|
Начальнику Управления образования городского округа Первоуральск И.В.Гильмановой Т.В.Галяутдиновой |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Городской округ Первоуральск
Заявкана признание Муниципального автономного образовательного учреждения «Среднейобщеобразовательной школы №9» творческой лабораторией на период 2022-2025 г. проекта программыпросветительской и профилактической работы с родителями, воспитывающими ребенкас ограниченными возможностями здоровья «Родительский клуб»
1. Общая информация
Наименование образовательной организации |
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» Городской округ Первоуральск |
Фактический адрес образовательной организации |
Г. Первоуральск, ул. Комсомольская , д.21 Б |
Руководитель образовательной организации |
Татьяна Владимировна Галяутдинова |
Руководитель программы |
Лариса Анатольевна Чачина |
Контактное лицо по вопросам представления заявки |
Лариса Анатольевна Чачина |
Контактный телефон |
+79676392733 |
Телефон образовательной организации |
+7 (3439) 64-30-69 |
Сайт образовательной организации |
|
Электронный адрес образовательной организации |
|
2. Краткое описание проекта
Проектпрограммы просветительской и профилактическойработы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностямиздоровья «Родительский клуб»
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важнойчастью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательногостандарта начального общего образования (ФГОС НОО для детей с ОВЗ) придаетэтому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идеянового стандарта –это общественный договор между личностью, семьей, обществом игосударством. Интеграция родителей непосредственно в процесс реализацииадаптированной основной образовательной программы образовательного учрежденияявляется самой большой проблемой. Вовлечение родителей в жизнедеятельность образовательногоучреждения остаётся весьма трудной задачей. И здесь как нельзя кстати,необходим профессионализм педагога и доверие к нему родителей –вот эти двакраеугольных камня, которые могут служить мостиком в создание сотрудничествашколы и семьи в условиях реализации стандартов нового поколения.
Проблемы социальной адаптации обучающихся сограниченными возможностями здоровья очень актуальны сегодня. В современномобществе все еще недостаточно сформировано адекватное отношение к детям сограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, отсутствует системаранней профилактической и информационной помощи родителям. Родители выиграютво времени, если будут иметь возможность как можно раньше понять проблему,узнать необходимую информацию, познакомиться с семьями, столкнувшимися сосходными проблемами. Как правило родители, отдав ребенка в школу, возлагаютнадежду на учителя, педагога-психолога, других специалистов, не желая или неимея возможности понять какие достижения может иметь ребенок при заботливомвоспитании дома, в семье. Необходимо создавать оптимальные условий длягармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья именно всемье.
В МАОУ СОШ №9 на начало 2021-2022 учебного года обучается 73ребенка с ограниченными возможностями здоровья иинвалидностью. Ежегодно обучением на дому охвачено от 3 до 7 учащихся сограниченными возможностями здоровья. Педагоги школы успешно внедряют иприменяют технологии инклюзивного коррекционно-развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.Согласно статистическим наблюдениям специалистов и педагогов нашей школы, идеттенденция к ежегодному увеличению данной категории обучающихся. Стоит отметить,что первым институтом, столкнувшимся с данной проблемой – является институтсемьи. Семья – это та среда, где ребёнок проводит большую часть жизни. Какаясоциальная и духовная атмосфера царит вокруг ребёнка, полностью зависит отродителей. Практика работы с родителями, анализ практической литературыпозволяет выявить ряд социально-педагогических проблем. Рассмотрим некоторые изних:
Проблема отношенияродителя к ребенку с ограниченнымивозможностями здоровья. Существует несколько схем отношения родителя к ребёнкус определенным дефектом.
— отрицание дефекта у ребёнка – родители не признают и непринимают никаких ограничений возможностей, более того, ожидают и настаивают навысокой успешности во всех видах его деятельности. Как правило из беседы сродителями выясняется, что ребенок просто ленится, учителя не могутзаинтересовать его во время урока.
— чрезмерная защита, опёка, охрана – родители испытывают большоечувство жалости и сочувствуют своему ребёнку, которые проявляют в гиперопёке,заботе, чрезмерной любви, защите. В данном случае родители готовы сделать дляребёнка все возможное;
— отвержение или отречение от ребёнка (скрытое) – родителиотрицательно относятся к ребёнку, испытывают чувство позора, а также испытываютчувство отвращения за чрезмерно заботливым воспитанием;
— отвержение или отречение от ребёнка (открытое) – ребёнокпринимается с отвращением, родители чувствуют и осознают свои враждебныечувства по отношению к своему ребёнку, или же ребёнок не принимается. Родителиобвиняют всех окружающих в том, что их ребёнок родился с дефектом.
Проблема воспитания иобразования ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Родителипереоценивают или же наоборот, недооценивают дефект и владеютнедостаточной информацией о том, как учить ребёнка и чему его учить, каквоспитывать его и как управлять его поведением. Таким образом, большинстводетей с ограниченными возможностями здоровья лишаются возможности развиваться,развивать свои способности, реализовывать свои интересы, желания.
Именно в условияхпартнерских отношений между участниками образовательного процесса и родителямиможно определить правильный маршрут коррекционно-развивающего воздействияоптимальный для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Исходя из данных проблемвозникла необходимость психолого-педагогического сопровождения в первуюочередь родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Создание условий для успешной социализации ребенка с ограниченнымивозможностями здоровья через повышение психолого-педагогической ивоспитательной компетентности родителей.
ЗАДАЧИ:
1. Актуализировать понимание родителемпроблем его ребенка (гиперболизация, минимизация или отрицание наличия проблему ребенка).
2. Дать представление родителям о специальныхкоррекционных, методических и воспитательных приемах, необходимых для организациидеятельности детей дома.
3. Коррекция неконструктивных форм поведения родителя, ихзамена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме.
4. Повышение правовой компетентности родителей в вопросахгосударственных гарантий, воспитывающих детей с ограниченными возможностямиздоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей.
5. Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:участники образовательного процесса.
Контрольная группа — родители, обучающиеся 1Д, 2 Д коррекционных классов
Сроки реализациипроекта
Процессвнедрения данного проекта рассчитан на 3 учебных года
Этапыпроекта
Первыйэтап (январь 2022г. – август 2022г.) — подготовительный. Предполагает решениеследующих задач:
1) Изучение отношения родителей к ребенкупосредством использования опросника родительских установок RARI,проективной методики «Рисунок семьи» (приложение 1, 2). На основаниианализа выявленных нарушений родительских установок сформировать семейныегруппы по проблемам.
2) Формированиесемейных групп с учетом выявленных проблем. Выявление, обсуждение и анализзапросов участников проекта
3) Составление графика консультаций ссоциальными партнерами с учетом выявленных проблем и запросов участниковпроекта.
4) Разработка программы для родителейвоспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья «Родительский клуб»с учетом выявленных особенностей.
Второйэтап (сентябрь 2022г. – август 2023 г.) – внедренческий, связан с решениемзадач проекта:
1) Проведение занятий в группах родителей, детско-родительских группах;
2) Внедрение инклюзивных практик в образовательный процесс с использованиемдистанционных технологий Zoom,Microsoft Teams, WhatsApp
3) Укрепление и развитие материально-технического обеспечения;
4) Педагогическое и научно-методическое просвещение участниковобразовательного процесса.
5)Анализ промежуточных результатов реализации программы, внесение корректив вплан деятельности в зависимости от промежуточных результатов.
Третийэтап (сентябрь 2023г. – 2024 г.) – обобщающий, направлен на решение комплексазадач, связанных с оформлением результатов работы педагогического коллектива,определением эффективности реализуемых форм и методов реализации проекта вшколе.
Ожидаемый результатреализации проекта:
Первый этап (январь 2022г. – август2022г.) — подготовительный.
1. На основании анализа выявленных нарушений родительских установок сформированы семейные группы попроблемам.
2. Выявлен запросучастников проекта
3. Составлен графикконсультаций с социальными партнерами с учетом выявленных проблем и запросовучастников проекта.
4. Разработана программадля родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья«Родительский клуб» с учетом выявленных особенностей.
Второйэтап (сентябрь 2022г. – август 2023 г.) – внедренческий, связан с решениемзадач проекта:
1. Проведенызанятия в группах родителей, детско-родительских группах;
2. Используются инклюзивные практики в образовательном процессе с использованием дистанционныхтехнологий Zoom,Microsoft Teams, WhatsApp
3. Проведен анализпромежуточных результатов реализации программы, внесены коррективы в пландеятельности.
Третий этап (сентябрь 2023г. – 2024г.) – обобщающий,
Составление итоговых отчетов, оформленаметодическая база «Из опыта работы». Оформлен опытработы и размещен насайте школы. Диссеминация опытаработы школы по проекту «Программа работы с родителями, воспитывающими детей сограниченными возможностями здоровья «Родительский клуб».
Ресурсы проекта
Кадровоеи материально-техническое обеспечение проекта
Реализациюинновационного проекта будут осуществлять:
Администрация– 3 человека
Учитель-логопед – 2,
Педагог-психолог– 2,
Социальныйпедагог- 1,
Тьютор– 5,
Учитель-дефектолог– 1
Учитель,классный руководитель — 2
ГаляутдиноваТ.В. директор школы. Педагогическое руководство, ресурсное обеспечениереализации проекта; создание условий для участников инновационной деятельности.
ЧеремныхИ.А. заместитель директора по воспитательной работе,
ЧачинаЛ.А. заместители директора по учебной работе. Разработка проекта, методическоесопровождение инновационной деятельности, предоставление промежуточных,итоговых отчётов о результатах инновационной деятельности, поэтапноеотслеживание результатов инновационной деятельности. Координирование действийучастников проекта, обобщение опыта, его диссеминация.
ГаеваУ.С., педагог-психолог, психологическое сопровождение проекта.
Учителя–предметники,классные руководители, тьюторы, учителя-логопеды, учитель-дефектолог,социальный педагог. Образовательная и воспитательная деятельность в рамкахинновационной модели, ведение дневника наблюдений участника проекта, обобщениесобственного инновационного опыта, предоставление руководителю отчёта порезультатам инновационной деятельности.
Материально-техническийусловия реализации проекта
В каждом кабинете школы рабочее местоучителя оборудовано компьютером, наличие необходимого проекционногооборудования, наличие множительной икопировальной техники. Имеется интернет. На 3 этаже школы имеется библиотека.
Для занятий музыкой, технологией,естественнонаучными исследованиями используются предметные кабинеты школы,имеются кабинеты технологии, информатики. Школа имеет спортивный зал снеобходимым набором игрового и спортивного оборудования и многофункциональнуюспортивную площадку. Все учебные кабинеты оснащены мебелью в соответствии сСанПиН, которая периодически обновляется и по мере необходимости докупаетсяновая.
Учащиеся и педагоги школы имеютвозможность использовать не только те материально-технические ресурсы, которыенаходятся непосредственно в учебном кабинете, но и другие, например, вспециально оборудованном компьютерном классе и др. помещениях школы.
Функционирует столовая, обучающиеся сограниченными возможностями здоровья обеспеченны двухразовым питанием.
Имеется кабинетучителя-логопеда разделённыйна зоны:
· рабочая зона учителя-логопеда;
· зона индивидуальной работы;
· учебная зона.
В рамках программы «Доступная среда»было закуплено в 2014 году оборудование и в кабинете педагога-психолога оформленасенсорная комната. Оборудование сенсорной комнаты:
· воздушно-пузырьковая колонна с водой;
· фиброоптические волокна ;
· сухой душ;
· тактильная дорожка;
· пуфы и подушечки для сенсорной комнаты;
· стол для рисования песком с подсветкой;
· профессиональная юнгианская песочница дляпеска и воды с набором предметов и фигур;
· тактильное оборудование.
Сетевое взаимодействие
Организация взаимодействия в условияхсети позволяет нашей школе повысить свой образовательный потенциал за счетиспользования ресурсов
другихучастников сетевого взаимодействия. К таким ресурсам относятся ГБУЗ СО«Первоуральская психиатрическая больница №8, КДМ «Лидер 21 века», ГБУЗ СО«Детская городская больница», Территориальная психолого-медико-педагогическаякомиссия, ПМАОУ ДО «ДЮСШ», ПМАОУ ДО Центр детского творчества.
3. Программа реализации проекта программы просветительской и профилактической работы с родителями,воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья «Родительскийклуб»
Нормативно-правовыеакты реализации программы
1. Конвенция ООН о ПравахРебенка;
2. Конституция РоссийскойФедерации;
3. Закон Российской Федерации от 29 декабря2012 г. № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации.
4. Указ Президента Российской Федерации от 4февраля 2010 года № Пр-271 «Национальная образовательная инициатива Нашановая школа».
5. Закон Российской Федерации от 24 июля1998 г. № 124-ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка в РоссийскойФедерации.
6. Федеральный государственныйобразовательный стандарт начального общего образования обучающихся сограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования инауки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)
7. Санитарно-эпидемиологические правила инормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 Санитарно-эпидемиологические требования кусловиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющихобразовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательнымпрограммам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв.постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015г. N 26)
8. Устав МАОУ СОШ №9
9. Адаптированные основныеобщеобразовательные программы начальногоосновного общего образования МАОУ СОШ№9.
Показателиэффективности реализации проекта
Эффективность реализациипроекта будет определяться следующими показателями:
1. Содержательно-деятельностный эффект,выражающийся в
— выработке единой методологической иконцептуальной основы деятельности педагогического коллектива,
—создании новой воспитательной, коррекционно-развивающей модели школы.
2.Организационно-управленческий эффект, который проявляется в
—создании инновационной модели методической работы(проектных команд, творческих мастерских, проблемных групп),
-создании новых форм организации образовательного процесса,
-создании инклюзивной среды в школе.
3.Образовательный эффект, связанный с овладением участниками образовательногопроцесса современными технологиями инклюзивного образования,
4.Социальный эффект, проявляемый как:
-повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательногопроцесса,
-повышение престижа коррекционно-развивающей системы школы в социуме.
Работав рамках проекта ведѐтся по следующим направлениям:
-развитие безбарьерной образовательной среды для детей с ограниченнымивозможностями здоровья
-организация просветительской работы субъектами образовательного процесса(педагогами, родителями), направленной на формирование психолого-педагогическойкомпетентности в вопросах воспитания и обучения детей с ограниченнымивозможностями здоровья;
-создание банка образовательных ресурсов по вопросам обучения, воспитания,коррекции и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья черезрасширение материально-технической базы школы
Мониторингэффективности реализации проекта
Приоценивании успешности проекта будет учитываться отношение самих родителей к проведенныммероприятиям. О каждом из них участники составят отзывы в анкете. Для сборанеобходимой информации анкетирование будет проводиться через Google Форму.
Такжепедагоги-психологи с целью выявления родительского отношения у лиц по вопросамвоспитания детей и общения с ними проводят входящую и итоговую диагностикудетско-родительских установок, для детей педагоги-психологи используютпроективную методику «Рисунок семьи» (Приложение 1, 2)
Целевыеиндикаторы и показатели мониторинга эффективности реализации проекта на 2022 -2024 годы
Целевой индикатор мониторинга эффективности |
Значение индикатора по годам, |
||
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
|
% |
% |
% |
|
Доля сотрудников школы, прошедших повышение квалификации в области инклюзивного образования |
80,00 |
85,00 |
90,00 |
Доля педагогов использующих инклюзивные технологии в образовательном процессе |
80,0 |
85,0 |
90,0 |
Доля учащихся ОВЗ, охваченных организованными формами досуга, спортивно-оздоровительной работы. |
08,00 |
16,00 |
24,00 |
Доля обучающихся с ОВЗ, ставших участниками, призерами в школьных, муниципальных и областных конкурсах |
12,0 |
20.0 |
54,0 |
Доля учащихся ОВЗ «группы риска» |
0,69 |
0,46 |
0,23 |
Доля родителей учащихся с ОВЗ, охваченных профилактической работой. |
80,0 |
85,0 |
90,0 |
Доля родителей удовлетворенных условиями и качеством коррекционно-развивающей работы школы. |
70,0 |
75,0 |
80,0 |
Результативностьреализации проекта программы отслеживаются через целевые индикаторы ипоказатели.
Показатель «Доля сотрудниковшколы, прошедших повышение квалификации в области инклюзивного образования».На протяжении всего периода реализации проекта планируется обучениепедагогического состава через различные формы повышения квалификации (очные,заочные, самообразование).
Показатель «Доля педагоговиспользующих инклюзивные технологии в образовательном процессе». Мониторингинклюзивного процесса в МАОУ СОШ №9 осуществляется методом наблюдения с цельюизучения специальных образовательных условий в инклюзивных и коррекционныхклассах через посещения урочной и внеурочной деятельности педагогов. (приложение3)
Показатель «Доля учащихсяОВЗ, охваченных организованными формами досуга, спортивно-оздоровительнойработы». Учитывается количество обучающихся с ограниченными возможностямиздоровья посещающих кружки и секции в учреждениях дополнительного образования,на базе школ или других образовательных учреждений, дворовых клубов. Данныйпоказатель наиболее информативный в успешности социализации ребенка сограниченными возможностями здоровья.
Показатель «Доля обучающихсяс ОВЗ, ставших участниками, призерами в школьных, муниципальных и областныхконкурсах». Дети с ограниченными возможностями здоровья могут составить достойную конкуренциюсвоим ровесникам, не обладающим статусом «ребёнок с ОВЗ», имеют равные возможностисамореализации как в период обучения в школе, так и при выходе во взрослуюжизнь. Данный показатель информативен в успешной социализации ребенка сограниченными возможностями здоровья.
Показатель «Доля учащихсяОВЗ «группы риска». Дети данной категории характеризуются снижением мотивациик обучению, трудностями в усвоении материала, снижением обучаемостии низкой работоспособностью, склонностью к хулиганству, низкому уровнюадаптации в коллективе сверстников. Снижение индикатора по данномупоказателю осуществляется через принятие комплексных мер, направленных наповышение качества образования обучающихся с ОВЗ; организацию работы, направленнуюна обеспечение успешного усвоения базового уровня образования учащимися,имеющих низкую учебную мотивацию. Работа педагогов с обучающимися сограниченными возможностями здоровья прописана в «Дорожной карте по работе сучащимися «Группы риска». (приложение 4)
Показатель «Доля родителейучащихся с ОВЗ, охваченных профилактической работой». Напрямую отражаетколичество родителей принявших участие в реализации программы «Родительскийклуб». Участие может быть очным, заочным (просмотр лекции, семинара в записи),в дистанционной форме.
Показатель «Доля родителейудовлетворенных условиями и качеством коррекционно-развивающей работы школы». Сбор необходимой информации будет проводиться через анкетирование в GoogleФорме. Для родителей испытывающих трудности в работе с компьютерами, телефонамиразработана анкета в бумажном варианте.
Мониторингпланируется проводить в течение периода 2022-2024 г. ежегодно. В случае, если целевой индикатор мониторинга эффективности не будет достигнут, в проектпрограммы будут внесены коррективы с целью достижения запланированногорезультата.
Организационныеформы помощи родителям
Ребенок растет и развивается в семье,получает «из рук и уст матери» определенную сумму знаний, которая являетсяосновой формирования в детском сознании понимания особенностей окружающегопространства, навыков самообслуживания, взаимоотношений с людьми. Воспитательнаяработа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно,каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать свое дитятаким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не всесемьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия наребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие неумеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно. Во всех случаяхнеобходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет вопределении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить.Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешногокоррекционно –воспитательного воздействия на развитие ребенка.
Принципыреализации проекта:
Принципсогласованности (совместное обсуждение конкретных задач, способов их решения);
•Принцип «выращивания» (создание условий для постепенного расширения сознания,пошагового развития личности);
•Принцип саморазвития (создание условий для появления у родителей установки наосознание ценности и значимости индивидуального развития каждого);
•Принцип рефлексивности (проведение анализа и коррекции деятельности, способовмышления);
•Принцип доброжелательности (опора на индивидуальность, уникальность и особенностьличности);
•Принцип самоопределения (осознание себя как уникальной и особенной личности,осознание своих возможностей в достижении ситуации успеха в деле, действии илидеятельности);
•Принцип психологической поддержки (помощь в определении личностных качеств).
При изучении семьи и установленииконтактов с ее членами используются следующие методы: анкетирование,опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком (целенаправленное испонтанное), метод создания педагогических ситуаций, запись вопросов родителей,фиксация дня ребенка.
Для проведения консультативно –просветительской и профилактической работы используются следующиеорганизационные формы:
-индивидуальное консультирование;
-обучающееконсультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрацияприемов коррекционной работы, демонстрация коррекционно – развивающих заданий,игр и упражнений);
-этапное консультирование (корректировка программ развития и коррекции, сбордополнительных сведений о ребенке, получение «обратной связи»).
В зависимости от цели,консультирование проводится в виде беседы, беседы с использованиеманкетирования, как обучение приемам коррекционной работы, оформлениярекомендаций.
Самой оптимальной формой коррекционно– воспитательной работы с родителями является индивидуальная работа, котораявключает в себя: индивидуальное консультирование.
Программа работы с родителями рассчитанана учебный год, периодичностью занятий 1 раз в неделю, по четыремнаправлениям:
· «Школа здоровья»
· «Игра – это серьезно»
· «Учимся говорить правильно»
· «Мастерская добрых дел»
Каждое направление включает в себя лекцию специалиста,консультацию-практикум, мероприятие по совместной деятельности родителя иребенка в школе или дома, изготовлением поделок для родителей с обязательнойпрезентацией своего проекта.
Формы работы
· обучение родителей в «Родительском клубе»и их супервизорская поддержка;
· информационные семинары (очные иили вдистанционном формате Zoom, Microsoft Teams в зависимости отэпидемиологической обстановки), Также для родителей не имеющих возможностьочного присутствия представится возможность онлайн-трансляции мероприятия илипросмотра в записи);
· родительские встречи;
· досуговые мероприятия;
· информационная и эмоциональная поддержкапо телефону в онлайн-группе технологий WhatsApp («горячая линия»).
Проект включает в себя несколькоэтапов. Первый этап работы – создание доверительных, откровенных отношений сродителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этойцелью используется бесеау.
Второй этап — подробное обсуждениеобщего состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мерпомощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, ихотношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с цельюобсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия.На этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуальноговоздействия в ходе консультирования. Основным на этом этапе является –формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение кругаих дефектологических знаний; привлечение родителей к конкретным коррекционныммероприятиям с их ребенком. Наиболее эффективными среди форм индивидуальноговоздействия считаются: совместное обсуждение с родителями хода и результатовкоррекционной работы; анализ возможных причин незначительного продвижения вработе и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденцийв развитии ребенка; индивидуальные практикумы по обучению родителей совместнымформам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность (различныевиды продуктивной деятельности, выполнение артикуляционной гимнастики,упражнений для развития речевого общения, формирования звукопроизношения),просмотр занятий педагога с ребенком, режимных моментов; привлечение членовсемьи к различным формам совместной с детьми и педагогом деятельности(подготовка спектаклей для ребенка (с его участием), детско-родительскиетренинги, спортивные развлечения, организация интеграционных мероприятий исовместное участие в них).
Стимулом к активному участиюродителей в педагогическом процессе является создание библиотеки игр иупражнений, в которой представлена демонстрация удачных результатовдеятельности родителей; фотоальбом с запечатлевшими в нем моментамидеятельности ребенка (родителей), художественное творчество родителей с детьми– пособие, изготовленное в семье для занятий с ребенком; выставки работ имеютважное психологическое действие на ребенка и взрослых; проведение совместного сребенком (для ребенка) театра, праздников, интеграционных мероприятий,способствующих развитию коммуникативных умений и навыков, закрепленияпройденного материала, повышения самооценки осознания необходимости занятий совзрослыми.
Система направленной работы сродителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценкисостояния своего ребенка должна быть частью комплексной программыкоррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностямиздоровья. Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоитьпройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дельнейшем, повыситуровень психического и речевого развития ребенка, повысит активность икомпетентность родителей в педагогическом процессе.
План реализации проекта.
Этап |
Сроки |
Содержание деятельности |
Организационно-подготовительный |
Январь-апрель 2022 г. |
Разработка плана мероприятий по реализации проекта Разработка проекта программы просветительской и профилактической работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья. |
Май-август 2022 |
Разработка методических материалов реализации проекта программы просветительской и профилактической работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья |
|
Основной этап реализации |
Сентябрь 2022- август 2023 г. |
Апробация и коррекция программы просветительской и профилактической работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья Представление опыта деятельности педагогическому сообществу. |
Завершающий
|
2023 г. Сентябрь-январь 2024 |
Оценка эффективности реализации проекта программы просветительской и профилактической работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья. |
В МАОУ СОШ №9 созданы надлежащиеметодические, кадровые, материально технические, сетевые условия для успешнойреализации проекта программыпросветительской и профилактической работы с родителями, воспитывающими ребенкас ограниченными возможностями здоровья «Родительский клуб». Обучение и развитиедетей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обучающихся в обычномклассе образовательного учреждения общего типа, осуществляются поадаптированным основным общеобразовательным программам, разработанным на базепримерных адаптированных основных общеобразовательных программ с учетом психофизическихособенностей и возможностей таких обучающихся. Но имеются и противоречия. Для сохраненияи укрепления кадрового потенциала школы № 9, осуществляющей реализациюинновационного проекта, необходима разработка мер материального стимулирования деятельностиработников, а также мер их морального поощрения.
Приложение1
МетодикаPARI
опросник родительских установок
Однимиз важнейших направлений работы практического психолога является работа ссемьей (супругами, родителями, семьей и детьми). Ключевой момент в этой работе— получение полной и объективной, информации. В отечественной психологиинаиболее полно представлены методики сбора информации о межсупружескихотношениях и менее содержательно — о родительских-детских. В целях восполненияэтого пробела предлагаем ознакомиться с методикой РАRI — это семейная жизньглазами матери.
МетодикаPARI (parental attitude research instrument) предназначена для изученияотношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни(семейной роли). Авторы — американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Этаметодика широко использовалась в Польше (Рембовски) и Чехословакии (Котаскова).В нашей стране адаптирована кандидатом психологических наук Т.В. Нещерет.
Вметодике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношенияродителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение ксемейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаковделятся на следующие 3 группы: 1 — оптимальный эмоциональный контакт, 2 —излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 3 — излишняя концентрация наребенке. Шкалы эти выглядят следующим образом:
- Отношение к семейной роли
Описывается с помощью 8 признаков, их номера в опросном листе 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:
— ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);
— ощущение самопожертвования в роли матери (5);
— семейные конфликты (7);
— сверхавторитет родителей (11);
— неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);
— «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);
— доминирование матери (19);
— зависимость и несамостоятельность матери (23). - Отношение родителей к ребенку
1. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21);
— побуждение словесных проявлений, вербализация (1);
— партнерские отношения (14);
— развитие активности ребенка (15);
— уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).
2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16):
— раздражительность, вспыльчивость (8);
— суровость, излишняя строгость (9);
— уклонение от контакта с ребенком (16).
3. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):
— чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);
— преодоление сопротивления, подавление воли (4);
— создание безопасности, опасение обидеть (6);
— исключение внесемейных влияний (10);
— подавление агрессивности (12);
— подавление сексуальности (18);
— чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);
— стремление ускорить развитие ребенка (22).
Каждыйпризнак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зренияизмеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающийдолжен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия илинесогласия.
Инструкция: Перед вами вопросы, которые помогут выяснить, что родители думают о воспитаниидетей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, т.к. каждый прав по отношениюк собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво. Некоторыевопросы могут показаться Вам одинаковыми. Однако это не так. Есть вопросысходные, но не одинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даженебольшие различия во взглядах на воспитание детей.
Назаполнение вопросника потребуется примерно 20 минут. Не обдумывайте ответдолго, отвечайте быстро, стараясь дать первый ответ, который придет вам вголову. При ответах пользуйтесь бланком.
Рядомс каждым положением находятся буквы А а б Б, их нужно выбрать в зависимости отсвоего убеждения в правильности данного предложения:
А — полное согласие;
а — скорее согласие, чем несогласие;
б — скорее несогласие, чем согласие;
Б — полное несогласие.
Вопросы
1. Еслидети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться со взглядамиродителей.
2. Хорошаямать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид.
3. Дляхорошей матери дом и семья — самое важное в жизни.
4. Некоторыедети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослых.
5. Детидолжны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них очень много.
6. Маленькогоребенка всегда следует крепко держать во время мытья, чтобы он не упал.
7. Люди,которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знаютжизни.
8. Ребенок,когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание.
9. Пребываниес ребенком целый день может довести до нервного истощения.
10. Лучше,если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей.
11. Родителидолжны воспитывать в детях полное доверие к себе.
12. Ребенкаследует учить избегать драк, независимо от обстоятельств.
13. Самоеплохое для матери, занимающейся хозяйством, — это чувство, что ей нелегкоосвободиться от своих обязанностей.
14. Родителямлегче приспособиться к детям, чем наоборот.
15. Ребенокдолжен научиться в жизни многим нужным вещам, поэтому ему нельзя разрешатьтерять ценное время.
16. Еслиодин раз согласиться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это делатьпостоянно.
17. Еслибы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справлялись с детьми.
18. Вприсутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола.
19. Еслибы мать не руководила домом, мужем и детьми, все происходило бы менееорганизованно.
20. Матьдолжна делать все, чтобы знать, о чем думают дети.
21. Еслибы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше исчастливее.
22. Большинстводетей должны самостоятельно справляться с физиологическими нуждами уже с 15месяцев.
23. Самоетрудное для молодой матери — оставаться одной в первые годы воспитания ребенка.
24. Надоспособствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни в семье, дажеесли они считают, что жизнь в семье неправильная.
25. Матьдолжна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые несетжизнь.
26. Женщины,которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери.
27. Надообязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности.
28. Матьдолжна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка.
29. Всемолодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком.
30. Супругидолжны время от времени ругаться, доказывая свои права.
31. Строгаядисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер.
32. Материчасто настолько бывают замучены присутствием своих детей, что им кажется, будтоони не могут с ними быть ни минуты больше.
33. Родителине должны представать перед детьми в плохом свете.
34. Ребенокдолжен уважать своих родителей больше других.
35. Ребенокдолжен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям вместо того, чтобыразрешать свои недоразумения в драке.
36. Постоянноепребывание с детьми убеждает мать в том, что ее воспитательные возможностименьше умений и способностей (могла бы, но…).
37. Родителисвоими поступками должны завоевывать расположение детей.
38. Дети,которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать, что потом вжизни могут встретиться с неудачами.
39. Родители,которые разговаривают с ребенком о его проблемах, должны знать, что лучшеребенка оставить в покое и не вникать в его дела.
40. Мужья,если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семейной жизни.
41. Нельзядопускать, чтобы девочки и мальчики видели друг друга голыми.
42. Еслижена достаточно подготовлена к решению проблем, то это лучше и для детей, и длямужа.
43. Уребенка не должно быть тайн от своих родителей.
44. Еслиу Вас принято, что дети рассказывают Вам анекдоты, а Вы — им, то многие вопросыможно решить спокойно и без конфликтов.
45. Еслирано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие.
46. Нехорошо,когда мать одна преодолевает все трудности, связанные с уходом за ребенком иего воспитанием.
47. Уребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказывать.
48. Надоберечь ребенка от тяжелой работы.
49. Женщинадолжна выбирать между домашним хозяйством и развлечениями.
50. Умныйотец должен научить ребенка уважать начальство.
51. Оченьмало женщин получает благодарность детей за труд, затраченный на их воспитание.
52. Еслиребенок попал в беду, в любом случае мать всегда чувствует себя виноватой.
53. Умолодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, которыевызывают раздражение.
54. Дети,которым внушили уважение к нормам поведения, станут хорошими и уважаемымилюдьми.
55. Редкобывает, что мать, которая целый день занимается с ребенком, сумела бытьласковой и спокойной.
56. Детине должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их родителей.
57. Детидолжны знать, что нет людей более мудрых, чем их родители.
58. Нетоправдания ребенку, который бьет другого ребенка.
59. Молодыематери страдают по поводу своего заключения дома больше, чем по какой-нибудьдругой причине.
60. Заставлятьдетей отказываться и приспосабливаться — плохой метод воспитания.
61. Родителидолжны научить детей найти занятие и не терять свободного времени.
62. Детимучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого начала к этомупривыкнут.
63. Когдамать плохо выполняет свои обязанности по отношению к детям, это, пожалуй,значит, что отец не выполняет своих обязанностей по содержанию семьи.
64. Детскиеигры с сексуальным содержанием могут привести детей к сексуальнымпреступлениям.
65. Планироватьдолжна только мать, так как только она знает, как положено вести хозяйство.
66. Внимательнаямать знает, о чем думает ее ребенок.
67. Родители,которые выслушивают с одобрением откровенные высказывания детей о ихпереживаниях на свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т.п., помогают им вболее быстром социальном развитии.
68. Чембыстрее слабеет связь детей с семьей, тем быстрее дети научатся разрешать своипроблемы.
69. Умнаямать делает все возможное, чтобы ребенок до и после рождения находился вхороших условиях.
70. Детидолжны принимать участие в решении важных семейных вопросов.
71. Родителидолжны знать, как нужно поступать, чтобы дети не попали в трудные ситуации.
72. Слишкоммного женщин забывают о том, что их надлежащим местом является дом.
73. Детинуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает.
74. Детидолжны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд, вложенный в них.
75. Большинствоматерей опасаются мучить ребенка, давая ему мелкие поручения.
76. Всемейной жизни существует много вопросов, которые нельзя решить путемспокойного обсуждения.
77. Большинстводетей должны воспитываться более строго, чем это происходит на самом деле.
78. Воспитаниедетей — тяжелая, нервная работа.
79. Детине должны сомневаться в разумности родителей.
80. Большевсех других дети должны уважать родителей.
81. Ненадо способствовать занятиям детей боксом или борьбой, так как это можетпривести к серьезным проблемам.
82. Одноиз плохих явлений заключается в том, что у матери, как правило, нет свободноговремени для любимых занятий.
83. Родителидолжны считать детей равноправными по отношению к себе во всех вопросах жизни.
84. Когдаребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и будетсчастлив.
85. Надооставить ребенка, которому грустно, в покое и не заниматься им.
86. Самоебольшое желание любой матери — быть понятой мужем.
87. Однимиз самых сложных моментов в воспитании детей являются сексуальные проблемы.
88. Еслимать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя хорошо.
89. Таккак ребенок — часть матери, он имеет право знать все о его жизни.
90. Дети,которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче принимают ихсоветы.
91. Родителидолжны приложить все усилия, чтобы как можно раньше научить ребенка справлятьсяс физиологическими нуждами.
92. Большинствоженщин нуждаются в большем количестве времени для отдыха после рожденияребенка, чем им дается на самом деле.
93. Уребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он доверитродителям свои проблемы.
94. Ребенкане нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к любойработе.
95. Дляхорошей матери достаточно общения с семьей.
96. Поройродители вынуждены поступать против воли ребенка.
97. Материжертвуют всем ради блага собственных детей.
98. Самаяглавная забота матери — благополучие и безопасность ребенка.
99. Естественно,что двое людей с противоположными взглядами в супружестве ссорятся.
100. Воспитаниедетей в строгой дисциплине делает их более счастливыми.
101. Естественно,что мать «сходит с ума», если у нее дети эгоисты и очень требовательны.
102. Ребенокникогда не должен слушать критические замечания о своих родителях.
103. Прямаяобязанность детей — доверие по отношению к родителям.
104. Родители,как правило, предпочитают спокойных детей драчунам.
105. Молодаямать несчастна, потому что многие вещи, которые ей хотелось бы иметь, для неенедоступны.
106. Нетникаких оснований, чтобы у родителей было больше прав и привилегий, чем удетей.
107. Чемраньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для него.
108. Детиделают все возможное, чтобы заинтересовать родителей своими проблемами.
109. Немногиемужчины понимают, что матери их ребенка тоже нужна радость в жизни.
110. Сребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуальныхвопросах.
111. Выходязамуж, женщина должна отдавать себе отчет в том, что будет вынуждена руководитьсемейными делами.
112. Обязанностьюматери является знание тайных мыслей ребенка.
113. Есливключать ребенка в домашние заботы, он легче доверяет свои проблемы.
114. Надокак можно раньше прекратить кормить ребенка грудью и из бутылочки (приучитьсамостоятельно питаться).
115. Нельзятребовать от матери слишком большого чувства ответственности по отношению кдетям.
(Приложение2)
«Рисуноксемьи» (Л. Корман)
Цель: исследованиемежличностных отношений ребенка с родителями.
Даннаяметодика отражает, в первую очередь, переживания и восприятие ребенком своегоместа в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам.
Наиболеепродуктивно применение теста «Рисунок семьи» в старшем дошкольном и младшемшкольном возрасте.
Материалы: дляисследования необходимы лист белой бумаги размером 15х20 см или 21х29 см, шестьцветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый),ластик.
Ходисследования
Ребенкудается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью».Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья». Если ребенокспрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Дажеесли он задаст вопрос типа: «А бабушку рисовать надо?» — не отвечайте на вопроспрямо, а лучше скажите: «Рисуй так, как тебе хочется». Время выполнения заданияне ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут).
Привыполнении задания следует отмечать в протоколе: а) последовательностьрисования деталей; б) паузы более 15 сек.; в) стирание деталей; г) спонтанныекомментарии ребенка; д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемымсодержанием.
Послевыполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальнымпутем. Обычно задаются следующие вопросы:
1.Скажи, кто тут нарисован?
2.Где они находятся?
3.Что они делают? Кто это придумал?
4.Им весело или скучно? Почему?
5.Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
6.Кто из них самый несчастный? Почему?
Последниедва вопроса провоцирую ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждыйребенок склонен делать. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечаетформально, не следует настаивать на ответе. При опросе психолог должен пытатьсявыяснить смысл нарисованного: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенокне нарисовал кого-нибудь из членов (если так произошло); что значат для ребенкаопределенные детали рисунка (птицы, зверушки и т.д.). При этом, по возможности,следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это можетвызвать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективныевопросы (например: «Если бы вместо птички был бы нарисован человек, то кто быэто был?», «Кто бы выиграл между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти ссобой?» и т.п.).
Послеопроса ребенку предлагается решить 6 ситуаций: три из них должны выявитьнегативные чувства к членам семьи, три – позитивные.
1.Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал идти ссобой?
2.Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и долженостаться дома. Кто он?
3.Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы) и тебе невезет. Кого ты позовешь на помощь?
4.Ты имеешь «N» билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интереснуюкинокартину. Кто останется дома?
5.Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
6.Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас однимчеловеком больше, чем надо. Кто не будет играть?
Дляинтерпретации также надо знать: а) возраст исследуемого ребенка; б) состав егосемьи, возраст братьев и сестер; в) если возможно, иметь сведения о поведенииребенка в семье, детском саду или школе.
Интерпретациюрисунка условно можно разделить на три части:
1) анализструктуры «Рисунка семьиинтерпретацию особенностейграфических презентаций членов семьи; 3) анализ процессарисования.
Анализструктуры рисунка семьи и сравнение составанарисованной и реальной семьи
Ребенок,переживающий эмоциональное благополучие в семье, как правило, рисует полную семью.Искажение реального состава семьи всегда заслуживает пристального внимания, таккак за этим почти всегда стоят эмоциональный конфликт, недовольство семейнойситуацией. Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых: а)вообще не изображены люди; б) изображены только не связанные с семьейлюди. Такое защитное избегание задания встречается у детей крайнередко. За такими реакциями чаще всего кроются: а) травматические переживания,связанные с семьей; б) чувство отверженности, покинутости (поэтому такиерисунки относительно часты у детей, недавно пришедших в интернат из семей); в)аутизм; г) чувство небезопасности, большой уровень тревожности; д) плохойконтакт психолога с исследуемым ребенком.
Напрактике приходится сталкиваться с менее выраженными отступлениями от реальногосостава семьи. Дети уменьшают состав семьи, «забывая» нарисовать тех ее членов,которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтныеотношения. Не рисуя их, ребенок как бы разряжает неприемлемую эмоциональнуюатмосферу в семье, избегает негативных эмоций, связанных с определеннымилюдьми. Наиболее часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, таким образомребенок «монополизирует» недостающую любовь и внимание родителей. На вопрос,почему не нарисован тот или иной член семьи, ответы бывают, как правило,защитными: «Не нарисовал потому, что не осталось места», «Он пошел гулять» ит.д., а иногда и прямыми: «Не хотел – он дерется», «Не хочу, чтобы он с намижил» и т.д.
Большойинтерес представляют те рисунки, в которых ребенок не рисует себя или вместосемьи рисует только себя. В обоих случаях это говорит о несформированности уребенка чувства общности. Отсутствие в рисунке «Я» более характерно детям,чувствующим отвержение, неприятие. Изображение в рисунке только «Я» может бытьистолковано по-разному, в зависимости от контекста других характеристикрисунка. Если презентации только «Я» свойственна позитивная концентрация нарисовании самого себя (большое количество деталей тела, цветов, декорированиеодежды, большая величина фигуры), то это наряду с отсутствием чувства общностиуказывает и на определенную эгоцентричность, истероидные черты характера. Еслиже рисунку себя характерна маленькая величина, схематичность, если в рисункедругими деталями и цветовой гаммой создан негативный эмоциональный фон, томожно предположить наличие чувства отверженности, покинутости, иногда –аутистических тенденций.
Информативнымявляется и увеличение состава семьи. Это связано с неудовлетвореннымипсихологическими потребностями в семье. Примерами могут служить рисункиединственных детей – они относительно чаще включают в рисунок семьи постороннихлюдей. Если дополнительно к членам семьи нарисован ребенок того же возраста(двоюродный брат, дочь соседа и т.п.), — это отражение потребности вравноправных, кооперативных связях; если младше – желание занять охраняющую,родительскую, руководящую позицию по отношению к другим детям (такую жеинформацию могут дать и дополнительно к членам семьи нарисованные собачки,кошки и т.п.).
Расположениечленов семьи
Оноуказывает на некоторые психологические особенности взаимоотношений в семье.
Сплоченностьсемьи, рисование членов семьи с соединенными руками, объединенность их в общейдеятельности являются показателями психологического благополучия, восприятияинтегративности семьи, включенности в семью за исключением тех случаев, когдаблизкое расположение фигур – это попытка ребенка объединить, сплотить семью.Рисунки с противоположными характеристиками (разобщенность членов семьи) могутуказывать на низкий уровень эмоциональных связей.
Психологическиинтересны те рисунки, в которых часть семьи расположена в одной группе, а одноили несколько лиц – отдаленно. Если отдалено ребенок рисует себя, это указываетна чувство невключенности, отчужденности. В случае отделения другого членасемьи можно предполагать негативное отношение ребенка к нему, иногда судить обугрозе, исходящей от него, или малой значимости его для ребенка.
Группировкачленов семьи в рисунке иногда помогает выделить психологические микроструктурысемьи, коалиции.
Наслабость позитивных межперсональных связей указывает также отделение членовсемьи объектами, деление рисунка на ячейки, по которым распределены членысемьи.
Считается,что наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий, по мнениюребенка, наибольшей властью в семье, хотя он может быть и самым маленьким полинейному размеру. Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна.Принцип вертикальной иерархии распространяется также и на мир предметов.
Анализособенностей нарисованных фигур
Особенностиграфического изображения отдельных членов семьи дают ценную информацию обэмоциональном отношении ребенка к отдельному члену семьи, о том, каким ребенокего воспринимает, об «Я-образе» ребенка, его полной идентификации и т.д.
Приоценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи следует обращатьвнимание на следующие моменты:
1) количестводеталей тела. Присутствуют ли: голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы,брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни;
2) декорирование (деталиодежды и украшения): шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень,пуговицы, элементы прически, сложности одежды, украшения, узоры на одежде ит.п.;
3) количествоиспользованных цветов для рисования фигуры.
