Разработкафрагмента урока русского языка включающего лексический материал
«Чтотакое антонимы?»
Учебник:Русский язык 2 класс, 1 часть с. 54
Автор:В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Цель:Создание условий для формирования представленийучащихся об антонимах.
Задачи:
1. Познакомить со словами, имеющимипротивоположное значение, ввести термин «Антонимы».
2. Формировать умение подбора слов спротивоположным значением; уметь, пользуясь правилом доказывать, что данныепары являются (Не являются) антонимами.
3. Содействовать развитию речи; умениюаргументировать свою точку зрения при фронтальной, групповой и парной работе.
1. Этапоткрытия нового знания
–Как называются слова с противоположными значениями? Чтобыответить на этот вопрос Вам нужно к словам, которые сейчас будут появляться надоске, подобрать слова с противоположным значением. (На доске только словаиз первого столбика)
Ленивый – Активный
Верх – Низ
Громко – Тихо
Вопрос – Ответ
Вперёд – Назад
Стоять – Идти
Болтать – Молчать
МОЛОДЦЫ!
–Так как же называются слова противоположные по значению? (Антонимы)
–Теперь давайте узнаем, на какие вопросы отвечают антонимы. Для этого давайтеразделимся на 6 групп.
– Каждой группе нужно подобрать антонимы ксловам, которые написаны у Вас на карточках, и задать вопрос к ним. Как тольковы закончите выполнять задание, не забудьте показать готовность группы.
1 и 4 группа |
2 и 5 группа |
3 и 6 группа |
Добро- |
Длинный- |
Говорить- |
Друг- |
Белый- |
Любить- |
Радость- |
Большой- |
Поднимать- |
–Давайте проверим. СВЕТА озвучивает намподобранные антонимы. А КАТЯ сейчас нам скажет, на какой вопрос они отвечают (Светаиз 1 группы, Катя из 4)
На доске появляются эти вопросы.
– Что можно сказать о вопросах в паре,одним словом? Какие они? (Одинаковые)
– Давайте сделаем вывод. Продолжите фразу,которая написана на доске.
Вывод: Антонимы– это противоположные по значению слова, которые отвечают … вопрос.
– Давайте все вместе прочитаем правило (читаютхором).
– Так какие же слова называютсяантонимами?
2. Этаппервичного закрепления
–Сейчас я предлагаю Вам потренироваться в подборе антонимов. На доске написаныслова, прочитайте их. К каким словам, антонимы указаны неверно? Правильноподберите антонимы к этим словам. (Выполняют фронтально)
Высокий– широкий; звонкий – глухой; добрый – умный; большой – маленький; глубоко –узко; близко – далеко; назад – влево; великан – карлик; твердо – мягко; широко– глубоко.
–Ребята, а теперь давайте выполним ещё одно задание, сейчас вы будите работать впарах. У Вас на партах лежат карточки с заданием, Вам нужно будет соединитьантонимы.
Тяжёлый |
Конец |
Высокий |
Закрыть |
Улететь |
Активный |
Загадка |
Южный |
Завязать |
Болезнь |
Начало |
Лёгкий |
Ленивый |
Отгадка |
Открыть |
Низкий |
Здоровье |
Развязать |
Север |
Прилететь |
– Кто выполнил задание?
– Давайте проверим все вместе. Выходим по очереди к доске,соединяем пару, доказываем, почему это антонимы. (Вызываем по 1 ребёнку кинтерактивной доске по очереди, для соединения только 1 пары).
– Почему остались слова Север — Южный (Потому что они неантонимы)
–Докажите, что эти слова не являются антонимами. (Антонимы должны быть нетолько противоположными по смыслу, но и отвечать на один вопрос)
–Теперь вы знаете, что такое антонимы? (ДА)
–Давайте вспомним.
