X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

 

Педагогические технологии  работы социального педагога врамках ФГОС

     «БудущееРоссии, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления ксамосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. Поэтому,   системароссийского образования должна вобрать в себя самые современные знания итехнологии». Владимир Путин. 8 февраля 2008г. Новые образовательные стандартыждали и  обсуждали всей страной и.… пришло время начать применять новое напрактике.

Не можетостаться в стороне от изменений в образовании и социальный педагог, ведь новыестандарты, по словам разработчиков, «особенно социальны» и требуют приреализации обновленной роли социального педагога в школе. Но какой? В чем можетбыть роль социального педагога? Какие вопросы ставит новый стандарт передсоциальными педагогами?  Стандарт заставляет задуматься о том, какие условиянеобходимо создать и какие методы будут эффективными для достижения трёх группрезультатов: личностных, метапредметных и предметных. Наряду с формированиемуниверсальных учебных действий особое внимание начинают играть личностныерезультаты. Они включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию,мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся,социальные компетенции, личностные качества. В широком смысле — это умениеучиться.

Чтотакое инновация? Инновация (нововведение) — создавать новое.

Технологияпроисходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» — этонаука о мастерстве. Ядро любой технологии: это – цель — средства — правила ихиспользования – результат.

Педагогическаятехнология — это целостный научно — обоснованный проектопределённой педагогической системы от её теоретического замысла до реализациив образовательной практике. Педагогическая технология отражает процессуальнуюсторону обучения и воспитания, охватывает цели, содержание, формы, методы,средства, результаты и условия их организации

Какимкритериям должна удовлетворять педагогическая технология в рамках ФГОС?

·        Научность – опорана определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое,дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательныхцелей.

·        Системность – наличие признаковсистемы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.

·        Управляемость – возможностьпланирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствамии методами с целью коррекции результатов.

·        Эффективность – гарантиядостижения определенного стандарта обучения, эффективность по результатам и оптимальностьпо затратам.

Цели и задачимоей профессиональной деятельности напрямую зависят оттех целей, которые ставит перед собой  наше образовательное учреждение.

     Педагогический коллектив  МАОУ «Хоринская СОШ №2 имени Ю.А.Гагарина» работаетнад проблемой «Сохранение единого здоровьесберегающегопространства школы и микрорайона как условие успешной самореализацииобучающихся».

       Поэтому,целью моей социально-педагогической работы в школе  являетсясоздание деятельного, оздоравливающего, социокультурного пространства в форматеобъединения  усилий родителей, школы, общественности, способствующегостановлению активной, социально-адаптированной личности ученика, способнойсамостоятельно и ответственно строить собственную жизнь.  

     Моя работа направленана решение задач социальной, трудовой реабилитациидетей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на выработку стратегиидальнейшего поведения в социуме, социальную адаптацию в жизни:

v общественная защита прав каждого ребенка надостойную жизнь в обществе независимо от его социального статуса;

v оказание социально-педагогической поддержки детям,имеющим проблемы в обучении, поведении ,трудности в общении, адаптации;    

v модернизация образовательных, социокультурныхпрограмм, технологий, стимулирующих адаптацию, профессиональную ориентацию,занятость детей социально-незащищенной категории населения;

v формирование  у учащихся  потребности в веденииздорового образа жизни;

v повышение уровня социальной компетентности учащихсяв гражданско-правовой и бытовой сферах;

v способствовать созданию обстановки безопасности вмикросреде, устранению конфликтных ситуаций в школе;

       Технологии обучения и воспитания ребёнка в школесегодня, потребовали от меня изменений и в самой себе. Прежде всего, этоприобретение таких качеств, как профессиональная мобильность, способность иготовность к постоянному профессиональному развитию и совершенствованию.Необходимым условием такого саморазвития и самосовершенствования сталапостоянная рефлексия своей профессиональной социально-педагогической деятельности и опыта своих коллег. Постоянно развиваю и углубляю  свои знания,профессиональные умения, повышаю свою квалификацию.

Администрацияшколы заинтересованно относится к организации моей  социально-педагогическойработы, оказывает методическую и материальную помощь. В моем распоряжении –отдельный кабинет, оборудованный компьютером с выходом в Интернет, необходимойдля работы орг.техникой (ксерокс, принтер, сканер, фото-видеоаппаратура).Имеется  интерактивная доска для проведения различных профилактическихмероприятий с детьми и их родителями. Для организации социального патронажасемей, рейдовых мероприятий предоставляется  школьный транспорт. Дляорганизации информационной профилактической работы с учащимися, родителями в школеимеются информационные правовые уголки «Защитим права детей», «Уголокправопорядка», которые регулярно обновляются.

Для  моей социально-педагогической работы в школе имеется вся  необходимая нормативно-правовая база,  методическая  литература, которую   я использую всвоей работе:

Наименование

Тематика, содержание

1.

Нормативно-правовые документы

1.Декларация прав Ребенка;

2.Конвенция о Правах Ребенка;

3.Конституция Российской Федерации;

4.Гражданский кодекс Российской Федерации;

5.Закон « Об образовании РФ»;

6. Закон « Об образовании РБ»;

7.Федеральная президентская программа «Дети России», в составе которой целевые программы «Дети-инвалиды», «Дети-сироты» и др.;

8.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

9. Федеральный Закон №  120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях»;

10.Семейный кодекс РФ, 2004 г. и др.;

2.

Видеоматериалы

1.«Открытие Школы будущего семьянина»

2. «Живи безопасно» (профилактика СПИДа)

3. Видеоролики  о правах детей;

4. Видеоролики по профилактике правонарушений среди учащихся

5. Видеоролики о безопасности детей в сети интернет

6. Видеоматериалы о ПДД, ППБ, электробезопасности

7. Видеоролики по профилактике ВИЧ –инфекции   и др.

3.

 

Интернет-ресурсы

1. http://www.prodlenka.org

2. http://metodsovet.su

3. http://pedmir.ru

4. http://www.zavuch.info

5. http://pedgazeta.ru

6. http://www.prosv.ru

7. http://infourok.ru

8. http://kladraz.ru/konkursy

9. http://ya-enciklopedia.ru ( сайт с конкурсами для детей-инвалидов)

10. http://kladraz.ru/konkursy — конкурсы

11.  Сообщество взаимопомощи учителей — Pedsovet.ru — интернет-сообщество…

12. https://portalpedagoga.ru/

13.  http://easyen.ru/,  

14. http://testedu.ru/

15. Pedsovet.ru.   и другие.

 

Мною разработанооколо 40  различных  электронных  образовательных ресурсов  (тематическихпрезентаций), которые  широко  использую в работе с учащимися,родителями и педагогами школы по профилактике  подростковых правонарушений,вредных привычек человека, жестокого обращения с детьми,  защите прав детей идр.  Данное необходимое методическое, информационное обеспечение создаётблагоприятные условия для самосовершенствования  моей социально-педагогическойработы.

   На сегодняшнийдень современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новыхподходов к образованию и воспитанию  наших детей. Я считаю, что всовременной  школе должно быть создано такое образовательное, социокультурноепространство, которое бы смогло обеспечить безопасность личности каждогообучающегося ребенка семье, окружающей  социальной обстановке.

На сегодняшний деньв нашей  школе обучается 654  учащихся. Социальный состав обучающихсядостаточно сложный. С каждым годом  на микрорайоне школы увеличиваетсяколичество детей-сирот, детей семей, нуждающихся в  социально-педагогическойпомощи и поддержке.

     Поэтому, воснову  моей социально-педагогической работы положена концепцияблагополучия  ребенка,  оказавшегося в трудной жизненной ситуации, егосемейного и социального окружения. Она  основана  на идеяхгуманистического  воспитания (О.С.Газман, И.П. Иванов), гуманистической педагогики (К.Роджерс, В.А.Сухомлинский), личностно-ориентированного подхода ввоспитании, социального воспитания  (Б.Битинаса, В.Бочаровой).  В основе даннойконцепции заложена идея развития внутреннего мира  человека, идея веры ввозможности  и особенности тех, кто  оказался надломленным, непринятым, а поройпросто покинутым. Общение с такими детьми требует особого такта ипрофессионализма. Поэтому, мое педагогическое  кредо:Настойчивость и терпеливость — в единстве противоположностей — два козыряуспеха. 

     Считаю, чтоэти качества позволяют мне достигать успехов в  моей социально-педагогическойдеятельности. Педагогические поиски решения проблем детей сосредоточили моевнимание  на концепции личностно-ориентированного подхода в воспитании.Я  разделяю  точку зрения В.А.Сухомлинского, который видит  процесспедагогической реабилитации несовершеннолетних   в истоках человечности, вестественности святых чувств и добрых дел. Солидарна с В.А.Сухомлинским,который  обозначил проблемы детей, убедительно, с научной степеньюобоснованности, доказал необходимость гуманного отношения к ним. Идеисоциального воспитания, которые являются приоритетными в  моей работе,направлены на создание условий для творческой самореализации и разумной самоорганизации собственной жизни учащихся, для  успешного укрепления  ихсоциального, психического, физического здоровья, формирования  различных социально-трудовых, коммуникативных и других компетенций, необходимых длядостижения жизненного  успеха, социального самоопределения, выживания вобществе. Я считаю, что  эти идеи можно воплотить в жизнь только благодарясовместным усилиям  семьи, общественности, социального партнерства.  Школадолжна стать открытой системой с огромным «веером» своих помощников,действующих на межведомственной основе. Поэтому, вся моясоциально-педагогическая работа опирается на выстраивание системывзаимоотношений с социальными партнерами с. Хоринск, без которых невозможнорешение социальных проблем в школе:

·        ПДН МОМВД РФ «Хоринский»;

·        РайоннаяКДН и ЗП МО «Хоринский район»;

·        Отделопеки и попечительства;

·        ХоринскийЦентр занятости населения;

·        ХоринскийСРЦН;

·        МЛПУ«Хоринская ЦРБ»;

·        Хоринскийфилиал БРИТ;

·        Учреждениядополнительного образования с.Хоринск;

·        СП«Хоринское»;

·        Отделсоциальной защиты населения Хоринского района и др.

Основныминаправлениями  моей  социально-педагогическойдеятельности являются:

1. Аналитико-диагностическое: социальнопедагогическая диагностика с целью выявления социальных и личностных проблемребенка: изучаю личность ребенка, его индивидуальные особенности, школьнуюдокументацию, медицинскую карту, жилищно-бытовые условия, особенности развитияи воспитания ребенка, семейных отношений, образовательный уровень семьи,воспитательные ресурсы, анализирую, систематизирую полученную информацию дляпостановки социального диагноза и координации работы по различным направлениямдеятельности, провожу мониторинг социальной ситуации развития ребенка;

 2.  Социально-правовое: работа по осуществлениюсоциально-правовой защиты учащихся, выявляю и помогаюучащимся, которые нуждаются в социально- педагогической поддержке (дети-сироты,дети с инвалидностью,  дети из семей социально-незащищенной категории населенияи др.);

3. Научно-методическое: организациянаучно-методического, информационного пространства для школьного сообщества,анализ  социально- педагогической деятельности с целью повышенияпедагогического мастерства, участие   в работе педагогического совета  школы, методического объединения  классных руководителей по социально- педагогическимпроблемам, участие  в работе Районной КДН и ЗП, МО МВД РФ «Хоринский»,изучение  новинок  методической литературы по социальной педагогике, участие  в  различных конкурсах педагогического мастерства;

4.Профилактическое: организация профилактической работы по  своевременномувыявлению и предупреждению фактов отклоняющегося поведения учащихся,формированию потребностей в ведении учащимися здорового образа жизни,проведение  комплексной  индивидуальной работы с учащимися, состоящими навнутришкольном контроле, на учете в ПДН МО МВД РФ «Хоринский»,  Районной КДН иЗП, ВШК;

5. Здоровьесберегающее:организация работы   по профилактике вредных привычек учащихся,работа по сохранению и укреплению  репродуктивного здоровья учащихся;

6.Семейно-созидательное: работа  по профилактике семейногонеблагополучия, социального сиротства, по подготовке старшеклассников к будущейсемейной жизни;

7.Консультативное: социально-педагогическое консультирование учащихся,оказавшихся в сложной жизненной ситуации, их профессиональном самоопределении,консультирование родителей, педагогов, классных руководителей по решениюсоциально-педагогических проблем ребенка.

      Ежегодныйанализ социально-демографической ситуации микрорайона школы, проблем детей исемей, находящихся в трудной жизненной ситуации,  дал  мне возможность определить   основные приоритеты моей социально-педагогической работы — это защита прав ребенка, содействие в решении основных проблем детства, которыея обозначила в своей работе.

Работая надрешением данных  социально-педагогических проблем учащихся школы,  активноиспользую технологию социального проектирования, которую ясчитаю   наиболее эффективной.

     Среди форморганизации  социально-педагогической работы, в контексте компетентностногообразования,  существенное место принадлежит технологиям компетентностно- ориентированного обучения, среди которых я выделила технологиюсоциального проектирования, которую  активно  использую в своей работе. Преимуществами технологии социального проектирования, я считаю,является  ее универсальность, т.к.  деятельность участников проекта можетреализовываться как в рамках учебного процесса, так и во внеклассной  воспитательнойработе с привлечением родителей, социальных партнеров,  что  дает возможность добиться более  эффективных результатов  в решении различных социальныхпроблем.

Являюсь  автором 9  социальных программ и проектов по социокультурной реабилитации детей  и семей социально-незащищенной категории  населения, которые были представлены на республиканских, районных  конкурсах:

Уровень

Тема проекта, программы

Результат

 

Республиканский

Проект по профилактике правонарушений среди учащихся  «Школьная  служба  правопорядка: «Юные друзья полиции» совместно с  МО МВД РФ «Хоринский» 

Успешная реализация проекта.

 

Муниципальный

Проект подготовки  старшеклассников к будущей семейной жизни «Школа будущего семьянина» совместно с социальными партнерами 

Успешная реализация проекта

Проект социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья «Преодоление» совместно с ОСЗН Хоринского района

Успешная реализация проекта.

 

Совместная программа школы, Центра занятости населения Хоринского района «Трудоустройство несовершеннолетних подростков и безработных родителей  на временные общественные работы»

Успешная реализация проекта.

Трудоустроено на временные общественные работы подростков ,  находящихся в  ТЖС —  131 чел.:

 

 

Школьный

Комплексная программа превентивного обучения и воспитания учащихся

 «Наша жизнь — в наших руках»  по профилактике вредных привычек среди школьников совместно с ГБУЗ МЛПУ «Хоринская ЦРБ» , МО МВД РФ «Хоринский»

·         За  последние 5 лет (2018г. – 2023г.) в школе   отсутствуют  факты употребления наркотических , психотропных веществ  учащимися школы,  нет  уч-ся, состоящих на  наркологическом учете в МЛПУ «Хоринская ЦРБ»;

·         За последние 3 года (2020-2023г.г.)  в школе отсутствуют факты употребления учащимися алкогольных, спиртосодержащих  напитков.

Программа дисциплинарной комиссии школы

 

·         Сокращение кол-ва учащихся ,  которые систематически  пропускают  уроки без уважительной причины;

·         Отсутствие в школе  ( в том числе и на микрорайоне школы) фактов  необучающихся детей от 6,6 – 18 лет.   в нарушение закона.

Летний проект уличной вечерней площадки  «Служба дворовых инструкторов» для детей, находящихся в ТЖС,  детей  « группы риска»

 

·         Реализация проектов летней занятости детей способствовала оздоровлению и  сокращению  детских правонарушений в летний период

Программа  летнего отдыха и занятости  детей «группы риска» «Последний герой»

Реализация проектов летней занятости детей способствовала оздоровлению и  сокращению  детских правонарушений в летний период

Профильная программа  летнего отдыха и занятости  детей- сирот, детей с ОВЗ, «группы риска»  «Аэрокосмическая школа»

·         Реализация проектов летней занятости детей способствовала оздоровлению и  сокращению  детских правонарушений в летний период

 

Проект «Мемориальный комплекс: Города-герои и Города воинской славы»

·         В данный патриотический проект включены все дети , находящиеся в ТЖС, дети «группы риска»

 

      В ходереализации проектов, помимо решения  поставленных социальных проблем, уучастников проекта формируются различные проектные умения и навыки,способствующие развитию личности, способной к самоактуализации в постоянноизменяющихся социокультурных условиях, отличающихся гуманистическим видением окружающего мира, как в учебной, так и во внеклассной деятельности.

       Социальноепроектирование  активно использую в работе по профилактике  безнадзорности иправонарушений среди учащихся школы.

   Наиболеезначимым является   социальный проект  «Школьная  служба  правопорядка «Юныедрузья полиции»,  разработанный мною, совместно с МО МВД РФ «Хоринский»,который является    инновационной моделью воспитательного пространства,новой    технологией  профилактической   работы со школьниками на микрорайонес. Хоринск, где  ученики — юные друзья и помощники полиции,   самостоятельно обеспечивают  правопорядок, сокращая тем самым количество учащихся- правонарушителей, помогаяпедагогам, сотрудникам полиции бороться с детскими  правонарушениями и  преступлениями. Данный проект был  представлен на Республиканский конкурспроектов по профилактике асоциального поведения подростков и молодежи. Былвыигран грант в размере 15.000 рублей. Для участников проекта   было закуплено10 комплектов отличительной формы «полицейского».    Школьная службаправопорядка «Юные друзья полиции» была  создана с цельюформирования  социальных  компетенций обучающихся, воспитания сознательнойдисциплины и культуры поведения учащихся в школе и в  общественных местах.

Участниками проекта стали учащиеся8,9,10 классов, привлечены все дети «группы риска», состоящие на разных формахпрофилактического учета. При реализации  проекта были использованыразличные формы работы:

·        практические,теоретические занятия по профилактике правонарушений среди учащихся сприглашением сотрудников МО МВД РФ «Хоринский», беседы-диалоги, тренинги,диспуты,  правовые брейн-ринги  и др.;

·         патрулированиеучастков в местах концентрации  школьников с.Хоринск;

  • дежурство при проведении массовых   школьных мероприятий и дискотек;
  • шефство над  детьми «группы риска»;

·        практическиезанятия по физической подготовке  (овладение боевыми приемами  по   самозащите,самообороне);

·         рассмотрение   на заседаниях штаба ЮДП   поступков учащихся,  которые несовместимы спринципами морали и этики поведения;

·        распространениесреди учащихся школы агитационных, профилактических памяток по соблюдениюправил поведения в школе и общественных местах с. Хоринск.

Также, в своей работе использую и  игровые  технологии. Игровая  форма занятий создается  при помощи игровых приемов и ситуаций,которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к проектнойдеятельности. В подростковом возрасте наблюдается обострение в создании своегособственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения,фантазии. Так, в данном  проекте ребята  «выступали в роли   школьныхполицейских», что стимулировало их. Юные друзья полиции были организаторами   различных деловых, имитационных, интеллектуально-правовых  игр.    Интереснойпо содержанию была деловая игра «Юный детектив», где ребята «расследовали»детективные истории, учились  первоначальным  навыкам   ведения следственныхдействий.  На одном из занятий   была проведена деловая игра-конкурс «Знатокиправа», где ребята познакомились с интересными вопросами  по истории права,узнали   об ответственности и  мерах наказания за совершение подростковыхправонарушений. Интересной и познавательной для членов ЮДП была  викторина «Чтоты знаешь о последствиях курения?».  Члены ЮДП проводили с ребятами начальныхклассов игру-викторину «Нарушение прав сказочных героев».

Я убеждена в том, что игровые технологии  играют неоценимуюроль, т.к. способствуют самовыражению,  самоутверждению, самореализацииребенка.

Также, в  своей работе  использую  следующие   группысоциально-педагогических технологий: диагностические, профилактические,коррекционные. 

