X-PDF

Разработка на тему «Чередование звуков. Беглые гласные». (5класс)

Поделиться статьей

Конспект урока русского языка в 5 «А» классе

учителя второй  квалификационной категории МБОУ «СОШ №24»

Гитинамагомедовой А.А.  2022-2023 учебный год

Тема урока: «Чередование звуков. Беглыегласные».

Цель урока: формирование понятия о чередованиизвуков и беглых гласных в разных частях слова.

Задачи:

1.      Предметная: формированиезнаний о беглости гласных как варианте чередования; формирование уменияразбирать по составу слова с чередующимися согласными и беглыми гласными;развитие умения подбирать однокоренные слова таким образом, чтобы в нихпроисходило чередование звуков. Развитие орфографической и пунктуационнойграмотности.

2.      Коммуникативная: развиватьумение систематизировать изученный материал, умение обосновывать свою точкузрения.

3.      Личностная: воспитыватьличностные качества — самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать о видах чередований гласных и согласных звуков в корняхслов, об отражении некоторых чередований на письме; знать пе­реченьчередующихся звуков; знать о чередовании гласных О и Е с нулем звука в одной итой же морфеме. Уметь опознавать чередования гласных и согласных звуков приобразовании и изменении слов в корне; опознавать слова с бег­лыми гласными О иЕ в разных морфемах; подбирать слова с беглыми гласными по образцам.

Метапредметные:

(Познавательные УУД) Извлекать фактуальную информацию из текстов,содержащих теоретические сведения;

(Коммуникативные УУД) способность участвовать в речевом общении,соблюдая нормы речевого этикета; работа в группе, коммуникативновзаимодействовать с одноклассниками в процессе совместного выполнения задания;приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные:

Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.

 

Ход урока

Организационный момент.

Приветственное слово учителя. Проверка домашнего задания

Актуализация знаний.

Учитель:

— Ребята! Скажите, пожалуйста, как мы называем разбор слова посоставу? (Морфемный разбор / анализ)

— Как мы называем значимую часть слова? (Морфема)

— Какой раздел науки о языке изучает морфемный состав слова?(Морфемика)

— Как называется морфема, которая передает грамматическое значениеслова? (Окончание)

— В какой морфеме чаще всего заключается лексическое значениеслова? (Корень)

— Какая морфема может стоять перед корнем? (Приставка)

Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

— Какая морфема может стоять после корня и перед окончанием?(Суффикс)

Учитель: Хорошо, спасибо! А теперь ответьте, может ли слова иметьтакой морфемный состав? (Учитель на доске рисует схемы слов. Еслипоследовательность морфем перепутана, учащиеся располагают морфемы в нужномпорядке) Найдите на каждую схему пример из упражнений 417, 418.

Ответы учеников.

Учитель: Замечательно! Мы вспомнили с вами порядок расположенияморфем в слове и теперь можем приступить к выполнению следующего задания. Передвами на доске записаны морфемы. Следуя принципу расположения морфем, составьтефразу из данных частей слова.

Ответы учеников: Истинная любовь к своей стране немыслима безлюбви к своему языку.

Учитель: Прекрасно! У нас получилось высказываниеК.Г.Паустовского.

 

Физкультминутка (Учитель читает предложения. Если предложениесложное, учащиеся должны встать. Если предложение простое, учащиеся продолжаютсидеть)

 

Учитель: Спасибо! Вернемся к высказыванию К.Г.Паустовского? Как выпонимаете его?

Ответы учеников.

Учитель: Любить язык – это значит знать его историю. Без знанияистории языка невозможно понять многие закономерности, которые мы выявляем всовременном русском языке. Какую закономерность мы можем выявить, говоря обэтих однокоренных словах: таскать – тащит, кормить – кормлю, осмотреть –осматривать и т.д.?

Ответы учеников: В данных словах мы наблюдаем чередованиесогласных и гласных звуков.

Учитель: Давайте запишем с вами следующее: «В русском языкераспространено такое явление как чередование гласных и согласных в корне слова.И за каждой парой или тройкой чередующихся звуков стоит длительный процессязыковых перемен. Значение корня при чередовании не меняется».

Учитель: Чередование может происходить в корнях (друг – друзья),суффиксах (дочек – дочка) и приставках (втереть – вотру). Посмотрите на экран,перед вами слова: пень – пня, сынок – сынка. Что произошло в данных словах?

Ответы учеников: Выпал гласный звук.

Учитель: В далекую старину в языке были особые гласные звуки,которые на письме обозначались буквами Ь и Ъ(назывались они ерь и еръ). Они исейчас есть в русском языке, но они не являются звуками, у них особые функции.В древности они обозначали самостоятельные звуки: ъ- звук, похожий на оченькраткое о, а ь – звук, напоминающий краткое е. Писали сънъ, дьнь. Прошло многолет, и судьба этих гласных резко изменилась: в одних положениях они выпали, вдругих заменились гласными О и Е. Так из слова сънъ – съна, дьнь- дьняполучились сон- сна, день- дня.

Беглые гласные – это гласные, которые при изменении формы словаимеют свойство «убегать». И это тоже вид чередования звуков.

Учитель: 1) А сейчас запишите в столбик слова и подберите к нимоднокоренные слова таким образом, чтобы происходило чередование согласныхзвуков в корне.

Проверка задания.

2)Запишите слова в столбик и подберите к ним однокоренные словатаким образом, чтобы гласный звук «убежал».

Проверка задания.

Учитель: Запишите, пожалуйста, домашнее задание: упражнение 431.Спасибо за урок! Вы сегодня хорошо поработали. Оценки за урок получаютследующие ученики…

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет