Теоретический материал
Наша страна занимает большую территорию. Она охватываетнесколько природных зон. Почвы в различных природных зонах разные. Вы ужезнаете, что почва – это верхний плодородный слой земли. Изучают почву, еёсостав, свойства учёные-почвоведы. Они определили, что на территориинашей страны немалое число типов почв.
В каждой природной зоне свой тип почвы. В природной зонетундра – тундровые почвы.
В зоне тайги и смешанных лесов располагаются подзолистыепочвы. Этот тип почв самый распространённый на территории нашей страны.
В лиственных лесах – серые лесные почвы.
В зоне степей – почвы чернозёмные.
На болотах – болотные. На лугах – луговыепочвы.
Главное свойство почвы — это плодородие. Из всех типовпочв самая плодородная – это чернозёмная почва, или как её ещё называют –чернозём. Вслушайтесь в название «чернозём». Словообразовалось от двух слов – чёрная и земля. Дело в том, что чернозёмные почвыочень тёмного, чёрного цвета. А всё потому, что чернозём отличается от другихпочв богатством содержания перегноя. Перегной – это разложившиесяостатки растений и животных. И из-за большого содержания перегноя, почвы такоготёмного цвета. Если посадить в такую почву семена, то при правильном уходеполучается хороший урожай.
Почву, как и всё, что даёт нам природа, нужно беречь изащищать. Чтобы образовался один сантиметр почвы нужно ждать 250-300 лет, адля того, чтобы получился слой в 20 сантиметров – 5-6 тысяч лет.
Почва начала образовываться с той поры, как жизньпоявилась на Земле. И с того времени этот процесс не прерывается. Твёрдыеприродные породы постепенно разрушаются, превращаясь в рыхлый слой, которыйсостоит из камней, песка и кусков глины. В этом слое очень мало питательныхвеществ, которыми питаются растения. Но в царстве растений есть такие, которымподходят эти условия. Эти растения со временем умирают, и из остатковполучается перегной. Потом на этой почве селятся другие растения, их уже большеи они разнообразней. Эти новые жильцы тоже умирают, и уже перегноя становитсябольше. Теперь уже когда питательных веществ стало больше, в почве начинаютселиться животные. Они питаются растениями, умирают и попадают в почву.Перегноя на этой почве становится ещё больше.
Так в природе происходит круговорот веществ – из почвы врастения — из растений в тела животных – и опять в почву. Если исчезнет почва на планете, не станет растений и животных,а значит, человек не сможет выжить. Растения являются защитниками почвы ответра и воды. Где нет растений, почва остаётся незащищённой, вода может смытьеё. А ветер просто развеять.
Чтобы сохранить почву на полях человек сажает полезащитныеполосы леса. В зимнее время проводит снегозадержание. Для этогоустраивает снежные валы. Со временем на некоторых участках полезные веществав почве заканчиваются, и её нужно удобрять – добавлять в почву удобрения. Удобрениябывают органические и минеральные.
Органические удобрения –это навоз, торф, птичий помёт, зола. Минеральные удобрения получают изминеральных веществ. Но если удобрений будет слишком много, это навредит почве.Накапливается избыток солей, а это очень вредно для растений и животных,которые живут в почве. Поливать тоже нужно правильно, если воды будет слишкоммного, тоже соберутся лишние соли в почве. Очень внимательно надо относитьсяк добавлению в почву ядохимикатов. Если их добавить больше положенной нормы,они загрязняют её, а это гибель для жителей почвы – червей, личинок насекомых,бактерий. А без них почва не будет такой плодородной. Запомните, почвыобразуются в природе очень медленно и нуждаются в нашей охране.
Домашнеезадание по выбору:
1.Вкниге «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики» на страницах147 – 148 прочитайте рассказ «Дороже жемчуга и злата – под ногами» и подумайте,что каждый из нас может сделать, чтобы сберечь почву.
2. Подобрать стихи,пословицы, загадки о почве, земле – кормилице.
3.Прочитать текст настр.160 — 163
Ответить на вопросы«Проверь себя».
Домашнеезадание по выбору:
1.Вкниге «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики» на страницах147 – 148 прочитайте рассказ «Дороже жемчуга и злата – под ногами» и подумайте,что каждый из нас может сделать, чтобы сберечь почву.
2. Подобрать стихи,пословицы, загадки о почве, земле – кормилице.
3.Прочитать текст настр.160 — 163
Ответить на вопросы«Проверь себя».
Домашнеезадание по выбору:
1.Вкниге «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики» на страницах147 – 148 прочитайте рассказ «Дороже жемчуга и злата – под ногами» и подумайте,что каждый из нас может сделать, чтобы сберечь почву.
2. Подобрать стихи,пословицы, загадки о почве, земле – кормилице.
3.Прочитать текст настр.160 — 163
Ответить на вопросы«Проверь себя».
Домашнеезадание по выбору:
1.Вкниге «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики» на страницах147 – 148 прочитайте рассказ «Дороже жемчуга и злата – под ногами» и подумайте,что каждый из нас может сделать, чтобы сберечь почву.
2. Подобрать стихи,пословицы, загадки о почве, земле – кормилице.
3.Прочитать текст настр.160 — 163
Ответить на вопросы«Проверь себя».
Домашнеезадание по выбору:
1.Вкниге «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики» на страницах147 – 148 прочитайте рассказ «Дороже жемчуга и злата – под ногами» и подумайте,что каждый из нас может сделать, чтобы сберечь почву.
2. Подобрать стихи,пословицы, загадки о почве, земле – кормилице.
3.Прочитать текст настр.160 — 163
Ответить на вопросы«Проверь себя».
Впишитев предложения пропущенные слова.
В природной зоне тундра – ____________________ почвы.
В зоне тайги и смешанных лесов располагаются ______________почвы.
В лиственных лесах — _____________ ___________ почвы.
В зоне степей – почвы __________________.
На болотах – ___________________.
На лугах – _______________________ почвы.
Впишитев предложения пропущенные слова.
В природной зоне тундра – ____________________ почвы.
В зоне тайги и смешанных лесов располагаются ______________почвы.
В лиственных лесах — _____________ ___________ почвы.
В зоне степей – почвы __________________.
На болотах – ___________________.
На лугах – _______________________ почвы.
Впишитев предложения пропущенные слова.
В природной зоне тундра – ____________________ почвы.
В зоне тайги и смешанных лесов располагаются ______________почвы.
В лиственных лесах — _____________ ___________ почвы.
В зоне степей – почвы __________________.
На болотах – ___________________.
На лугах – _______________________ почвы.
Тезаурус
Плодородие –способность почвы давать хорошие урожаи.
Удобрение –вещество, вносимое в почву для повышения урожая.
Навоз –смесь помёта домашнего скота и соломенной подстилки, используемая для удобренияпочвы.
Торф –полезное ископаемое, образованное скоплением остатков растений в болотистыхместах.
Птичийпомёт – продукт жизнедеятельности птиц, который используется дляудобрения почвы.
Зола –остаток от сжигания чего-либо в виде серо-чёрной пыли.
Ядохимикаты –химические препараты, которые используют для борьбы с вредителями и болезнямирастений.
Тезаурус
Плодородие –способность почвы давать хорошие урожаи.
Удобрение –вещество, вносимое в почву для повышения урожая.
Навоз –смесь помёта домашнего скота и соломенной подстилки, используемая для удобренияпочвы.
Торф –полезное ископаемое, образованное скоплением остатков растений в болотистыхместах.
Птичийпомёт – продукт жизнедеятельности птиц, который используется дляудобрения почвы.
Зола –остаток от сжигания чего-либо в виде серо-чёрной пыли.
Ядохимикаты –химические препараты, которые используют для борьбы с вредителями и болезнямирастений.
Сказка.
Расскажу вам сказку оволшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей.Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она –земля. Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда ониумело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так:все у земли брать, а в замен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любаякладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля – матушка. Ноне всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когдалюди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них самаприпасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можносадить собранные зёрна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы,ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.
Тема «Земля – кормилица»
Цельурока:
познакомитьдетей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностьючеловека;
УУД:
Познавательные: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученнуюна уроке. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Регулятивные:учиться высказывать свое предположение; учитьсяотличать верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные:слушать ипонимать речь других; доносить свою позицию до других.
Типурока: изучениенового материала.
Методобучения: исследовательский.
Ход урока
1.Организационный момент
-Ребята, встаньте все ровненько, проверьтеготовность к уроку. Садитесь.
— В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любити греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не толькообогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.
2.Актуализация знанийучащихся.
— Ваши знакомые Муровей Вопросик и Мудрая черепаха решили выраститьрастение. Мудрая черепаха поставила веточку в воду, появились первые листочки,но дальше растение не растет. Как вы думаете, почему? Что еще необходимо дляроста и жизни растений? Выскажите свои предположения.
Сказка.
Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна –получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у наспод ногами. И зовётся она – земля. Да, только она тогда добра и щедра, когдалюди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют,поливают. И правильно. Как это так: все у земли брать, а в замен ничего недавать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой.Издавна кормит людей земля – матушка. Но не всегда люди догадывались, какоебогатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять,они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочныестебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зёрна около жилья.Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй ищедрой, даря людям богатые урожаи.
-Что называем волшебной кладовой? (Землю.)
Сформулируйте тему урока
3.Сообщение темы и целейурока
Сегодня на уроке мы подробнопоговорим о почвах нашей страны. Постараемся ответить на вопрос: какими онибывают?
Вывешиваюна доску вопросы
-Сегодняна уроке мы подробно поговорим о почвах нашей страны. Постараемся ответить навопрос: какими они бывают?
• Чтотакое почва?
• Из чегосостоит почва?какими они бывают?
• Чтотакое перегной?
• Какоесвойство у почвы самое главное?
И вам самостоятельно предстоитответить на следующие вопросы
• Почемуземлю называют кормилицей?
• Чтонужно делать, чтобы земля не разрушалась, не теряла своего плодородия?
• Что мыможем сделать для охраны почвы?
Работать будем в группах, и вы не просто ученики, а ученые. А какназывают ученых которые следуют землю мы сегодня узнаем. Назначаю экспертов вкаждой группе
4. Открытие новых знаний
ВИДЕО Сейчас вам предстоитпосмотреть фидео -урок по данной теме
-Что такое почва?…..
-Из чего состоит почва?…..
Практическая работа
Опыт 1. Размешать почву в стакане воды. Появлениепузырьков говорит о наличие в почве воздуха.
Опыт 2. Возьмёмбумажную салфетку, положим на неё немного почвы и сильно сожмём. Стряхнём почву.На салфетке осталось влажное пятно. Значит в почве есть вода.
Опыт 3. Посмотрите,что произошло в стакане , куда мы бросили кусочек почвы. На дне стакана видныпесчинки и глина.
Опыт 4. Нагреем немного почвы. Чувствуется неприятный запах.
Это горит перегной, которыйобразовался из остатков растений и животных.
Опыт 5. Несколько капель воды, вкоторую поместили почву, капнем на стекло. Нагреем. Вода испаряется, а настекле остался белый налёт. Это минеральные соли.
Составление схемы «Составпочвы»
Надоске составляется схема « Состав почвы»
ПОЧВА
воздух соли
вода перегной
песок глина
-Основные типы почв? Рассмотрите
несколько основных типов почв на стр.160учебника. Кто занимается изучением почв?
Контрольные заданияВ1 видео урок
№1
Впишитев предложения пропущенные слова.
В природной зоне тундра – тундровая почвы.
В зоне тайги и смешанных лесов располагаются подзолистаяпочвы.
В лиственных лесах – серые лесные почвы.
В зоне степей – почвы __черноземные
На болотах – болотные
На лугах – луговая почвы.
Знакомствос новым словом ТЕЗАУРУС
— Что такое перегной?
— Какоесвойство у почвы самое главное?
— Как вы думаете,от чего зависит плодородие почвы?
5. Закрепление изученногоматериала.
Заполнениетаблицы удобрение(работают эксперты) остальные Чтение статьи учебника на стр.160-161
-Почва на полях тоже нуждается в защите. Давайте прочитаем об этом в учебнике исоставим памятку «Как защитить почву на полях».
Самостоятельнаяработа с текстом учебника и составление памятки.
· Правильно использовать верхний слой почвы при строительстве идобычи полезных ископаемых;
· сажать полезащитные полосы;
· проводить снегозадержание;
· правильно распахивать;
· умеренно поливать и употреблять удобрения.
Тренировочное задание с пословицей
Добрая земля больше дает
2
6
5
4
Контрольные заданияВ1 видео урок
Задание №2
6. Подведение итогов.
Рефлексия
Закончисвоё предложение
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно …
Я понял, что …
Меня удивило …
Мне захотелось…
Расскажу дома,что …
Домашнее задание по выбору:
1.Вкниге «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики» на страницах147 – 148 прочитайте рассказ «Дороже жемчуга и злата – под ногами» и подумайте,что каждый из нас может сделать, чтобы сберечь почву.
2. Подобрать стихи,пословицы, загадки о почве, земле – кормилице.
3.Прочитать текст на стр.160 — 163
Ответить на вопросы «Проверь себя».
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Презентация
к уроку окружающего мира
по теме«Земля-кормилица»
4 класс
Разработала
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №1040
Кудина М.В. -
2 слайд
1
Р
Р
А
Н
И
Т
3
М
Е
Л
4
П
Е
С
О
К
5
Г
А
З
6
Н
Е
Ф
Т
Ь
8
Г
У
Д
А
И
Н
2
З
В
С
Т
Я
К
7
О
Ф
9
Г
О
Л
Ь -
3 слайд
План ответа
1) Название полезного ископаемого.
2) Основное свойство.
3) Применение(использование).
4) Где добывается: в карьере, шахте или скважине? -
4 слайд
— кормилица
Земля -
5 слайд
-
6 слайд
Типы почв
тундровая
подзолистая
серая лесная
чернозём
луговая
болотная -
7 слайд
тундра
тайга
лиственные леса
болото
луг
степь
тундровая
подзолистая
серая лесная
чернозём
луговая
болотная -
8 слайд
СКАЗКА
о волшебной
кладовой -
9 слайд
Что посеешь, то и пожнёшь.
-
10 слайд
1 см почвы образуется
в природе за 250-300 летОХРАНА ПОЧВЫ
-
11 слайд
Как защитить почву на полях
1) правильно использовать верхний слой почвы при строительстве;
2) бережно относиться к земле до и после добычи полезных ископаемых;
3) сажать полезащитные полосы;
4) проводить снегозадержание;
5) умеренно использовать удобрения и ядохимикаты;
6) правильно распахивать склоны. -
12 слайд
Дороже жемчуга и злата …
-
13 слайд
Домашнее задание
1) Учебник стр.31-34.
2) Раб. тетрадь стр.53№1,с.54№2,3.
3) Найти пословицы и загадки о земле
(по желанию).Оцените свою работу на уроке.
-
14 слайд
Молодцы!
Спасибо за
урок! -
15 слайд
Интернет-ресурсы:
http: //map igras. ru/index php?r=5&page=1&id=186
ww classnet.ru
mir- map.ru
KoronaOO.ya/ru
http:900igr.net/kartinki/okruzhajushij-mir/Zemlja=kormilitsa.html
