X-PDF

Разработка мастер класса: Активные методы обучения

Поделиться статьей

 

МАСТЕР-КЛАСС

«Активные методы обучения в начальной школе»

(Использованиеактивных методов на уроках в начальной школе)

-Здравствуйте,уважаемые коллеги. Зовут меня Татьяна Владимировна.

Хочу поделиться опытом работы ипредставляю Вам мастер-класс «Активные методы обучения в начальной школе»

 Позвольтеначать мастер-класс вот с такой притчи.
Наберись смелости – сделай попытку!
Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобыузнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост.Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.
«О, вы, подданные мои», — обратился к ним царь, — «у меня есть для вас труднаязадача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих когромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда невидывал. «Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был вмоем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» — спросил царь.
Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые считалисьмудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогутоткрыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего неоставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишкомтрудна для них. Лишь один визирь подошел к замку.
Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различнымиспособами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо — замокоткрылся! Он просто, был не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: «Тыполучишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь ислышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку.

За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первыйплан современность выдвигает цели развития личности ученика, формирования иразвития у младших школьников учебной деятельности. Поэтому современный учительсам должен свободно и гибко оперировать информацией, уметь легко показатьучащимся уровень их собственных знаний и научить способам ихсовершенствования. 
Всем известно, что привычной и желанной формой деятельности для ребенкаявляется игра, значит можно использовать эту форму организации деятельности дляобучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс. Современный учительдолжен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии. Возникает вопрос:почему же мы продолжаем использовать те методы обучения, которые вызываютскуку, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь можновнедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательныхпрограмм, тем более, что серьезная потребность в этом давно уже существует. Какэто сделать? Все просто, как в притче: «Наберись смелости – сделайпопытку!»

 

Не секрет, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.

Предлагаю сегодня не просто слушать, а действовать, чтобы % запоминания материала был высок.

Цельсегодняшнего мастер-класса: показать применение активных методовобучения на разных этапах урока в начальной школе.
Существуют различные методы в педагогике. Известны пассивные методы,когда педагог играет центральную роль и при этом преобладает монолог в обучении; активные (здесьпедагог является главным источником информации, но учащиеся активно включаютсяв обсуждение вопросов, решение задач)

Однако,существует ещё одна очень интересная форма обучения детей – интерактивная. Педагогв ней теряет центральную роль, он становится организатором образовательногопроцесса. Дети на таких занятиях взаимодействуют друг с другом, а педагогзаботится о том, чтобы их усилия были направлены на положительный результат.Разделение на пассивные, активные и интерактивные методы довольно условно, таккак в практике они чаще всего переплетаются, но возможен и акцент на один изметодов.

 

Как гласит китайская мудрость : «СКАЖИ МНЕ– И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ».

Длякаждого этапа на уроке используются свои АМО, позволяющие эффективно решатьконкретные задачи этапа.

Так,например, для начала урока могут быть использованы такиеметоды как:

 

1.     АМ началаобразовательного мероприятия

2.     (СЛАЙД)

Уважаемыеколлеги, для положительного настроя на работу и для    установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю вам упражнение«Поздороваемся ладошками!».

-Пожелаемдруг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь.Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы сословами: Желаю (большой)

                                                                         Успеха(Указательный)

                                                                          Большого(средний)

                                                                          Вовсем (мизинец)

                                                                         Здравствуй( всей ладонью)

 —А теперь я хочу подарить вам детские ладошки на память и пожелать всем наминтересной и плодотворной работы. 

Этиметоды займут немного времени и дадут ребятам заряд положительных эмоций.Следующий этап урока, на котором используются АМО

 

2. АМвыяснение целей, ожиданий и опасений

-Для выяснения образовательных целейучеников, их ожиданий и опасений (Постановка цели)
На данном этапе можно использовать такие методы как:

 «СЛАЙД»

Этиметоды позволяет лучше понять класс и каждого ученика, для обеспеченияличностно-ориентированного подхода. Ученикам данный метод позволит более четкоопределиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания иопасения, с тем, чтобы педагог мог их знать и учитывать в своей работе науроке.

— Амы с вами свои ожидания и опасения запишем на ладошках. Они разделены на двечасти. Первая -это ваши ожидания, а вторая часть -ваши опасения.

-Например, яожидаю увидеть заинтересованных, активных коллег, получить удовольствие отобщения; мои опасения – малая активность, материал не заинтересует.

(Участникимастер-класса пишут свои ожидания и опасения )

В концемастер-класса мы вернёмся к нашим ладошкам и посмотрим, подтвердились ли вашиожидания и опасения.

-Зачитайте вслух свои ответы.(по желанию зачитывают). 

— Наэтапе

3 АМ презентации нового материала

Можноиспользовать такие методы как:

«КубикБлума»

«Белыепятна»

«Инфо-угадай-ка»

«Кластер»

«Синквейн »


— Мы с вами применим метод «Инфо-карта».
Цели метода: представление нового материала, структурированиематериала, оживление внимания. Он применяется при работе в группах.

— Возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода. Итак, тема«Активные методы обучения». Листок разделён на 4 сектора. 

Сектор 1 – «понятие».

-Итак, определимся с понятием «активные методы обучения».

-Подумайте и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу. (Ответыпедагогов)
(слайд)
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность иразнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессеосвоения учебного материала.
-Запишите.(Система методов, которая обеспечивает активность иразнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся) 

Сектор 2 – этапы урока. 

-Как вы считаете, а каких этапах урока можно применять АМО? (Ответыпедагогов)
(слайд)
Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.
— (Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей изадач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний,организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация ).

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющиеэффективно решать конкретные задачи этапа урока. 

Сектор 3 – виды АМО.(Ответы педагогов)
(«Добрый день», «Поздоровайся глазами», «Что у меня на сердце», «Фруктовыйсад», «Мой цветок», «Инфо-угадайка»)

Кэтому сектору вы можете возвращаться и заполнять его новыми АМ. 

Сектор -4. Цели применения АМО. (Ответы педагогов)

 Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков,учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаётбыть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и  становитсяактивным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностьюподчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей исомнений.

 

4. АМрелаксации

Не стоитзабывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь

иногданескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно

расслабиться,восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят

сделатьэто, не выходя из класса.

(СЛАЙД)

 

Мыс вами тоже немного расслабимся, встряхнёмся и восстановим энергию при помощи«Геометрической абстракции».

-Представьте себе шар, погладьте его со всех сторон. Он большой, огромный.(Ученики «обхватывают» руками и гладят воображаемый шар).

-Атеперь представьте себе конус, дотроньтесь до его вершины. Конус растет вверх,вот он уже выше вас. Допрыгните до вершины. (Ученики слегка подпрыгивают.)

-Представьте,что вы внутри цилиндра, похлопайте, пожалуйста, его по верхнему основанию, понижнему, по боковой поверхности.

_Спасибо,присаживайтесь на свои места.

На этом этапе можно применять готовые физминутки дляглаз, двигательные, речевые.

Следующийметод с которым бы я хотела вас познакомить, это

 «Написаниесинквейна», я уверенна, что многие с ним знакомы. Его применяют

на этапеобобщения знаний. В чем смысл этого

методическогоприема? Составление синквейна требует от ученика в кратких

выраженияхрезюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но поопределенным правилам. Правила написания синквейна таковы. На первой строчкезаписывается одно слово — существительное. Это и есть тема синквейна. Например,составим синквейн слова «война».

На второйстрочке надо написать два прилагательных, раскрывающих

темусинквейна.(жестокая,страшная)

На третьейстрочке записываются три глагола, описывающих действия,

Представленная информация была полезной?
ДА
60.68%
НЕТ
39.32%
Проголосовало: 1325

относящиесяк теме синквейна. (убивает, разрушает, сжигает)

Начетвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение,чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы.(Войнаприносит- несчастье!

Последняястрочка — это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство илисравнение.(Горе),такой синквейн составили с 4а классом на Разговоре о важном, посвященномблокадному Ленинграду.

— Использоватьсинквейн удобно на уроках литературного чтения для составления характеристикигероя. Например: М. Пришвин «Выскочка» 4 класс.

1.   Сорока.

2.   Глупая,бесхвостая.

3.   Скачет,спорит, не слушает.

4.   Сорока безхвоста, как муха с хвостом.

5.   Воровка.

 

1.  Собака

2.  Умная, наблюдательная

3.  Наблюдает, смотрит, отрывает

4.  Вьюшка наказывает наглую сороку

5.  Вьюшка

 

Уважаемыеколлеги, попробуем составить синквейн по теме нашего мастер-классасамостоятельно.  Возьмите листочки, с пометкой «Метод составлениясинквейна»

 

Итак, темасинквейна

Метод.

…….

………..

……….

….

Заслушиваютсяответы.

— Вот какойсинквейн составила я.

(СЛАЙД)

 

 

Метод.

Эффективный,активный.

Мотивирует,увлекает, учит.

Применяетсяна разных этапах урока.

Успех!

 

 

6.Рефлексия.

Этиметоды помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Дляучителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоилихорошо, а на что обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратнаясвязь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

Укаждой методики есть свои плюсы и минусы.

+ Активныеметоды обучения помогают:

-формирование положительной учебной мотивации;

-повышение познавательной активности учащихся;

-активное вовлечение учащихся в образовательный процесс;

-развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;

-эффективное усвоение большого объема учебной информации;

-развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

-развитие универсальных навыков.

Недостатки АМО

​ -Дети  не могут совладать со своими эмоциями, следовательно,  науроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.

-Вернемсяк нашим ладошкам, где вы написали свои ожидания и опасения перед началомработы. Если ваши ожидания сбылись, а опасения развеялись, загните пальчики ипокажите ладошки.

Взаключении хочу рассказать вам притчу «Все в твоих руках» (слайд)

Жилмудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает невсе. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меняв руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю,скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках»

Рефлексия«Все в твоих руках»

-Вернемсяк нашим ладошкам. Каждый палец на ладошке, это какая- то позиция, по которойнадо высказать свое мнение.

Большой– для меня было интересным и важным …(высказывания коллег)

Указательный– по этому вопросу я получил(а) конкретную рекомендацию.

Средний– моя оценка психологической атмосферы…

Безымянный– мне понравилось…

Мизинец– ваши предложения

— Ксожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас со многими другимиактивными методами обучения.

Ив заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что большевсего дети утомляются в бездействии.

«Всев ваших руках»

Учитьдетей сегодня трудно,

Ираньше было нелегко.

Читать,считать, писать учили:

«Даёткорова молоко».

ВекXXI – век открытий,

Векинноваций, новизны,

Ноот учителя зависит,

Какимидети быть должны.

Желаювам, чтоб дети в вашем классе

Светилисьот улыбок и любви,

Здоровьявам и творческих успехов

Ввек инноваций, новизны!

-Спасибо за работу!

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.68%
НЕТ
39.32%
Проголосовало: 1325

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.68% НЕТ 39.32% Проголосовало: 1325


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет