X-PDF

Различные ситуации речевого общения на уроках английского языка

Поделиться статьей

Различные ситуации речевогообщения на уроках английского языка


В качестве цели обучения иностранномуязыку выдвинуто обучение общению. Ситуация является формой функционированияобщения, единицей общения.

Коммуникативное обучение предполагает, чтопроцесс обучения строится как модель процесса общения. В коммуникативномобучении ситуации используются не на завершающей стадии усвоения материала, онине приложение к обучению, а его сущностная основа на всех стадиях освоенияматериалом.

Ситуация должна стать единицей организациии основой управления процессом обучения иноязычному общению.

Ситуация – сложный феномен и требуетширокого и глубокого подхода к его исследованию. Важное значение приобретаетнахождение критериев, с помощью которых можно методически верно смоделироватьситуацию речевого общения.

Как известно, успех в обучении иностраннымязыкам определяется правильной организацией учебного процесса. Вовлечениешкольников в активную речевую деятельность на уроке – задача учителя. И поэтомуодним из наиболее эффективных средств раскрытия творческого потенциала учащихсяявляется обучение общению. Научить школьников общаться естественным образом наиностранном языке в условиях учебного процесса – проблема сложная инеоднозначно решаемая.

В общении реализуются различные формыдеятельности (учебно-познавательная, общественно-политическая, трудовая,спортивная, художественная, бытовая). Содержанием общения выступают проблемы,основой которых являются предметы обсуждения.

Опыт работы в школе показывает, чтовысказывания учащихся в ходе беседы, когда обсуждается какой-либо вопрос,приобретают естественный характер, если совместная деятельность организована врамках группового общения, чаще всего представленная монологической идиалогической речью учащихся.

Рассмотрим основные функции учебно-речевойситуации в учебном процессе. На уроке учебно-речевые ситуации призванывыполнять две основные функции: стимулирующую и обучающую. Эти ситуации должнысоздаваться с учетом основных условий формирования речевых навыков и умений,только в этом случае может быть реализована их обучающая функция. Часто бываети так, что созданная учителем на уроке ситуация может стать ситуация молчанияили формального участия (боязнь получит плохую отметку). Психологи установили,что в подростковом возрасте интересные для ребят разговоры – это, во-первых,такие, в которых сообщаются новые факты и сведения из разных областей;во-вторых, это разговоры об отношениях, поступках.

Очень важно обеспечить содержательностьвысказываний на изучаемом языке, исключить высказывания, не имеющие связи сдействительностью, не соответствующие ей. Необходимо постоянно привлекатьвнимание ребят к тому, о чем говорится: “Is it really so?”, “Do you agree?”,“You don’t say so!”, “How so?” и другие.

Общение на уроках в основномосуществляется преимущественно в таких организационных формах: учитель- ученик,учитель- класс, иногда ученик — ученики. Мы часто общаемся с членами семьи, ссоседями по дому, с одноклассниками, с приятелями и нужно перестатьвоспринимать речевое общение, как метод обучения устной речи.

Необходимо научить учащихся тому, чтобыони могли успешно корректировать высказывания друг друга (исправлять, задаватьуточняющие вопросы). Это на перовом этапе. На следующем этапе коммуникативныедействия можно реализовать с помощью реплик – согласия или несогласия:

Right you are; I think the same; As for me I think…; I am afraidyou are mistaken; I like it

Реплик, дополняющихговорящего:

More than that; besides; to make the things worse…;

Фраз, уточняющегохарактера:

As for me, I think…; I suppose…; I believe…

Обобщающих суждений:

On the whole; in general; summing up all you’ve just said; let’scome to a conclusion; so what is the result?

Эмоциональных реакций:

That is rather strange (awful, nice); Brilliant; So many; Great;Well done

Иронических репликтипа:

So there you are! Why should you?

Реплик, выражающих просьбу:

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

May I…? Can you…? Will you…?Please, don’t do it

Реплик, дающихотрицательную оценку:

I find it bad; I find it not very good

Реплик удивления:

Is it? Do you? Are you? Really? How so? Youdon’t say so.

Анализ группового общения позволяетзаключить, что свободная беседа учащихся не всегда имеет четко поставленнуюцель. Дискуссия сама по себе трудна и требует проявления многих качествучастников дискуссии. В ролевой игре все эти качества обнажены. В ролевой игревсе эти качества обнажены. В ролевой игре предлагаются достаточно точные илегко доступные учащимися ориентиры для группового речевого взаимодействия.

На начальном этапе обучения ученикамтрудно думать о технологии проведения групповой дискуссии. Игра же позволяетсделать этот процесс более естественным и интересным.

Неформальные отношения в группе, которыеустанавливаются при ролевой организации учебного взаимодействия, такжеспособствуют этому. Ролевая дискуссия в легкой и непринужденной форме позволитучащимся снять коммуникативные барьеры в общении, увеличить объем их речевойпрактики, поможет каждому спланировать своё высказывание, а всех вместе –объединит сюжетом, организационными формами, правилами и т.п., заложит основытехнологии группового дискутирования.

В результате анализа , что наибольшиевозможности в воплощении речевых ситуаций открываются в игровой деятельностидетей. На младшей ступени обучения учащимся нравятся воображаемые ситуации сэлементами ролевой игры. Именно на этом этапе речевые ситуации позволяютповысить их учебный эффект. Уже в 5 классе можно предлагать простые ситуации:

“Вы встретились с туристом изВеликобритании. Давайте познакомимся с ним поближе” Диалог “Знакомство”

При изучении темы “Внешность”:“ К нам в класс пришел сотрудник милиции. Разыскивается преступник. Даетсяописание внешности преступника” Учащиеся пытаются догадаться о ком идет речь.

Ситуации можно моделировать различнымиспособами: с помощью наглядности, словесного описания, инсценирования.Например, в 5 классе при изучении темы “Семья” учащиеся приносятфотографии членов своей семьи. Можно предложить следующие задания:

— Наташа, покажи нам фотографии членовтвоей семьи и расскажи о них. Класс должен быть готов задать вопросы.

Тема “My Flat”. Даю описание домаСнежной королевы или других сказочных персонажей. Ученики делают зарисовки,затем рассказывают что у них получилось. Дается картинка, где женщиназанимается домашними делами, затем дается речевая задача: “Это твоя мама.Познакомь меня с ней и расскажи немного о вашей квартире”. Так при изучениитемы “Досуг” можно предложить следующие ситуации: “Нина очень любитготовить. Это её хобби. Вы были у нее на дне рождения, и вам очень понравилсяеё торт. Попросите Нину рассказать рецепт приготовления торта”

“Вика очень любит музыку. Послушайте еёрассказ о своем увлечении и задайте ей вопросы” Некоторым учащимся виндивидуальном порядке можно предложить программу телевидения. “Посоветуйте,что можно посмотреть по телевизору”. Следует приучать школьников не замыкатьсяв рамках изученной темы, а расширять свои высказывания, связывать их с ранееизученными темами. Не следует навязывать содержание высказываний. Например, приизучении темы “Путешествие” повторяются темы “Мой город”, “Мое село”.Предлагаются ситуации: “Ваши планы на выходные”, “Ваши планы на ближайшиеканикулы”, “Ты сидишь в вагоне поезда. Опиши, что ты видишь из окна”, “Помогимаме упаковать вещи для путешествия”

Речевые ситуации рассматриваются какмодель жизненных ситуаций, в которых учащиеся определенного возраста много иохотно говорят то, что требует от них соответствующая возрасту программаобучения иностранному языку. В некоторых ситуациях люди общаются почтиавтоматически. Обучающие и воспитывающие возможности ролевого общения могутбыть реализованы в полной мере при условии правильного распределения ролей.

В процессе обучения от ученика нетребуется, чтобы он выступал в роли учителя, космонавта и т.п. Но эти ролипривлекают учащихся. Исполняя определенную роль, учащиеся высказываются отимени своего персонажа, оценивая события и факты с его позиции. Возможностьоценивать события и факты с различных позиций расширяет социальный опытучащихся, учит общению. Часто на уроках ученики выступают в роли учителя, и имэто очень нравится. В своей работе я стараюсь применять такие приемы обучения,которые помогают повысить эффективность урока.

Речевая ситуация должна (по возможности)быть адекватной реальной ситуации общения; предельно ясной учащимся;воспитывать у них внимательное отношение к одноклассникам, чувствоколлективизма, инициативности; должна стимулировать мотивацию учения; вызыватьу школьников интерес к заданию, желание хорошо его выполнить. Предлагаяситуации общения, необходимо учитывать языковую подготовку учащихся. Так,работая над темой “Покупки” предлагается ситуация: “Вы пришли в магазини делаете покупки в одном из его отделов” другой ученик делает покупки в другомотделе. Затем учащиеся меняются ролями. Более слабым учащимся можно предложитьпросто наполнить сумку продуктами.

Можно использовать также ситуации,заключающие в себе идею оказания помощи кому-либо. Например:“Help your mother in her work” (to prepare soup, to clean the room) Ситуацияв библиотеке: “You are a librarian. Try to help pupils to find books, whichthey need”

Речевые ситуации способствуют такжезакреплению лексических единиц, грамматических структур. Нельзя забывать и отом, что в общении участвуют не абстрактные субъекты, исполняющие какие-то ролии осуществляющие совместную деятельность, а живые люди, личности со всемиприсущими им свойствами. Включение ученика в иноязычную деятельность общения –не только важная практическая задача, её решение является важным вкладом вформирование личности учащегося. Как уже отмечалось, ситуация – единицаобщения, “русло” общения. Проявляя активность, ученик формируется как активнаяличность. Что значит проявлять активность? Это значит не быть равнодушным,простым наблюдателем.

Применение ситуативных картинок помогаетактивизировать речевую деятельность учащихся. По картинкам можно поговорить,выбирая из накопленного в памяти материала то, что требуется для беседы вданной ситуации. Ученики сами становятся действующими лицами. Каковырекомендации к такому виду работы: рассмотреть картинку, с тем, чтобыпредставить себе ситуацию, в которой будет протекать беседа; постаратьсявспомнить отдельные реплики, которые можно использовать в беседе в даннойситуации. Учащиеся сам определяют структуру диалога для данной конкретнойситуации. Главное условие общения – не бояться ошибок, не бояться плохойоценки.

Таким образом, практика показывает, чторечевые ситуации близкие к реальной жизни помогают повысить эффективностьурока, активизировать речевую деятельность учащихся, повысить их интерес кязыку, а главное в создании речевых ситуаций и в деятельности учителя – поиск.Учителю предоставлена возможность варьировать ситуации от класса к классу, дляразных учащихся в зависимости от их интересов и уровня обученности.

Список использованной литературы:

  1. Вайсбурд М. Л., Ариян М. А. Ситуативная роль как методическое понятие – Иностранные языки в школе – 1984 — №5
  2. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации – иностранные языки в школе -1995 — №4
  3. Леонтьев А. А. Педагогическое общение – М.; Знание 1979
  4. Мильруд Р. П. Организация ролевой игры на уроке – Иностранные языки в школе – 1987 — №3
  5. Пассов В. И. Основные вопросы обучения иноязычной речи – Воронеж, 1976
  6. Рогова Г. В. Роль учебной ситуации при обучении иностранному языку – Иностранные языки в школе – 1984 -№6

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет