Конспект занятия «Умный Карандаш»
(по мотивам сказки В.Сутеева «Мышонок иКарандаш»)
Цель: развитие речи.
Задачи.
Коррекционные: развивать связную речь,обогащать лексико-грамматический словарь, совершенствовать употреблениепредлогов в речи детей. Развивать навыки драматизации, интонационнуювыразительность речи.
Развивающие: развивать внимание, память.Развивать творческий подход, самостоятельность и инициативу у детей.
Здоровьесберегающие: использовать метод«Сэндплэй» (песочная терапия) для гармонизации психоэмоционального состояниядошкольников.
I этап.Ритуал входа.
Учитель-логопед: Дети, выберите себе местооколо борта песочницы. Сегодня Черепашка пригласила Вас в свою песочную страну.Она хочет познакомить Вас со своей гостьей. Но сначала давайте поздороваемся спеском и вспомним правила, которые действуют в песочной стране.
Дети поочередно проговаривают правила: несыпать песок, не разрушать чужие постройки, брать только один предмет за одинподход к песку.
Учитель-логопед: А теперь давайте поздороваетсяс песком. Поиграем.
Пальчиковая игра:
К речке быстро мы спустились, Дети«бегут» пальцами по песку
Наклонились и умылись, Ладоняминабирают песок и всыпают его
Раз, два, три, четыре Встряхивают руки
Вот как славно освежились.
Делать так руками нужно: Делаюткруговые движения
Вместе раз – одной, другой. ладонямипо песку
Вышли на берег крутой Дети«бегут» пальцами по песку
И опять пошлидомой. Отряхивают руки
II этап. Рассказ.
Дети черепашка хочет сегодня рассказатьВам сказку «Мышонок и Карандаш», написал ее замечательный писатель ВладимирГригорьевич Сутеев.(Показать портрет автора или книгу с иллюстрациями)
Вставайте поближе к песочнице и слушайтевнимательно.
Учитель-логопед: В маленькой норке жилмышонок. Как вы думаете, как можно нарисовать норку на песке? А сделать?
(Дети рисуют норку, или делают ее спомощью стаканчика)
А рядом стоял дом, в котором жил мальчикВова. Как вы думаете, что было в доме? Нарисуйте дом, и поставьте тепредметы, которые подойдут.
Наступил вечер. Мальчик устал, и пошелспать. Мышонок прокрался в дом и увидел в доме стол, а на столе лежал карандаш.Мышонок прыгнул на стол. Схватил карандаш и потащил его к себе в норку.
(Ребенок двигает карандашом)
Карандаш взмолился:
— Отпусти меня, пожалуйста! Я деревянныйкарандаш и меня нельзя есть.
— Я тебя буду грызть! – сказал Мышонок.
Учитель-логопед: Дети, покажитепожалуйста, как мышонок будет грызть карандаш. (Дети показывают).
Да! Именно так Мышонок больно укусилКарандаш. Как Вы думаете, что сделал или сказал карандаш? (Дети отвечают)
Карандаш действительно вскрикнул: Ой!
-Тогда дай мне последний раз что-нибудьнарисовать, -сказал Карандаш.
— Так и быть, — рисуй сказал Мышонок. Нопотом я все равно разгрызу тебя на мелкие кусочки (выделять интонационно иповторять мимические движения).
Учитель-логопед: Приготовьте свои пальцы,давайте представим себе и повторим, что нарисовал Карандаш.
Карандаш нарисовал круг.Это сыр? -спросил мышонок. Как Вы думаете дети? Скоро узнаем.
Нарисуйтепод кругом овал.
— Это сарделька? — ещесильнее закричал мышонок?
Нарисуйте под овалом четыре маленькиховала.
![]() |
Нарисуйте справа отбольшого овала длинную
фигуру,похожую на сосиску.
![]() |
.
Нарисуйтевнутри круга два маленьких овала в центре.
Нарисуйтевнутри круга две фигуры, погожие на сосиски, которые лежат рядом.
![]() |
Атеперь маленький круг между ними и по бокам по три палочки с каждой
— Это похоже на кошку? -Не рисуйте больше!-закричал мышонок.
Учитель-логопед:Дети, какие Вы молодцы! Нам осталось нарисовать два маленьких треугольникасверху круга.
![]() |
— Да это настоящая кошка! Спасите! – ещегромче закричал мышонок. Он бросился к себе в норку
и больше не показывался.
А Карандаш до сих пор живет у мальчикаВовы, но с каждым днем становится все меньше и меньше.
Учитель-логопед: Дети, у Вас получилисьнастоящие кошки на страх всем мышкам! Есть чего испугаться. Вам понравиласьсказка? Вы внимательно слушали и смотрели?
Давайте вытрем руки, присядем и я задамВам вопросы.
Учитель-логопед:
Как называется сказка?
Кто написал сказку?
Как Мышонок познакомился с Карандашом?
Что хотел сделать мышонок?
Что попросил сделать в последний разКарандаш?
Что нарисовал Карандаш сначала?
Что подумал Мышонок?
Какой рисунок получился у Карандаша?
Что случилось с Мышонком?
С кем остался Карандаш?
Почему Карандаш становился все меньше именьше?
(Дети отвечают)
Давайте немного отдохнем. Физкультминуткапод песенку «Кошки-мышки»
III этап.Пересказ.
Учитель-логопед.
А теперь дети давайте еще раз попробуемрассказать и показать сказку.
Сказка проигрывается еще несколько раз.Дети могут меняться ролями.
Учитель-логопед. Мне очень понравилосьдети, как Вы рассказывали сказку, какие замечательные кошки поселились у нас впесочнице.
Черепаха благодарит Вас и ждет снова в гостиуже с новой сказкой.
VI этап.Рефлексия.
Дети, что Вам понравилось на занятие? Чтозапомнилось? А что Вы хотели бы сделать еще раз?
