Конспект урока русского языка в 5 «А» классе
учителя второй квалификационной категории МБОУ «СОШ №24»
Гитинамагомедовой А.А. 2022-2023 учебный год
Тема урока: «Чередование звуков. Беглыегласные».
Цель урока: формирование понятия о чередованиизвуков и беглых гласных в разных частях слова.
Задачи:
1. Предметная: формированиезнаний о беглости гласных как варианте чередования; формирование уменияразбирать по составу слова с чередующимися согласными и беглыми гласными;развитие умения подбирать однокоренные слова таким образом, чтобы в нихпроисходило чередование звуков. Развитие орфографической и пунктуационнойграмотности.
2. Коммуникативная: развиватьумение систематизировать изученный материал, умение обосновывать свою точкузрения.
3. Личностная: воспитыватьличностные качества — самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать о видах чередований гласных и согласных звуков в корняхслов, об отражении некоторых чередований на письме; знать переченьчередующихся звуков; знать о чередовании гласных О и Е с нулем звука в одной итой же морфеме. Уметь опознавать чередования гласных и согласных звуков приобразовании и изменении слов в корне; опознавать слова с беглыми гласными О иЕ в разных морфемах; подбирать слова с беглыми гласными по образцам.
Метапредметные:
(Познавательные УУД) Извлекать фактуальную информацию из текстов,содержащих теоретические сведения;
(Коммуникативные УУД) способность участвовать в речевом общении,соблюдая нормы речевого этикета; работа в группе, коммуникативновзаимодействовать с одноклассниками в процессе совместного выполнения задания;приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные:
Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.
Ход урока
Организационный момент.
Приветственное слово учителя. Проверка домашнего задания
Актуализация знаний.
Учитель:
— Ребята! Скажите, пожалуйста, как мы называем разбор слова посоставу? (Морфемный разбор / анализ)
— Как мы называем значимую часть слова? (Морфема)
— Какой раздел науки о языке изучает морфемный состав слова?(Морфемика)
— Как называется морфема, которая передает грамматическое значениеслова? (Окончание)
— В какой морфеме чаще всего заключается лексическое значениеслова? (Корень)
— Какая морфема может стоять перед корнем? (Приставка)
— Какая морфема может стоять после корня и перед окончанием?(Суффикс)
Учитель: Хорошо, спасибо! А теперь ответьте, может ли слова иметьтакой морфемный состав? (Учитель на доске рисует схемы слов. Еслипоследовательность морфем перепутана, учащиеся располагают морфемы в нужномпорядке) Найдите на каждую схему пример из упражнений 417, 418.
Ответы учеников.
Учитель: Замечательно! Мы вспомнили с вами порядок расположенияморфем в слове и теперь можем приступить к выполнению следующего задания. Передвами на доске записаны морфемы. Следуя принципу расположения морфем, составьтефразу из данных частей слова.
Ответы учеников: Истинная любовь к своей стране немыслима безлюбви к своему языку.
Учитель: Прекрасно! У нас получилось высказываниеК.Г.Паустовского.
Физкультминутка (Учитель читает предложения. Если предложениесложное, учащиеся должны встать. Если предложение простое, учащиеся продолжаютсидеть)
Учитель: Спасибо! Вернемся к высказыванию К.Г.Паустовского? Как выпонимаете его?
Ответы учеников.
Учитель: Любить язык – это значит знать его историю. Без знанияистории языка невозможно понять многие закономерности, которые мы выявляем всовременном русском языке. Какую закономерность мы можем выявить, говоря обэтих однокоренных словах: таскать – тащит, кормить – кормлю, осмотреть –осматривать и т.д.?
Ответы учеников: В данных словах мы наблюдаем чередованиесогласных и гласных звуков.
Учитель: Давайте запишем с вами следующее: «В русском языкераспространено такое явление как чередование гласных и согласных в корне слова.И за каждой парой или тройкой чередующихся звуков стоит длительный процессязыковых перемен. Значение корня при чередовании не меняется».
Учитель: Чередование может происходить в корнях (друг – друзья),суффиксах (дочек – дочка) и приставках (втереть – вотру). Посмотрите на экран,перед вами слова: пень – пня, сынок – сынка. Что произошло в данных словах?
Ответы учеников: Выпал гласный звук.
Учитель: В далекую старину в языке были особые гласные звуки,которые на письме обозначались буквами Ь и Ъ(назывались они ерь и еръ). Они исейчас есть в русском языке, но они не являются звуками, у них особые функции.В древности они обозначали самостоятельные звуки: ъ- звук, похожий на оченькраткое о, а ь – звук, напоминающий краткое е. Писали сънъ, дьнь. Прошло многолет, и судьба этих гласных резко изменилась: в одних положениях они выпали, вдругих заменились гласными О и Е. Так из слова сънъ – съна, дьнь- дьняполучились сон- сна, день- дня.
Беглые гласные – это гласные, которые при изменении формы словаимеют свойство «убегать». И это тоже вид чередования звуков.
Учитель: 1) А сейчас запишите в столбик слова и подберите к нимоднокоренные слова таким образом, чтобы происходило чередование согласныхзвуков в корне.
Проверка задания.
2)Запишите слова в столбик и подберите к ним однокоренные словатаким образом, чтобы гласный звук «убежал».
Проверка задания.
Учитель: Запишите, пожалуйста, домашнее задание: упражнение 431.Спасибо за урок! Вы сегодня хорошо поработали. Оценки за урок получаютследующие ученики…
