Комитет по образованию и делам молодежи Г.о.Подольска
Муниципальное общеобразовательное учреждение«Лицей№26»
Научно- исследовательская работа по музыке
Разнообразие жанров народной музыкиРоссии
Выполнила ученица 5л1 класса
МОУ «Лицей№26» Г.о. Подольск
Московской области
Калаева Екатерина Константиновна
Научный руководитель – учительмузыки
МОУ «Лицей№26» Г.о. Подольск
Московской области
Володина Тамара Викторовна
Адрес: 142116, Россия, МО, Г.о.Подольск, Мраморная,д.5
т/факс 8(4967) 63-45-49, почта: liceum26@yandex.ru
Сайт: liceum26.ru
2022-2023 учебный год
Цельработы.
Узнатьо разнообразии русской народной музыки.
Задачи:
1.Познакомиться и изучить историю возникновения народной музыки.
2. Разобраться в сюжетах народной музыки и её обработках русскимикомпозиторами – классиками.
3.Провести викторину среди одноклассников с целью выявить знание народныхпесен.
Актуальность темы
Мызнаем, что в наше время люди стали меньше слушать классической музыки, ихзаменила популярная, «музыка для ног, рэп». Перед началом своей работы над этимпроектом я провела опрос среди одноклассников и хочу представить вам результатыопроса.
Катя:Какие русские народные песни ты знаешь?
Иван:«Во поле береза стояла», ещё в опере проходили, там песню поет Белочка какую-то тоже народную.
Катя:Как эта опера называется?
Иван: Посказке А. С. Пушкина, начинается словами «У лукоморья дуб зеленый…»
Катя:«Сказка о царе Салтане».
Даниил: Ая знаю, что есть частушки, это тоже народные песни. Мы на праздник Масленицавсегда с классом поем. Девчонки всегда смеются!
Маша:Есть колыбельные, даже в мультике «Маша и Медведь» — Баю, баюшки, баю…»
Русская народная музыка (русскиймузыкальный фольклор) — традиционная музыка русскогонарода, является частью русской народной культуры. Русская народная музыкаявляется основой для всей русской профессиональной музыки[1].
Русская музыкальная культура устной традицииобладает выраженным единством. Основу жанровой системы составляюттрудовые наигрыши, припевки ипесни, обрядовый фольклор (календарно-земледельческийи семейно-бытовой), эпические жанры (былины, исторические песни), духовные стихи, хороводы и пляски с песнями, лирические песни крестьянскойтрадиции, городские лирические песни, инструментальная музыка.
Музыкальные традиции различны по соотношениюжанров, музыкальной и поэтической стилистике, манере исполнения.
Обобщённо местные традиции можно сгруппироватьпо регионам: западный, северный, центральный, южный, поволжский, уральский,сибирский.
Географические границы местных музыкальныхособенностей довольно гибкие и подвержены изменениям.
Истоки
Истоки русской народной музыки восходят к фольклору восточнославянских племён, живших на территории Руси.
Русская народная музыка неоднородна — существуют заметныерегиональные традиции. Так, свои особенности имеет народно-песенное искусствосеверных, западных, южных, центральных областей, поселений в бассейнах крупныхрек — Оки, Волги, Дона. Уже в VI веке гусли — один из распространённых инструментов славян.
Характерная особенность — ладовое строение, в отличие отмажор-минора, распространённого у западных славян, и своеобразный стильмногоголосья.
Творчество композиторов-классиков неразрывносвязано с народной песней
В народных песнях отражаются история народа и егоповседневная жизнь, сокровенные думы и мечты о счастье. Песня — это душанарода, правдивое зеркало его жизни и быта.
Среди русских народных песен есть трудовые ипраздничные, хороводные и плясовые, свадебные и протяжные, ямщицкие ибурлацкие, солдатские, городские песни и частушки.
Композиторы-классики изучали народную песню. Онизаписывали и обрабатывали мелодии песен.
Составляли сборники народных песен. Наиболееизвестны сборники Балакирева (40 русских народных песен), Римского-Корсакова(100 русских народных песен), Чайковского (50 русских народных песен), Лядова(8 русских народных песен для оркестра).
Основные жанры
Среди основных жанров народноймузыки можно выделить такие,как трудовые наигрыши, припевки и песни, обрядовыйфольклор (календарно-земледельческийи семейно-бытовой), эпические жанры (былины, исторические песни), духовныестихи, хороводы и пляски с песнями, лирические песни крестьянской традиции, городскиелирические песни,инструментальная музыка.
Народная музыка была больше песенной, чем инструментальной(возможно, под влиянием церковного запрета на русские музыкальные инструменты).В середине XIX века возник новый жанр — частушка.
Творчествокомпозиторов-классиков неразрывно связано с народной песней
В народныхпеснях отражаются история народа и его повседневная жизнь, сокровенные думы имечты о счастье. Песня — это душа народа, правдивое зеркало его жизни и быта.
Среди русскихнародных песен есть трудовые и праздничные, хороводные и плясовые, свадебные ипротяжные, ямщицкие и бурлацкие, солдатские, городские песни и частушки.
Композиторы-классикиизучали народную песню. Они записывали и обрабатывали мелодии песен. Составлялисборники народных песен. Наиболее известны сборники Балакирева (40 русскихнародных песен), Римского-Корсакова (100 русских народных песен), Чайковского(50 русских народных песен), Лядова (8 русских народных песен для оркестра).
Многие народные песни нашливторую жизнь в операх и симфониях, в произведениях для фортепиано и различныхансамблях (Вариации Глинки на русскую народную песню «Среди долиныровныя»; в финале первого фортепианного концерта Чайковского использованаукраинская песня-веснянка «Выйди, выйди, Иванку»).
Глинка считается первым из русских композиторов, использовавшим в своёмтворчестве русские темы. Чайковский сравнивает его с жёлудем, из котороговыросла русская музыка.
Композиторывсегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало вмузыке. Мелодия — это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершеннаямелодия подразумевает и вызывает к жизни своё гармоническое оформление…Мелодическая изобретательность, в высшем смысле этого слова, — главнаяжизненная цель композитора. Если он неспособен создавать мелодии, имеющие правона длительное существование, — то у него мало шансов на овладениекомпозиторским мастерством.
Песня — живая,говорящая, звучащая о прошедшем летопись.
Глинка первойоперой своей обнаружил новое понимание народной песни как массовогонепрерывного творчества, проявляющегося по всей стране. Он понял, что народнаяопера — не попурри из русских песен.
Новое главноекачество оперной музыки Глинки, отмеченное сразу же наиболее чуткимисовременниками, заключалось в том, что не от количества набранных в оперуподлинных и притом старинных песен зависело преимущественное впечатлениерусского национального песенного характера музыки. Музыка по формам и сложениюсвоему звучала как будто общепринято, «по-европейски».
Чем жеобъяснить ту постоянную глубокую тягу к песенности, которую всегда чувствуеткаждый русский музыкант и в чем Глинка остался пока еще примером наибольшейполноты вникания?
В народнойпесне звучит всей глубиной своей человечность, все пережитое, передуманное ииспытанное русским народом. Так поет страна, для которой жизнь былавсегда нелегким времяпрепровождением. В протяжной песне состав еесвидетельствует о веках упорной работы. Но главное все-таки в душевномбогатстве и глубине чувства песни у народа, чьи раздумья о жизни могли вызватьнапевы столь убедительной внутренней силы, столь сдержанно раскрываемойэнергии.
Чтобы понятьэтот мир интонаций в его цельности, лучше всего внимательно вслушаться вмузыку.
Д.Б. Кабалевский сказал, что«Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу ивдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека».
Русская народная песня — сокровищница песенного творчества, «образец правды икрасоты», бесценное достояние русского народа, являющегося представителемРоссии, а значит выразителем её интересов, истории и культуры. Русская народнаяпесня — это исповедь славянского народа о России, ее великом прошлом, настоящеми будущем.
Народная песня, и шире весь музыкальный фольклор, это основа профессиональногокомпозиторского творчества.
История русской классической музыки начинается с творчества М.И.Глинки.Глинка вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор,но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке.
«Создаёт музыку народ, а мы, художники, её только аранжируем(перекладываем музыку, украшаем)», — сказал когда –то М.И. Глинка.
Во многих произведениях русских композиторов мы слышим напевы народныхпесен, ритмы танцев. И вся без исключения русская музыка проникнутапочерпнутыми из родного фольклора интонациями, мельчайшими оборотами,которые и создают отличие одной национальной музыкальной культуры от другой.
Народная музыка, народные сказки, былины, сказания легли в основу многих произведений великих композиторов.
На уроках музыки, начиная с 1 класса учащиеся слушают русскиенародные песни , танцы , сами исполняют обрядовые песни , частушки.
Музыкальное наследие русского композитора П.И. Чайковского основано на русскойнародной песенности.
В Концерте №1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского в главной теме звучит мелодия народной песни . Звучат духовыеи струнно- смычковые , затем главную тему играет фортепиано . Длямузыки Чайковского характерна напевность , которая взята из народных мелодий .
В финале 1-й и 4-й симфоний Чайковского звучат русские песни «Цвелицветики» и «Во поле береза стола».
К лучшим произведениям М.И. Глинки написанным на фольклорной основе,принадлежит симфоническая фантазия «Камаринская», в которой, по словамкомпозитора П. И. Чайковского, «подобно тому, как весь дуб в желуде» заключенався русская симфоническая школа.
Композитор слушал песни висполнении крестьян, «проникался их неповторимым строем». Примеры –фрагменты оперы «Иван Сусанин» (песня Вани из III действия «Как мать убилиу малого птенца…»; ария Сусанина из III действия «Ты взойдёшь, моя заря»).
Особое место занимает русская песня в творчестве русского композитора А.П. Бородина , который продолжал традиции М.И. Глинки.
Увертюра» и тема князя Игоря звучит в выдержанных тонах , мелодииспокойные и плавные , очень образно изобразил врага — войско половцев –
«Половецкие пляски» и «Марш» стали незабываемыми и яркими .
«А. П. Бородин был и лучшим симфонистом , его симфония № 2 – «Богатырская» -получила название после фестиваля , который проходил в Брюсселе . Тема -интересная и запоминающая .
Другим ярким представителем русских композиторов является
Н. А. Римский -Корсаков . В своих симфонических произведениях и операх ,композитор использует мелодии разного характера : Это — «Белочка» , в опере «Сказка о царе Салтане» , используется мелодия русскойнародной мелодии «Во Саду ли , в огороде» .
В опере «Золотой петушок» звучит тема царя и шествие войска на войну. Композитортак же использовал русские мотивы . Опера – сказка «Снегурочка» (песниЛеля, каждая как бы соткана из народных напевов. Именно эти песни ипастушьи наигрыши Леля согрели холодное сердце Снегурочки, наполнили еголюбовью)
С. С. Прокофьев: хор из кантаты «Вставайте, люди русские…» звучитрусская народная песня «Зелёная рощица».
В кинофильмах и мультфильмах режиссёры используют народные мелодии, ритмы,песни, но уже трактуя их в современных ритмах .
Народные мелодии лежат в основе многих произведений композиторов-классиков.Поэтому можно с большой долей вероятности предположить, что люди, любящиенародную музыку – любят и классическую, и наоборот.
А сейчас – Викторина. Делимся по рядам на три команды. Каждаякоманда получает письменный вопрос. Кто первый будет готов, включает настольнуюлампу. За каждый правильный ответ — команда получает нарисованный и вырезанныйиз бумаги русский народный инструмент. Затем прикрепляем на доску. В концевикторины подсчитываем баллы.
Вопросы.1 тур
1. Назовите автора знаменитойпесни «Калинка» (Русская народная песня)
2. Кто является основателемрусской классической музыки? (М.И. Глинка)
3. Как называется хоровое пениебез сопровождения? (а-капелла)
4. Как называется семья музыкальныхинструментов более чем из 12 музыкантов? (оркестр)
5. Кто является руководителеморкестра или хора? (дирижер)
6. Назовите струнный инструмент,который во всем мире ассоциируется с Россией? (балалайка)
7. От какого бытового слова пошлоназвание «колыбельная»? (колыбель – колыхать)
8. Какие ударные инструментыРоссии можете назвать? (ложки, бубен, трещотка…)
9. Какие композиторы Россиииспользовали русские народные песни в своих произведениях? (М.Глинка, А.Лядов,П.Чайковский…)
Вопросы. 2 тур
Что тут лишнее?
1. Колыбельные, трудовые,обрядовые, МАРШ, плясовые.
2. Балалайка, домра, гусли,гудок, ВАЛЬС.
3. Камаринская, барыня, яблочко,кадриль, СКРИПКА, казачок.
4. Чайковский, Даргомыжский,Глинка, БЕТХОВЕН, Мусоргский.
Вопросы. 3 тур
Композиторы
1. Чайковский а)Модест Петрович
2. Глинка б) Петр Ильич
3. Мусоргский в) Михаил Иванович
Литература:
· Русскийфольклор — 1956—2013. Институт русской литературы АНСССР — 1956—2013
· Музыкальный фольклор: региональныеособенности / Фраёнова Е. М. //Россия. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004. —С. 775—778. — (Большая российскаяэнциклопедия : [в 35 т.] / гл.ред. Ю. С. ОсиповISBN5-85270-326-5.
· Земцовский И. И. Народнаямузыка // Корто — Октоль. — М. : Советскаяэнциклопедия : Советский композитор, 1976. — (Энциклопедии. Слвари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш
· Келдыш Ю. В. Русскаямузыка // Окунев — Симович. — М. : Советскаяэнциклопедия : Советский композитор, 1978. — (Энциклопедии. Словари.Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш
· Вертков К. A. Русские народныемузыкальные инструменты — Л.: Музыка, 1975—280 с.
· Третьякова Л. С. Русская музыка XIX века:книга для учащихся старших классов. — М.: Просвещение, 1976. —205 с.
· Новая фольклорная волна /Фраёнова О. В. // Николай Кузанский — Океан. — М. :Большая российская энциклопедия, 2013. — С. 135. — (Большая российскаяэнциклопедия : [в 35 т.] / гл.ред. Ю. С. ОсиповISBN978-5-85270-360-6.