Вопрос 1.
1.1.Планируемый результат(проверяемые читательские умения): извлечение информации из различныхисточников
1.2.Контекст (мотивационная часть):
Тунгусский «метеорит»: что упало, то пропало
В центральной Сибири 30 июня1908 года падает нечто, вызывающее взрыв чудовищной силы. И это неметеорит, хотя так его назовут. Потому что это не железное или каменное тело,упавшее на Землю из межпланетного пространства. И даже не остаток метеорныхтел, уцелевших при движении в атмосфере, как пишет Большая советскаяэнциклопедия. Десятки экспедиций будут искать Тунгусский «метеорит» и егофрагменты, пытаясь доказать обратное. Безрезультатно. Не найдено ни одного,даже самого крохотного осколка. Как и кратера, который должен был остаться наместе падения. Так что же это было?
/Мне очень стала интересна информация о новых, еще необъясненных фактах./
Воспоминания очевидцев
Мы сидели за завтраком. Засияло, а через 10-15 минут-толчки частые. Звук шел с севера волнами. Старики говорят, небо открывалось.Полоса шла с юга на север. Конец полосы был острый. Затем она к землеполетела…Толчков было пять или шесть. Тук, тук, тук….Окна дрожали, а у когобыли слабые –вылетали.
Мы в этот день ехали на поле. Сначала услышали сильный грохот,так что кони остановились. Увидели на небе черноту, за этой чернотой огненныехвосты, а потом туман темного цвета. Солнце скрылось, наступила темнота. Изчерноты пламя огня пролетело с юга на север….
Научные исследования
В поисках доказательств исследователи стали активно изучать архивные записи обсерваторий и непосредственное место падения. Собраннаяинформация позволила выдвинуть несколько гипотез о природе тунгусскогофеномена.
Кометная- приоритетная гипотеза. Объясняется отсутствиемфрагментов космического тела на месте «падения».Последователи этой гипотезысчитают, что ядро кометы, состоявшее из замерзшего газа и космической пыли,полностью разрушилось в атмосфере. Слабость этой версии в том, что пока незафиксировано ни одного падения кометы на Землю. Возможно , тунгусский объектбыл единственным подобным случаем за все время наблюдений.
Астероидная -приоритетная гипотеза. Спорит с кометной.Считает, что взорвавшийся обьект состоял из камня или железа. Ледяная кометасгорела на высоте 30 км над землей, в то время как высота тунгусского взрыва,вероятнее всего , 5-10 км. Болид мог распасться на множество осколков, которыелибо сгорели в атмосфере, либо находятся на неисследованных территориях.
Геофизическая- альтернативная гипотеза. Отрицаеткосмическую природу явления. Ищет в обстаятельствах катастрофы «земной след».Считает, что то, что видели очевидцы, было вызвано землетрясением.Предполагаемое место тунгусского взрыва совпадает с центром гигантскоговулкана, действовавшего около 200 млн лет назад.
Техногенная- альтернативная гипотеза. Единственныйматериальный след «Тунгусского»метеорита –мертвый лес, оставшийся после взрыва.Восемьдесят миллионов деревьев было повреждено взрывом . Около 200 км ( вквадрате)-площадь «ожога»(соответствует площади современного Ярославля).
Дальнейшие исследования осложнились тем, что районвзрыва стал зарастать лесом с невероятной скоростью- в три раза быстрее нормы.Ученые так и не смогли объяснить это явление. Подтверждений того, что почвабыла поражена радиацией, не
найдено.Феноменальный рост связывали с тем, что погибшийлес превратился в золу и перегной, которые послужили удобрением для выживших иновых деревьев.
Предполагаемая масса объекта составляет до 1 000 000 тонн.
Мощность взрыва сопоставима с 500-2000 взрывов надХиросимой, при этом ни один человек не погиб.
Ударная волна дважды обогнула земнойшар. 1.3.Содержание (условие, вопрос, инструкция по выполнению):
Опираясь на текст Тунгусский «метеорит», найдите, чтосегодня известно о Тунгусском
«метеорите»? Введите свой вариант ответа.
_______________
1.4.Описание ответа: Точная дата падения
1.5.Оценка выполнения задания: 1балл:точная дата падения
0 баллов:любой другой вариант ответа
1.6.Времявыполнения задания:2-5минут
Вопрос 2.
2.1.Планируемыйрезультат (проверяемые читательские умения): извлечение информации изразличных источников.
2.2. Контекст (мотивационная часть):тот же
2.3.Содержание(условие, вопрос, инструкция по выполнению)
Почему в выражении «Тунгусский «метеорит»» слово метеоритдано в кавычках, В ответе приведите факт, на котором основано такое написание.
Ответ______________
2.4. Описание ответа:
1. В ответе говорится, что кавычки использованыпотому, что Тунгусский «метеорит», не является метеоритом, в качествеобоснования указано на любой из следующих факторов:1) не найдено ни одногоосколка : 2) не найден кратер
2.В ответе говорится, что кавычки использованыпотому, что Тунгусский «метеорит»
не является метеоритом, но в качествеобоснования приведен не факт, а вывод: «это не железное или каменноетело, упавшее на Землю из межпланетного пространства» или «и даже не остатокметеорных тел» 2.5. Оценка выполнения задания
2 балла: не является метеоритом, 1) не найденони одного осколка : 2) не найден кратер 1 балл: не являетсяметеоритом, но в качестве обоснования приведен не факт, а вывод: «этоне железное или каменное тело, упавшее на Землю из межпланетного пространства»или «и даже не остаток метеорных тел»
0 баллов: любой другой вариант ответа илиответ отсутствует 2.6.Время выполнения задания: 2-5 минут Вопрос 3.
3.1. Планируемый результат (проверяемые математическиеумения): формирование умения формулировать ситуацию математически,применять математику: выполнение математических процедур, необходимых дляполучения результатов и математического решения.
3.2.Контекст (мотивационная часть):
3.3.Содержание(условие, вопрос, инструкция по выполнению):
Диаметр опаленной площади тайги от взрыва Тунгусскогометеорита равен примерно 38 км. Какая площадь тайги пострадала от метеорита?
3.4.Описаниеответа:
2
Решение S=Пr , d=38 км;
П=3,14
R=38:2=19 км 2
S=3,14*192=3,14*361=1133,54 (км )
2
Ответ:1133,54 км
3.5. Оценка выполнения задания:
2 балла: Ответ принимается полностью, Ситуацияпереведена на математический язык и решена правильно.
1 балл; Ответ принимается частично. Ситуацияпереведена на математический язык, но допущены ошибки в вычислении. При этомсам ответ верный. 0 баллов: Ответ не принимается. Приведены другиеварианты или ответ отсутствует.
3.6. Время выполнения задания: 1-15 минут
Вопрос 4.
4.1.Планируемый результат (проверяемые математическиеумения):формирование умения формулировать ситуацию математически, применятьматематику: выполнение математических процедур, необходимых для получениярезультатов и математического решения.
4. 2.Контекст (мотивационная часть): тот же4.3.Содержание(условие, вопрос, инструкция по выполнению):
2
При падении Тунгусского метеорита площадь ожога тайгисоставила 200 км , на которой
2
было повреждено 80 000 000 деревьев. Сколько поврежденныхдеревьев было на 1 км Чему равен диаметр опаленной площади тайги?
4.4. Описание ответа: 2
80 000 000 : 200=400 000деревьевбыло на 1 км.
4.5.Оценка выполнения задания:
2 балла: Ответ принимается полностью, Ситуацияпереведена на математический язык и решена правильно.
1 балл; Ответ принимается частично. Ситуацияпереведена на математический язык, но допущены ошибки в вычислении. При этомсам ответ верный.
0 баллов: Ответ не принимается. Приведены другиеварианты или ответ отсутствует.
4.6. Время выполнения задания: 1-15 минут
Вопрос 5.
5.1.Планируемый результат(проверяемые естественнонаучныеумения): вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания.
5.2.Контекст(мотивационнаячасть): тот же.
5.3. Содержание(условие, вопрос, инструкция по выполнению):
Опираясь на текст, ответьте, какие утверждение оТунгусском «метеорите» являются доказанными фактами, а какие- предположениями.В каждой строке таблицы обведите слово «Факт» или «Предположение»
Утверждение
|
Факт или предположение |
|
1.Тунгусский «метеорит» упал на Землю из космоса |
Факт |
Предположение |
2. Тунгусский «метеорит» взорвался в воздухе |
Факт |
Предположение |
3.Почва в районе взрыва «метеорита» была поражена радиацией. |
Факт |
Предположение |
4.Лес в районе взрыва «метеорита рос невероятно быстро» |
Факт |
Предположение |
5.4. Описаниеответа:
Утверждение
|
Факт или предположение |
|
1.Тунгусский «метеорит» упал на Землю из космоса |
|
Предположение |
2. Тунгусский «метеорит» взорвался в воздухе |
|
Предположение |
3.Почва в районе взрыва «метеорита» была поражена радиацией. |
|
Предположение |
4.Лес в районе взрыва «метеорита рос невероятно быстро» |
Факт |
|
5.5. Оценкавыполнения задания:
2 балла : Дан ответ:1-предполоджение,2-Предположение,3-Предположение,4-Факт
1 балл :Допущена одна ошибка
0 баллов : Дан другой ответ, или ответ отсутствует
5.6.Времявыполнения задания: 1-5 минут
Вопрос 6.
6.1.Планируемыйрезультат (естественнонаучные умения) : анализировать, интерпретироватьданные и делать соответствующие выводы.
6.2.Контекст (мотивационная часть) : тот же
6.3.Содержание(условие, вопрос, инструкция по выполнению):
Что мешает принять кометную теорию происхожденияТунгусского «метеорита» как окончательную? Приведите по одному доводу изтекстов о кометной и астероидной гипотезе. Введите правильный на ваш взгляд ,ответ.
________________________________________
6.4. Описание ответа:
1)не зафиксировано ни одного падения кометы на Землю;
2)комета сгорела бы на высоте 30 км над землей, в то времякак высота тунгусского взрыва , вероятнее всего, 5-10 км.
6.5.Оценка выполнения задания:
2 балла: Не известно ни одного падения кометыКомета должна была сгореть раньше.
1 балл: Верно приведен только один довод
Не зафиксировано ни одного случая падения кометы наЗемлю. 0 баллов :Дан другой ответ, или ответ отсутствует
6.6.Время выполнения задания: 2-5 минут.