X-PDF

«Разнообразие форм взаимодействия участников образовательных отношений с использованием современных педагогических технологий в группах для детей со сложными дефектами» (опыт использования современных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ)

Поделиться статьей

В.В. Кумляшова

учитель-дефектолог ГБДОУ детский сад №26 компенсирующего вида Пушкинскогорайона СПб

Е.А. Устьянцева

учитель-дефектолог ГБДОУ детский сад №26 компенсирующего вида Пушкинскогорайона СПб

 

Тема: «Разнообразиеформ взаимодействия участников образовательных отношений с использованиемсовременных педагогических технологий в группах для детей со сложными дефектами»(опыт использования современных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ)

 

Как же родителям хочется,

что б был здоров их малыш.

Звать себя мамой и папою

шустрика и сорванца,

самой болтливой девочки,

счастье не знало б конца.

Любим мы их и такими,

только лишь щемит в груди,

мысль и мечта заветная —

стать им такими, как мы!

(Ольга Токарь)

 

Каждый ребёнок — особенный, это бесспорно. И все жеесть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнутьуникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особыепотребности. Назрела острая необходимость в уважении и признании их прав, в пониманииих проблем, в желании и готовности включить их в детское сообщество, а неспрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна инаблюдающим за сверстниками.

Современные тенденциив системе образования определяют необходимость педагогического сопровождениядетей с особыми образовательными потребностями в интегрированномобразовательном пространстве. В последнее десятилетие внимание общественностивсе больше привлекает проблема интегрированного и инклюзивного обучения детей сограниченными возможностями здоровья. Это нашло своё отражение в Федеральномгосударственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Воспитание детей с ОВЗ неразрывно связано спедагогическим просвещением родителей. Именно родители закладывают основыхарактера ребёнка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающимилюдьми.

Работа с родителями является приоритетным направлениемв политике государства в области дошкольного образования. Эта позиция отраженав Федеральном законе об образовании в Российской Федерации. В концепциидошкольного воспитания подчёркивается: «Семья и детский сад в хронологическомряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания иобучения детей»

Задача педагогов помочь родителям детей с ОВЗ понять,что их дети не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравнесо всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений. Необходимообщаться с детьми, учить ребёнка думать, размышлять, сопереживать.

Все вышеперечисленноеподчёркивает актуальность данной темы, делая проблему социализации и интеграциидетей с ОВЗ одной из важных в специальной педагогике и психологии.

Для успешной социализации и интеграции дошкольников с особымиобразовательными потребностями необходимо развивать эмоциональную сферу, речь,навыки общения. Вовремя начатая и грамотно построеннаякоррекционно-педагогическая работа позволяет корригировать уже имеющиесянарушения и значительно снизить степень социальной недостаточности.

Вусловиях нашего детского сада приемлемой формой реализации данной задачи (социализациии интеграции) стала система взаимодействия участников образовательного процессав условиях дошкольного учреждения.

Детис ОВЗ, посещающие группу для детей со сложными дефектами (большинство изкоторых инвалиды-колясочники), имеют значительные ограничения для вступления вконтакт, общение, игру и развитие познавательной сферы (в силу ограничениядвигательных возможностей). Вследствие своих заболеваний дети не могут общатьсядруг с другом и могут быть изолированными, даже когда находятся рядом в детскомколлективе.

Для решения даннойпроблемы возникла необходимость создать специальные условия для развитияспособностей к контакту, общению, игре, развитию познавательной сферы, гдеучитывались бы индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка. Приемлемойформой реализации данной задачи стала разработка и проведение «Утреннегокруга».

Участники, а это учитель-дефектолог(ведущий), воспитатель, дети собираются вначале дня у «Визуальногорасписания». Время сбора и место проведения постоянные. У ведущего есть сигнал,приглашающий на утренний круг, (например, колокольчик или любимая мелодия). Участникирасполагаются в круг лицом друг к другу. Это очень хорошая позиция для общения,потому что все находятся в равном положении и видят глаза друг друга. Кругдлится от 10 до 15 минут в зависимости от возраста и возможностей детей с ОВЗ.

Приветствие – одиниз компонентов «Утреннего круга». Приветствие адресовано каждому, кто находитсяв круге. Оно может быть вербальным и невербальным Одновременно с приветствиемна визуальном расписании появляются фотографии детей, которые участвуют в «круге».Приветствия.

Ещё один момент «Утреннегокруга» – совместная работа с «визуальным расписанием». Это визуализация временигода, даты и дня недели на текущий момент, а так же, той деятельности в которойдети в течение всего дня будут принимать участие.

В середине «Утреннегокруга» реализуется совместная игровая деятельность детей. Главная цель данногоэтапа – построение взаимодействия через игру, через желание общаться. Каждый ребёнокгруппы участвует в различных видах детской игровой деятельности на доступномему уровне и с необходимой помощью ассистирующего взрослого.

Ведущий практикуеттакие виды игровой деятельности, которые:

·       Способствуют тому, чтобы дети смеялись;

·       Способствуют кооперированию и совместному решению проблем;

·       Создают «банк» игр, упражнений, песен, считалок, стихов;

·       Поддерживают позитивный настрой;

·       Развивают координацию движений, проворность, ловкость, выносливость.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.42%
НЕТ
41.58%
Проголосовало: 950

Участие родителей в «Утреннем круге»приветствуется.

Учителем-дефектологомКумляшовой В.В. и педагогом-психологом Афанасьевой Е.И. с 2007года еженедельно проводится НОД «Круг» (развитие навыков общения ивзаимодействия через предметно-игровую деятельность) как занятие, котороесоздаёт условия для взаимодействия воспитанников с ТМНР через игру, где учитываются индивидуальные особенности ивозможности каждого ребёнка с ОВЗ.

В занятии «Круг» участвуютдети, педагоги и родители (по возможности), что позволяет организовать необходимуюассистирующую помощь взрослого каждому ребёнку по его потребностям. Мы непроводим никакого отбора детей, НОД посещают все дети по списку группы.

НОД«Круг», как занятие, имеет:

~      Свою структуру (4 части:приветствие, Основную часть, изо-деятельность и прощание);

~      Цели и задачи (развитиенавыков общения, формирование и развитие познавательной активности);

~      Правила проведения («Правилокруга» (участники располагаются по кругу), «Правило очерёдности» (заданиявыполняются по очереди), «Правило передачи по кругу» (предметы и игрушкипередаются по кругу)).

В работе с родителями данная форма работы являетсяочень эффективной. Родители учатся взаимодействовать со своими детьми с особымипотребностями в процессе игры, оказывать им необходимую ассистирующую помощь,подбирать игры и игровые задания в зависимости от возможностей своего ребёнка.

Проведённый«SWOT» анализ даннойформы работы в «круге» показал необходимость распространения накопленного опытав форме интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающихгруппу для детей со сложными дефектами, в воспитательно-образовательную средудошкольного учреждения.

Сэтой целью педагогами данных групп был разработан и реализован педагогический проект«Шаг навстречу (социализациядетей с ОВЗ через создание интегративного театра)».

Проект необходим для преодолениятрудностей во взаимоотношениях детей с окружающими. Он основан на принципепостепенности: от знакомства, общения до позитивной деятельности, личномучастии в мероприятиях, благодаря чему ребёнок с особыми потребностями получаетвозможность для самореализации и повышения самооценки. В основе разработкипроекта лежат принципы гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, уважения и толерантного отношения к инвалидам.

Театрализованная деятельность создаёт пространствосвободы, творческогосамовыражения, сотворения своего образа самыми доступными для ребёнка способами- движением, мимикой, жестом, интонацией. Участвуя в театрализованныхпостановках, ребёнок обогащается эмоционально, переживает состояние своихперсонажей.

Реализация проектапроходит в рамках временной формы интеграции, предполагающей объединениедетей с ограниченными возможностями здоровья, в зависимости от уровняпсихофизического, речевого развития и сформированности навыковсамообслуживания, с воспитанниками других групп.

Задачи проекта:

       включение детей с ограниченными возможностямиздоровья в воспитательно-образовательную среду дошкольного учреждения;

       социализация детей с ограниченнымивозможностями здоровья через включение их в совместную театрализованнуюдеятельность;

       создание среды общения детей с различнымиотклонениями в развитии;

       создание среды общения детей и родителей.

Ожидаемые результатыпроекта: у детей групп ОПД интеграция будет способствовать формированиютерпимости к психическим и физическим недостаткам лиц с ограниченнымивозможностями здоровья, стремление взаимопомощи и сотрудничеству. В конечномитоге это приведёт к повышению толерантности в современном обществе.

Компетенции,формируемые в результате реализации проекта у детей с ограниченнымивозможностями здоровья:

      познавательные(расширение социального опыта общения детей с особыми образовательнымипотребностями друг с другом и с другими участниками проекта);

      коммуникативные(понимание, интерпретация поведения детей, формирование адекватных формвзаимодействия);

Реализация данногопроекта позволяет сформировать у педагогов профессионально-значимые личностныекачества, необходимых для обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ.

Компетенции,формируемые в результате разработки и реализации проекта у родителей:

      когнитивные(уточнение и расширение представлений о возможностях своего ребёнка);

      коммуникативные(расширение адекватных форм взаимодействия со своим ребёнком и другими детьми сОВЗ);

       конструктивные(сотрудничество с участниками образовательного процесса).

Проект является долгосрочным.

В 2015-2016 учебном году –обоснование актуальности проекта  «Шаг навстречу (Социализация детей с ОВЗчерез создание интегративного театра)»: разработка и апробация системыэффективного взаимодействия с семьями детей-инвалидов с нарушениемопорно-двигательного аппарата через инсценировки авторских сказок,адаптированных под возможности детей с нарушением опорно-двигательногоаппарата.

В 2016-2017 учебномгоду — оформление проекта как социально значимого.

Реализацияпедагогического проекта в течение двух лет показала, что интеграция детей сограниченными возможностями здоровья при нарушении опорно-двигательногоаппарата по средствам создания интегративного театра способствует развитиюнавыков толерантности и эмпатии у детей, которые их окружают. Исходя из этого,педагогический коллектив ГБДОУ № 26 пришёл к выводу о необходимости пролонгации проекта на 2017-2018 учебный год.

Система взаимодействияучастников образовательного процесса в условиях нашего дошкольного учрежденияпредполагает совместные игры детей с ОВЗ с воспитанниками других групп (ОПД)во время прогулки.

Данная форма работыреализуется уже на протяжении нескольких лет. Во время прогулки педагогами создаютсяусловия для расширения социального опыта общения детей с особымиобразовательными потребностями с воспитанниками других групп. Проводятсяигры-приветствия и игры на взаимодействие.

         У детей групп ОПД общение во времярежимных моментов (прогулки) способствует формированию терпимости к психическими физическим особенностям детей с ТМНР, стремление к взаимопомощи исотрудничеству.

         Участиеродителей приветствуется.

Системавзаимодействия участников образовательного процесса в условиях нашегодошкольного учреждения предполагаетучастие воспитанников групп для детей со сложными дефектами во всехмероприятиях дошкольного учреждения. Для этого организуется ассистирующаяпомощь сопровождающего взрослого.

Ребёнок с нарушением опорно-двигательного аппаратануждается точно в таком же опыте, что и нормально развивающиеся сверстники.Нарушение не должно выступать на первый план и закрывать собой ребёнка,который, несмотря на свои трудности, растёт так же, как все другие дети, и емунеобходимо набирать как можно больше опыта, опыта общения и взаимодействия.

Таким образом, разнообразие формвзаимодействия участников образовательных отношений с использованиемсовременных педагогических технологий в группах для детей со сложными дефектами позволяет корригировать уже имеющиесянарушения и значительно снизитьстепень социальной недостаточности воспитанников с ТМНР.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.42%
НЕТ
41.58%
Проголосовало: 950

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет