X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

                                                     Сторожева Галина Николаевна,

     учитель русского языка и литературы

                                                             МОБУ «Гимназия №3» г. Кудымкара

                               storozhevag@mail.ru

Аннотация

В статье рассматривается реализация этнокультурногокомпонента в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении

«Гимназия№3» г. Кудымкара на примере модели этнокультурного образования (рис.1)

 «Реализации этнокультурного компонента вмуниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении

«Гимназия№3» г. Кудымкара

 

                                  Истинная любовь к своей стране

                                           немыслима без любви к своему языку.

                                  Безразличие  к языку объясняется

                                           полнейшим безразличием к прошлому,

                                           настоящему и будущему своего народа.

                                                                                  К. Паустовский

 

Жить достойнохочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда уважаешьсебя, окружающих, знаешь культуру своего народа.

В Концепциимодернизации российского образования отмечается, что обновление образованиядолжно сыграть ключевую роль в сохранении нации, её генофонда, обеспеченииустойчивого, динамического развития российского общества — общества с высокимуровнем жизни, гражданско-правовой и бытовой культуры. Школе предстоит проявитьсвою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, вформировании национального самосознания и самоидентичности.

«Решатьпроблемы языков малых и малочисленных народов, не дать им исчезнуть слингвистической карты РФ, создать условия для их сохранения, изучения, научногоописания – значит спасти культуру этих народов, предотвратить или хотя бызамедлить ассимиляционные процессы, помочь не утратить этническую самобытность.Эта проблема для России носит глобальный характер, поскольку, по словам И. И.Халеевой, почти половина языков народов России (63) находится в депрессивномсостоянии, с тенденцией к вымиранию [7, с. 106]. Все языки народов РФ, включаяи языки малых народов, находятся на разных ступенях функционального развития.Следовательно, требуется дифференцированный подход к ревитализации, поддержаниюи сохранению каждого языка меньшинств. Именно такой подход сможет защититьязыки от вымирания, народы – от утраты родных языков, что само по себе будетспособствовать поддержанию спокойствия, предотвращению языковых конфронтаций и,таким образом, внутренней безопасности России. В Российской Федерации, поданным переписи 2010 г., насчитывается 8 малых народов. Это: алтайцы (74238чел.), калмыки (183372 чел.), карачаевцы (218403 чел.), коми-зыряне (коми) (228235чел.), коми-пермяки (94456 чел.), ногайцы (103660 чел.), табасараны (146360чел.) и хакасы (72959 чел.) [2]. Отметим, что в список входят только языкикоренных народов РФ. Кроме языка коми-пермяков, все остальные языки являютсягосударственными языками республик и защищены законами о языках, которые былиприняты в период с 1992 по 1999 гг.» (2)

 Средиосновных целей и задач образования, определенных Национальной доктринойобразования в Российской Федерации до 2025 года, ведущее место отведено задачамобеспечения системой образования исторической преемственности поколений,сохранения и развития национальной культуры. Отмечено, что государство в сфереобразования обязано обеспечить:

–сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистическихтрадиций их культур;

–сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации, гармонизациюнациональных и этнокультурных отношений.

Данные положениялегли в основу федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

В последние годыособую тревогу вызывает процесс сужения функций коми-пермяцкого языка,превращающегося по утверждению ученых – лингвистов в язык быта и кухни или«язык до Карагая». Современные информационные и коммуникативные технологиивынуждают личность активно пользоваться такими языками, как английский ирусский.   

Ведущее место в делесохранения, развития национального языка и культуры коми-пермяцкого народаотводится системе образования и воспитания. Она призвана стать гарантомсохранения культурного многообразия полиэтничной страны. При этомпервостепенное значение имеет роль языка как одного из важнейших форм бытия,сохранения, развития и передачи от поколения к поколению духовных,интеллектуальных и этнических ценностей, морально-эстетических норм, культурныхи бытовых традиций.

Язык каждого народа –залог его жизни. Исчезнет язык – исчезнет народ. История знает немало такихпримеров. Язык любого народа – достояние общечеловеческой культуры. Отношение кнему должно формироваться по принципу – беречь, сохранять, развивать.

Родной язык играетогромную роль в нравственном воспитании ребенка, в становлении его как человекас самобытным национальным характером. Как верно подчеркивал К.Д. Ушинский,«язык есть самая живая, самая прочная связь, соединяющая отжившие, живущие ибудущие поколения в одно великое, историческое живое целое».

Обучение родномуязыку также оказывает большое влияние на общее развитие личности, посколькуодновременно с процессом овладения родным языком, усвоения   формродной речи развивается и мышление человека.

Национальное образованиепозволяет включать этнокультурный компонент во внеурочную деятельностьобучающихся с целью изучения коми-пермяцкого языка как неродного русскоязычнымиучащимися. (Язык через культуру)

            В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование ушкольника этнического самосознания, интереса к национальной культуре итрадициям. В качестве механизмов формирования этнокультурной компетентности ушкольников выступают обучение, воспитание, деятельность и общение.

Исторически сложилось так, что именно школа является фундаментом формирования этнокультурных ценностей подрастающего поколения. Школа, используяразнообразные формы обучения и воспитания, призвана помочь не только сохранениюбогатства и традиций народной культуры, но и её развитию.

 В школе работа по сохранению языка, традиций икультуры коми — пермяцкого народа ведется систематическичерез учебные программы. Созданы оптимальные условия дляприобщения детей и подростков к культурному наследию коми-пермяцкого народачерез урочную и внеурочную систему, чтопозволяет организовать разнообразную познавательную деятельность по изучениюкультуры и истории родного края.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.65%
НЕТ
41.35%
Проголосовало: 1052

 В основу воспитательной Программы заложена система мероприятий, направленных на успешнуюсоциализацию выпускников; высокое гражданское самосознание,обретение возможности самореализации и активной жизненной позиции; формированиегражданской среды в социальном окружении ребёнка; формирование личностиученика.

Одним изприоритетных направлений гражданского образования школой выбрано направление поэтнокультурному образованию, целью которой является разработкаинтегрированной, личностно – ориентированной модели этнокультурного образования,как средства, обеспечивающего реализацию культурологического подхода в системеобразовательного учреждения.

Реализация этойцели требует разрешения целого ряда задач:

1.Проанализироватьтеоретические основы этнокультурного подхода как средства гуманизации образования;

2. Разработать концептуальную модельэтнокультурного образования на основе интегрированного подхода и определитьметодическое содержание, ее основных компонентов;

3. Усовершенствовать формы и методыорганизации учебно-познавательной деятельности и контроля учащихся при освоенииэтнокультурных знаний;

4. Определить необходимые этнокультурныекомпетенции, которыми должны овладеть учащиеся

5. Проверить эффективность модели этнокультурногообразования

6. Создать максимальноблагоприятные условия для самообразования и саморазвития всех участниковобразовательного процесса.

Вопросы коми -пермяцкой культуры рассматриваются при изучении таких предметов как, география,литература, технология, изобразительная деятельность, физическая культура,биология, история, музыка. В содержании учебныхпредметов введен этнокультурный компонент, отвечающий современным задачамобразования в условиях реализации регионального подхода.

Программа поизобразительному искусству «Искусство и культура моего народа» для 7 класса.

 Программа курса по выбору «Коми- пермяцкая кухня» дляучащихся 5-9классов,  

 Учебная программа «Начальный курс географии сосновами краеведения» для 6 класса.

          Формированиеэтнокультурной компетенции учащихся идет через урокилитературы, а также музыкальные занятия. В своейработе педагоги используют устноенародное творчество, которое является национальным достояниемлюбого народа.Для того чтобы донести до понимания школьников красоту и своеобразиекоми-пермяцкого фольклора,рассказываем и инсценируем коми-пермяцкие народные сказки споследующей их театрализацией. Знакомим с произведениями коми- пермяцкихписателей и поэтов. Учащиеся школы являются участниками олимпиад, конкурсовчтецов по коми- пермяцкому языку.

 Внеурочнаядеятельность должна быть естественным продолжением системы уроков, которымсвойственна атмосфера сотрудничества учителя и учащихся. Именно здесь создаетсяподлинная педагогическая среда непринужденного общения.

Модель

 

        (Рис.1)

 

Одним из важнейших средств поддержания интереса к родному языкуявляется внеклассная работа – система традиционных общешкольных и классныхмероприятий: праздники, декады коми-пермяцкой культуры, конкурсы чтецов,посиделки, мастер-классы, ярмарки, которые сопровождаютсянародными играми, шутками, танцами, песнями, коми-пермяцкой кухней.

Первостепеннымв нашей работе стало воссоздание неповторимой среды коми-пермяцкого быта, спомощью которой ребёнок как бы входит в мир быта и уклада жизни. Собранныепредметы обихода, образцы народного искусства и творчества мы поместили вмини-музей «Коми-пермяцкая изба», которому отводится особое место вформировании этнокультурной компетентности у школьников. Именно здесь впервыедети видят национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы труда(самовар, сундук,  прялку и многое другое). Все эти предметы старины вызывают удетей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого,расширяют их представления о жизни предков в прошлом.

В мини –музее регулярно проводятся занятия по ознакомлению с художественнойлитературой, как русских, так и коми-пермяцких писателей и поэтов. Хорошозарекомендовала себя такая форма работы как литературная гостиная.

В«Коми-пермяцкой избе» для ребенка открывается возможность первого проникновенияв историю быта родного края. Кроме того, в подобном помещении расширяютсявозможности подачи информации посредством игры, здесь ребенок можетпознакомиться с экспонатами не только «глазами».

Экскурсии вмини-музей на темы: «Коми-пермяцкая печь», «Коми-пермяцкая утварь», «Мебель вкоми-пермяцкой избе», «Русские и коми-пермяцкие национальные блюда», «Русскиеили коми-пермяцкие рушники», «Красный угол в доме» учителявоспитывают у детей интерес к жизни коми-пермяцкого народа в разноеисторическое время.

         Составной частью внеклассной работы является и системадополнительного образования. Педагоги нашего учреждения хорошоосознают, что народная культура является хранительницей вековых традиций,опыта, самосознания нации, а также выражением философских, нравственных иэстетических взглядов и идеалов. Опыт работы нашей школы показал, чтознакомство с национальными традициями, бытом, культурой происходит болееэффективно на основе краеведческого материала на занятияхкружков.  

          Вниманиеребят сосредоточено на родственные коми-пермяцкому языки, на языковое древо, атакже на особенности коми-пермяцкого языка. Лексический минимум, которым должныовладеть учащиеся, указан в тематическом планировании. На занятиях учащиесяпостепенно приобщаются кнациональному искусству, музыке, для этой цели используютсяпроизведения коми-пермяцких композиторов и художников. В процессе бесед иэкскурсий дети узнают об историческом прошлом коми-пермяков. Встречи с писателями,исполнителями песен знакомят с устным народным творчеством коренного народа.Программа предусматривает сотрудничество с учителями-предметниками (изобразительногоискусства, физической культуры, музыки, географии, литературы).

 Одним изважных педагогических условий формирования этнокультурной компетентностиучащихся является активное включение родителей в эту деятельность. Все этопомогаетобъединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Создание комфортныхусловий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального иколлективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов,родителей и детей, что формирует, в свою очередь, положительное отношение другк другу. Родители становятся активными участниками педагогическогопроцесса.

 

 

1. Халеева И.И. Лингвистическая безопасность России // Вестник Российской академии наук. М.,2006. Т. 76. № 2. С. 104-111.

2.Кондрашкина Елена Алексеевна. Проблемы витальности языковмалых народов России(на примере коми-пермяцкого языка), статья. http://www.gramota.net/materials/1/2016/7/11.html

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.65%
НЕТ
41.35%
Проголосовало: 1052

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет