Разноуровневыекарточки( обобщающие) по теме « Правописание корней с чередующимся гласными»(5,6 классы)
ФГОС 3
5 класс
Уровень 1.
Карточка №1.Вставьте пропущенные буквы, схематично объясните свой выбор.
Распол_гать временем, имя прил_гательное, теоретическиепол_жения, возл_гать надежды, предл_гать чаю, писать изл_жение, разобратьпредл_жение, прил_жение к газете, сл_гаемые успеха, легкий пол_г.
Полезныер_стения, богатая р_стительность, дерево выр_сло, выр_щенный в теплице,подр_стать на воле, ср_щение, дор_сти до 18 лет, прир_сли к дереву,произр_стать в средней полосе, в городе Р_стове, подр_стковый возр_ст, молодаяпор_сль, зелёный р_сток, важная отр_сль, р_стовщик, зар_сти травой, отр_слевой НИИ.
Ск_кать на лошади, выск_чить из-за угла, решительный ск_чок, вск_чить с места,заносчивый выск_чка, подск_чить на ухабе, донской ск_кун, ск_коваялошадь, ловко соск_чить с седла, проск_чить незаметно, всех обск_кать,ск_чкообразный полёт.
Карточка №2.Вставьте пропущенные буквы, схематично объясните свой выбор.
Заг_ратьна солнце, заг_релый юноша, здание заг_релось, дог_равший костёр,приг_рь, г_рел, г_релые спички, выг_рки страстей моих.
Вечерняяз_ря, оз_риться лучами солнца, яркие з_рницы, на з_ре цивилизации, оз_рениеодинокого ума, играть з_рю.
Накл_нилсяк земле, покл_ниться старшему, скл_нениеприл_гательных, прекл_нятьсяперед героизмом, прикл_нить голову.
Опытный пл_вец, пл_вучий остров,выпл_вать на середину реки, лёгкий попл_вок, заг_релыепл_вцы, рыбий пл_вник,пл_вучесть, пл_вчиха.
Карточка №3.Вставьте пропущенные буквы, схематично объясните свой выбор.
Соб_раться на экзамен, заж_гательный танец, бл_стеть на солнце,зам_реть от страха, расст_лающийся вокруг, ст_реть написанное, разж_гатьстрасти, раст_раться полотенцем, зап_реть дом, выж_гать рисунок, бл_стящий журналист, бл_стать в свете, зап_рать на замок, расст_литьскатерть, редкое соч_тание, уд_рать без оглядки, выч_тать из зарплаты,налоговый выч_т, приб_рать комнату, отп_реть окна, соб_ру урожай,выб_рать тему, изб_рательнаяк_мпания, бл_снуть умом, изб_рком.
Прот_рать,пост_лить, отб_рать, выч_тание, ум_реть, отд_рёшь, обж_гал, бл_стает,прост_рается, прин_мал, нач_л, прокл_нал, разм_нать, сж_мать, пон_мать,бл_стательный, бл_стящий, обж_гание, проб_раться, расст_лить, расст_латься,соч_тать.
Уровень2.
Карточка №1. Из данных словосочетаний выпишитетолько те, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от наличия суффикса –а- после корня.
Любоваться з..рницей, бл..стящие украшения, заг..реться от искры, зам…реть от восторга,шаткое пол_жение, выр…щенный р…сточек, прикл_нить(голову), к…сание сетки, зам…рающие шаги , лёгкое прик…сновение, бл…стающий на балу, обр_стать сорняком, соч…тание звуков, прик_снувшись ктайне, р…весник века, заг_рать на солнце, вьющееся р…стение, сосл_гательное(наклонение), разж..гать вражду, з_рницы, обгревшая свеча , соприк..саться с трудностями, прим..рять поссорившихся ребят, произр_стать снова,пробрались в зар..слях, бл..снула молния, ум..рать от жары, к… снуться вопроса.
Карточка №2. Из данных словосочетаний выпишите только те, в которыхправописание чередующейся гласной в корне зависит от ударения.
Любоваться з..рницей,бл..стящие украшения, заг..реться от искры, зам…реть от восторга, шаткоепол_жение, выр…щенный р…сточек, прикл_нить (голову), к…сание сетки, зам…рающие шаги , лёгкое прик…сновение, бл…стающий на балу, обр_стать сорняком, соч…тание звуков, прик_снувшись к тайне, заг_ратьна солнце, вьющееся р…стение, сосл_гательное(наклонение), разж..гать вражду, з_рницы, обгревшая свеча , соприк..саться с трудностями, прим..рять поссорившихся ребят, произр_стать снова,пробрались в зар..слях, бл..снула молния, ум..рать от жары, к… снуться вопроса
Карточка №3. Из данных словосочетаний выпишите только те, в которыхправописание чередующейся гласной в корне зависит от конечной согласной корня.
Любоваться з..рницей,бл..стящие украшения, заг..реться от искры, зам…реть от восторга, шаткоепол_жение, выр…щенный р…сточек, прикл_нить (голову), к…сание сетки, зам…рающие шаги , лёгкое прик…сновение, бл…стающий на балу, обр_стать сорняком, соч…тание звуков, прик_снувшись к тайне, заг_ратьна солнце, вьющееся р…стение, сосл_гательное(наклонение), разж..гать вражду, з_рницы, обгревшая свеча , соприк..саться с трудностями, прим..рять поссорившихся ребят, произр_стать снова,пробрались в зар..слях, бл..снула молния, ум..рать от жары, к… снуться вопроса.
Карточка №4. Распределите слова по группам в зависимости от того,какая гласная пишется в корне.
Р_стислав, вск_чить, нар_стание, безотл_гательный, з_рница, повзр_слеть, к_саться,пог_рельцы, з_рька, заг_реться, оз_рение, соприк_сновение, р_стительность,распол_жение, обск_кать, р…стовщик, отр…сль, пол…жить, изг…рь. з…ревать,выр…щенный, выск…чка, з..рянка, прик…снуться, приг..рь, ск..кун, покл..ниться.
Пишутсяс буквой а:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пишутся с буквой о:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №5. Распределите слова по группам в зависимости от того,какая гласная пишется в корне.
Соб_раться,оп_ретьсяна друга, пост_ливший, прид_раться, подж…гать, соч…тать, раст_рать, ум_реть, нач…нающий, сж…мая, расст…лить,сн…мать, заж…гательная речь, зап…ршись в комнате, неразб…риха, оп…раясь, бл_стящий, выч_тать, расст_лить, бл_стательный, выд_раю,заб_раю, прот_реть, соч…тание, ум…рать,подт..реть
Пишутсяс буквой и:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пишутся с буквой е:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уровень 3.
Карточка №1. Из данных словосочетаний выпишитетолько те, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит отлексического значения.
Любоваться з..рницей,бл..стящие украшения, заг..реться от искры, зам…реть от восторга, шаткоепол_жение, выр…щенный р…сточек, прикл_нить (голову), к…сание сетки, зам…рающие шаги , лёгкое прик…сновение, бл…стающий на балу, обр_стать сорняком, соч…тание звуков, прик_снувшись к тайне, заг_ратьна солнце, вьющееся р…стение, сосл_гательное(наклонение), разж..гать вражду, з_рницы, обгревшая свеча , соприк..саться с трудностями, прим..рять поссорившихся ребят, произр_стать снова,пробрались в зар..слях, бл..снула молния, ум..рать от жары, к… снуться вопроса.
Карточка№2. Укажите ошибочные написания слов с чередующимися гласными в корне. Ответдайте в цифровой форме.
1.Недоросль; 2. Вычетать; 3. Излогать;4. Выращенный; 5. Прикасновение; 6. Придираться; 7. Догореть; 8. Взбираться; 9.Расстелаться; 10. Предполажить; 11. Разгораться; 12. Зажегать; 13. Подрости;14. ПредполагатьНачинать;16. Косательная; 17. Перегореть; 18. Подровнять волосы; 19.Расток 20. Озарение;21. Блистательный; 22. Занимать; 23. Склонение; 24. Водорасли; 25. Запирать;26. Скакун;27. Выскачка; 28.Прилогать; 29.Выгорки; 30.Покланиться
Ответ:_____________________________________________________
Карточка №3. Распределите словапо группам: 1)с проверяемой безударной; 2) с чередующимисягласными. Вставьте пропущенные буквы, к словам первой группы подберитепроверяемые.
Выж..гать,выск..чка, р..ст..вщик, з..ря, каста неприк..саемых, бл..стательный, зам..рашка,погл..щать, насл..ждаться, изм..рение, обр..зец, к..сательная, накл..ниться,ск…сить глаза, зам..рать в ожидании, оч..ровательный, пор..ждение, прим..рить,к…сари в поле, провозгл..сить, озн..менование, зам..рить червячка, бл..стящий,соч..тание, обл..чительная речь, к..сая линия, отр..слевой, соб..рать,возр..ждать, к…снуться, высокая г…ра, утрення р…са, ск…кун, выск…чка.
6класс
Уровень1.
Карточка №1.Вставьте пропущенные буквы, схематично объясните свой выбор.
Распол_гать временем, имя прил_гательное, теоретическиепол_жения, возл_гать надежды, предл_гать чаю, писать изл_жение, разобратьпредл_жение, прил_жение к газете, сл_гаемые успеха, легкий пол_г.
Полезныер_стения, богатая р_стительность, дерево выр_сло, выр_щенный в теплице,подр_стать на воле, ср_щение, дор_сти до 18 лет, прир_сли к дереву,произр_стать в средней полосе, в городе Р_стове, подр_стковыйвозр_ст, молодаяпор_сль, зелёный р_сток, важная отр_сль, р_стовщик, зар_сти травой, отр_слевойНИИ.
Ск_кать на лошади, выск_чить из-за угла, решительный ск_чок, вск_чить с места,заносчивый выск_чка, подск_чить на ухабе, донской ск_кун, ск_коваялошадь, ловко соск_чить с седла, проск_чить незаметно, всех обск_кать,ск_чкообразный полёт, ск_кунок, ск_кать, выск_чить из вагона, мигом приск_чу,ск_чите галопом, проск_чи на одной ножке, не проск_чи поворот, подск_чи ещевыше, коня на ск_ку остановит.
Карточка №2.Вставьте пропущенные буквы, схематично объясните свой выбор.
Заг_ратьна солнце, заг_релый юноша, здание заг_релось, дог_равший костёр,приг_рь, г_рел, г_релые спички, выг_рки страстей моих.
Вечерняяз_ря, оз_риться лучами солнца, яркие з_рницы, на з_ре цивилизации, оз_рениеодинокого ума, играть з_рю.
Великоетв_рение, тв_рить чудеса, претв_рять в жизнь, отв_рить калитку, хорошийраств_ритель, разная утв_рь.
Накл_нилсяк земле, покл_ниться старшему, скл_нениеприл_гательных, прекл_нятьсяперед героизмом, прикл_нить голову.
Опытный пл_вец, пл_вучий остров,выпл_вать на середину реки, лёгкий попл_вок, заг_релыепл_вцы, рыбий пл_вник,пл_вучесть, пл_вчиха.
Карточка №3.Вставьте пропущенные буквы, схематично объясните свой выбор.
Соб_раться на экзамен, заж_гательный танец, бл_стеть на солнце,зам_реть от страха, расст_лающийся вокруг, ст_реть написанное, разж_гатьстрасти, раст_раться полотенцем, зап_реть дом, выж_гать рисунок, бл_стящий журналист, бл_стать в свете, зап_рать на замок, расст_литьскатерть, редкое соч_тание, уд_рать без оглядки, выч_тать из зарплаты,налоговый выч_т, приб_рать комнату, отп_реть окна, соб_ру урожай,выб_рать тему, изб_рательнаяк_мпания, бл_снуть умом, изб_рком.
Прот_рать,пост_лить, отб_рать, выч_тание, ум_реть, отд_рёшь, обж_гал, бл_стает, прост_рается,прин_мал, нач_л, прокл_нал, разм_нать, сж_мать, пон_мать, бл_стательный,бл_стящий, обж_гание, проб_раться, расст_лить, расст_латься, соч_тать.
Карточка №4.Вставьте пропущенные буквы, схематично объясните свой выбор.
М_кать в сметану, непром_каемый плащ, вым_кнуть под дождем,обм_кнуть кисть, обувь пром_кает; ср_внить числа, р_вносторонний, все р_вно,р_вняйтесь, р_внина, р_внять грядки, ур_вень, р_весник, пор_вну, подр_внятьволосы, ур_внять условия, ср_внение, р_вносторонний, обувь пром_кает,р_вновесие, р_весники, вым_кнуть под дождем, зар_внять швы.
Уровень2.
Карточка №1. Из данных словосочетаний выпишитетолько те, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от наличия суффикса –а- после корня.
Любоваться з..рницей,известные пл…вцы, бл..стящие украшения, претв…рять в жизнь, заг..реться от искры, зам…реть от восторга, непром…каемая накидка, шаткое пол_жение,выр…щенный р…сточек, пром_кательная бумага, прикл_нить(голову), отм_кать в воде, к…сание сетки, зам…рающие шаги , лёгкое прик…сновение, бл…стающий на балу, вым..кший под дождём, благотв_рительность, обр_стать сорняком, ур…внять в правах, соч…тание звуков, прик_снувшись к тайне, р…весник века, заг_рать на солнце, вьющееся рстение, сосл_гательное (наклонение),разж..гать вражду, плоская р…внина, з_рницы,обгревшая свеча , соприк..саться с трудностями, прим..рять поссорившихся ребят, произр_статьснова, пробрались в зар..слях, бл..снула молния, ум..рать от жары, к…снуться вопроса.
Карточка№2.Прочитайте текст, подчеркните все слова с чередующимися гласными в корне.
Есть несравненная прелесть в осенних днях.Возвращаешься из города на дачу и встречаешь только запоздавших дачников. Наотдалённом каменистом побережье видишь балконы выбеленных известкой домишек сзавёрнутыми в рогожу растениями. Летом в парке со всех сторон бежало множествохолодных и чистых ключей. Здесь мраморная нимфа склонила голову и слушала ихжурчанье. Вечерело. Прохлада после дождей очистила воздух и расширила дали.Голубое море всё шире открывалось за деревьями и красными черепичными крышамидач на обрывах. Море развёртывалось равниной, которая полукругом касалась неба.Почти на черте горизонта увидали мы паруса «Надежды». «Надежда» ярусами подняласвои паруса, сузилась в отдалении. Она серела на зыбкой грани, где морекасалось неба. Почти сказочная плавучая колокольня! Сколько воспоминанийохватило нас в тишине опустевших дачных садов при виде далекой «Надежды». Скороона коснётся горизонта. Завтра перед ней засияют новые берега…
Карточка№3 .Прочитайте текст, подчеркните все слова с чередующимися гласными в корне.
Загадкимастера о выдающихся скрипичных мастерах ещё при их жизни, на заре скрипичногоискусства слагались легенды и разгорались споры. Хотя нужно отметить, чтоличности этих людей задавали окружающим немало загадок. Скрипки, созданныевеликим Антонио Страдивари, даже спустя три столетия после его смерти не имеютсебе равных. Но даже тщательное изучение этих инструментов не раскрыло тайну ихбожественных голосов. Творения Страдивари не отличались от других скрипок никачеством дерева, ни размерами, ни даже лаком. А ведь долгое время считалось,что несравненный голос инструментам дает удивительный лак, изготовленный поособому рецепту, сочетающий секретные ингредиенты. Несколько лет назад с однойиз скрипок Страдивари полностью был смыт лак, однако даже после этого кощунстваона звучала по-прежнему. Ещё несколько столетий назад родилась версия,пытающаяся объяснить феномен мастерства Антонио Страдивари. Якобы в детствемаленького Антонио благословил сам Господь, даровав ему талант создаватьинструменты, голос которых при прикосновении к инструменту напоминал бы людям оЦарствии Небесном. Тогда же получил будущий великий мастер от Всевышнегочудесное миро, которое впоследствии добавлял в лак для своих скрипок. И именноэтот секретный ингредиент якобы дарил инструментам Страдивари божественноезвучание. (178 слов) (По материалам журнала)
Карточка№3. 1.Определите слово, в которомпропущена безударная чередующаяся гласная корня. Обведите это слово, вставив пропущенную букву.
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
предв…щать зап…рать сент…ментальный к…мпромисс в…жатый |
предв…щать огл…нулся през…дент ш…ловливый прик…саться
|
наб…рать в…ранда д…кументальный сч…стливый б…рюзовый
|
изл…жение р…гата оц…нить т…инственный б…ндероль
|
дост…жение предл…гать г…потеза фл…минго заб…левание
|
Уровень 3
2. Определите слово, в котором пропущена безударнаяпроверяемая гласная корня. Обведите это слово, вставив пропущенную букву.
№6 |
№7 |
№8 |
№9 |
№10 |
к…рамель фр…гмент опл…тить р…сточек разр…внять |
приг…реть д…фицит з…ря в…негрет г…ниальный |
об…щание ав…нгард обм…кнуть расст…лить тр…туар |
· к…вычки · б…лизна · оз…рение · к…нцелярский · соч…тание |
выр…щенный д…ликатес прик…сновение заж…гать акц…нтировать |
3.Определите слово, в котором пропущена безударнаянепроверяемая гласная корня. Обведите это слово, вставив пропущенную букву.
№11 |
№12 |
№13 |
№14 |
№15 |
||
к…морка р…систый св…дание расст…лающий |
вост…ргаться л…сник п…лисадник ист…лковатьзагр…ждение |
соб…рать попл…вокотр…сль аф…ризм раст…жение |
· бл…стеть · з…ря · ст…рать · неприм…римый инт…ллигент |
в…стибюль забл…стеть иск…са (смотреть), нар…щение Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518 оч…рование |
||
Карточка №4. Проверьте свое умение распознавать орфограммы.Распределите слова в три столбика (цифрами или цветом)
Корни, проверяемые ударением |
Корни с чередующейся гласной |
Корни, не проверяемые ударением |
1 |
2 |
3 |
Выч..тание, прот..реть,сем..нар, зак..зать, возр…ст, нав..вать воспоминания, затв…рить окно,тр..нировать, к..мбинация, к..нкурент, зак..ренелый, раст..рать, прил…жить,упр..щенный, аг…тация, утр…мбовать, раздр…жать, ар..стократ, экстр..мальный,оскв…рнить, пост..лить, вин…грет, проз..рливый, р..систый, г..ристый, з..рево,обр..млять, обн..маться, поч…татель, к..ридор, р..сток.
Уровень7.
Карточка№ 1. Выполните тестовые задания.
1.В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?
1)Взрослеть, перерастать, росток, росистый.
2)Предположить, изложение, излагать, аналогичный.
3)Вскочить, перескакивающий, заскочить, раскачаться.
4)Прикосновение, соприкасаться, касательная, коснуться
2.В каком ряду во всех слова пропущена чередующаяся гласная?
1)ср..внять,з..рница, приг..рюнился, прил..гательное.
2)изл..гать,вск..чить, недор..сль, взб..раться
3)соб..раться,подг..рать, зар..стать, насл…ждение
4)отр..сль,безотл..гательный, вспом..нать, подк..сились.
3.В каком ряду нет ни одного слова с чередующейся гласной?
1)р..скошный, усл..жнить, ск..чусь, местопол..жение
2)взр..слеть,г..ристый, укр..щение, л..жбина
3)б..режливый, ч..новник, м..номет, к..стлявый
4)пром..кает, к..сматый, к..стрюля, пром…кашка
Карточка№ 3. Выполните тестовые задания.
1. Укажитеварианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемаягласная корня. Запишите номера ответов.
1) Об..гащение,фи..летовый, разв..вать
2) Вопл..щение,пренебр..жительный, гр..жданство
3) Разоч..ровывать,разъ..ренный, пок..яние
4) Д..лина,изм..нить, п..лисадник
5) Ч..стота,пок..рить (вершину), прив..дение (к знаменателю)
2. Укажитеварианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемаягласная корня. Запишите номера ответов.
1) Ум..лять,насл..ждение, г..рчица
2) Р..птать,усл..жнять, г..рнизон
3) Прим..рять(пальто), выбр..сить, отв..рить
4) Разд..вать,ан..логичный, кл..нировать
5) Ст..рожил(села), г..ревать, тв..рение
3. Укажитеварианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемаягласная корня. Запишите номера ответов.
1) Зав..зать,задр..жал, доск..нально
2) Ор..нжерея,г..ристый, оз..ренность
3) Объед..нение,расс..ояние, упл..тнить
4) Предв..щать,г..рдиться, проз..рливый
5) Б..рюзовый,дост..жение, г..рбатый
4. Укажитеварианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемаягласная корня. Запишите номера ответов.
1) Об..гащение,в..ранда, фл..минго
2) Оц..нить,б..ндероль, к..мпромисс
3) В..жатый,д..фицит, ав..нгард
4) Делик..тес,заб..левание, сч..стливый
5) Д..кумент,б..ндероль, соч..тание
5. Укажитеварианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемаягласная корня. Запишите номера ответов.
1) Аф..ризм,б..гровый, оз..рение
2) Г..ризонт,алг..ритм, сп..раль
3) К..морка,инт..ллигент, ар..мат
4) П..рламутр,к..стрюля, расч..тливый
5) Т..рритория,ст..ллаж, д..рижер
6. Укажитеварианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемаягласная корня. Запишите номера ответов.
1) К..рнавал,акв..рель, ст..дион
2) Экстр..мальный,рез..люция, пров..кация
3) Дел..катес,посв..щенный, поб..раться
4) Эксп..нат,с..рдитый, Р..стислав
5) Утр..мбовать,в..негрет, в..лосипед
7. Укажитеварианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаясягласная корня. Запишите номера ответов.
1) З..рница,к..снуться, р..стовщик
2) Покл..ниться,прил..гательное, просл..влять (героя)
3) Непром..каемый(плащ), попл..вок, м..нимальный
4) Предл..жить,з..рька,тв..рец
5) Зар..сль,утв..рь, сж..гать
8. Укажитеварианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаясягласная корня. Запишите номера ответов.
1) Вл..жение,зар..сли, исс..кать
2) Выр..щенный,доск..кать, вн..мание
3) Предраспол..женный,Р..стов, сн..мать
4) Заг..рать,сотв..рение, зач..натель
5) З..рница,пл..вучий, ст..снительный
9. Укажитеварианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаясягласная корня. Запишите номера ответов.
1) Разг..реться,выг..рки, см..ковать
2) З..рянка,пл..вуны, к..стлявый
3) Пл..вучий,утв..рь, неукл..нный
4) Оз..ренность,соч..тание, зам..реть
5) Тв..рец,розж..г, вн..мать
10. Укажитеварианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемаягласная корня. Запишите номера ответов.
1) Г..ниальный,опл..тить, об..щание
2) Б..лизна,акц..нтировать, гориз..нтальный
3) Вост..ргаться,кл..нический, авт..мобиль
4) Ист..лковать, м..ксимальный, забл..стеть
5) Неув..дающий,раздр..жать, ог..рчать
11. Укажитеварианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемаягласная корня. Запишите номера ответов.
1) Ар..стократ,доск..нальный, п..рцовый
2) Г..рмония,нест..бильно, ск..калка
3) К..мпресс,м..раж, оп..ратор
4) К..нгресс,п..ррон, п..лемика
5) К..ридор,отр..сль, дисс..нанс
12. Укажитеварианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаясягласная корня. Запишите номера ответов.
1) Ур..вень,сг..реть до тла, пл..вник
2) З..рянка,стихотв..рение, неотл..жка
3) Бл..стательный,зан..мательный, ст..листический
4) Нерасч..тливый,скл..няться, д..рзить
5) Отт..рать,зам..реть, п..ровать
Карточка№ 4. Выполните тестовые задания.
Ответом ккаждому заданию является последовательность цифр. Ответ запишите внизу безпробелов, запятых и других дополнительных символов.
1. Орфографическийанализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснениенаписания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) НАИСКОСОК (от вокзала) — написаниебезударной чередующейся гласной в корне слова зависит от наличия суффикса.
2) ПРИЛОЖИТЬ (старание) — написаниебезударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения.
3) ЗАДИРАТЬ (нос) — написание безударнойчередующейся гласной в корне слова зависит от наличия суффикса.
4) ОТРАСЛЬ (животноводства) — написаниебезударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила очередующихся корнях.
5) ЗАМИРАТЬ (от страха) — безударнуюгласную в корне можно проверить словом мир.
2. Орфографическийанализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснениенаписания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) МАКАТЬ (в мёд) – написание безударнойчередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
2) ИЗЛОЖЕНИЕ – написание безударнойчередующейся гласной в корне определяется отсутствием суффикса -А-.
3) ЗАГОРЕТЬ (под солнцем) — написаниебезударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
4) РОСКОШНЫЙ – написание безударной чередующейсягласной в корне зависит от последующих согласных.
5) ЗАНИМАТЬСЯ – написание безударнойчередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.
3. Орфографическийанализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написаниявыделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ОПЕРЕНИЕ — написание чередующейсягласной в корне слова проверяется отсутствием в слове суффикса -А-.
2) ВЫСКОЧКА – написание безударнойчередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
3) БЛЕСТЯЩИЙ – написание безударнойчередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.
4) ЗАПЕРЕТЬ (на ключ) — написаниебезударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила очередующихся корнях.
5) ОЗАРЕНИЕ — написание чередующейсягласной А в корне обусловлено тем, что гласный звук здесь является безударным(не находится под ударением).
4. Орфографическийанализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснениенаписания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) КОСИТЬ (траву)— написание чередующейсягласной в корне слова проверяется наличием/отсутствием в слове суффикса -А-.
2) ПОДРАСТЁТ (немного) — написаниебезударной чередующейся гласной в корне зависит от последующих согласных.
3) ОЗАРИТЬ (светом) — в безударной позициив корне с чередованием пишется буква А.
4) ПОДГОРЕЛ – написание безударной гласнойв корне слова проверяется подбором формы слова, в котором эта гласная находитсяпод ударением.
5) (сапоги) ПРОМОКАЮТ – написаниебезударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
5. Орфографическийанализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснениенаписания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРИМЕРЯТЬ (костюм) — написаниебезударной чередующейся гласной в корне слова объясняется отсутствием суффикса–А-.
2) РАВНЕНИЕ (в строю) — написаниебезударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
3) СЖИГАТЬ – безударная гласная в корнеслова проверяется формой слова, в котором гласный звук находится в ударномслоге.
4) СОТВОРИТЬ (чудо) – в безударной позициив корне с чередованием пишется буква О.
5) ПОДНИМАТЬСЯ (в гору) – написаниебезударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.
6. Орфографическийанализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснениенаписания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) РАССТИЛАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной вкорне слова зависит от его лексического значения.
2) ПОДРОВНЯТЬ (клумбы) — написаниебезударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
3) ПРЕДЛАГАЮТ – безударная гласная в корнеслова непроверяемая.
4) КОСНУТЬСЯ (темы) — написание безударнойчередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
5) РОСТОК — написание безударной гласной вкорне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.
7. Орфографическийанализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснениенаписания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ЗАРОСЛИ (орешника) — написаниебезударной чередующейся гласной в корне зависит от последующих согласных.
2) ГОРЕТЬ — написание безударнойчередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует закорнем.
3) ПОКЛОНИТЬСЯ — в безударной позиции вэтом корне с чередованием пишется буква О.
4) (решать) УРАВНЕНИЕ — написаниебезударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексическогозначения.
5) ВЫЧИТАНИЕ — правописание чередующейсягласной в корне не определяется правилом (является исключением).
8. Орфографическийанализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснениенаписания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ЗАТИРАТЬ (швы на кафеле) — написаниебезударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексическогозначения.
2) КАСАТЬСЯ (ладонью) — в безударнойпозиции в корне с чередованием пишется буква А.
3) ОБГОРЕТЬ (под солнцем) — написаниечередующейся гласной О в корне обусловлено тем, что гласный звук здесь являетсябезударным (не находится под ударением).
4) ПРИМЕРЯТЬ (платье) — написаниебезударной чередующейся гласной в корне слова зависит от последующего суффикса.
5) ПРОДЕРУСЬ (сквозь заросли) — написаниебезударной чередующейся гласной в корне слова зависит от отсутствия суффикса-А- после корня.
9. Орфографическийанализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснениенаписания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРИКОСНОВЕНИЕ — написание безударнойчередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
2) БЛИСТАТЬ (талантом) – написаниебезударной чередующейся гласной в корне слова зависит от последующего суффикса.
3) УРАВНЯТЬ (в правах) — написаниебезударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексическогозначения.
4) (цыплята) ПОДРОСЛИ — написаниебезударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
5) МАКАТЬ (перо в чернильницу) — написаниебезударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения корня
10. Орфографическийанализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснениенаписания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ВЫСКОЧИТЬ (на дорогу) – написаниебезударной чередующейся гласной в корне зависит от последующей согласной.
2) СОЧЕТАНИЕ — правописание чередующейсягласной в корне не определяется правилом (является исключением).
3) ЗАГОРЕЛЫЙ — написание безударнойчередующейся гласной в корне слова зависит от последующего суффикса.
4) РАЗМИНАТЬСЯ (в спортивном зале) –написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значениякорня.
5) НЕУКОСНИТЕЛЬНО (соблюдать) – написаниебезударной чередующейся гласной в корне слова зависит от последующего суффикса.
