X-PDF

Разработка и презентация по окружающему миру 4 класс по теме: «Земля – кормилица»

Поделиться статьей

                                         Теоретический материал

       Наша страна занимает большую территорию. Она охватываетнесколько природных зон. Почвы в различных природных зонах разные. Вы ужезнаете, что почва – это верхний плодородный слой земли. Изучают почву, еёсостав, свойства учёные-почвоведы. Они определили, что на территориинашей страны немалое число типов почв.

        В каждой природной зоне свой тип почвы. В природной зонетундра – тундровые почвы.

        В зоне тайги и смешанных лесов располагаются подзолистыепочвы. Этот тип почв самый распространённый на территории нашей страны.

         В лиственных лесах – серые лесные почвы.

           В зоне степей – почвы чернозёмные.

         На болотах – болотные. На лугах – луговыепочвы.

   Главное свойство почвы — это плодородие. Из всех типовпочв самая плодородная – это чернозёмная почва, или как её ещё называют –чернозём.                   Вслушайтесь в название «чернозём». Словообразовалось от двух слов – чёрная и земля. Дело в том, что чернозёмные почвыочень тёмного, чёрного цвета. А всё потому, что чернозём отличается от другихпочв богатством содержания перегноя. Перегной – это разложившиесяостатки растений и животных. И из-за большого содержания перегноя, почвы такоготёмного цвета. Если посадить в такую почву семена, то при правильном уходеполучается хороший урожай.

      Почву, как и всё, что даёт нам природа, нужно беречь изащищать. Чтобы образовался один сантиметр почвы нужно ждать 250-300 лет, адля того, чтобы получился слой в 20 сантиметров – 5-6 тысяч лет.

           Почва начала образовываться с той поры, как жизньпоявилась на Земле. И с того времени этот процесс не прерывается. Твёрдыеприродные породы постепенно разрушаются, превращаясь в рыхлый слой, которыйсостоит из камней, песка и кусков глины. В этом слое очень мало питательныхвеществ, которыми питаются растения. Но в царстве растений есть такие, которымподходят эти условия. Эти растения со временем умирают, и из остатковполучается перегной. Потом на этой почве селятся другие растения, их уже большеи они разнообразней. Эти новые жильцы тоже умирают, и уже перегноя становитсябольше. Теперь уже когда питательных веществ стало больше, в почве начинаютселиться животные. Они питаются растениями, умирают и попадают в почву.Перегноя на этой почве становится ещё больше.

Так в природе происходит круговорот веществ – из почвы врастения — из растений в тела животных – и опять в почву. Если исчезнет почва на планете, не станет растений и животных,а значит, человек не сможет выжить. Растения являются защитниками почвы ответра и воды. Где нет растений, почва остаётся незащищённой, вода может смытьеё. А ветер просто развеять.

           Чтобы сохранить почву на полях человек сажает полезащитныеполосы леса. В зимнее время проводит снегозадержание. Для этогоустраивает снежные валы.   Со временем на некоторых участках полезные веществав почве заканчиваются, и её нужно удобрять – добавлять в почву удобрения.   Удобрениябывают органические и минеральные.

Органические удобрения –это навоз, торф, птичий помёт, зола. Минеральные удобрения получают изминеральных веществ. Но если удобрений будет слишком много, это навредит почве.Накапливается избыток солей, а это очень вредно для растений и животных,которые живут в почве. Поливать тоже нужно правильно, если воды будет слишкоммного, тоже соберутся лишние соли в почве. Очень внимательно надо относитьсяк добавлению в почву ядохимикатов. Если их добавить больше положенной нормы,они загрязняют её, а это гибель для жителей почвы – червей, личинок насекомых,бактерий. А без них почва не будет такой плодородной. Запомните, почвыобразуются в природе очень медленно и нуждаются в нашей охране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнеезадание по выбору:

1.Вкниге «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики» на страницах147 – 148 прочитайте рассказ «Дороже жемчуга и злата – под ногами» и подумайте,что каждый из нас может сделать, чтобы сберечь почву.

2. Подобрать стихи,пословицы, загадки о почве, земле – кормилице.

3.Прочитать текст настр.160 — 163

Ответить на вопросы«Проверь себя».

 

Домашнеезадание по выбору:

1.Вкниге «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики» на страницах147 – 148 прочитайте рассказ «Дороже жемчуга и злата – под ногами» и подумайте,что каждый из нас может сделать, чтобы сберечь почву.

2. Подобрать стихи,пословицы, загадки о почве, земле – кормилице.

3.Прочитать текст настр.160 — 163

Ответить на вопросы«Проверь себя».

 

Домашнеезадание по выбору:

1.Вкниге «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики» на страницах147 – 148 прочитайте рассказ «Дороже жемчуга и злата – под ногами» и подумайте,что каждый из нас может сделать, чтобы сберечь почву.

2. Подобрать стихи,пословицы, загадки о почве, земле – кормилице.

3.Прочитать текст настр.160 — 163

Ответить на вопросы«Проверь себя».

 

Домашнеезадание по выбору:

1.Вкниге «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики» на страницах147 – 148 прочитайте рассказ «Дороже жемчуга и злата – под ногами» и подумайте,что каждый из нас может сделать, чтобы сберечь почву.

2. Подобрать стихи,пословицы, загадки о почве, земле – кормилице.

3.Прочитать текст настр.160 — 163

Ответить на вопросы«Проверь себя».

 

Домашнеезадание по выбору:

1.Вкниге «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики» на страницах147 – 148 прочитайте рассказ «Дороже жемчуга и злата – под ногами» и подумайте,что каждый из нас может сделать, чтобы сберечь почву.

2. Подобрать стихи,пословицы, загадки о почве, земле – кормилице.

3.Прочитать текст настр.160 — 163

Ответить на вопросы«Проверь себя».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Впишитев предложения пропущенные слова.

В природной зоне тундра – ____________________ почвы.

В зоне тайги и смешанных лесов располагаются ______________почвы.

В лиственных лесах — _____________ ___________ почвы.

В зоне степей – почвы __________________.

На болотах – ___________________.

На лугах – _______________________ почвы.

 

Впишитев предложения пропущенные слова.

В природной зоне тундра – ____________________ почвы.

В зоне тайги и смешанных лесов располагаются ______________почвы.

В лиственных лесах — _____________ ___________ почвы.

В зоне степей – почвы __________________.

На болотах – ___________________.

На лугах – _______________________ почвы.

 

Впишитев предложения пропущенные слова.

В природной зоне тундра – ____________________ почвы.

В зоне тайги и смешанных лесов располагаются ______________почвы.

В лиственных лесах — _____________ ___________ почвы.

В зоне степей – почвы __________________.

На болотах – ___________________.

На лугах – _______________________ почвы.

 

Тезаурус

Плодородие –способность почвы давать хорошие урожаи.

Удобрение –вещество, вносимое в почву для повышения урожая.

Навоз –смесь помёта домашнего скота и соломенной подстилки, используемая для удобренияпочвы.

Торф –полезное ископаемое, образованное скоплением остатков растений в болотистыхместах.

Птичийпомёт – продукт жизнедеятельности птиц, который используется дляудобрения почвы.

Зола –остаток от сжигания чего-либо в виде серо-чёрной пыли.

Ядохимикаты –химические препараты, которые используют для борьбы с вредителями и болезнямирастений.

 

Тезаурус

Плодородие –способность почвы давать хорошие урожаи.

Удобрение –вещество, вносимое в почву для повышения урожая.

Навоз –смесь помёта домашнего скота и соломенной подстилки, используемая для удобренияпочвы.

Торф –полезное ископаемое, образованное скоплением остатков растений в болотистыхместах.

Птичийпомёт – продукт жизнедеятельности птиц, который используется дляудобрения почвы.

Зола –остаток от сжигания чего-либо в виде серо-чёрной пыли.

Ядохимикаты –химические препараты, которые используют для борьбы с вредителями и болезнямирастений.

 

 

 

 

Сказка.

    Расскажу вам сказку оволшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей.Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она –земля. Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда ониумело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так:все у земли брать, а в замен ничего не давать? Да тут мигом  опустеет любаякладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля – матушка. Ноне всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когдалюди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них самаприпасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можносадить собранные зёрна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы,ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
61.18%
НЕТ
38.82%
Проголосовало: 1435

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

 

                        

 

                        

Тема «Земля – кормилица»

Цельурока:

познакомитьдетей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностьючеловека;

УУД:
Познавательные: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученнуюна уроке. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные:учиться высказывать свое предположение; учитьсяотличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные:слушать ипонимать речь других; доносить свою позицию до других.

Типурока: изучениенового материала.

Методобучения: исследовательский.

Ход    урока

 

1.Организационный момент

-Ребята, встаньте все ровненько, проверьтеготовность к уроку. Садитесь.

— В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любити греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не толькообогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

 

2.Актуализация знанийучащихся.

— Ваши знакомые Муровей Вопросик и Мудрая черепаха решили выраститьрастение. Мудрая черепаха поставила веточку в воду, появились первые листочки,но дальше растение не растет. Как вы думаете, почему? Что еще необходимо дляроста и жизни растений? Выскажите свои предположения.

 

Сказка.

   Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна –получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у наспод ногами. И зовётся она – земля. Да, только она тогда добра и щедра, когдалюди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют,поливают. И правильно. Как это так: все у земли брать, а в замен ничего недавать? Да тут мигом  опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой.Издавна кормит людей земля – матушка. Но не всегда люди догадывались, какоебогатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять,они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочныестебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зёрна около жилья.Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй ищедрой, даря людям богатые урожаи.

-Что называем волшебной кладовой? (Землю.)

Сформулируйте тему урока

3.Сообщение темы и целейурока

Сегодня на уроке мы подробнопоговорим о почвах нашей страны. Постараемся ответить на вопрос: какими онибывают?

 

 

 Вывешиваюна доску вопросы

-Сегодняна уроке мы подробно поговорим о почвах нашей страны. Постараемся ответить навопрос: какими они бывают?

 

        Чтотакое почва?

        Из чегосостоит почва?какими они бывают?

        Чтотакое перегной?

        Какоесвойство у почвы самое главное?

 

И вам самостоятельно предстоитответить на следующие вопросы

        Почемуземлю называют кормилицей?

        Чтонужно делать, чтобы земля не разрушалась, не теряла своего плодородия?

        Что мыможем сделать для охраны почвы?

Работать будем в группах, и вы не просто ученики, а ученые. А какназывают ученых которые следуют землю мы сегодня узнаем. Назначаю экспертов вкаждой группе

 

 

4. Открытие новых знаний      

         

        ВИДЕО Сейчас вам предстоитпосмотреть фидео -урок по данной теме

 

         

   

-Что такое почва?…..

 

-Из чего состоит почва?…..

 

Практическая работа

 

Опыт 1. Размешать почву в стакане воды. Появлениепузырьков говорит о наличие в почве воздуха.                       

     

 Опыт 2. Возьмёмбумажную салфетку, положим на неё немного почвы и сильно сожмём. Стряхнём почву.На салфетке осталось влажное пятно. Значит в почве есть вода.

     

  Опыт 3. Посмотрите,что произошло в стакане , куда мы бросили кусочек почвы. На дне стакана видныпесчинки и глина.

       Опыт 4. Нагреем немного почвы. Чувствуется неприятный запах.

Это горит перегной, которыйобразовался из остатков растений и животных.

       

Опыт 5. Несколько капель воды, вкоторую поместили почву, капнем на стекло. Нагреем. Вода испаряется, а настекле остался белый налёт. Это минеральные соли.

         

 

 

Составление схемы «Составпочвы»

  Надоске составляется схема  « Состав почвы»

                                     

                                     ПОЧВА

            

                 воздух                                         соли

                          вода                        перегной

                                 песок        глина 

                            

        

-Основные типы почв? Рассмотрите

несколько основных типов почв на стр.160учебника.  Кто занимается изучением почв?

Контрольные заданияВ1 видео урок

 

№1

Впишитев предложения пропущенные слова.

В природной зоне тундра – тундровая  почвы.

В зоне тайги и смешанных лесов располагаются подзолистаяпочвы.

В лиственных лесах – серые лесные  почвы.

В зоне степей – почвы __черноземные

На болотах – болотные

На лугах – луговая почвы.

Знакомствос новым словом ТЕЗАУРУС

 

— Что такое перегной?

— Какоесвойство у почвы самое главное?

— Как вы думаете,от чего зависит плодородие почвы?

 

5. Закрепление изученногоматериала.

 

Заполнениетаблицы удобрение(работают эксперты) остальные Чтение статьи учебника на стр.160-161

 

         -Почва на полях тоже нуждается в защите. Давайте прочитаем об этом в учебнике  исоставим памятку «Как защитить почву на полях».

 

Самостоятельнаяработа с текстом учебника и составление памятки.

·        Правильно использовать верхний слой почвы при строительстве идобычи полезных ископаемых;

·        сажать полезащитные полосы;

·        проводить снегозадержание;

·        правильно распахивать;

·        умеренно поливать и употреблять удобрения.

 

Тренировочное задание с пословицей

Добрая земля больше дает

2

6

5

4

Контрольные заданияВ1 видео урок

Задание №2

 

6. Подведение итогов.

Рефлексия

Закончисвоё предложение

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно …

Я понял, что …

Меня удивило …

Мне захотелось…

Расскажу дома,что …


Домашнее задание по выбору:

1.Вкниге «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики» на страницах147 – 148 прочитайте рассказ «Дороже жемчуга и злата – под ногами» и подумайте,что каждый из нас может сделать, чтобы сберечь почву.

2. Подобрать стихи,пословицы, загадки о почве, земле – кормилице.

3.Прочитать текст на стр.160 — 163

Ответить на вопросы «Проверь себя».

 

 

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Презентация

    1 слайд

    Презентация
    к уроку окружающего мира
    по теме«Земля-кормилица»
    4 класс
    Разработала
    учитель начальных классов
    ГБОУ СОШ №1040
    Кудина М.В.

  • 1РРАНИТ3МЕЛ4ПЕСОК5ГАЗ6НЕФТЬ8ГУДАИН2ЗВСТЯК7ОФ9ГОЛЬ

    2 слайд

    1
    Р
    Р
    А
    Н
    И
    Т
    3
    М
    Е
    Л
    4
    П
    Е
    С
    О
    К
    5
    Г
    А
    З
    6
    Н
    Е
    Ф
    Т
    Ь
    8
    Г
    У
    Д
    А
    И
    Н
    2
    З
    В
    С
    Т
    Я
    К
    7
    О
    Ф
    9
    Г
    О
    Л
    Ь

  • План

    3 слайд

    План ответа
    1) Название полезного ископаемого.
    2) Основное свойство.
    3) Применение(использование).
    4) Где добывается: в карьере, шахте или скважине?

  • -

    4 слайд

    — кормилица
    Земля

  • title=

    5 слайд

  • Типы

    6 слайд

    Типы почв
    тундровая
    подзолистая
    серая лесная
    чернозём
    луговая
    болотная

  • тундратайгалиственные

    7 слайд

    тундра
    тайга
    лиственные леса
    болото
    луг
    степь
    тундровая
    подзолистая
    серая лесная
    чернозём
    луговая
    болотная

  • СКАЗКАо

    8 слайд

    СКАЗКА

    о волшебной
    кладовой

  • Что

    9 слайд

    Что посеешь, то и пожнёшь.

  • 1

    10 слайд

    1 см почвы образуется
    в природе за 250-300 лет

    ОХРАНА ПОЧВЫ

  • Как

    11 слайд

    Как защитить почву на полях
    1) правильно использовать верхний слой почвы при строительстве;
    2) бережно относиться к земле до и после добычи полезных ископаемых;
    3) сажать полезащитные полосы;
    4) проводить снегозадержание;
    5) умеренно использовать удобрения и ядохимикаты;
    6) правильно распахивать склоны.

  • Дороже

    12 слайд

    Дороже жемчуга и злата …

  • Домашнее

    13 слайд

    Домашнее задание
    1) Учебник стр.31-34.
    2) Раб. тетрадь стр.53№1,с.54№2,3.
    3) Найти пословицы и загадки о земле
    (по желанию).

    Оцените свою работу на уроке.

  • Молодцы!Спасибо

    14 слайд

    Молодцы!
    Спасибо за
    урок!

  • Интернет-ресурсы:http:

    15 слайд

    Интернет-ресурсы:
    http: //map igras. ru/index php?r=5&page=1&id=186
    ww classnet.ru
    mir- map.ru
    KoronaOO.ya/ru
    http:900igr.net/kartinki/okruzhajushij-mir/Zemlja=kormilitsa.html


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.18%
НЕТ
38.82%
Проголосовало: 1435

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет