Е. Либерман
Ф ортепианный прием — это игровое движение, при помощи кторого пианист наиболее простым и удобным способом преодолевает специфические фатурные трудности, добиваясь при этом нужного ему художественного, звукового результата.
Целесообразность фортепианных приемов связано с разумным разделением труда между различными группами участвующих в игре мышц, их взаимопомощью.
Техника кантилены
Умение петь — одна из важнейших сторон техники пианиста. Крупнейшие пианисты пытались донести до нас ощущения своих рук при игре кантилены: Тальберг и Игумнов сравнивали с движениями, «как будто месишь место» . Корто — о погружении пальца в клубнику . Нейгауз — о «прорастании пальцев в клавиатуру до дна»
Руки пианиста в кантилене должны быть сильными и точно направленными в клавиатуру, в то же время — мягкими и пластичными.
Характер кантилены подсказывает направление работы. Каждой мелодии соответствует свой звук и своя артикуляция. Основное — использование веса руки, опоры на клавиатуру. Трудно и важно донести нужную часть веса в клавиатуру,без толчков, адресовав его в кончик пальца.
Пальцы в кантилене могут двигаться с большим или меньшим размахом. Целесообразным является такое положение, в котором с клавишей соприкасается вся подушечка пальца, т. е. Более вытянутое, мягкое.
Работа над кантиленой не эффективна при дремлющем музыкальном чувстве.
Пальцевое легато
Сегодня в арсенале пианистов пальцевое легато вытеснилось «звуковым» легато и другими видами туше. Пальцевое легато — это ощущение как будто клавиша есть звук, а звук непосредственно передается из пальца в палец как эстафетная палочка. Как будто пальцы сами звучат. Роль кисти и предплечья третьестепенна. Это ощущение стимулируется музыкой Шопена, для которого это был излюбленный прием. Умение играть без «треска», берущими пальцами очень важно. Примеры: Шопен этюды соч 10 ля минор, фа мажор, соч 25 №13, 14 и т. д.