Диагностические технологии выступают основой  моей профессиональной деятельности. В рамках данной технологии я формирую банкиданных учащихся, их семей по различным категориям (банк данных детеймикрорайона школы от 0 до 18 лет, банк данных детей-сирот, детей синвалидностью, банк данных социально- неблагополучных семей и т.д.),  выявляюдетей «группы риска» по объективным показателям (наличие инвалидности у ребенкаи др.). Диагностирую особенности межличностных отношений детей, родителей,проблемы социального и личностного развития субъектов образовательногопроцесса. По результатам диагностики разрабатываю  программы профилактики,коррекции.  Это уже профилактические социально-педагогические технологии,основная задача которых состоит в создании благоприятных психосоциальныхусловий для развития ребенка в социальной среде (школе, семье).  Я патронируюсоциально-неблагополучные, проблемные  семьи, состоящие на внутришкольном учете,  на учете в Хоринском ОСЗН, провожу информационно-разъяснительнуюработу, выступая на общешкольных родительских собраниях на  различные  темы:«Дети – это наша ответственность», «Профилактика жестокого обращения детьми всемье», «Права и обязанности родителей по воспитанию детей» и др.

Коррекционные технологии направлены на преодоление ужеимеющихся как групповых, так и индивидуальных проблем детей, родителей.  С этойцелью разрабатываю  и провожу совместно с психологом тренинги, социально-педагогическоеконсультирование, социально-педагогическое внушение, осуществляюсоциально-педагогическую поддержку. Эффективным корректирующим приемом, которыйя использую, служит вовлечение в коррекционную деятельность тех подростков,которые прошли успешную реабилитацию и коррекцию какой-либо девиации, ведь детилучше понимают сложности и переживания друг друга.

Профилактические технологии, которыми я пользуюсь в своей работе,направлены на профилактику правонарушений детей, семейного неблагополучия,жестокого обращения  с детьми  и др.  В  профилактической работе с учащимися«группы риска»  использую различные  формы и методы работы:

·        выявляюучащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения,отстающих в учебе;

·        определяюпричины отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальныхпсихологических особенностей личности у выявленных школьников;

·        составляюплан педагогической коррекции личности и устранения причин ее нравственнойдеформации, отклонений в поведении;

·        вовлекаюучащихся «группы риска» в различные виды положительно-активной социальной деятельности и стараюсь  обеспечить в ней успех;

·        осуществляюрегулярный педагогический надзор  за детьми, состоящими на учете в  РайоннойКДН ЗиП, ПДН, ВШК;

·        веду картотеку учета данных  контроля  успеваемости, посещаемости, занятости детейданной категории;

·        разрабатываюиндивидуальные  мини-программы коррекции поведения детей группыриска. Для таких ребят  применяю разные формы поощрения, повышая их социальный  статус, отвлекая  от плохих поступков;

 Одной из форм профилактической работы являются рейды,которые я организую, привлекая социальных партнеров —  ПДН МО МВД РФ«Хоринский», Районную КДН и ЗП и др.

Рейдовая форма работы помогает  предотвращать  детскиеправонарушения и преступления на микрорайоне школы. Например, с членами «ЮДП»,совместно с сотрудниками Хоринской полиции,  организовываю рейды по проверкехранения сотовых телефонов среди учащихся школы, вечерние выездные рейды попроверке  соблюдения Комендантского часа учащимися школы, увеселительныхзаведений с. Хоринск с целью профилактики употребления спиртных напитковшкольниками в общественных местах. В ходе рейдов  выявляем  нарушителей,параллельно организовывая соответствующую   коррекционную работу, тем самымобеспечивая правопорядок на микрорайоне школы.

Наиболее интересной для учащихся являются такая форма профилактической работы как   проведение акций.  Такую форму работы я применяюв профилактике вредных привычек, пропаганде здорового образа жизни,преступлений и правонарушений среди учащихся.

 Интересными были профилактические акции в рамках социального проекта  «Юные друзья полиции».Члены ЮДП стали активными участниками акции,  которая была посвящена Всемирному Дню памяти жертв ДТП. Данную акцию  проводило  отделение ГИБДД МОМВД РФ «Хоринский». Юные помощники полиции останавливали водителей на самойоживленной дороге Хоринска, призывали водителей быть внимательными,осторожными, дисциплинированными и вежливыми на дорогах, не нарушать правила дорожногодвижения. Юные друзья полиции вручали водителям разноцветные  профилактическиебуклеты. Более 100 водителей Хоринского района получили данные буклеты.

Результаты реализации проекта  «Школьная  служба  правопорядка «Юныедрузья полиции» были оценены  родителями, МО МВД РФ «Хоринский», Районной КДНиЗП, так как этот проект был инновационным в Хоринском районе, которыйспособствовал сокращению правонарушений на микрорайоне школы.

    Неоценимуюпомощь в профилактической, коррекционной работе, правовом просвещении учащихся  оказывают информационные технологии обучения и воспитания.

При массовомохвате учащихся школы, провожу общешкольные профилактические линейки направовые темы по изучению основных статей АК РФ, УК РФ «Об ответственностинесовершеннолетних за совершение правонарушений, преступлений» и др., которые способствуют расширению правового кругозора обучающихся.

Анализ моей социально-педагогической работы школы показал, что   более действенный,положительный результат в работе с детьми «группы риска», находящихся в труднойжизненной ситуации, дает  социокультурная,  реабилитационная  работа. Такиеавторитарные, традиционные, контролирующие  формы работы с детьми девиантногоповедения как беседы, наставления и т.д.,   порой не всегда дают положительныерезультаты, и ребенок вновь и вновь оступается, совершает какие — то проступки, не делая соответствующих для себя выводов.  Находясь в постоянномпоиске новых, интересных форм работы с детьми данной категории  при активномсодействии    ГУ Центра занятости населения Хоринского района  разработалапрограмму «Трудоустройство несовершеннолетних и безработных родителей навременные общественные работы». Согласно заключенного договора  с ЦЗН, напротяжении 5 лет  трудоустраивала подростков, достигших 14-летнего возраста, наобщественные работы в с.Хоринск. При активной поддержке руководителейпредприятий, индивидуальных предпринимателей находила рабочие места дляподростков,  тем самым оказывая материальную поддержку малообеспеченным семьям.Ребят устраивала работать в парикмахерские- помощниками парикмахера, напочту – помощниками почтальона, в библиотеку- помощниками библиотекарей и др.Помимо временного трудоустройства и материальной поддержки, ребята получалипервоначальные профессиональные навыки работы на предприятии, знакомились сомногими профессиями, что им пригодится в дальнейшей профессиональнойдеятельности.  Так, за  5 лет  было трудоустроено 131  учащихсясоциально-незащищенной категории населения (дети «группы риска», дети из малообеспеченных,многодетных  семей).

      В работепо профилактике правонарушений среди учащихся сталкиваюсь с проблемами итрудностями. Практика работы  с детьми социального риска, развития криминальныхнарушений поведения показывает, что нельзя изучать, а, следовательно, ивоздействовать на основе только какого-либо одного, например, педагогическогоили психологического подхода.

 Я считаю, что дляпрофилактики, диагностики, реабилитации таких детей необходимо сочетаниесоциально-профилактических, психологических методов, включая интеграциюсоциального подхода с видением всего спектра социальных, психологическихпроблем охраны психического, социального здоровья и развитиянесовершеннолетних.

Анализируя работупо  профилактике  правонарушений среди учащихся,  я пришла к выводу, что дляуспешной  работы в данном направлении необходимы:

  • системная и дифференцированная работа  во всех сферах жизнедеятельности учащихся  школы;
  • программно-целевой подход к работе;

Также, изучивнекоторую новейшую педагогическую литературу, опыт российских школ попрофилактике безнадзорности и правонарушений, пришла к выводу, что уменьшениюколичества детских преступлений, способствует работа по превентивному обучениюи воспитанию, которая направлена на формирование навыковответственного поведения,  пропаганду здорового образа жизни. 

Дети проводят вшколе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического,психического, социального  здоровья — дело не только семьи, но и педагогов. Дляэтого использую здоровьесберегающие технологии. Сбалансированное горячее питание в школе,медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивныезанятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ,обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни — все это влияет наулучшение их здоровья как физического, так и социального. Если у детей, молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острыепроблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.

Во исполнениеосновных направлений инициативы «Наша новая школа»  по сохранению и укреплениюздоровья (в том числе социального, психического)  учащихся школы,   совместно спсихологом школы, преподавателем ОБЖ, разработала программу  превентивногообучения и воспитания учащихся по  профилактике вредных привычек человека «Наша жизнь — в наших руках». Программанаправлена на решение следующих задач:

·        развитиеу учащихся  потребности  в здоровом образе жизни;

·        оказаниесоциально-психологической помощи учащимся в трудных жизненных ситуациях, всохранении  их психического здоровья.

Основными разделами программы являются:

« Обучение жизненно — важным навыкам» ( 1-7 кл.)

«Полезные привычки» (1-4 кл.);

«Полезные навыки» (5-7 кл.).

 « Основы безопасности жизнедеятельности» (10-11 кл)

«Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» (10 кл.);

«Основы здорового образа жизни» (1-11 кл.)

 « Профилактика социально-негативных явлений у детей иподростков (8-11 кл.)

«Как противостоять отрицательному  влиянию?»

«Наркомания,алкоголизм — что это такое? Последствия употребления на здоровье человека»

«Правовые аспектыборьбы с алко- наркозависимостью среди детей и подростков»

 « Урокипрофилактики детских шалостей».

Формы и методыпроведения практических занятий, которые были использованы  при реализацииданной программы самые разнообразные: групповые тренинги, дискуссии, ролевоемоделирование, видеозанятия, « Почта доверия»,  профилактические акции,информационные палатки, занятия с психологом, решения ситуационных задач, урокивопросов и ответов, встречи с врачами, правоохранительными органами.

За   периодреализации программы,  организовывала   различные превентивные занятия,творческие  мероприятия с использованием  различных педагогических технологий:«Презентация антиалкогольной и антитабачной фирм». Руководители и служащиеданных фирм из числа старшеклассников разрабатывали и защищали проекты борьбы салкоголем, табакокурением среди детского населения,  проведен агитбой « Кто некурит и не пьет, тот  долго проживет», часы здоровья, ток-шоу «Здоровые дети -здоровая планета», спортивные кругосветки, диет-кафе, раздача  детям витаминови др. 

В ходе реализациипрограммы превентивного обучения и воспитания «Наша жизнь  — в наших руках»,дети получают  информацию по вопросам, связанным с вредом употребления табака,алкоголя, наркотиков, овладевают  навыками поведения в ситуациях криминогенногохарактера.

Анализируярезультаты реализации программы, пришла к выводу, что превентивное обучениеположительно влияет  на оценку изменений в знаниях, установках и поведенииучеников: в школе сократилось число учащихся-курильщиков. Социологический опроспо выявлению навыков ЗОЖ показал, что учащиеся 5-11 классов понимают значимостьЗОЖ, 79,9% всех опрошенных  учащихся оценивают свой образ жизни  здоровым.

      Положительнымрезультатом работы по  профилактике наркомании среди учащихся школы  за   период с 2018-2022г.г.является   отсутствие фактов употребления учащимися наркотиков, ПАВ.

           Анализработы по профилактике вредных привычек  показал, что  профилактику вредныхпривычек учащихся эффективнее начинать с начальных классов, необходимо развивать волонтерское движение в школе, которое позволит привить навыкиучащимся, способствующие сопротивляться таким негативным явлениям как курение, алкоголизм,наркомания.

Социально-педагогическая работа с семьей

В воспитании детейсемья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, так какименно в семье рождается чувство преемственности поколений, ощущениепричастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему. Важно,чтобы ребенок с детства видел полноценную модель семьи, чувствовал любовь изаботу со стороны родителей, ощущал свою безопасность и защищенность. Яработаю  с разными категориями семей: семьи, требующие повышенного внимания инуждающиеся в особой помощи: неполные семьи, малоимущие, многодетные, имеющиедетей-инвалидов, опекаемых детей, неблагополучные семьи «группы риска», вкоторых традиции семейного воспитания частично утрачены и имеются проблемыдуховно-нравственного воспитания детей в семье. В соответствии с анализом семейной  неблагополучной ситуации, я в своей работе  определила следующие«проблемные зоны» в работе с семьями:

·        алкоголизмродителей;

·        отсутствиеработы у одного или обоих родителей;

·        жестокоеобращение с детьми в семье;

·        нарушениедетско-родительских отношений;

·         недостаточныйконтроль  за детьми  со стороны родителей.

  Поэтому, работапо профилактике неблагополучия в  семье, повышение родительской ответственностиза воспитание детей, сохранение и укрепление семейных ценностей — одно изважнейших направлений  моей работы.

Организуя работу ссемьей социально-незащищенной категории населения,  я опираюсь  на идеигуманистической психологии, методику поведенческой коррекции, которая представляетсобой  проблемно-ориентированную модель взаимодействия. Семьи и дети,оказавшиеся в социально опасном положении — это объект  моейсоциально-педагогической работы, требующий немедленного вмешательства вкризисную ситуацию, предполагающий организацию взаимодействия различныхспециалистов, которых я привлекаю к решению проблем в семье: ОСЗН Хоринскогорайона, МЛПУ «Хоринская ЦРБ», Районная КДН иЗП, Отдел опеки и попечительства,МО МВД РФ «Хоринский», Хоринский центр занятости населения, Хоринский СРЦН идр.

В работе  попрофилактике семейного неблагополучия и социального сиротства  используюсовременные социальные технологии работы с детьми и семьями, находящимися всоциально опасном положении. Наиболее эффективна технологияиндивидуального взаимодействия со всем окружением ребенка, и, в первуюочередь, с семьей. Выявляю проблемы, причины неблагополучия  в семье,  ищупути их коррекции. Логика взаимодействия с семьей ребенка включает в себяанализ причин возникшей проблемы и оказание социально-педагогической помощи иподдержки семье.

     Инновационнымнаправлением  в работе  по профилактике семейного неблагополучия являетсяподготовка школьников к будущей  семейной жизни.

Проанализировавработу  с семьей, пришла к выводу, что  эффективным инструментом для предотвращения обострения кризиса семьи является воспитание у подрастающего поколенияосознанного ценностного отношения к будущей семейной жизни. На сегодняшнийдень не каждый может стать врачом, инженером или учителем, но матерью и отцомбудет каждый. Именно понимание того, что семейное  счастье не даётсялегко,  в наш сложный век создать семью и сохранить её намного сложнее, чем этобыло несколько десятилетий назад  и привело меня  к разработке программы «Школа будущего семьянина», которая на сегодняшний день актуальна, признанаформировать   компетенции,  необходимые будущему семьянину. Цель программы —организация социокультурного, компетентностного  пространства по подготовкебудущих семьянинов через практико – ориентированный подход по этике и психологиисемейной жизни, гигиене человека, пропаганде здорового образа жизни,рациональному ведению домашнего хозяйства. Новизной программы  было то, что к  проведению занятий я  привлекла родителей, социальныхпартнеров-специалистов разных профилей: врачей,  специалиста отдела ЗАГС,юриста, парикмахера, специалиста по дизайну и др. Основными  формамипроведения  занятий в Школе будущего семьянина  были диспуты,семейные олимпиады, деловые  игры, «диалоги из жизни», мастер-классы, сборматериала для копилки  «Это мне пригодится в жизни», практические занятия,встречи со специалистами, организация «Почты доверия», совместные творческиезанятия детей и родителей, семейные праздники. 

В Школу будущегосемьянина я пригласила юриста, который  проводил  практические занятия состаршеклассниками  на  тему «Основы семьи, её ценности», «Условия ипротивопоказания к заключению брака». Ребята получили знания основных положенийСемейного кодекса РФ. На одном из занятий, Начальник ЗАГС  Хоринского района,познакомила ребят с основными направлениями проектирования семейной жизни,выборе спутника жизни, была организована  дискуссионная игра, где ребятаобсуждали вопросы любви и влюбленности, взаимопонимания в семье, просмотрели видеофильм  о церемонии  регистрации брака, видеофрагмент венчания брака вСвято-Никольской церкви с.Хоринск. Также, на занятиях ребята разучили  «Гимнсемьи» известного композитора И.Резника, исполнение которого было украшениемвсех семейных праздников, проводимых в Школе будущего семьянина. Значимымибыли, организованные мною,  встречи со специалистами Центра планирования семьиМЛПУ «Хоринская ЦРБ»,  врачом-гинекологом, которые проводили  практическиезанятия с использованием ИКТ- технологий  на темы Сохранениерепродуктивного здоровья девочек», Гигиена девочки. Как ухаживать засобой?.  Специалисты познакомили девочек со строением организма девочки,правилами гигиены. Девочкам-подросткам был показан видеофильм с последующимобсуждением Береги  честь и здоровье  смолоду. В  рамкахМеждународного Дня Семьи, со специалистами-преподавателями Школы будущегосемьянина, провела семейную олимпиаду « Вся семья вместе – и душа на месте», вкоторой приняло участие 36  семей. Данная семейная олимпиада, в которойпринимали все члены семьи, явилась новой формой работы с семьей по организациисемейного досуга. 

Результатами работы Школы будущего семьянина было:

·        правовая подготовленность старшеклассников: понимание ими социальной сущности  брака и семьи;

·        сформированность социально-трудовых, личностныхкомпетенций учащихся;

·        сформированность собственных ценностных ориентировпо отношению к будущей семейной жизни.

 Такжев  своей социально-педагогической работе  применяю  следующие современныепедагогические технологии:

1. Гуманно- личностная технология:

Применениеданной технологии раскрывается через следующие методы:

-гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радостьпознания;

-индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление всебя, педагогика успеха;

— мастерствообщения: закон взаимности, гласность, уважение личности ребенка в вопросесамовыражения;

-резервы семейной педагогики;

-учебная деятельность: контроль за посещением учебных занятий детей «группыриска», реализация права ребенка на получение образование независимо от егосоциального статуса, состояния здоровья, обстановки в семье;

2Технология социального консультирования ипосредничества

Использованиевозможностей сайта школы с целью повышения правовой и педагогической культурыродителей, а также в качестве инструмента социального консультирования детей поразличным вопросам. Также,  активно использую интернет для собственногосаморазвития как специалиста и повышения уровня своих профессиональных знаний иумений через участие в сетевых конкурсах, видеоконференциях и вебинарах.

3.Технология самообразования педагога в рамках ФГОС

●веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры,проводимые с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирнойпаутины». Возможность организовать веб-конференцию предоставляют популярныепрограммы Skype, ZOOM и др.

●телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки сиспользованием электронной почты. Для учебных телеконференций характернодостижение образовательных задач.

●чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий.

 

Какую быпедагогическую технологию мы не применяли в учебном процессе, все жереализуется она через систему занятий, поэтому задача педагога состоит в том,чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности. И еслимы будем успешными, учителя и школа, значит, есть надежда на то, что нашиученики тоже будут успешными и счастливыми!»

        Подводяитоги своей работы  за последние 5 лет, я пришла к выводу и   глубоко убежденав том, что «как бы  ни разнообразны, не разнолики были  концепции, теории,технологии, их  объединяет одно:  отношение к детям – «великий императивгуманистической педагогики»: любить ребенка, служить для него примером, уметьпонимать его, быть способным взглянуть  на мир его глазами; безусловно,признавать в нем личность достойную всяческого уважения, доброго отношения,независимо от конкретного поведения; помочь ему обрести свое подлинное лицо,сформировать механизм самозащиты от деформирующего воздействия нашегонестабильного общества.

      Ив заключении хочу сказать: «Да, инновационные технологии  требуют огромнойзатраты сил, времени, но это то, что делает нас современными своему времени. Мыстремимся к успеху, кроме этого, мы должны быть интересны нашим детям. Дляэтого мы тоже должны самообразовываться.

 


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей