Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение
«Лащ-Таябинская средняяобщеобразовательная школа им. В.В.Андреева
Яльчикского районаЧувашской Республики»
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей |
УТВЕРЖДАЮ Директор: ________ И.И.Чернова Приказ №191 от 27.08.2022 г.
|
РАБОЧАЯПРОГРАММА
поалгебре и началам анализа
на2022-2023 учебный год
10класс
Количествочасов— 140ч.
1. Учебник: А.Г.Мордкович,П.В.Семенов. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс, М.:«Мнемозина».
Учитель,реализующий программу:Павлова Вера Васильевна
1. Планируемыерезультаты освоения программы.
Личностные результаты:
Увыпускникабудут сформированы:
ü умениеясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, пониматьсмысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры иконтрпримеры;
üкритичностьмышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличатьгипотезу от факта;
üпредставлениео математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ееразвития, о ее значимости для развития цивилизации.
Увыпускникамогут быть сформированы:
üкреативностьмышления, инициатива, находчивость, активность при решении математическихзадач;
üумениеконтролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
ü способностьк эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Выпускникинаучатся:
o иметь первоначальныепредставления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки итехники, средстве моделирования явлений и процессов;
o видетьматематическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, вокружающей жизни;
o находить вразличных источниках информацию, необходимую для решения математическихпроблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполнойи избыточной, точной и вероятностной информации;
o понимать и использоватьматематические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.)для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
Выпускники получатвозможность научиться:
o выдвигать гипотезыпри решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
o применятьиндуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегиирешения задач;
o понимать сущностиалгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложеннымалгоритмом;
o самостоятельноставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебныхматематических проблем;
o планировать иосуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательскогохарактера.
Познавательные
Выпускникинаучатся:
ü выделятьсущественное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условиязадачи;
ü моделироватьусловия текстовых задач освоенными способами;
ü устанавливатьзакономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд,заполнять пустые клетки в таблице, составлять
равенства и решать задачи по аналогии);
ü осуществлятьсинтез числового выражения (восстановление деформированных равенств), условиятекстовой задачи (восстановление условия
порисунку, схеме, краткой записи);
ü конструироватьгеометрические фигуры из заданных частей, достраивать часть до заданнойгеометрической фигуры, мысленно делить гео-
метрическую фигуруна части;
ü пониматьинформацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, дополнять таблицы недостающими данными, находить нужную
информациюв учебнике.
Выпускникиполучат возможность научиться:
ü решать задачиразными способами;
ü устанавливатьпричинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогиии осваивать новые приёмы вычислений,
способы решениязадач;
ü выбирать наиболееэффективные способы вычисления значения конкретного выражения;
ü сопоставлятьинформацию, представленную в разных видах, обобщать её, использовать привыполнении заданий, переводить информацию из
одного вида в другой, находитьнужную информацию в справочниках, энциклопедиях, Интернете.
Коммуникативные
Выпускникинаучатся:
ü сотрудничать стоварищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий;
ü осуществлять взаимопроверку;
ü обсуждатьсовместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления илирешения задачи);
ü объединятьполученные результаты;
ü задавать вопросы сцелью получения нужной информации.
Выпускники получатвозможность научиться:
ü учитывать мнениепартнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своёрешение;
ü выполнять своючасть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий иконечную цель;
ü задаватьвопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательныхцелей в ходе проектной деятельности.
Предметные результаты:
Числовые функции
Обучающийсянаучится
· задаватьфункцию различными способами;
· составлятьалгоритм исследования функции на монотонность и чётность;
· строить графикобратной функции; узнает условия существования обратной функции
Обучающийсяполучит возможность:
· применятьсвойства функции для исследования её на монотонность и чётность;
· определятьнеобходимое и достаточное условие обратной функции;
· решать занимательныезадачи
Тригонометрические функции
Обучающийсянаучится
- определять на единичной окружности длины дуг,
- находить на числовой окружности точку, соответствующему данному числу,
- применять формулы приведения для упрощения простейших тригонометрических выражений;
- строить тригонометрические функции и их свойства,
Обучающийсяполучит возможность:
- решать простейшие уравнения и неравенства,
- преобразовывать сложные тригонометрические выражения, графики тригонометрических функций,
- строить графики сложных функций
Тригонометрическиеуравнения
Обучающийсянаучится
· решатьтригонометрическиеуравнения по формулам, с использованием метода замены переменной,
разложения намножители, однородные уравнения
Обучающийсяполучит возможность
- овладеть некоторыми приемами решения тригонометрических уравнений.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей.
Преобразование тригонометрическихвыражений
Обучающийсянаучится
- применять различные тригонометрические формулы: формулы двойного угла, основные формулы тригонометрии, функции суммы и разности, преобразования сумм в произведение и наоборот, для упрощения выражений
Обучающийсяполучит возможностьнаучиться
- свободно пользоваться изученными формулами, применять их в более сложных ситуациях
Производная
Обучающийся научится
- формулировать определение предела, числовой последовательности, функции, способы вычисления предела последовательности, понятие производной функции, физический и геометрический смысл производной,
- находить производную суммы, разности, произведения и частного,
- применять производную для отыскания наибольших и наименьших значений функции;
- познакомится с алгоритмом составления уравнения касательной к графику функции, построения графика функции, научится их применять;
- исследовать простейшие функции на монотонность и экстремумы
Обучающийсяполучит возможность
- применять полученные знания для нахождения производной сложной функции, проводить полное исследование сложной функции
Выпускникинаучатся:
— оперироватьосновнымиформулами тригонометрии и выполнять тождественные преобразованиятригонометрических выражений;
— использоватьчисловуюокружность для вычисления синуса, косинуса, тангенса числа;
— решатьпростейшиетригонометрические уравнения и неравенства;
— применять различныеспособы и методы решения тригонометрических уравнений;
— строитьграфикии описывать свойства тригонометрических функций;
— решатьтригонометрические уравнения и неравенства, используя свойства и графикитригонометрических функций;
— применятьформулыи правила для вычисления производных функций;
— составлятьуравнениекасательной к графику функции;
— исследоватьфункциюна монотонность, наибольшее и наименьшее значение с помощью производной;
— строитьграфикимногочленов и простейших рациональных функций;
— решатьзадачина нахождения наибольшего и наименьшего значений функции;
—
Выпускники получатвозможность научиться:
— выполнять многошаговыепреобразования тригонометрических выражений;
— решать тригонометрическиеуравнения, применяя особые приемы и подстановки;
— решать тригонометрические системы уравнений.
2.
3. Содержаниепредмета алгебры и начала анализа для 10 класса
( 4 ч в неделю, 140 ч в год)
Повторение(4 часа)
Глава 1. Действительные числа. (12 часов)
§1. Натуральные и целые числа.
Делимость целых чисел. Деление с остатком.Сравнения. Признаки делимости. Простые и составные числа. НОД. НОК. Основнаятеорема алгебры Решение задач с целочисленными неизвестными.
§2. Рациональные числа.
Перевод бесконечной периодическойдесятичной дроби в обыкновенную
§3. Иррациональные числа.
Понятие иррационального числа
§4. Множество действительных чисел.
Действительные числа. Числовая прямая.Числовые неравенства и их свойства. Числовые промежутки. Аксиоматика действительныхчисел.
Доказательства неравенств. Неравенство осреднем арифметическом и среднем геометрическом двух чисел.
§5. Модуль действительного числа.
§6. Метод математической индукции.
Глава 2. Числовые функции. (9 часов)
§7. Определение числовой функции и способыее задания.
Функции. Область определения и множествозначений. График функции. Построение графиков функций, заданных различнымиспособами.
§8. Свойства функций.
Свойства функций: монотонность, четность инечетность, выпуклость, ограниченность, непрерывность. Графическаяинтерпретация. Примеры
функциональных зависимостей в реальныхпроцессах и явлениях.
§9. Периодические функции
Периодичность функций.
§10. Обратная функция.
Сложная функция (композиция функций). Взаимнообратные функции. Область определения и область значений обратной функции.График
обратной функции. Нахождение функции,обратной данной.
Глава 3. Тригонометрические функции (26часов ).
§11. Числовая окружность.
§12. Числовая окружность на координатнойплоскости.
§13. Синус и косинус. Тангенс и котангенс.
Синус, косинус, тангенс, котангенспроизвольного угла. Радианная мера угла.
§14. Тригонометрические функции числовогоаргумента.
Синус, косинус, тангенс, котангенс числа.Основные тригонометрические тождества.
§15. Тригонометрические функции угловогоаргумента.
§16. Функции y = sin x, y = cos x, ихсвойства и графики, периодичность, основной период.
§17. Построение графика функции y = m⋅f(x).
§18. Построение графика функции y = f(k⋅x).
Преобразование графиков: параллельныйперенос, симметрия относительно осей координат, симметрия относительно началакоординат, симметрия относительно прямой y = x. Растяжение и сжатие вдоль осейкоординат.
§19. График гармонического колебания.
§20. Функции y = tg x, y = ctg x, ихсвойства и графики.
§21. Обратные тригонометрические функции,их свойства и графики.
Глава 4. Тригонометрические уравнения (9часов).
§22. Простейшие тригонометрическиеуравнения и неравенства.
§23. Методы решения тригонометрическихуравнений.
Простейшие тригонометрические уравнения.Решение тригонометрических уравнений. Простейшие тригонометрическиенеравенства. Арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс числа.
Глава 5. Преобразование тригонометрическихвыражений (21 час).
§24. Синус и косинус суммы и разностиаргументов.
§25. Тангенс суммы и разности аргументов.
§26. Формулы приведения.
§27. Формулы двойного аргумента. Формулыпонижения степени.
Синус и косинус двойного угла. Формулыполовинного угла. Выражение тригонометрических функций через тангенсполовинного аргумента.
§28. Преобразование суммытригонометрических функций в произведение.
§29. Преобразование произведениятригонометрических функций в сумму. Преобразование тригонометрическихвыражений.
§30. Преобразование выражения A⋅sinx + B⋅cos x к виду C⋅sin (x+ t)
§31. Методы решения тригонометрическихуравнений.
Глава 6. Комплексные числа (9 часов).
§32. Комплексные числа и арифметическиеоперации над ними.
Действительная и мнимая часть. Комплексносопряженные числа. Модуль и аргумент комплексного числа.
§33. Комплексные числа и координатнаяплоскость.
Геометрическая интерпретация комплексныхчисел.
§34. Тригонометрическая форма записикомплексного числа.
Арифметические действия над комплекснымичислами в разных формах записи.
§35. Комплексные числа и квадратные уравнения.
§36. Возведение комплексного числа встепень. Извлечение кубического корня из комплексного числа.
Возведение в натуральную степень (формулаМуавра). Основная теорема алгебры.
Глава 7. Производная (27 часов).
§37. Числовые последовательности.
§38. Предел числовой последовательности.
Понятие о пределе последовательности.Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Длинаокружности и площадь
круга как пределы последовательностей.Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма. Теоремы о пределахпоследовательностей.
Переход к пределам в неравенствах.
§39. Предел функции.
Понятие о непрерывности функции. Основныетеоремы о непрерывных функциях. Понятие о пределе функции в точке. Поведениефункций на
бесконечности. Асимптоты.
§40. Определение производной.
Понятие о производной функции, физическийи геометрический смысл производной.
§41. Вычисление производных.
Производные суммы, разности, произведенияи частного. Производные основных элементарных функций.
§42. Дифференцирование сложной функции.Дифференцирование обратной функции.
Производные сложной и обратной функции.
§43. Уравнение касательной к графикуфункции.
§44. Применение производной дляисследования функций.
Применение производных при решенииуравнений и неравенств.
§45. Построение графиков функций.
Применение производной к исследованиюфункций и построению графиков.
Вторая производная и ее физический смысл.
§46. Применение производной для отысканиянаибольших и наименьших значений величин.
Использование производных при решениитекстовых, физических и геометрических задач, нахождении наибольших инаименьших значений.
Примеры использования производной длянахождения решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах.
Глава 8. Комбинаторика и вероятность (7часов).
§47. Правило умножения. Комбинаторныезадачи. Перестановки и факториалы.
Формулы числа перестановок, сочетаний,размещений. Решение комбинаторных задач.
§48. Выбор нескольких элементов.Биномиальные коэффициенты.
Формула бинома Ньютона. Свойствабиномиальных коэффициентов. Треугольник Паскаля.
§49. Случайные события и их вероятность.
Элементарные и сложные события.Рассмотрение случаев и вероятность суммы несовместных событий, вероятностьпротивоположного события. Понятие о независимости событий. Вероятность истатистическая частота наступления события. Решение практических задач сприменением вероятностных методов.
Итоговое повторение (16 часов).
4. Тематическое планирование учебногоматериала
№ п/п |
|
|
Повторение (4 часа) |
||
1 |
Преобразование рациональных выражений. |
1 |
2 |
Числовые функции. |
1 |
3 |
Решение рациональных неравенств и их систем. |
1 |
4 |
Вводный контроль. Тест за основную школу. |
1 |
Действительные числа (12 часов). |
||
5 |
Натуральные и целые числа. Делимость натуральных чисел. |
1 |
6 |
Признаки делимости. Простые и составные числа. |
1 |
7 |
Деление с остатком. НОД НОК нескольких натуральных чисел. |
1 |
8 |
Рациональные числа. |
1 |
9 |
Иррациональные числа |
1 |
10 |
Действительные числа и числовая прямая. Числовые промежутки. |
1 |
11 |
Модуль действительного числа. |
1 |
12 |
Построение графиков функ-ций, содержащих модуль. |
1 |
13 |
Решение задач по теме: «Действительные числа» |
1 |
14 |
Контрольная работа №1 по теме «Действительные числа» |
1 |
15 |
Анализ контрольной работы. Метод математической индукции. |
1 |
16 |
Принцип математической индукции. |
1 |
Числовые функции (9 часов). |
||
17 |
Определение числовой функции способы задания числовой функции |
1 |
18 |
Способы задания числовой функции |
1 |
19 |
Область определения и область значения функции |
1 |
20 |
Монотонность и ограниченность функции. Четность функции |
1 |
21 |
Наибольшее и наименьшее значения функции |
1 |
22 |
Периодичность функции |
1 |
23 |
Обратная функция |
1 |
24 |
График обратной функции |
1 |
25 |
Контрольная работа №2 по теме «Числовые функции» |
1 |
Тригонометрические функции (26 часов). |
||
26 |
Понятие числовой окружности. |
1 |
27 |
Дуги числовой окружности. |
1 |
28 |
Числовая окружность на координатной плоскости. |
1 |
29 |
Координаты точек числовой окружности. |
1 |
30 |
Синус и косинус |
1 |
31 |
Свойства синуса и косинуса. |
1 |
32 |
Тангенс и котангенс. |
1 |
33 |
Тригонометрические функции числового аргумента. |
1 |
34 |
Основные тригонометрические тождества |
1 |
35 |
Тригонометрические функции углового аргумента. |
1 |
36 |
Функция y = sin x, её свойства и график |
1 |
37 |
Функция y = соs x, её свойства и график. |
1 |
38 |
Решение тригонометрических уравнений с помощью графиков. |
1 |
39 |
Решение тригонометрических уравнений с помощью графиков. |
1 |
40 |
Контрольная работа №3 по теме «Определение тригонометрических функций». |
1 |
41 |
Анализ контрольной работы. Построение графика функции y = mf (x). |
1 |
42 |
Построение графиков тригонометрических функций |
1 |
43 |
Построение графика функции y = f (kx) |
1 |
44 |
Преобразование графиков тригонометрических функций. |
1 |
45 |
График гармонического колебания. |
1 |
46 |
Функция y = tgx. Свойства функции и её график. |
1 |
47 |
Функция y = сtgx, Свойства функции и её график. |
1 |
48 |
Функции y = arсsin x, y = arсcos x, их свойства и их графики. |
1 |
49 |
Функции y = arсtg x, y = arсctg x, свойства и их графики. |
1 |
50 |
Построение графиков кусочных функций, содержащих обратные тригонометрические функции. |
1 |
51 |
Урок-игра «Умники и умницы». |
1 |
Тригонометрические уравнения (9 часов). |
||
52 |
Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства. |
1 |
53 |
Арккосинус и решение уравнения cos x = a. |
1 |
54 |
Арксинус и решение уравнения sin x = a. |
1 |
55 |
Арктангенс и решение уравнения tg x = a. Арккотангенс и решение уравнения ctg x = а. |
1 |
56 |
Решение простейших тригонометрических уравнений |
1 |
57 |
Решение тригонометрических уравнений, сводящихся к решению квадратного уравнения. |
1 |
58 |
Решение однородных тригонометрических уравнений |
1 |
59 |
Решение тригонометрических неравенств. |
1 |
60 |
Контрольная работа №4 по теме «Тригонометрические уравнения» |
1 |
Преобразование тригонометрических выражений (21 час). |
||
61 |
Анализ контрольной работы. Синус и косинус суммы и разности аргументов. |
1 |
62 |
Синус и косинус суммы и разности аргументов. |
1 |
63 |
Тангенс суммы и разности аргументов. |
1 |
64 |
Решение тригонометрических уравнений с применением формул синуса, косинуса и тангенса суммы и разности двух аргументов. |
1 |
65 |
Решение тригонометрических неравенств с применением формул синуса, косинуса и тангенса суммы и разности двух аргументов. |
1 |
66 |
Формулы приведения |
1 |
67 |
Решение тригонометрических уравнений с применением формул приведения |
1 |
68 |
Контрольная работа №5 по теме «Тригонометрические функции сложения аргументов» |
1 |
69 |
Анализ контрольной работы. Формулы двойного аргумента. |
1 |
70 |
Решение уравнений с применением формул двойного аргумента. |
1 |
71 |
Формула понижения степени. |
1 |
72 |
Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение. |
1 |
73 |
Решение тригонометричеких уравнений с помощью преобразования сумм тригонометрических функций в произведение. |
1 |
74 |
Решение тригонометрических неравенств с помощью преобразования сумм тригонометрических функций в произведение. |
1 |
75 |
Преобразование произведения тригонометрических функций в сумму |
1 |
76 |
Решение тригонометрических уравнений с применением формул преобразования тригонометрических функций в сумму. |
1 |
77 |
Преобразование выражения Asin x + Bcos x к виду Sin (x+t) |
1 |
78 |
Методы решения тригонометрических уравнений. Решение уравнений с помощью подстановки. |
1 |
79 |
Решение тригонометрич. уравнений, сведя его к однородному уравнению второй степени относительно половинного аргумента. |
1 |
80 |
Решение задач по теме «Преобразование тригонометрических выражений» |
1 |
81 |
Контрольная работа №6 по теме «Преобразование тригоно-метрических выражений» |
1 |
Комплексные числа (9 часов). |
||
82 |
Анализ контрольной работы |
1 |
83 |
Арифметические операции над комплексными числами. |
1 |
84 |
Арифметические операции над комплексными числами. |
1 |
85 |
Тригонометрическая форма записи числа. |
1 |
86 |
Комплексные числа и квад-ратные уравнения |
1 |
87 |
Возведение комплексного числа в степень. |
1 |
88 |
Извлечение кубического корня из комплексного чис-ла. |
1 |
89 |
Решение задач по теме «Комплексные числа» |
1 |
90 |
Контрольная работа №7 по теме «Комплексные числа» |
1 |
Производная (27 часов). |
||
91 |
Определение числовой последовательности и способы её задания |
1 |
92 |
Свойства числовых последовательностей |
1 |
93 |
Определение предела последовательности. Теоремы о пределах последовательностей. |
1 |
94 |
Сумма бесконечной геометрической прогрессии. |
1 |
95 |
Предел функции на бесконечности. Предел функции в точке. |
1 |
96
|
Приращение аргумента. Приращение функции. |
1 |
97 |
Задачи, приводящие к понятию производной. |
1 |
98 |
Алгоритм нахождения производной. |
1 |
99 |
Формулы дифференцирования |
1 |
100 |
Правила дифференцирования. |
1 |
101 |
Понятие и вычисление производной n-го порядка. |
1 |
102 |
Дифференцирование сложной функции. |
1 |
103 |
Дифференцирование обратной функции |
1 |
104 |
Уравнение касательной к графику функции. |
1 |
105 |
Решение задач с параметром и модулем с использованием уравнения касательной к графику функции. |
1 |
106 |
Решение задач по теме «Правила и формулы отыскания производных» |
1 |
107 |
Контрольная работа №8 по теме «Правила и формулы отыскания производных». |
1 |
108 |
Анализ контрольной работы. Исследование функции на монотонность. |
1 |
109 |
Отыскание точек экстремума. |
1 |
110 |
Применение производной для доказательства тождеств и неравенств. |
1 |
111 |
Построение графиков функций. |
1 |
112 |
Исследование функции и построение графика функции. |
1 |
113 |
Связь между графиком функции и графиком производной данной функции. |
1 |
114 |
Нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке. |
1 |
115 |
Задачи на отыскание наибольших и наименьших значений величин. |
1 |
116 |
Решение задач на нахождение наибольших и наименьших значений. |
1 |
117 |
Контрольная работа №9 по теме «Применение производной к исследованию функции» |
1 |
Комбинаторика и вероятность (7 часов). |
||
118 |
Анализ контрольной рабо-ты. Правило умножения. Комбинаторные задачи. |
1 |
119 |
Перестановка и факториалы. |
1 |
120 |
Выбор нескольких элементов. Формула Бинома-Ньютона. |
1 |
121 |
Биноминальные коэффициенты. Треугольник Паскаля. |
1 |
122 |
Случайные события. |
1 |
123 |
Вероятность суммы несовместных событий. |
1 |
124 |
Вероятность противоположного события. |
1 |
Итоговое повторение (16 часов). |
||
125 |
Свойства тригонометрических функций. |
1 |
126 |
Преобразование графиков функций |
1 |
127 |
Решение тригонометрических уравнений методом введения новой переменной. |
1 |
128 |
Решение однородных тригонометрических уравнений. |
1 |
129 |
Преобразование тригонометрических выражений. |
1 |
130 |
Решение тригонометрических уравнений с применением преобразования выражения. |
1 |
131 |
Отбор корней тригонометрических уравнений. |
1 |
132 |
Вычисление производных. |
1 |
133 |
Уравнение касательной к графику функции. |
1 |
134 |
Применение производной для исследования функции. |
1 |
135 |
Решение задач по всему курсу «Алгебра и начала анализа» — 10 |
1 |
136 |
Решение задач по всему курсу «Алгебра и начала анализа» — 10 |
1 |
137 |
Решение задач по всему курсу «Алгебра и начала анализа» — 10 |
1 |
138 |
Итоговая контрольная работа. |
1 |
139 |
Анализ контрольной работы |
1 |
140 |
. Подведение итогов учебного года. |
1 |