X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

                 Классный час:

      «Огонь и человек»

Цели: показатьроль огня в жизни человека : как положительную, так и отрицательную;выявить причины, приводящие к возникновениюпожара, повторить правила поведения при пожаре, прививать правилабезопасного обращения с огнём. Развивать внимание, память речь. Воспитывать находчивость,ответственность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-2-

                 Ход   классного часа.

1.  ( 1-ыйслайд)

На опушке подожжённогомолнией леса древний человек
когда-то     подобрал    горящуюветку. Отнёс её подальше, по-­
ложил    на землю, стал    кормить   сухими    листьями, травой,
хворостом,  радуясь    аппетиту    и   силе   пылающего   костра.

Огонь   разгонял  тьму — и вместе с  нею страх. Огня боя­лись самые грозные звери.Человек взял себе в   друзьяогонь-и сразу стал сильнее льва и тигра.

Огонь согревал человека, давал   ему тепло.

2.   (2-ой слайд)

Ребята, тема нашего классного часа «Огонь ичеловек»

3.  (3-4 й слайды)

— Заметил человек, что огонь камни греет.Сложил в пещере каменный    очаг и зажёг в нём огонь. Греются камни — наночь тепло берегут. А   потом и настоящий дом, настоящее     жилище люди для огняпостроили : закрыли огонь    со   всех сторон. По­лучилась печка. Напечке еду готовить удобней, и дров меньше уходит, когдачеловеку своё жильё согреть надо.

Новую пищу для огня нашёл человек наших днейпод землёй. Нефть, газ, каменный уголь и сланец горят в топках тепловыхэлектростанций. Горят — и посылают на заводы, фаб­рики, в школы,больницы электрический ток. И тепло у нас потому, что воду в  котельных согревают огнём.

4.  ( 5- ый слайд)

— Если бы огонь давал только свет и тепло, онвсё равно был бы самым лучшим другом человека. Но огонь стал ещё и великим мастером.

Человек заметил, что конец дубинки становится твёрже, если егоподержать над огнём. Нужна лодка? Выжги лишнее из толстого древесногоствола, чтобы было куда сесть самому и положить сеть! У огня мастера многопрофессий. Уже давно людям не надо обжигать концы дубинок и копий, но дел огню всёприбавляется и прибавляется.

-3-

5.  (6-ой слайд)

-Почти    всё,   что    мы    едим,    приходится варить, жарить,
печь,..Огонь    готовит   нам    пищу. И    начал     он     этим
заниматься    сотни тысяч  лет назад. Кастрюль, сковородок,
даже глиняных горшков тогда ещё не было. Люди выбили
в большом камне углубление, налили туда воду, положили
мясо,    коренья     и    стали    бросать     в    воду    небольшие
камешки,    раскалённые    на  костре, — так сварили первый
суп. Зарыли     в     золу      завёрнутое     в     листья    мясо —
получилось   первое   жаркое. Нанизали   на прутик кусочки
мяса, подержали   их    над    костром — так и сейчас делают
шашлыки. Мясо коптили в  дыму от костра, и после этого
оно долго не портилось.

         Человек кормил огонь — и    огонь   кормил человека.

6.(7-ой слайд)

— У     многих   народов  древности гость, входя в дом, должен    был    перешагнуть     черезкостёр. Потому что хозяева верили : огонь прогоняет зло. А ведь   это и на самом    деле    так,    если   под злом понимать вредные микробы,      крошечные     существа,    несущие болезни. Почти    все    опасные     микробы    гибнут  при высокой температуре. Человек стал меньшеболеть, когда начал варить и жарить пищу. Сейчас на  пакетах с молокомпечатают:пастеризованное».Значит : прогретое так, что микробы    вмолоке погибли.

Когда    узнали   о    вредных    микробах,    медики    стали прокаливать на    огне    свои  инструменты — стерилизовать их. Много   уже     найдено   лекарственных   веществ, которые убивают микробов, но    и сейчас ещё огонь часто заботитсяо нашемздоровье.

7.   (8-ойслайд)

Глину    смешали    с     песком, обожгли — так получился
кирпич.И теперь много домов строят из кирпича, и в старину
строили.

 

 

 

 

 

-4-

8.    ( 9-ый слайд )

Стёкла в дометоже вышли из огня.

…Когда-то    путешественники     в   пустыне развеликостёр, положив дрова на какие-то странные белые камни. Приготовили пищу, леглиспать — а утром увидели на месте костра красивые куски   никому неизвестного материала. В него превратился пе­сок,     спёкшийся с белымикамнями. Камни те  были   из соды. Так   появилось первое стекло. Прозрачным   оно стало не сразу, зато красивым    было с самого начала. Делали из негобусы, по­том посуду.

Сейчас и посуда из   стекла, и очки, и аквариумы...А ведь всякое стеклопроходит через огонь.

9.    ( 10-ый слайд)

— Медная  ручка двери,   бронзовая пуговица, алюминиевая
кастрюля, стальной корпус автомобиля -словом, всё (или почти
всё), что сделано из      металлов,один, два, а то и три раза  с
огнём встречалось.

Металл из руды в жарких печах выплавляют — раз. Потом Его снова   в     печи,   уже   в    другие кладут — чтобы      сделать прочнее. Про стальтак   и    говорят, что её   варят. Добавляют  в жидкое железо или в   чугун вещества, благодаря которым   они становятся сталью.Но из стали ведьнужно ещё сделать балки для   домов, детали    машин, другие    полезные   вещи.И   металлНередко снова раскаляют или    даже  расплавляют,потому что горячий он лучше слушаетсячеловека, легче принимает нужную форму.

10.  (  11-ый слайд)

И в воздух человека тоже огонь поднял. Огонь вырывается из сопл реактивногосамолёта. Без огня не взлетают космическиеракеты..

11. ( 12-ый слайд)

Смотрите — огонь всё время тем   только и   занимает­ся, чтоделает из    одних   вещей другие, совсем на первые не похожие.Лежали накостре ветки — осталась зола. Песок и сода

-5-

на огне стали стеклом. Обыкновенная пуговицапластмассовая, автомобильная шина — всё это тоже без огня бы непоявилось. На что ни посмотри вокруг, всюду огонь хоть немного да поработал.Вот бумага : уж она-то, кажется, огня боится — именно как огня. Боятьсябоится, но без огня и самой бумаги бы не было. Делают её из измельчённогодерева, из крошечных волоконец, и массу этих волоконец непременно приходится нагревать.Бумагу варят, как и сталь, как и стекло. Всюду, всюду   работает огонь.

12.  ( 13-ый, 14-ый   слайды)

Но не всегда огонь -наш друг. Дай огню волю — он и дома съест, и лес, и на месте степной травытолько чёрный пепел оставит. Вот и не надо давать ему волю. Не для тогонашипредки огонь приручили, чтобы мы его снова диким на свободу выпускали.

На   пожарных     блестящие каски, у     пожарных красныеавтомобили,  длинные    лестницы, насосы и шланги для воды —ведь чем    сильнеедруг — огонь, тем    сильнее    и    огонь — враг. Чтоб воевать с ним,надо тоже быть сильным.

Как   на  бой, идут  на  пожар. Нагорящие леса парашют­ные    десанты   пожарников с самолётов прыгают.

В    северной     сказке говорится, что    огонь всех насвете жадней   и     прожорливей.   В     сказке это сказано — да правда. Нужно всегдапомнить, что неосторожное обращение с огнём, шалости с огнём,могут привести к беде. (Ребята рассказывают стихотворение)

Не шали с огнём. Огонёк    всегдатакой

Ихороший и плохой:

 Он и светит,он и греет,

Ипроказничать умеет.

Трое маленькихзайчат

С огонькомсидят, шалят.

Им, зайчатам,невдомёк,

Что опасеногонёк.

 Возле газовой плиты

                                  -6-

Расшалился — ждибеды.

Лучше даже и не стой

Перед газовой плитой.

Каждый знает, чтоутюг

Добрый, но серьезныйдруг.

 Тот, кто сутюгом знаком,

Неиграет с утюгом.      

   Кто  наукуизучает,

 Такприборы не включает:             

 Перегретаярозетка

   Загораетсянередко

Чайник все кипел,кипел,

 И весьвыкипеть успел.

 И от злостиповолок

Черный дым напотолок.

У окна, — сказала мать, —  

 Калорифер невключать!       

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

 Поздно, — заикаговорит, —    

  Занавеска-то горит!

            Еслизагремит гроза,

            В страхезакрывать глаза                         

            Неразумнои смешно.   

            Надозакрывать окно. 

 Взгляд лесничегосуров; —

Здесь не место длякостров!

Погасить велелкостер

И закончил разговор.

            Чтобывыросла пшеница,

             Нужно многопотрудиться.

             И огня неразжигай

             Там, гдезреет урожай.

 Сено вспыхнетнепременно

 Отсоседа-огонька…

 А не дашь  Буренке сена,

 Не получишьмолока.

Побежал, как ручеек,

В старой травкеогонек.

                                 -7-

 Разве скажет кто-нибудь

 Где он свой закончитпуть?

Д.Лапина, П.Юрциныш

Говорим — огонь нам друг!

Но врагом он станетвдруг,

Если мы о нёмзабудем,

Отомстит он сразулюдям.

 

13.   ( 15-ый. 16-ый, 17-ый слайды)

   К чему могут привестиигры с   огнём? ( к пожару)

   От чего возникает  пожар, каковы причины возгорания?

(-Неосторожное   обращение с огнём;

   небрежноеиспользование бытовых нагревательных приборов;

   нарушение   правы л противопожарной     безопасности     при
эксплуатации сети и электропроводки;

   неумениеправильно эксплуатировать газовые приборы;

   возгорание телевизоров,радиоаппаратуры;

   неправильноеустройство и неисправности печей и
дымоходов;

   шалости детей согнём.

   Ежегодно в мирепроисходит более 5 миллионов пожаров.

   На территории Мордовиипроисходит порядка 2   тысяч
пожаров,в огне которых погибает более 100 человек.

  Каждый третий погибший — ребёнок.

14.    ( 18-ый слайд)

—  Как выпонимаете пословицы?

-Вода и огонь — хорошие слуги, но страшные господа.

  От маленькой искры большой пожар бывает.

  Огонь воды боится.

15,   (19-ый слайд)

Пожар всегда возникает неожиданно.

                                       -8-

 Правила поведения при пожаре.

 -Вызвать пожарных по телефону 01;

   если загорелсяэлектроприбор, постараться отключить
его, вынув шнур   из розетки сухими руками;

   небольшой очаг возгоранияпопытаться потушить, накрыв его
одеялом …

-Продолжите,какие ещё существуют правила поведения при пожаре (говорятученики).

 

16. (20-ый слайд)

— Сколько помнит себя человечество, оно всегдавосхищалось огнём и понимало, чем ему обязано. Наши предки огонь добыли, саминаучились им управлять. Сами сделали его за многие тысячи летмастером на все руки. Трудно себе представить жизнь без огня.

(Ученица читаетстих.)

Если бы не было огня.

Мне бабуля говорила,

 Что огонь намдруг и враг, Без него темно бы было, Жили б мы совсем нетак.

Мы б от холодадрожали, Превратились бы в пингвинов

Или мамонтами   стали,

Обросли бы шерстью длинной.Телевизораб не знали,

Ни поесть и ни попить,

В «Денди» тоже б не играли,

В общем, плохо было б жить.

Н. Афанасьева

-Ребята,огонь для нас не только друг и помощник.Его живое пламя — символ жизни,памяти.Недаром на могилах героев мы

                                     -9-                                                                                  

зажигаемвечный огонь-знак неразрывной связи между прош­лым, настоящим ибудущим.

 

Литература.

1.   Я.Ю.Мартынова»Внеклассные мероприятия в начальной школе»,Волгоград; Учитель, 2007.

2.   Р. Подольный  «Как человек   огонь приручил».Издательство
«Малыш»,Москва, 1981.

3.    О.В.Павлова  «Пожарная безопасность 1-4 классы».Волгоград:
Учитель,2005.

4.   Воспитание школьников (журнал)  №2,2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет