ГБОУ «Углегорская СШИ №6»
Разработка открытого урока попредмету «Музыка» в 5 классе:
«Православные храмы и русскаядуховная музыка»
Подготовила и провела: Белан Л.В.
2020-2021уч.год
Цели урока:
—Раскрытьпонятие жанра хоровой музыки.
-Усвоить особенности жанровнародно-хоровой, хоровой храмовой и светской музыки.
— Познакомить с музыкальными образцамиэтих жанров.
Задачи:
Развивающая:
-способствовать развитию аналитическогомышления;
— способствовать развитию активногослухового восприятия;
— способствовать к развитию интереса кизучению предмета, познавательной активности;
— способствовать расширению кругозора.
Образовательная:
-отработать умение находить в музыкальныхпримерах отличительные особенности жанров;
— формировать способность анализировать и сравнивать музыкальные примеры;
— формировать умение ориентироваться вжанрах используя полученные знания.
Воспитательная:
— способствовать развитию гармоничной иэрудированной личности учащихся.
— Приобщать к родной культуре и традициям.
Коррекционно-развивающие задачи:
— развитие зрительного восприятия иузнавания;
-развитие пространственных представлений и ориентаций;
-развитие зрительной памяти и внимания;
-развитие слухового внимания и памяти;
Ход урока.
I Организационный момент.
1. Вход без музыки.
2. Музыкальное приветствие.
II. Развитие темы.
Вводная беседа (диалог) с учащимися:
— Дети, кто извас был в церкви?
— Слышали ли вы там музыку? (Нет)
— А пение хора слышали? (Да, онпел без музыки.)
— В какую церковь вы ходили?
— Понятно было вам, о чем поет хор? (Нет, не понятно, необычная речь.)
— Чтобы разобраться, почему мы непонимаем слов песнопений в церкви, мы проведем урок на тему «Православные храмыи русская духовная музыка». (Запись в тетрадях.)
— Прочитайте на доске эпиграф кнашему уроку:
«Прости мне, Боже, прегрешенья
И дух мой томный обнови,
Дай мне терпеть мои мученья
В надежде, вере, и любви.» И. Козлов. (Запись в тетрадях.)
Историярусского церковного пения начинается со времени распространения христианства наРуси еще задолго до крещения русских при святом князе Владимире (КрасноСолнышко). (Показ слайда 4.) Обряд крещения киевлян происходил в водахДнепра.
Прежде, чем избратьверу, князь Владимир отправил в разные страны послов. Красота богослужения,увиденная ими в Греции, входившей в состав государства Византии, потрясла их. В988г. Русь приняла христианство, и святой князь Владимир после своего крещенияпривез в свою столицу Киев вместе с духовенством певцов, по происхождениюславян. В то же время из Греции был привезен полный церковный хор, в которомбыли певцы – греки. Таким образом, первые страницы истории русского церковногопения указывают на зависимость его как от пения славянской церкви, так и отпения греческой церкви. Это составляет отличительный признак истории русскогоцерковного пения. (Слайд 5.)
Церковное пение вдревности было одноголосное, унисонное, мужское. Это выражало идею единомыслия,соединения сердец и умов: «Пусть язык твой поет, а ум пусть прилежно размышляетнад смыслом песнопения». Еще одной отличительной чертой русской православноймузыки является пение без сопровождения – а capella. Человеческий голоспризнавался единственным музыкальным инструментом, которым можно воплотитьслово о Боге в музыкальных звуках. Самым первоначальным и древнейшим распевомРусской Православной Церкви является «знаменный » распев, который получил своеназвание от слова «знамя», то есть нотный знак. (Слайд 6.) Запись музыкиосуществлялась безлинейными знаками. Позднее знаменная нотация получиланазвание крюковой, по названию одного из главных ее знаков– крюка.. Эти распевы отличаются глубокой эмоциональностью, рисуютопределенные образы и картины.(Слайд 7.)
— Послушайте и спойтестаринный знаменный распев.
(Учитель демонстрирует пример, детиповторяют.)
Дидактическая игра «Пение с хороводом»
— Первые русскиекомпозиторы церковного пения – С.А. Дехтярев, Д.С. Бортнянский, М.С.Березовский(Слайд 8) – были самыми видными преемниками итальянской школы в пении, норусские композиторы не копировали итальянскую музыку, а творчески освоили еедостижения и написали духовно-музыкальные сочинения, соответствующие потребностямрусского богослужебного пения.
— Когда вы были вцеркви, вы обратили внимание на купол, потолок храма? Наше нёбо устроено так,что когда мы поем, звук идет в нёбо, тогда он получается звучным. А в церквиспециально создается такой архитектурный ансамбль, при котором вверху купола сокнами или без них (Слайд 9). Пение как бы улетает вверх, к Богу, делаетсянежнее, звучнее, прозрачнее, звук делается «неземным». Это тоже сложилосьиздавна. Присутствие икон в церкви создает свой православный мир, в который человекприходит сам и несет на излечение свою душу.
О значениицерковного пения хорошо говорят святые отцы церкви: (Слайд 10).
Значение духовногопения заключается в том, что оно способствует живейшему участию верующих вбогослужении, воспитывает их, делает лучше, способствует глубокомуусвоению человеческих истин. «Церковное пение есть действенная связь земли снебом».
— В начале ХХвека хоровое церковное пение в России достигло большого расцвета, Почти во всехправославных русских храмах, даже в больших селах, были хорошие хоры.Наиболее выдающиеся хоры того времени – Придворная певческая капелла МосковскийСинодальный хор, хор Архангельского (в Петербурге), хор Юхова (в Москве),капелла Д.Иванова (в Москве) и др. Хор пел во время церковных служб и во времядворцовых праздников и увеселений, участвовал в спектаклях – это о Придворнойпевческой капелле. С 1837 года руководителями этой капеллы были М.И.Глинка,Н.А.Римский-Корсаков, М.А.Балакирев – все известные русские композиторы. (Слайд 11).
(Слушание в аудиозаписи «БогородицеДево, радуйся» из «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова).
Среди частныхрусских духовных хоров лучщим являлся хор, который организовал известныйцерковный композитор и талантливый дирижер Александр АндреевичАрхангельский. Он был первым, кто ввел в состав хора женские голоса вместоголосов мальчиков (до этого все церковные хоры состояли из мальчиков и мужчин).Хор исполнял все лучшие духовно-музыкальные произведения Римского-Корсакова,Чайковского, Чеснокова, Калинникова, Гречанинова.
Послушаемцерковно-славянский хор П. Чеснокова «Ангел вопияше». (Звучит аудиозаписьи показ слайдов церквей, соборов, икон – 13,14,15,16,17,18,19,20).
— Какая этомузыка по характеру? (Плавная, величавая, мудрая, равнодушная к деламжитейским, спокойная, чистая, скромная, душевная.)
— Хочется ли вамБыстро двигаться под такую музыку или что-то другое приходит на ум? Что высебе представляете, слушая такую музыку? (Двигаться быстро не хочется.Хочется посидеть и подумать о смысле жизни, музыка успокаивает, снимает стресси печаль. Человек освобождается от «грехов». Хочется совершать добрыепоступки.)
— Русскаяцерковная музыка была частью храмового синтеза искусств, воздействовала начувства и мысли верующих людей наряду с красотой храма, иконописи, обрядабогослужения.
— Да, ребята, итогпрослушивания или исполнения духовной музыки – очищение души, пробуждение всебе лучших качеств, желание помочь ближнему, отрешение от земной (мирской)суеты. Такая музыка лечит душу.
— Давайте разберемсредства музыкальной выразительности церковного пения. (Слайд 21) (Мелодияплавная, выражает различные образы и состояния. Много подголосков. Динамика –от pp до ff. Темп – спокойно, плавно, медленно. Дикция – ясность,разборчивость произношения. Звуковедение – связное, плавное, используетсяцепное дыхание. Тембр – звук округлый, не открытый).
III. Обобщение.
— На сегодняшнем урокемы познакомились с русской духовной музыкой, церковным пением.
— Какова рольцерковного пения? Зачем оно нужно человеку, что оно дает? (Бессмертие души.Снимает стресс. Связь земли и неба, Учит делать добро и т.д.)
В заключении прочитаюстихотворение Александра Дмитриевича Кастальского, которое еще раз позволит намкратко проследить историю русского церковного пения:
Собегалися речки песенны
Речки песенны, что из дальних стран.
Одна реченька – Цареградская,
Друга реченька-то славянская:
Старосербская, да Болгарская.
Сошлись реченьки, слились песенны
В стольном Киеве, на Руси святой.
И запел, завел старый Киев-град
Песню церковную, старокиевскую.
Уж из той реки большой знаменной
Растеклись ручьи во все стороны
По лицу земли святорусские.
Вся запела Русь песни Божии.
По восьми гласам служба правила,
По крюкам, знаменам Бога славила,
По обителям, по скитам пошло
Пенье красное, сладкозвучное.
Где дьяки поют зычным гласом,
Где же братья поустроены
Клиры чинны и степенны.
А и сладостно в храмах Божиих:
Хоры стройны, умилительны
Со мальцы-детьми ведут пение.
Гласы мужеские с гласы детскими
Сочетаются, соливаются
И к подножию Бога вышнего
Золотой трубой поднимаются.
Но не всякому дан тот высокий дар
Бога песнею славословить.
Дар учительства песней Божией
Дар усики песней творчества.
IV. Итог урока.
Выставление оценок.Выход из класса тихо, без музыки.
Домашнеезадание. Посещение церкви, слушание духовной музыки.