X-PDF

Различие между релизерами и психологическими релизерами

Поделиться статьей

Идея ключевых стимулов, возникшая в рамках этологии, легла в основупредставления о так называемых «психологических релизерах», которые анализируются в экологической психологии. Психологический релизер — это специфический стимул, связанный с природным объектом, определяющий направление и характер формирования субъективного отношения к нему.

Между собственно релизерами и психологическими релизерами существуют два принципиальных отличия. Во-первых, если на воздействиесобственно релизера животное или человек дает строго определенную реакцию безусловно-рефлекторно, то воздействие на человека психологических релизеров всегда так или иначе опосредствовано всем его внутренним миром. На разных людей одни и те же психологические релизеры действуют несколько по-разному, на одного и того же человека они также могут влиять различнымобразом в зависимости от ситуации: его настроения в данный момент, контекста деятельности и т. д. Во-вторых, если собственно релизерами могут являться только непосредственно воспринимаемые стимулы, т. е. связанные с первой сигнальной системой, то в качестве психологических релизеров, определяющих направление и характер формирования субъективного отношения человека к тому или иному природному объекту, могут выступать и стимулы, получаемые им через вторую сигнальную систему (как правило, это вербальная (словесная) информация). Поэтому в экологической психологии, чтобы подчеркнуть эти различия, при анализе процесса формирования отношения к природным объектам используется термин «психологический релизер»1. ( Следует отметить, что отдельные психологические релизеры, в сущности, являются собственно релизерами в их этологическом понимании.)

Психологические релизеры весьма разнообразны по своему характеру и могут оказывать воздействие по всем трем каналам формирования отношения:

· перцептивному,

· когнитивному и

· практическому.

Существенная роль психологических релизеров в процессе формирования субъективного отношения к природным объектам была экспериментально подтверждена в специальном исследовании, проведенном на школьниках 11-12 лет.

Испытуемым зачитывались два небольших рассказа под общим названием «Необычайные приключения Коли», в которых описывались встречи мальчика с инопланетными существами: «хорошим» и «плохим». В описании первого существа использовались релизеры, способствующие формированию положительного отношения, в описании второго—отрицательного. Релизеры в рассказах попарно уравновешивались: например, у первого существа «большие голубые глаза», у второго— «узкие стеклянные глаза». Рассказы были сконструированы только из психологических релизеров и связующих сюжетообразующих элементов: «подошел», «увидел», «побежал». и т.д.., всякие оценочные суждения, характеристики и т. п. исключались. Таким образом, то или иное отношение к этим существам могло формироваться только под влиянием воздействия релизеров.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

После прочтения рассказов испытуемым предлагалось с помощью 5-балльной шкалы ответить на четыре вопроса, соответствующих четырем компонентам интенсивности отношения: перцептивно-аффективному, когнитивному, практическому и поступочному.

1. Понравилось ли Вам это существо, вызвало ли оно у Вас симпатию?

2. Захотели ли Вы узнать еще что-нибудь об этом существе?

3. Хотелось ли Вам делать что-то вместе с этим существом (играть, учиться и т.п.)?

4. Если кто-то из Ваших друзей и знакомых мог бы чем-то ему угрожать, вступили бы Вы с ними в конфликт, чтобы защитить это существо?

Оказалось, что по каждому вопросу в отдельности и по сумме всех вопросов первое существо получило значительно более высокие оценки, чем второе, иными словами, первому существу сформировалось, значительно более положительное отношение, чем ко второму.

Интересно, что у мальчиков не было обнаружено достоверных различий в стремлении получать информацию об этих существах и практически взаимодействовать с ними, но существовало различие в готовности их защищать. У девочек же, наоборот, фактор «положительности» релизеров оказал значимое воздействие на желание получать информацию об этих существах и практически взаимодействовать с ними, но не имел решающего значения в плане готовности их защищать: они стали бы это делать и в том, и в другом случае. Таким образом, «знак» (положительный или отрицательный) психологических релизеров, связанных с природным объектом, самым существенным образом определяет направление развития отношения к нему


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет