X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Государственноеучреждение образования «Средняя школа № 19 г. Могилева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДАПТИРОВАННЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

В ПРОЦЕССЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ У УЧАЩИХСЯШЕСТИ ЛЕТ

С НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННЫМ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лавринович ТатьянаМихайловна, учитель-дефектолог государственного учреждения образования

«Средняя школа №19 г. Могилева»

 

 

 

Могилев,2022


Тема:«Использование адаптированных игр и упражнений в процессе автоматизации звуков уучащихся шести лет с нерезко выраженным общим недоразвитием речи»

Актуальность работы

В современной литературе достаточношироко представлен речевой материал, необходимый для автоматизации звуков у детей.Однако он однотипен, зачастую бывает скучен для младших школьников, многократностьего применения приводит к снижению интереса и активности учащихся на занятиях. Предлагаемыеупражнения в повторении слогов, слов, предложений, заучивания стихов сами по себе,без внесения дополнительного содержания не увлекают детей, и как следствие, малоэффективны.Это и подтолкнуло меня к поиску и разработке занимательных игр и упражнений, которыепозволяют ребёнку избежать скуки, заинтересовать, увлечь и удивить его так, чтобыему самому захотелось участвовать в различных играх. Ставилась задача – суметь ненавязчивонаправлять ребёнка на правильное произнесение звука, тем самым способствуя и развитиювнеречевых психических процессов, так как для детей с нерезко выраженным общим недоразвитиемречи (НВОНР) характерна недостаточная сформированность речевой функции и психологическихпредпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью [1, с.48].

Потребность в игре у учащихсяшести лет необходимо использовать и направлять в целях решения определенных учебныхи воспитательных задач. Известно, что если ребенок заинтересован работой, положительноэмоционально настроен, то эффективность занятия заметно возрастает. Дидактическиеигры позволяют однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать емупривлекательную форму [6, с.6].

Опора на игровую деятельность– это важный и наиболее эффективный путь включения детей в процесс обучения. И длятого, чтобы урок или коррекционное занятие было интересным и продуктивным, адаптируютсяподобранные дидактические игры, подбирается наглядный материал.

 

Цель работы

Повышение эффективности коррекционнойработы посредством использования адаптированных игр и упражнений в процессе автоматизациизвуков у учащихся шести лет с НВОНР.

Задачи работы

В ходе практической работы решались следующиезадачи:

1) изучить новинки психолого-педагогическойлитературы и передовой педагогический опыт по использованию занимательных игр иупражнений в процессе автоматизации звуков;

2) подобрать и адаптировать дидактическиеигры, способствующие успешной автоматизации звуков у учащихся шести лет с НВОНР;

3) апробировать адаптированные игры иупражнения в процессе коррекционной работы с данной категорией учащихся;

4) проанализировать результативность иоценить эффективность использования адаптированных игр и упражнений в процессе коррекционнойработы по автоматизации звуков у учащихся шести лет с НВОНР.

Описание технологии работы

Ведущая идея –использование адаптированных занимательных игр и упражнений будет способствоватьповышению эффективности работы по автоматизации звуков.

Описание сущности работы

Великие педагоги прошлого Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский,А.С.Макаренко отводили игре важную роль в жизни ребёнка. Неповторимую спецификудетской игры подчёркивал Л.С.Выготский, а Л.А.Венгер неоднократно говорил о значенииигровой деятельности для умственного развития детей, для овладения детьми новымиформами мышления. Игровые формы обучения с детьми, имеющими речевые нарушения, приобретаютпервостепенное значение, так как в игре возникают положительные эмоции у детей,возрастает познавательная активность и интерес. Эти дети часто бывают раздражительны,упрямы, плохо вступают в контакт. Они много плачут и очень быстро утомляются. Работас такими детьми должна быть организована на более высоком методическом уровне, сучётом психологических особенностей этих детей.

Игровой метод даёт наибольший эффект при умелом сочетанииигры и учения [5, cт. 7].

В методике логопедического воздействия по исправлениюзвукопроизношения этап автоматизации звуков обозначен как этап формирования первичныхпроизносительных умений и навыков (по Л.С.Волковой) [7, cт.136]. Данный этап требуеткропотливой, зачастую монотонной и длительной тренировки. Его цель заключается втом, чтобы научить ребёнка правильно произносить уже поставленный звук. Работа идётпоследовательно и постепенно, от простого к сложному.

Зачастую процесс автоматизации затягивается, ребёнкудолго не удаётся правильно произносить поставленный звук в слогах, словах, не говоряуже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляетребёнка. У первоклассника пропадает интерес к логопедическим занятиям.

В этот период работы в копилке учителя должно бытьдостаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приёмов для того, чтобызанятие по автоматизации звуков превратилось для ребёнка в увлекательную игру. Результативностьэтой работы можно достичь лишь в том случае, если она будет эмоционально приятнойдля ребёнка. Если он не просто шаблонно будет рассматривать и называть картинки,а будет играть.

Чтобы повысить интерес детей к занятиям, нужны разнообразныетворческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.На этапе автоматизации главная цель– добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах,в словах, в предложениях и в свободной речи, и легче, доступнее всего это происходитв игре, игровых упражнениях. Логопедические игры помогают сделать задания для детейинтересными, эмоционально окрашенными, развивающими [6, cт. 14].

Это позволяет решить сразу несколько задач:

1.       Пробудить в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе исправлениязвукопроизношения;

2.       Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

3.       Повысить познавательную активность и работоспособность детей;

4.       Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

5.       Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучаяих подчиняться правилам игры.

Дидактическая игра позволяет обеспечитьнужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительногоотношения к заданию [3, с.4]. При отборе дидактических игр преследовались преждевсего коррекционные цели и учитывались особенности развития психических функцийучащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Представленные в данном опыте адаптированныеигры и упражнения предназначены для использования на индивидуальных или подгрупповыхзанятиях с учащимися 1-х классов с НВОНР на этапе автоматизации звуков. На данныхзанятиях с учётом возрастных особенностей младших школьников происходит не толькосовершенствование правильного произношения, но и развитие внеречевых психическихпроцессов. На материале психологических методик мною были подобраны, адаптированыи апробированы игры.

Подбор, адаптация и применение дидактическихигр, направленных на формирование навыков правильного произношения звука ведётсяпоследовательно и поэтапно.

Этапы работы с учащимися с нерезко выраженнымобщим недоразвитием речи по автоматизации звука можно представить следующим образом:

1-й этап диагностический;

2-й этап практический (формирующий, закрепляющий);

3-й этап итоговый.

На диагностическом этапе с помощью методикиобследования устной речи по Т.А.Фотековой [8], методики С.Д.Забрамной и О.В.Боровик[2] определён первоначальный уровень сформированности основных компонентов устнойречи; выявлен уровень развития психических процессов. На практическом этапе распространённымив практике методами идёт постановка звука и проводится автоматизация звука на индивидуальныхи подгрупповых занятиях с использованием адаптированных игр и упражнений. Итоговыйэтап позволяет оценить эффективность использования данных игр на коррекционных занятиях.С этой целью также используется методика обследования устной речи по Т.А.Фотековой[8], методика С.Д.Забрамной и О.В.Боровик [2].

С целью развития избирательности, распределениявнимания на основе методики Мюнстерберга мною разработана игра «Прятки». Инструкцияпредъявления: найдите слова, «спрятанные» среди буквенного текста (ребёнок маркеромвыделяет найденные слова). Игра используется на этапе автоматизации звука р в словах.Сначала предлагается найти одно слово, затем два и более, либо узнать сколько словспрятано. Игра носит соревновательный характер и может проводиться в подгруппах.В моём арсенале более 30 карточек (Приложение 1).

На основе таблиц Шульте разработана серияигр «Будь внимателен». Таблицы Шульте– классическая, проверенная временем, психодиагностическая методика, предназначеннаядля исследования устойчивости внимания, его объема, распределения между объектами.С её помощью можно и совершенствовать эти свойства внимания, включая в игру. Наэтапе автоматизации звука «р» в слогах в основе таблиц слоги открытые, закрытые,со стечением согласных, в словах – слова, где звук р также в разной позиции. Крометого, изготовлены таблицы с картинным материалом в количестве 5 штук.

Инструкция: вариант 1. Прочитай слоги(слова), назови картинки, соблюдая последовательность от 1 до 20. Вариант 2: Прочитайслоги (слова), назови картинки в обратной последовательности, от 20 до1 (Приложение2, 3). В качестве ориентира времени используются песочные часы.

На формирующем этапе с целью формированияумения определять наличие звука в слове используются игры «Укажи путь». Для проведенияигры необходимо игровое поле и фишки. Ребёнку предлагается помочь сказочному персонажудобраться до определённой цели, следуя по картинкам, в названии которых есть звук«р». Эту же игру можно использовать и на закрепляющем этапе, предложив назвать картинкис заданным звуком (Приложение 4).

С целью формирования операций обобщенияи классификации на этапе автоматизации звука проводится игра «Четвёртый лишний».Чтобы разнообразить эту игру я использую компьютерные диски. На диске 4 картинки,причём, каждая содержит автоматизируемый звук. Ребёнок выбирает лишнюю, обосновываяответ. За правильный ответ – фишка. У кого больше фишек, тот и победитель. В моейкопилке 38 таких дисков (Приложение 5).

С целью автоматизации звука в словах,формирования грамматических навыков и в тоже время совершенствования пространственныхпредставлений проводится игра «Лабиринт». Для игры необходимы мелкие объёмные игрушки(например, из киндер-сюрприза), кубик и игровое поле «лабиринт».

Движение начинается с клетки, отмеченнойзвездочкой. Если слово называется ребенком неправильно, то следующий ход делатьнельзя до тех пор, пока слово не будет названо верно. Как вариант, ребёнок при движениипо лабиринту должен не только назвать картинки, но и указывать направление следующегохода. Например, рак — вниз, рама — вниз, ранец — направо и т.д. (Приложение 6).

На основе методики Разрезные картинки,направленной на выявление уровня сформированности зрительного восприятия, внимания,зрительной памяти, логическогомышления, мною изготовлена игра Половинка к половинке по принципу известнойголоволомки Красноухова. На игровое поле, разделенное на 12, 16, 20 частей, приклеиваютсякартинки, содержащие звук «р». Затем поле разрезается таким образом, что на однойдетали 3-4 части от разных картинок. Ребёнку необходимо восстановить игровое поле,подбирая половинку к половинке. Эту игру можно проводить индивидуально или в подгруппе.После того, как картинка собрана, ребёнок называет изображённые предметы, либо предлагаетсяназвать предметы со звуком р в начале слова, в конце, в середине, либо назвать предметы,относящиеся к определённой группе (например, овощи, транспорт и т.п.). На индивидуальныхзанятиях процесс собирания картинки сопровождается проговариванием чистоговорок(Приложение 7).

Игра Подаркидля буквы Р разработана на основе методики Перепутанные линиии направлена на развитие произвольного внимания (концентрации и устойчивости зрительноговнимания) (Приложение 8). Учащиеся по очереди прослеживают взором (при затрудненияхна первом этапе разрешается пользоваться пальцем или указкой) за направлениями линий.

Игру можнопроводить в группе и индивидуально. Мною изготовлено 5 вариантов для этой игры.

Кроме того,в моей копилке 26 разрезных картинок героев сказок, в названии которыхсодержится звук р. Я использую их как игровой момент в начале занятия: ребёнку предлагаюузнать, кто сегодня у нас в гостях, либо, выполняя различные задания на протяжениизанятия, ребёнок получает по одной детали и в конце занятия собирает картинку (Приложение9).

Методика«Корректурные пробы» адаптирована под автоматизацию звуков и решение грамматическихзадач, представляет собой поле с повторяющимися картинками на заданный звук. Задачаребёнка- нахождение рисунков заданных слов и выполнение с ними определённых действий(зачёркивание, подчёркивание, обведение в кружок) (Приложение 10).

Результативность и эффективность опыта

Для определения результативности и эффективностиопыта использовался сокращённый вариант методики Т.А.Фотековой, включающий исследованиесенсомоторного уровня речи, грамматического строя речи, словаря и навыков словообразования[9] и диагностика психических процессов по методике С.Д.Забрамной, О.В.Боровик [2].Сравнивались результаты работы группы детей в 2020/2021 учебном году и группы в2021/2022. (Приложение 11) На каждого ребёнка вычерчен индивидуальный речевой профильна начало учебного года, середину и на конец. На основании более высоких результатовитоговой диагностики учащихся второй группы можно сделать вывод о положительномвлиянии дидактических игр как на коррекцию сенсомоторного уровня речи, так и наформирование грамматических и словообразовательных навыков, повышение уровня развитияпсихических процессов (Приложение 12)

На результативность опыта оказали влияниеследующие условия:

·    активное участие родителей в изготовлении игровыхпособий;

·    взаимодействие с воспитателями групп продлённогодня.

Надо отметить и тот момент, что дети,часто болеющие и мало посещающие по этой причине занятия, показали более низкийрезультат.

Таким образом, использование дидактическихигр как средства по автоматизации звука р помогло решить следующие задачи:

·    закрепить в речи правильное произношение заболее короткий период времени, тем самым способствуя совершенствованию грамматическихи словообразовательных навыков;

·    повысить интерес учащихся к коррекционным занятиям,снизить утомляемость учащихся,

·    улучшить свойства внимания: распределение,устойчивость, концентрацию, зрительное восприятие, способствовало формированию операцийлогического мышления.

Игры и игровыеупражнения, включённые в занятия, способствуют более успешному решению коррекционно-развивающихи обучающих задач. Использование игровых методов обучения помогает проводить урокна уровне эмоционального осознания, что повышает умственную работоспособность, вызываетположительные эмоции, сохраняя на длительное время живость реакции, способствуетразвитию детского воображения. Для успешного использования игр я советую обратитьвнимание на следующие моменты:

·    при выработке правил в игровом упражнении необходимоучитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;

·    игра, игровые упражнения не должны выпадатьиз общих целей занятия;

·    обязательно подводить результаты игры, иначеона потеряет одно из своих привлекательных свойств – выявление победителя.

Заключение

Таким образом, работая поданной теме в течении трёх лет, можно сделать следующие выводы:

1)      изучение новинок психолого-педагогической литературыи передового педагогического опыта по данному направлению позволило подобрать иадаптировать дидактические игры, способствующие успешной автоматизации звука;

2)      были апробированы адаптированные игры и упражненияв процессе коррекционной работы, направленной на автоматизацию звука;

3)      проанализированы результаты и оценена эффективностьиспользования адаптированных игр и упражнений в процессе коррекционной работы поавтоматизации звука р у учащихся шести лет с НВОНР.

С целью дальнейшего совершенствованияданного опыта предполагается изготовление аналогичных дидактических игр для всехгрупп звуков, разработка новых игр для данной серии.

Представленный материал рекомендуюиспользовать в работе воспитателей групп продлённого дня с шестилетними детьми,учителей начальных классов для коррекции свойств внимания и мышления, родителямив домашней работе.

Материал был представлен врамках работы школьного методического объединения учителей начальных классов.

 

Список литературы

1.  Елецкая, О. В., Горбачевская, Н.Ю. Организация логопедической работы в школе / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская.- М.: ТЦ Сфера, 2007. – 192 с.

2.  Забрамная, С. Д., Боровик, О. В.Методические рекомендации к пособию Практический материал для проведения психолого-педагогическогообследования детей/ С. Д. Забрамная, О. В. Боровик.: Пособие для психолого-педагогическихкомиссий — М.: Владос, 2003 — 32 с.

3.  Комарова, Л. А. Автоматизация звукаР в игровых упражнениях: Альбом дошкольника / Л. А. Комарова , М.: ГНОМ и Д , 2008. – 36 с.

4.  Комарова, Л. А. Новые подходы в системе коррекционных занятий по автоматизациизвуков / Л. А. Комарова //Логопед. – 2008. — №8. – С. 81-83

5.  Лопухина, И.В. Логопедия. 550 занимательныхигр и упражнений для развития речи детей. [Текст]: учеб, пособие / И.В.Лопухина- М.: Аквариум, 1995.-384 с.

6.  Логопедия: Учебник для студентовдефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

7.  Фотекова, Т. А. Тестовая методикадиагностики устной речи младших школьников: метод. пособие / Т. А. Фотекова. – М.:Айрис-пресс, 2006. – 96 с.


Приложение 1

  

 

 


Приложение2

ра   16

ро   12

Представленная информация была полезной?
ДА
59%
НЕТ
41%
Проголосовало: 778

ру   8

ру   15

ро    5

ру   2

ры   18

ро   20

рэ   3

ры   11

ры  7

рэ    1

ра    17

ру   9

ры   19

ра   10

ра   14

ра     4 

ра   13

ро    6   

 

 

 

 

 

 

 

гора     5

икра    13

фара    12

пират    8

норы   11

перо     2

Вера    14

парад   10

дыра     4

кора     7

пантера  1

буран   6

игры    15

горох    3   

гитара   9

мороз   16

 

 

 

 

 

 

парта 16

сорта  12

мирно  8

Мурка15

форма  5

марка 2

Марта 18

тёрка  20

марля  3

ферма 11

норка 

сырки   1

 варка 17

фирма  9

турка  19

горка 10

дырки 14

жарка   4 

шарфы 13

корма   6   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение3

 


Приложение4

 


Приложение5

 

   

 

 

 

 

 

 

Приложение6

 

 

 

 

 

                                                                                                          Приложение 7

 

 

   

 

Приложение8

 

 


Приложение9

 

 

Приложение10

 

                                                   


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59%
НЕТ
41%
Проголосовало: 778

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет