Разработка плана конспекта урока для 5 класса по теме «Тексткак форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовкитекстов»
Тема2. Подготовка текстов на компьютере (9 часов)
Урок№ 1
Тема урока. Тексткак форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовкитекстов
Образовательная цель:
ü датьучащимся представление о понятиях текстовая информация, текстовый процессор;
ü закрепитьпредставления о разных формах представления текстовой информации;
ü продемонстрироватьважность умения работать с текстом.
Деятельностная цель:развивать коммуникационные навыки, принимать самостоятельные решения.
Тип урока: урок«открытия» новых знаний.
Методы:словесный, наглядно-иллюстративный, практический.
Оборудование:компьютеры, проектор, индивидуальный раздаточный материал
Ходурока
I.Мотивация к учебной деятельности
Ярада нашей новой встрече,
Мнес вами интересно, друзья!
Интересныеваши ответы
Судовольствием слушаю я.
Мысегодня будем наблюдать,
Выводыделать и рассуждать.
Ачтобы урок пошел каждому впрок,
Активнов работу включайся, дружок!
-Ребята, посмотрите на экран и скажите, что объединяет все эти картинки.
|
|
|
|
— Определить тему урока нам поможетследующая закодированная информация, давайте ее декодируем
Записывают тему урока в тетради.
— Как выдумаете, что мы сегодняузнаем на уроке?
— Чему мы должны сегодня научиться?
II. Актуализация знаний ификсирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
С понятием информация мы уже знакомы.Давайте вспомним:
· Что такоеинформация? (сведения об окружающем нас мире)
· Какиеформы представления информации вы знаете? (числовая, символьная, графическая)
· Какчеловек хранит информацию?
· Какчеловек передает информацию?
· Чтопонимается под кодированием информации?
Работа в парах
Каждой букве алфавита поставлена в соответствиепара чисел: первое число – номер столбца, второе – номер строки следующейкодовой таблицы:
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
к |
л |
м |
н |
о |
ь |
ъ |
ы |
э |
ю |
я |
<пробел> |
2 |
п |
р |
с |
т |
у |
ф |
х |
ч |
ц |
ш |
щ |
, |
3 |
а Представленная информация была полезной? ДА 60.28% НЕТ 39.72% Проголосовало: 1274 |
б |
в |
г |
д |
е |
ё |
ж |
з |
и |
й |
. |
Расшифруйте следующеесообщение:
(9,3) (1,3) (12,1) (5,3) (5,1) (2,3) (2,2) (5,1) (12,1) (5,3) (5,1) (2,3) (2,2) (5,1) (3,1) (12,1) |
За добро добром |
(10,3) (12,1) (1,2) (2,1) (1,3) (4,2) (11,1) (4,2) (12,3) |
и платят. |
III. Проблемное объяснение новогознания
Очень давно люди изобрели специальнуюсистему знаков для кодирования звуков человеческой речи. Так зародиласьписьменность. Народы населяющие Землю делали это по-разному.
В начале урока мы уже видели, какотличалась письменность у разных народов.
Для того чтобы получить еще одинэкземпляр рукописи, требовалось переписать ее заново. Поэтому каждая книгастановилась самостоятельным произведением искусства.
Тиражирование рукописей сталовозможным лишь с изобретением книгопечатания. О том, как и когда возниклокнигопечатание в России, нам расскажет …
Сообщение учащегося о книгопечатаниив России.
А теперь попробуйте самостоятельнопоработать с текстом.
Работа в группах.
Выполняем задание с карточками. Изполовинок составить слова.
Половинки записаны вразнобой. Вашазадача соединить эти половинки между собой так, чтобы текст состоял из слов.
Мел-одия, три-буна, фарт-ук, мед-ведь, ураг-ан, пар-ад, драк-он, гор-шок, мол-око, вор-она |
Подвести итог (какая группа быстреесправилась с заданием).
Любой из вас согласится с тем, какмного сил и времени затрачивается на многочисленные записи, которые приходитсяделать в разных ситуациях. На уроке вы записываете в тетради объяснениеучителя; дома – домашнее задание; пишите письма родственникам или друзьям; кто-тозанимается литературным творчеством и пр. При ручной записи или даже прииспользовании пишущей машинки часто неприятной проблемой становитсянеобходимость исправлять ошибки или вносить какие-то изменения в текст. Приэтом приходится зачеркивать, стирать, заклеивать, что портит вид текста.Необходимость переписывать текст ведет к лишнему расходу бумаги.
Компьютер коренным образом изменилтехнологию письма.
Компьютер, это универсальное средстводля работы с текстовой информацией.
С помощью специальных программ можнонабрать текст, внести в него изменения, записать текст в память компьютера длядлительного хранения, отпечатать на принтере нужное количество экземпляров безповторного ввода и отправить текст по электронной почте на другие компьютеры.
IV.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
1.Работа с учебником
— Откройте параграф 8 учебника инайдите определение. Что же такое текст? А что такое текстовая информация?
— Что помогает современному человекуработать с текстовой информацией?
Физкультминутка
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро-быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.
2. Работав парах
Познакомьтесь с названиямисоставляющих диалогового окна текстового процессора и, пользуясь раздаточнымматериалом, расскажите друг другу, какие названия вы запомнили
V.Самостоятельная работа с самопроверкой
Работас компьютером
Выполнение интерактивных упражнений:
1) Текстовая информация
https://learningapps.org/1044477
2) Элементы текстового редактораWordPad
https://learningapps.org/1044421
VI.Включение нового знания в систему знаний и повторение
— Что нового мы узнали на сегодняшнемуроке? (ответы учащихся)
— Таким образом, на сегодняшнем урокемы больше узнали о формах представления информации, выяснили, что текст – этонаиболее распространенная форма представления информации, что смысл текстаменяется при изменении всего лишь одного символа, поэтому впредь мы будемаккуратнее относиться к работе с текстом, написанию, чтению и формулировкетекстовых фрагментов.
— За работу с интерактивнымизаданиями получили оценки: озвучить оценки.
— За активную работу на урокеполучают оценки: озвучить оценки за урок.
VII.Рефлексия учебной деятельности
— Чтона сегодняшнем уроке вам понравилось? Что удивило, запомнилось? О чем высегодня обязательно расскажете дома?
— Перед вами на столах лежатсмайлики, нарисуйте им то настроение, которое у вас осталось после урока
VIII.Домашнее задание
Выполнить одно из заданий:
1. Приведите примеры текстов,различающихся по размеру, по оформлению, по начертанию.
2. Какой способ создания текста– компьютерный или рукописный – вам нравится больше? Свой выбор обоснуйте.
