на станке запрещается:
• близко наклонять голову к станку;
• принимать и передавать предметы через работающий станок;
• замерять обрабатываемую деталь до полной остановки еевращения;
• останавливать станок путем торможения рукойобрабатываемой детали;
• отходить от станка, не выключив его.
После окончания работы
1. Уложить на свои места инструменты.
2. Удалить со станка стружку при помощи щетки. Сдувать стружкуртом и сметать рукой запрещается.
3. Сдать станок учителю.
Технология изготовления.
Технологическая карта
№ |
Вид операции |
Эскиз |
Материал |
Инструмент |
1
2
3
4
5
6
Представленная информация была полезной? ДА 59.33% НЕТ 40.67% Проголосовало: 1168 7
8 |
Выбор заготовки, строгание
Изготовление шаблона, разметка Выпиливание деталей, обработка фрезой и наждачной шкуркой Точение цилиндра, балясины Обработка деталей абразивной шкуркой
Разметка, сверление глухих отверстий
Точение шкантов на ТВ – 6
Сборка деталей в изделие. Обработка лакокрасочным материалом. |
|
Доска необрезная (сосна)
Картон, доска
Доска (заготовка), детали.
Заготовка (сосна)
Деталь
Деталь
Заготовка деталь, клей, лак и кисти. |
Рубанок
Ножницы, циркуль, линейка
Электролобзик, электрофреза, наждачная шкурка
Токарный станок по дереву, резцы
Токарный станок по дереву, абразивная шкурка Электродрель, сверла
ТВ – 6, резцы Отвертка, саморезы, киянка. |
Технология изготовления
Для изготовления табурета мы использовали сосновые доскитолщиной 25 мм. Первоначальным этапом была подготовка материала к разметке иизготовлению. Детали строгали при помощи рубанка и фуганка придали заготовкеровную и гладкую поверхность. Затем из картона вырезали шаблон произвольнойформы для ножек табурета. На другой заготовке разметили верхнюю часть стула вформе шестиугольника при помощи циркулярной линейки. Электролобзиком выпилилиножки и сиденье стула. Учитель фрезой обработал края заготовок. После обработкидеталей фрезой, мы наждачной шкуркой убрали шероховатость с поверхностизаготовок.
Следующим этапом работы была токарная обработка. Дляизготовления всех деталей в изделия необходима несущая часть в виде цилиндраправильной формы или точеной балясины. Балясина в центре будет выглядетьэстетичнее, поэтому я оставил свой выбор именно на этой форме. Из заготовокквадратного сечения 350 • 100 • 100 при помощи рубанка изготовилицилиндр, разметили с торцов и установили в токарный станок по дереву. Припомощи набора резцов выточили деталь произвольной формы и во вращающимся обработали наждачной шкуркой. Затем разметив места крепления балясины состальными деталями, просверлили глухие отверстия нужногодиаметра. На токарном металлорежущем станке ТВ — 6 выточили шканты диаметромвыбранного отверстия М — 8. При соединении деталей в изделие, шканты иотверстия покрыли столярным клеем Момент. Когда изделиебыло собрано, верхнюю часть табурета (сиденье) покрыли обивочной тканью изакрепили скобами при помощи степлера. Боковые части шестиугольника закрылирейками и саморезами. Табурет покрыли светло-желтым раствором марганцовкии нанесли на деревянные части табурета 3 слоя бесцветного лака.
Табуретготов!
Спецификация
№ |
Наименование |
Количество |
1 |
Ножка |
3 шт. |
2 |
Сиденье |
1 шт. |
3 |
Обивочный материал |
50х50 см. |
4 |
Саморезы |
12 шт. |
5 |
Заглушки |
12 шт. |
6 |
Балясина |
1 шт. |
7 |
Шканты |
12 шт. |
8 |
Скобы для степлера |
12 шт. |
Контроль качества
Готовое изделие отвечаетследующим требованиям:
- Цель достигнута
- Изделие соответствует требованием проекта
- Экологически чистое
- Материалы доступны
- Технологические операции, применяемые в процессе изготовления ранее изучены и закреплены
- Проект (изделие) соответствует интерьеру и дизайну
Экологическое обоснование
Представляет собой обоснование экологической безопасностивыполняемого изделия, безотходность его производства, возможность вторичногоиспользования или экологическую безопасность утилизации.
Изделия из натуральной древесины экологически безопасны.Они не наносят вред окружающей среде и полностью подлежат вторичнойпереработке. Небольшую экологическую проблему может создавать применениемебельного лака.
Экономическоеобоснование
Раздел посвящен экономическим расчетам себестоимости и ценыизделия, а также размеров предполагаемой прибыли
S1 бесцветный лак (0,5 л) = 75 руб.
S2 саморезы (100гр.) = 12 руб.
S3 обивочный материал (50×50 см) = 60 руб.
S4 скобы (набор) = 30 руб.
Sобщ. = S1 +S2 + S3 +S4 = 75+ 12+ 60 + 30 =177 руб. 00 коп.
Затраты на изготовление табуреткисоставили 177 руб. Основной материал (древесина) – это отходы цеха попроизводству мебели. В кухонном комплекте 4 табуретки, поэтому общая сумма в денежномэквиваленте составила
177×4 = 708руб.
Механические технологические операции (точение, пиление,фрезерование) выполнялись в школьной мастерской, поэтому затраты наэлектроэнергию и амортизацию станков я не учитывал.
Но при учете этих затрат (по моим подсчетам), стоимостьтабуретки возрастает до 250руб. (комплект 1000р).
Самооценка
Изделие дешевле, чем в магазине·
Удобно в использовании·
Сделано собственными силами·
Материалы общедоступны·
Применяемый материал экологическичистый·
Словарь терминов
- В данный список достаточно включит от 3 и до 5 основных наиболее часто употребляемых в проекте терминов. Конечно же, лучше, если эти термины будут напрямую связаны с основной темой проекта.
- Древесина – ткань растений, состоящая из клеток с одревесневшими стенками. Широко используется как конструкционный материал.
- Заготовка – предмет производства, из которого изменением формы, размеров, шероховатости поверхности и свойств материала изготавливают деталь.
- Изделие – предмет или совокупность предметов, подлежащих изготовлению.
- Основные виды изделий – это детали, сборочные единицы и комплекты.
- Царга – верхняя перемычка между ножками табурета.
- Проножка – нижняя перемычка между ножками табурета.
Литература
1. «Учимся мастерить» (Дрофа.Захаров М.А., Егоров В.В.)
2. «Проектная деятельность в школе»(Изд. «Учитель». Попов Д.П., Нессонова О.А., Пальчикова В.В.)
3. Журналы: «Сделай сам», «Домашниймастер».
4. «Столярное дело»
5. «Метод проектов в технологическомобразовании школьников» (Вентана – Граф.Сасова И.А. 2003г.)
Контрольно-оценочный лист творческого проекта
Тема творческого проекта «Табурет»
№ п/п |
Этапы выполнения проекта |
Критерии оценки |
Кол – во баллов |
Оценка в баллах |
1 |
Организационно – подготовительный этап – обоснование возникшей проблемы и потребности — выбор модели, описание внешнего вида модели — выбор материала — выбор оборудования, инструментов, организация рабочего места |
Есть/нет Есть/нет
Есть/нет Есть/нет |
1 1
1,5 1,5 |
1 1
1,5 1,5 |
2 |
Технологическая этап — Выполнение технологических операций — Соблюдение технологической последовательности — Правильность сборки и отделки изделия — ВТО в соответствии с технологическими требованиями — Соблюдение ТБ и культура труда |
Есть/нет Есть/нет
Есть/нет Есть/нет Есть/нет |
1 1
1 1 1 |
1 1
1 1 1 |
3 |
Заключительный этап — Экономическое обоснование — Экологическое обоснование — Защита проекта — Убедительность изложения материала — Общие впечатления от изделия (гармония, соответствие теме и др.) — Ответы на вопросы |
Есть/нет Есть/нет Есть/нет Есть/нет Есть/нет Есть/нет |
1 1 1 0,5 0,5 1 |
1 1 1 0,5 0,5 1 |
Общий бал |
15 |
15 |
||
Оценка |
5 (отлично) |
Используемые источники
1. Максимова В.Н., Проблемный подход к обучению в школе: метод.Пособие по спецкурсу /В.Н. Максимова. – Л., 1973
2. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении /А.М.Матюшкин – М.: Педагогика 1972
3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения /М.И.Махмутов. – М.: Педагогика 1977
4. Метод проектов в технологическом образовании школьников/Подред. И. А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003г. 296с.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системеобразования/Под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.272с.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебноепособие / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998.
7. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики /М. Н. Скаткин. –М.: Педагогика 1980.
Фотографии автора.